Старое ружьё

СТАРОЕ  РУЖЬЁ

  Вечером отмечали возвращение Лёшки из рейса. Приятель,  как обычно, забавлялся отцовским ружьём: разглядывал клейма, проверял стволы на просвет, любовно поглаживал приклад и цевьё.
- Продай мне эту игрушку, Эдька. Ты ведь всё равно в оружии ничего не сечёшь... Ты у нас ботаник, тебе такая вещь никогда в жизни не пригодится...  А бабки ведь по зарез нужны – ты жениться собрался...  Я нормально за этот раритет выложу, по чесноку...
  -  Нет, не могу я продать ружьё, Лёха. Это память об отце, как ты не понимаешь?  Мой отец, военный лётчик, его с войны привёз. Батя рассказывал, что однажды, выбирая место для размещения временного аэродрома, команда советских офицеров, обнаружила развалины  полуразрушенного замка без признаков человеческой жизни. Прямо перед входом, на аллее, ведущей к бывшему главному въезду в поместье,  валялся чудом уцелевший дубовый шкаф, в котором притаилась коллекция охотничьих ружей. Взрывная волна вынесла тяжёлый ящик наружу. Лётчики немедля разобрали бесхозные трофеи. Мой батя выбрал для себя самый древний экземпляр: гладкоствольную двухстволку Зауэр, производства 1901 года, ореховый, резной приклад, украшенный накладными, серебряными пластинами с инкрустацией.

      - Ладно, закрыли тему... Наливай водовки, старичок – давно ведь не виделись... Я только сейчас из рейса, чмокнул мамку, подкрепился борщиком и бегом к лучшему другу... Ты ведь скоро женишься – наше братство загнётся.  А предки невесты тебя признали?
    - Признать то признали, но при встречах я не замечаю малейших следов радости на их лицах. Ленкин папахен очень крутой чувак – директор завода... Ты, брат, пей... Я больше не буду – свидание вечером, а моя Лена даже запах спиртного не переносит...
   
  Подобные разговоры происходили у закадычных друзей при каждой встрече. Парни подружились давно, ещё на первом курсе университета, во время поездки их группы на сельскохозяйственные работы, в подшефный колхоз. В один бурный вечерок они оба встали рядом, спина к спине, в потасовке из-за девушки на сельской дискотеке и не только сумели сдержать натиск местных отморозков, но ещё и умудрились выбраться из клуба без увечий. Фингал под глазом у Эдика, кровящий нос Лёши и его, разорванную в лоскуты рубашку потерями  не считали...

  С памятного вечера Эдик и Лёша держались вместе, привычка быть рядом переросла в мужскую дружбу.  Товарищеский союз  раскрасил в более яркие цвета серые будни учёбы в универе для обоих ребят. Окружающих людей не переставала удивлять взаимная преданность парней, так как они совершенно не соответствовали друг другу нравом и интеллектом. На самом деле, что может быть общего у самоуверенного здоровяка со средними способностями к учёбе, Алексея, и спокойного, красивого интеллигента, вечного отличника, Эдика?  Тем не менее, вопреки общему мнению, парни в течение пяти лет плечом к плечу продирались через тернии и радости студенческой жизни.

  После смерти отца мама Эдика разменяла квартиру семьи и студент разом превратился во владельца собственной комнаты в коммуналке, которая, в связи с удачным расположением в центре, стала своего рода исходной точкой для множества забавных эпизодов в жизни приятелей.  По мере возмужания, глубокое различие в характерах парней наиболее ярко проявилось в их отношениях с девушками.  Романтичный Эдуард верил в настоящую любовь и долгое время, понапрасну искал свою единственную суженную. Циничный Алексей стал серьёзным «ходоком» по слабому полу, менял девчонок гораздо чаще, чем перчатки и совсем не собирался останавливаться на достигнутом.

