О Марии Максаковой

Мария Петровна Максакова

(1902 – 1974)

Мария Петровна Максакова (Сидорова) (1902 – 1974) родилась в Астрахани в семье служащего. Её первой музыкальной школой стал церковный хор, а первым педагогом по вокалу в Астраханском музыкальном училище – В.Н.Бородина. Дебют юной певицы состоялся в 1919 году в Красном Яру, где семнадцатилетняя вокалистка вела партию Ольги в спектакле «Евгений Онегин». Работа в Астраханском оперном театре под управлением Максимилиана Карловича Максакова, видного певца и талантливого организатора, приглашённого в наш город на должность художественного руководителя оперы, ставшего её учителем и мужем, расширила творческий диапазон и репертуар певицы. В 1923 году М.П.Максакова, переехав в Москву, становится солисткой Большого театра, которому она отдала тридцать лет жизни.

В начале Великой Отечественной войны Мария Петровна Максакова вернулась в Астрахань с новорожденной дочерью – будущей народной артисткой России Людмилой Максаковой, так написавшей позже о своей знаменитой маме: «Когда хочешь вспомнить, воссоздать образ дорогого, любимого тобой человека, начинаешь искать слова. И вдруг понимаешь, что у тебя есть свой особый, единственный словарь – словарь, составленный твоей жизнью и памятью. В этом словаре хранится священное слово – МАМА. Самое первое и самое главное слово человека – МАМА. Следующее слово, которое живёт во мне – гармония. Сейчас я понимаю, что моя мама Мария Петровна Максакова – это гармония. Гармония была её сутью, её существом, главным в ней и непреходящим. У мамы была возвышенная, нежная, прекрасная душа, которая создавала тонкий, хрупкий, но удивительно гармоничный мир. Гармоничный вопреки судьбе, вопреки тому страшному отрезку времени, в котором она жила. А этот отрезок был полнейшей дисгармонией, и судьба не баловала Марию Петровну…»

За полтора года, военных года, под руководством М.П.Максаковой вновь организованный в Астрахани оперный коллектив провёл двенадцать постановок оперы «Евгений Онегин».

Биография нашей замечательной оперной певицы многогранна. На сцене летнего театра «Аркадия» в 1927 году Мария Максакова блестяще выступала в сложнейших партиях Кармен в одноимённой опере Ж.Бизе, в «Хованщине» М.П.Мусоргского исполняла партию Марфы.

Она была артисткой редкого дара, великолепной вокалисткой, тонкой и умной драматической актрисой. Будучи солисткой Большого театра, М.П.Максакова с одинаковым успехом исполняла партии как лирического, так и драматического характера – Любашу, Амнерис, Ольгу, Далилу, Кончаковну, Марину Мнишек…

Концертные программы Максаковой отличались такими качествами, как плавные переходы одного динамического оттенка в другой, её голос всегда звучал чисто и ровно. Максакова была вдумчивой исполнительницей камерных вокальных произведений русских композиторов, романсов и песен советских авторов. Особой популярностью пользовались её концертные программы с Русским народным оркестром имени Н.Осипова, исполнение ею народных песен и старинных романсов.

«Свойство большого таланта – быть всегда неудовлетворённым, всю жизнь стремиться к идеалу», - эти строки М.П.Максаковой характеризуют её неоценимую роль в создании современного интеллектуального облика нынешней Астрахани.

О Марии Максаковой – нежной, красивой, с чарующим меццо-сопрано, знаменитой на весь мир озорной лёгкостью, продолжают ходить легенды.

В 1936 году в Москву приезжал великий австрийский дирижёр Эрих Клеберн и на сцене Большого театра дирижировал «Кармен» с Марией Максаковой.

Имя Марии ПетровныМаксаковой знают и помнят на родине. Оно присвоено концертному залу областной государственной филармонии и улице, на которой жила певица.

Мария Максакова была в первых рядах тех, кто своим авторитетом поддержал идею построения зала филармонии. Многим астраханцам памятно её участие в праздновании 400-летия города осенью 1958 года. В своём приветствии на торжественном заседании в Астраханском драматическом театре она с волнением говорила о больших достижениях астраханских певцов и инструменталистов, о любви населения к искусству. Здесь же, с высокой трибуны, М.П.Максакова ратовала за строительство концертного зала, в котором так нуждался в то время город.

