Моя Елатьма. Быль и немного небылицы

На фотографии Елатьма,2000 год. Илья рыболов

                Предложение, от которого я не отказался            

Несколько лет назад я разыскал свою первую юношескую любовь. Мы искренне обрадовались друг другу и часто перезваниваемся. Обмениваемся новостями, рассказываем о своих жизненных проблемах, делимся успехами, маленькими и большими радостями. При этом постоянно она слышит от меня: «Еду в Елатьму, приехал из Елатьмы, хочу в Елатьму,  а у нас в Елатьме». «Джэн, - как-то раз сказала она, и продолжила, - ты так часто поминаешь свою Елатьму, взял бы и поделился с друзьями ее прелестями». Джэн – это было мое прозвище еще со школьных времен. Я призадумался. А почему бы и нет. Так на свет появился этот рассказ.
 
Это диковинное название я впервые услышал от Сергея. Он как-то поделился со мной новостью о покупке  дома в поселке на  берегу Оки. Его побудил сделать этот шаг коллега по работе - Юра, который был женат на местной жительнице. Юра там давно обосновался и даже построил собственный дом из кирпича.
«Понимаешь,  старик, там такие красоты и дали, вишневые сады, охота и рыбалка, а в сезон грибов видимо-невидимо, - живописал прелести своего нового приобретения Сергей, - Юра, ну, ты его знаешь, говорит, что когда приезжает по весне, то забирается на больничный пригорок,  откуда открывается панорама правого берега,  и плачет». Этот рассказ так меня впечатлил, что я напросился осенью вместе с ним поехать туда и может быть присмотреть себе покупку.

                Думы о собственном доме

А это надо было  делать срочно. Шел 1988 год. У меня два года назад появился наследник, на подходе было появление второго (мы уже знали, что это будет еще один мальчик). Первый год с Ильёй мы лето провели в Пушкино в доме у родственников, второй год гостили у братца Олега  на даче под Серпуховом. Но надо было определяться и заводить собственную дачу. Попробовали найти что-то подходящее в садовом кооперативе Олега, но цены там кусались и были явно не по карману даже с учетом моей кандидатской зарплаты. И наконец  долгожданный звонок. Звонил Сергей, он был возбужден. «Старик, собирайся, едем, есть предложение, на выбор два участка за полторы-две тысячи рублей, но думаю, можно будет поторговаться», - прокричал он мне в телефонную трубку.

Рано утром мы двинулись в путь. Дорога заняла часов шесть. До Касимова 300 километров, а там еще 30. Пробок тогда еще не было, машин на трассе было на порядок меньше, чем сейчас, но и скорости были не такие крутые. Наконец мы на месте. Первым делом Сергей заехал к себе, надо было уточнить у соседки адреса продавцов. Домик у него оказался совсем крохотным. Когда он открыл вторую дверь с террасы в дом, меня удивила подвешенная в проеме столовая ложка. – Это, чтобы голову не зашибить. - пояснил он, - Здесь жила пара стариков, совсем малого роста, как карлики. Они и дверь сделали под себя и чтоб зимой холода поменьше напускать. Я первое время не раз головой о косяк бился, вот и подвесил ложку как предупреждение.

Внутреннее помещение казалось небольшим еще и из-за стоявшей посередине русской печки. Зато участок занимал целых 15 соток. Нижняя граница его выходила на уже пологую в несколько десятков метров часть  берега. «Когда по весне случается большое половодье, то вода подходит к самому забору» - обходя участок,  представлял его особенности и достоинства Сергей. Сад был большой, много вишен и яблонь. Яблоки были собраны еще не со всех деревьев. «Давай закусим и пойдем по делу», - распорядился Сергей. Он был человек обстоятельный, не торопыга.