  В начале нового лета учёба, наконец, завершилась. Парням совсем не хотелось уезжать из любимой Риги – приходилось соглашаться на любое, никудышнее распределение или на свободный диплом. Эдуард выбрал наименьшее из зол и был направлен трудиться учителем физики в среднюю школу. Алексей предпочёл свободу, воспользовался знакомством отца на железной дороге и устроился работать механиком, сопровождающим рефрижераторные вагоны. Ему обещали серьёзные заработки, для него открылись возможности самых разнообразных левых приходов, а его семья больше не испытывала дефицита в продуктах. 
 
  В этот же период времени оба приятеля, практически одновременно, всё-таки угодили в серьёзные отношения. Романтик встретил свою любовь в пошивочном ателье, куда случайно забрёл, чтобы справить брюки. Волей судьбы, его будущая избранница, в эту же минуту, выплыла в приёмное помещение из примерочной кабины, облачённая в наскоро сколотую булавками заготовку будущего вечернего платья и выставила блистательную фигурку перед огромным зеркалом на стене. Несмотря на мгновенно разбитое сердце, Эдуард всё-таки решился на смелый поступок – пригласил красавицу в театр. Его избранницу звали Леной. После театра у пары также случались походы на студенческие вечеринки, поездка на каникулах в Питер и ещё много совместно проведённых дней и вечеров. Через три месяца обе стороны стали спонтанно поднимать тему интересных возможностей постоянной совместной жизни. Эдик предложил свою скромную жилплощадь для испытаний.  Лена ответила согласием, но твёрдо заявила, что эксперимент не будет одобрен её родителями без регистрации в ЗАГСЕ.  Соискатель супружеского счастья, в один из вечеров, надел свой единственный приличный костюм и предстал перед предками  любимой девушки. Скрепя сердце, родители Лены согласились с  кандидатурой не самого перспективного жениха, но категорически потребовали от молодых людей шестимесячного испытательного срока для проверки прочности скороспелой любви. Поэтому свадьбу Эдика и Лены приурочили только к Новому Году.   

  Циник встретил свою роковую любовь в помещении грузовых отправлений вокзала, куда зашёл, чтобы оформить проездные документы. В этот же момент времени яркая брюнетка, в живописном облачении стиля хиппи, выставила свою соблазнительную фигуру в очереди к конторке одного из служащих вокзала. Лёша, питающий особую слабость к выпуклым и круглым женским попкам, никак не сумел пройти мимо. В непринуждённой  беседе выяснилось, что имя искусительницы – Злата, её профессия – театральный художник, а цель пребывания на вокзале – отправка контейнера с мебелью в другую страну. Этим же вечером состоялось первое свидание видавших виды молодых людей, происходившее последовательно на танцевальных площадках двух симпатичных ресторанчиков, в каждом из которых подружку Лёши с восторгом приветствовали не менее половины гостей.  В финале, около трёх ночи, сладкая парочка очутилась в Юрмале, на чьей-то даче. Как окончательно прояснилось в постельной болтовне, семья Златы давно находится в «подаче», т.е. со дня на день ожидает разрешения ОВИРА на выезд в Израиль. Лёше вовремя подфартило – душа ветреной подружки, прощаясь с дорогими сердцу местами, требовала основательного загула. По этой причине недолгий союз протекал очень насыщенно и отлично вписался в программу прощальных мероприятий. Тусовки и сексуальные экзерсисы с богемной Златой сумели потрясти даже такого  бывалого «ходока», как Алексей – это были чистой воды полёты, во сне и наяву...  Эти отношения настолько оттаяли холодное сердце Лёши, что он втюрился на полном серьёзе, взял отпуск от работы и не расставался с  возлюбленной ни на одну минуту, до их самого последнего дня. 