В послевоенные годы Мария Максакова регулярно бывала в Астрахани, выступала в рабочих клубах, домах культуры. Она охотно давала концерты в сельских местностях – во Владимировке, Сасыколях, Икряном, Харабалях, Зеленге.

В 1954 году, находясь на отдыхе в Ялте, артистка в газетной статье с большим удовлетворением вспоминала свою недавнюю поездку со скрипачом С.Мадатовым и пианистом Д.Лернером по волжской дельте, и особенно – посещение села Красный Яр, где когда-то состоялся её дебют в оперном спектакле.

Народный артист России, бывший концертмейсте Марии Максаковой Давид Михайлович Лернер, творческое содружество с которым продолжалось у певицы до последних лет жизни, был почётным гостем на пяти фестивалях вокального искусства имени В.В.Барсовой и М.П.Максаковой. В свои 94 года он не оставил концертной деятельности, и в памятный приезд в наш город в ноябре 2003 года вместе с супругой, провёл пресс-конференцию для средств массовой информации в концертном зале музыкального училища имени М.П.Мусоргского.

В каждый из своих приездов в Астрахань, помимо гастролей и участия в праздничных мероприятиях, Мария Петровна Максакова проявляла живой интерес к развитию местной музыкальной культуры. Она систематически прослушивала астраханских вокалистов и давала им ценные советы. Именно по инициативе М.П.Максаковой была направлена на учёбу в Московскую консерваторию Тамара Милашкина.

В зале Почётных граждан объединённого историко-архитектурного музея-заповедника Астраханской области рядом – портреты трёх красивых женщин – Валерии Барсовой, Марии Максаковой и Тамары Милашкиной – трёх оперных примадонн, родившихся и обретших крылья творчества в нашем городе.

В судьбе народной артистки СССР, лауреата Государственной премии Тамары Андреевны Милашкиной роль Марии Петровны Максаковой грандиозна. Она не только внимательно следила за творчеством Тамары, но и помогла профессиональному становлению «простой девочки из Астрахани». Именно так назвала Мария Максакова молодую певицу в своём отзыве на документальный фильм «Волшебница из града Китежа», рассказывающем о жизни и творчестве Милашкиной.

Осуществляя почётные обязанности члена жюри международных конкурсов вокалистов (например, имени П.И.Чайковского у нас в стране, имени Р.Шумана в Германии), М.П.Максакова охотно приняла в 1967 году приглашение возглавить жюри на астраханском фестивале «Каспийские зори». Возраст не помешал ей выполнять свои функции с полной отдачей, не считаясь с усталостью и затратами времени. Участников фестиваля покорила удивительная прямота М.П.Максаковой, простота её общения с младшими коллегами.

Нельзя обойти молчанием отношение М.П.Максаковой к открытию Астраханской консерватории. Она с восторгом встретила это начинание и выразила готовность всячески содействовать ему. Имя Марии Петровны стояло по её просьбе на первом месте в списках педагогов, приглашённых в организуемый вуз и выразивших своё согласие работать в нём. Предполагалось, что с развитием вокального факультета замечательная певица будет периодически приезжать для оказания ему методической помощи. К сожалению, здоровье М.П.Максаковой в последние годы её жизни не позволило этим планам свершиться. Она скончалась вскоре после того, как Астраханская консерватория произвела свой первый выпуск.

Аудио: Мусоргский, Модест Петрович — Гопак (сл. Л. Мея из «Гайдамаков» Т. Шевченко) – исп.Мария Максакова

Видео: Мария Максакова исполняет романс «Что ты жадно глядишь на дорогу?..» - 1953 г. Музыка - Я. Пригожего, стихи Н.А.Некрасова

Об оперной певице писать и говорить, не выставляя видео и аудио смысла нет. Поэтому пожалуйте на эту страницу: http://parnasse.ru/prose/small/reportage/o-mari-maksakovoi.html


Рецензии