Поесть вовремя при любых обстоятельствах – было его кредо. Помню, когда по окончании школы мы готовились с ним к поступлению в 1-й Медицинский, большую часть подготовки составляли перекусы. Бутерброды и чай нам по несколько раз на дню готовила и подавала его бабушка по отцу, на квартире которой мы якобы занимались. Хотя Серега в тот год поступил, а я недобрал один балл: схлопотал трояк по физике и не смог  вытянуть пятерку по химии. С физикой у меня были проблемы, а по химии попалась задачка явно не из учебного курса. Но что случилось, то случилось. Об этом я не жалею. Серега стал доктором медицинских наук, профессором,  оставаясь при этом в своем институте старшим научным сотрудником,  а я, будучи кандидатом экономических наук,  дошел до должности замдиректора известного всероссийского НИИ. Но я пишу  не об этом.

                Выбор

Наскоро перекусив, в сопровождении тёти Кати, соседки Сергея, мы отправились в путь. Первый участок мне понравился в первую очередь качеством дома, участком с большим садом и огородом. Но он был на склоне и  насторожило обилие канав между грядками по которым журчали ручьи. На выходе за забором они сливались в  мощный поток, края русла  которого были ярко-бурого цвета. Вода явно содержала много железа.
 
Поясню, что Елатьма расположилась на трех уровнях, что отчасти отражается в названии улиц. Серегин дом был на первой линии от берега, улица, на которой был его дом, называлась Нижней Флотской. Мой будущий дом находился на второй линии склона  и имел адрес Верхняя Флотская. Еще выше уже на абсолютно ровном месте находилась основная часть поселка. Хотя запрошенная цена была вполне доступна, мы решили рассмотреть второе предложение.
 
 Второй дом показался мне невзрачным и слегка заваленным вперед к реке. Но  участок мне сразу понравился. Перед домом был разбит палисадник.   Слева подъем к дому охранял хозяйственный сарай. За сараем по небольшому склону густо разрослась вишня. За сараем был большой ровный участок под огород.  За домом гряда небольших сарайчиков (там раньше держали коз). А выше на подъеме был яблоневый сад. Он-то и стал главным аргументом покупки. Деревья были облеплены спелыми антоновскими яблоками. Они покрывали ковром и траву между ними – столько их было. Хозяева уже как год перебрались в поселок и потому редко появлялись на участке. Антоновка была нам нужна как воздух. У сына с рождения была бронхиальная астма, и его пищевой рацион был ограничен:  нельзя  рыбу, шоколад, мёд, никаких цитрусовых, малины, клубники, томатов, можно отваренное  нежирное мясо кролика или телятины, из яблок только антоновку и симиренко. На участке было два колодца. Один между домом и козьими загонами, второй повыше на склоне.

Дом на нашей верхней стороне улицы был крайним. За ним слева по склону до самой деревни  Инкино тянулся зеленый луг. По нижней стороне улицы вереница с десяток домов продолжалась до крутого спуска к реке. Все это нам объяснила сопровождавшая нас тётя Катя. Она же отперла  нам двери в дом. Сам дом был  маленький -  6Х3. Он был срублен из двух банек за 25 лет до нас и как бы разделен на две комнатки перегородкой, без дверей, но с проёмом. В доме была печка. Она была в ближней половине и еще более сужала ее пространство.   Правда,  к дому была пристроена большая  терраса, где летом можно было не только хозяйничать, но и при необходимости переночевать. Все это вместе взятое определило мою решимость стать владельцем дома. Оставалось только договориться о цене.  Нам подсказали, где найти хозяйку. Переговоры не заняли долго времени. Мы договорились о цене сразу – 1500 рублей. Но для оформления договора хозяйке нужно было уладить кое-какие документы в районном центре Касимове,  и покупку пришлось отложить на месяц.

Мы с женой  решили оформить купчую на ее маму. Дело в том, что у меня и Лены была надежда   получить через свои предприятия участок под Москвой, а быть владельцем одновременно двух официально тогда было невозможно. То есть оформление покупки на кого-то из нас автоматически его вычеркивало из списка очередников предприятия.  Наконец  из Елатьмы поступает долгожданный  сигнал о готовности совершить сделку, и я с доверенностью на право покупки отправляюсь в путь...