  Потеря любимой женщины оставила глубокую рану в сердце Алексея.  Парень полностью слетел с катушек и перестал контролировать, случающиеся у него вспышки гнева. Однажды, не застав Эдика дома, он, со злости, разбросал по лестничной площадке свои гостинцы лучшему другу: сухую колбасу из Москвы и красивые яблоки из Ташкента.  В другой раз, на посиделках в пивном баре, напротив  рижских парней  устроилась компания четверых приезжих придурков, один из которых долго смаковал тупую шутку со  словом «жид», многократно варьируемым в разных падежах и числах. Алексей неожиданно вскочил, выплеснул бокал пива в лицо рассказчика и выкрикнул: - Мы, евреи, не любим, когда нас обижают! Оценив габариты, решимость и крайнюю степень отмороженности агрессора, растерянные придурки немедленно ретировались из пивнушки. Эдуард строго отчитал товарища:
    - Ты чо завёлся, брат! Каким это боком ты, вдруг, евреем оказался? Тебе до них какое дело?
Философский и грамотный ответ приятеля буквально сразил Эдика наповал: 
    - Правильному развитию общества, безусловно, мешают разного рода националисты и экстремисты, но ничуть не меньше его тормозят безразличные люди, которым глубоко наплевать на проявления расовой и национальной нетерпимости...

  Незаметно прошли лето и осень, свадьба была совсем не за горами. Эдик трудился с максимально возможной, часовой загрузкой. Он откладывал деньги с каждой получки, чтобы приобрести обручальные кольца. Его первая размолвка с любимой произошла из-за нехватки денег – Леночка категорически отказалась идти  под венец с женихом в поношенном костюме и стоптанных  туфлях. Завуч школы, в свою очередь, тоже  расстроила нового преподавателя физики мудрым советом:   - Эдуард Петрович, в день свадьбы вы обязаны преподнести невесте ценный подарок. Этим поступком вы навсегда утвердите себя в качестве мужа и главы семьи. Такова традиция...
    - Где взять деньги? Что подарить? – ломал голову Эдик. До свадьбы оставалось лишь две недели. Бедный учитель насилу дождался возвращения друга Лёшки из очередного рейса и позвонил:
    - Привет, брат! Мне срочно нужны деньги и твоя помощь. Я решил продать отцовское ружьё... Ты можешь ко мне зайти?
    - Я вечером заеду, бабки привезу, ты, старичок, только не волнуйся...

  Совет из народной мудрости «не имей сто рублей, а имей сто друзей...» сработал и для Эдика – через пару часов в коммуналку прибыл победоносный Лёша, ознакомился с проблемами товарища, обзвонил знакомых фарцовщиков, внимательно выслушал все предложения и назначил встречу. Затем деловой перец отправился ночевать к своей очередной пассии, пообещав другу явиться опять на следующее утро.

  Из квартиры самой крутой в их городе спекулянтки импортными шмотками парни вышли, загруженными по уши фирменными пакетами. Упаковка с блестящим, итальянским, мужским костюмом чёрного цвета в комплекте с рубашкой, галстуком и туфлями  вовремя и полностью решала проблему наряда жениха. Красивая, бархатная коробочка с малюсенькими швейцарскими часиками на изящном, золотом браслетике  должна была закрепить за Эдиком статус главы семейства. Лёшка гордился лёгкостью, с которой  сумел решить тяжкие проблемы приятеля.  Удачные покупки наскоро обмыли. Лучший друг поднял рюмку и торжественно, с пафосом, объявил тост:
    - Через две недели твоя свадьба, пускай тебе повезёт в твоём супружестве, дружище! Я беру пару отгулов – буду свидетелем, как ты просил. Спасибо, старичок, за ружьё. Не волнуйся – вещь попала в хорошие руки.  Ничего больше ты мне не должен, остаток денег – мой подарок на свадьбу.
Потом подумал и добавил: - Знаешь, я, пожалуй, сегодня ружьё забирать не буду – у меня свиданка, а завтра снова короткий рейс... Привези Зауэр ко мне домой сам, в следующие выходные...          
    - Спасибо, братуха, я доставлю...