Автобус  с  Щелковской отправляется в 8-00. Через шесть часов я в Касимове. Небольшое ожидание на автовокзале местного рейсового автобуса, еще 45 минут в пути,  и я в Елатьме (Кстати будет сказано, что автобусные билеты тогда стоили до Касимова 6 рублей, а далее до Елатьмы 50 копеек). Встреча с хозяйкой, и мы вместе идем в поселковую администрацию, где  подписываем соответствующие бумаги. Я передаю деньги и получаю на руки договор купли- продажи дома вместе с ключами и инвентаризационной книгой. Стояла  поздняя осень, грачи улетели, лес обнажился, поля опустели… Поэтому наша настоящая новая жизнь в Елатьме началась только в следующем году.

                Первые шаги по дому и вокруг

На майские праздники в Елатьму я приехал один. Меня, как и в первый раз, подбросил Сергей. Мне было дано задание подготовить дом к приезду Лены с детьми, вскопать огород и посадить картошку. Вместе с  домом, кроме печки, из мебели нам достались шифоньер, две железных кровати, стол и  несколько стульев. На террасе стояла тумба с выдвижным ящиком. Вот и вся наша обстановка на тот момент. Первым делом надо было проветрить помещение и протопить печку. Дом был нежилой долгое время, воздух был сырой и затхлый. В сарае нашел небольшой запас дров и вскоре в печке весело заполыхал огонь. Тянуло хорошо. Печка была небольшая, с двумя конфорками, но  быстро нагрелась, и в доме стало теплей и уютней.  Второе дело - перекопать землю под огород и  хотя бы несколько грядок засадить  картошкой. Погода стояла хорошая. Было солнечно, но не жарко - вполне подходяще для сельскохозяйственных работ. Работалось споро. Земля была легкая, сказалось, что несколько лет на ней сажали картошку, и в меру сухая. Теперь нужен был посевной материал. Но где его взять?

 Знакомых у меня в Елатьме было всего двое - бывшая хозяйка дома, но далеко добираться, и Серегина соседка тетя Катя. Спускаться тоже не хотелось. По прошлогоднему опыту знал, что Сергей меня перехватит и тут же запряжет копать и ему. Но тут, к счастью, я заметил в окне  соседнего дома девчонку,  которая явно с интересом наблюдала за новоселом. Я подошел вплотную к ограде и спросил:
-  Девочка, родители дома? Можно у вас купить ведро картошки для посадки?
- Мне уже 18 лет и я замужем, - ответила она с достоинством, - Заходите.

При ближайшем рассмотрении на свои заявленные 18 она всё-таки не выглядела. Потом я узнал, что ее фамилия Молодова соответствует моему первому впечатлению. Но картошка была куплена и с грехом пополам посажена.

                Что такое Елатьма

На следующий день я отправился в город. Да, да, я не просто оговорился - в 18 веке во время административной реформы Екатерины Второй Елатьма получила статус уездного города. А вообще история Елатьмы уходит, аж, в 14 век. Первое упоминание - 1381 год, когда московский князь Дмитрий Донской купил Елатьму и ещё два города у мещерского князя Александра Уковича.  До начала 20-го века это был богатый уездный город с населением в два раза превышающим теперешнее.  Тогда она славилась производством полотна для парусов и канатов, чем и объясняется присутствие на ее гербе паруса. Елатьма слыла и купеческим городом, поскольку Ока была важным торговым путем с выходом на Волгу и было чем торговать.
   
…В документах за 1892 год Елатьма описывается следующим образом. «Уездный город Тамбовской губернии, на левом берегу реки Оки. Пристань. Жителей 7721 (в два раза больше чем сейчас!),  14 православных церквей, 1 еврейский молитвенный дом, 2 мечети. Классическая  гимназия, при ней общество для вспоможения нуждающимся ученикам,  2 начальных городских училища, 1 церковно-приходская школа. Земская больница. Богадельня. Городской общественный банк. Земли городской 5488 десятин. Городских расходов  было 17980 руб. 2 кожевенных, 3 канатных, 6 кирпичных, 2 свечных завода, с общей суммой производства на 25465 руб. Кузнечное мастерство, выделка гвоздей, подков и земледельческих орудий. Мука здешних мельниц известна под именем елатомской; она по белизне своей имеет особую ценность в торговле и сбывается в Москву. Торговля хлебом, дровами, лесом, скотом, салом, воском, медом, пеньковыми изделиями, канатами, железом и др. Еженедельно базары; ярмарка, на которую собирается до 6 тыс. народа. Близ города ломки известняка.» 

После разгрома белогвардейского мятежа в 1918 году остатки разбитых мятежников и  городская элита скрылись  в леса на другом берегу Оки, и  город надолго впал в спячку. Словно мстя за контрреволюционную деятельность, власти в 1926 году объявили Елатьму сельским поселением. По сути новое развитие   Елатьмы началось после запуска в 1980 году крупного градообразующего оборонного предприятия, на котором было занято более двух тысяч рабочих и служащих. Теперь это Елатомский приборный завод. Его продукция известна под маркой Еламед  - это знаменитые медицинские приборы Алмаги. Елатьма сегодня –  небольшой городок, официально её статус -  поселок городского типа. Здесь два крупных предприятия. Помимо Елатомского приборного завода набрал силу и Маслосырзавод, продукция которого расходится по Рязанской области и даже одно время поставлялась в Москву.

Конечно, я узнал всё это намного позднее, когда заглянул в местный музей, просмотрел краеведческую литературу. А в тот день в центре Елатьмы мне надо было совершить кое-какие покупки для дома. Ее центральная часть  представляет собой согласно указу Екатерины  классическую планировку уездного города. Главная городская магистраль – она же продолжение основной  дороги, соединяющей данный город с соседним уездом. В центре обязательно площадь с каменными торговыми рядами и административными зданиями. В Елатьме всё перечисленное было на месте. Только классику и здесь по установленному советскими традициями порядку  дополнял памятник вождю мирового пролетариата. Завершив дела,  я вернулся в Москву. Почва для переда семьи была подготовлена.

                Великое переселение

 Великое переселение состоялось спустя неделю. Нас вез на своем москвиче  Борис, мой друг, он же крестный недавно появившегося на свет моего младшенького.  Барахла было много, да нас четверо: мы с Леной и двое малолеток на руках. В тот раз не обошлось без приключений. В какой-то момент двигатель заглох. Мы  встали. Борис долго ковырялся в моторе, но он никак не заводился. Тогда Борис проголосовал и остановил проходящий грузовик. «Шеф, будь добр посмотри, что там такое?» - попросил он водителя. Водитель  тоже долго копался, но также никакого эффекта. Он  призадумался, а потом попросил открыть багажник. Тот был полностью забит нашими ящиками и коробками. «Ну, всё понятно, - сказал он, - у тебя передавлен бензопровод, надо его освободить.»  И верно, после переукладки груза мотор сразу заработал.
 
Первые годы, пока старший Илюша не пошел в первый класс, наш десант высаживался в мае и продолжался до начала октября. Жене с двумя маленькими детьми было невероятно трудно. Как она только управлялась?! Особенно первый год, когда младшенького Санька приходилось все время таскать на руках. А ведь надо было и печку топить, и за огородом следить, и обед готовить, и стирать, и еще много-много дел, без которых в хозяйстве не обойтись.  Я дробил отпуск по частям и по возможности между ними совершал наезды в выходные, добавив к ним денек-другой за счет отгулов,  помогал по мере сил и возможностей. Разобрал часть козьих загонов, построил тепличку, где потом жена выращивала огурцы, помидоры, перец, поправил забор. Материал  помог добыть Виктор, местный житель, с семьей которого нас познакомил Сергей. Он работал шофером и предложил отвезти меня в поселок Ласинский, на лесопилку. Поселок был на другом берегу Оки. На ту сторону машины и людей перевозили на пароме. На лесопилке был большой загон, куда сбрасывали отходы от распиловки бревен: горбыль, выбракованные доски. Виктор доставил в поселок какой-то груз и должен был сделать еще один рейс. Он оставил меня на загоне, чтобы я отбирал подходящие горбылины и складывал в отдельные кучи, чтобы потом их было удобней грузить. Часа через три-четыре он приехал меня забрать. К этому времени на свалке подходящего материала практически уже не осталось, но и этого мне хватило надолго. Рядом с сарайчиком неиспользованные при возведении теплицы  материалы я сложил в штабель и по мере необходимости использовал для латания  забора, а потом и для топки печи. Когда же  печь разобрали, то при отключении  в Елатьме  электричества, а такое иногда случалось из-за профилактических работ, обрывов  линий электропередач,  они шли на топку уличного самодельного очага, сложенного наспех из кирпичей, оставшихся после укрепления фундамента. Тогда пришлось заменить нижние венцы дома кирпичем.