  Всю следующую субботу без пяти минут молодожёны клеили обои в комнате Эдика. Лена впервые осталась ночевать. Жених освободился из под строгого контроля невесты только во второй половине дня, в воскресенье. Он надёжно упаковал шпагатом ружьё в подходящем по размеру, картонном ящике, заранее подобранном на задворках ближайшего магазина. Денег на такси не было. Общественный транспорт, из-за снежных заносов, двигался из рук вон плохо – парню пришлось очень долго мёрзнуть на остановке троллейбуса.  При подходе к Лёшкиному дому он издали заметил необычную активность вокруг подъезда, в котором располагалась квартира приятеля: милицейский воронок приткнулся прямо у входной двери, пара ментов устроилась в проходе, группка мрачных мужчин выскочила из «Волжанки» и нырнула в подъезд с крайне деловым видом, около дома скопилась толпа зевак...

  Эдик резко развернулся и поспешил обратно к остановке троллейбуса. Вечером он позвонил по хорошо знакомому номеру телефона своего товарища. Ответил отец Лёши:
     - Квартира Скобелевых, вас слушают...
     - Здравствуйте, Александр Николаевич, это Эдик – друг Лёши... С ним всё в порядке?
     - Я тебя узнал. Беда у нас большая, Эдик – твой дружок страшное дело сотворил, отличился...
     - В чём дело?
     - Он застал свою девушку с другим мужиком, иностранцем... Крыша поехала, мой сынок озверел и нанёс обоим любовникам, суммарно, восемнадцать ножевых ранений... Мужик в реанимации, а девушка умерла прямо на месте... Алексей сам пришёл в отделение милиции и сдался... У нас был обыск...  В комнате сына, вдобавок ко всему прочему, нашли патроны для охотничьего ружья... Пропал теперь наш Лёша надолго, будет отвечать по закону...

  В голове умного Эдика сразу завертелись альтернативно возможные сюжеты событий при чуть-чуть сдвинутых обстоятельствах.
В случае, если бы Лёша неделю назад сам забрал ружьё, то вместо восемнадцати ножевых ранений обязательно прозвучали бы два выстрела из обоих стволов... Следствие легко установило бы владельца Зауэра... Владелец, вместе с Лёхой, попал бы под суд, как соучастник убийства...
Пускай Лёша ружьё не забрал, как было на самом деле, но дневной троллейбус сегодня пришёл бы вовремя, согласно расписанию на остановке.  Владелец оружия доставил бы Зауэр в квартиру Лёхи как раз перед милицейским обыском, его задержали бы менты с обвинением типа «хранение и сбыт оружия»... При таком раскладе тоже судили бы их обоих... 

  Бог, однако, хранил праведного Эдика от развития альтернативных сценариев... На самом деле всё шло по намеченному Всевышним пути...  Свадьба состоялась точно в назначенный день – жениху пришлось взять своим свидетелем первого попавшегося однокашника. Жизнь любимца судьбы и в дальнейшем протекала удачно: обмен комнаты на отдельную квартиру с доплатой, рождение дочери, устройство на хорошую работу с помощью тестя, защита кандидатской диссертации, назначение на должность руководителя отдела и т.д. и т.п.

  Бог почему-то не стал сохранять Алексея от самого страшного сценария событий... Его жизнь дальше не потекла совсем, в полном смысле слова – парень получил двенадцать лет строгого режима, а через пару месяцев после этапирования в колонию, его родители получили официальное сообщение, главный смысл которого содержался в третьей строке: « ... ваш сын, Скобелев Алексей Александрович, трагически погиб во время массовой драки заключённых...».

Арк Лапшин, Нью-Йорк, Июль, 2015    
    
      

 

   


Рецензии
Экие страсти вокруг ружья.
Бывает.

Реймен   08.08.2019 16:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.