              Взаимовыручка

Должен авторитетно заявить, что  поддержка местных жителей делала нашу елатомскую жизнь благоустроенней и разнообразней. Без нее было бы значительно труднее. К примеру, Надежда Дмитриевна,  жена Виктора работала воспитателем в детском интернате и помогла раздобыть кое-какую списанную мебель, несколько мешков дефицитного цемента, а также пару раз направила своих воспитанниц на помощь жене в огороде. Конечно, за цемент мы рассчитались официально, а  девчонок жена отблагодарила домашней едой и деньгами, но строго в рамках указаний Надежды. Сын Виктора после армии продолжил дело отца и работал шофером на Маслосырзаводе. По службе он часто ездил в Москву.  Туда возил заводскую продукцию, а обратно – картон, бумагу и прочие необходимые в производстве атрибуты. Иногда мы этим пользовались и отправляли с ним кое-какие грузы. Сам Виктор помогал мне в перекрытии крыши на доме, подсказал, где найти дубки для нового забора, а потом помогал в их установке. А это, скажу я вам, тяжелый физически труд и один бы я с ним точно не справился. Виктор также научил моих ребят ловить раков и налимов. Он сам был заядлый рыболов и в свободное время ловил рыбу с лодки. У них в доме всегда на столе была рыба. Вовка Никифоров, сын соседки Зои познакомил меня с грибными местами за рекой. Мы добирались туда на лодке, сначала вниз по Оке, продираясь сквозь пелену утреннего тумана, а затем свернув в протоку,  по системе озер пробрались на довольно приличное расстояние от берега. Вот там я впервые понял, что не надо резать подряд все грибы, если даже они белые.

В доме  Зои мы на зиму оставляли свои вещи. Тогда и в девяностые годы из дома местная пьянь из оставленных без присмотра на зиму домов тащила всё подряд. Один раз даже пытались вынести стиральную машину, но бросили ее по дороге – тяжело, далеко и неудобно. У Сергея утащили старый-престарый холодильник ЗИЛ, разломали печку – как рассказали его соседи, искали клад. Якобы бывшие хозяева дома, о которых я уже упомянул, его там замуровали.

Большая помощь была и от братьев Вани и Саши. У Вани был свой грузовичок, а потом еще и автобус. Это был его бизнес. В сезон сбора урожая  - огурцов, вишен, яблок он возил местных товарок на   рынки в Касимов, Выксу. У  многих елатомцев было налажено настоящее тепличное производство огурцов. Вишня, яблоки, ягоды – это всё не в счет. Здесь урожай созревает примерно у все одинаково. А вот с огурцами  другое дело. Здесь счет шел на дни. Кто успевал раньше, тот снимал добрые пенки, но уже через несколько дней цены падали в два-три раза. Это и были еще в советские времена рыночные конкурентные  отношения, когда закон спроса и предложения работал в полную силу. Так вот, Иван несколько раз возил нас по осени с собранным урожаем в Москву. А наши заготовки в общей сложности тянули на тонну. Еще Ваня подрядился нам надстроить над домом мансарду. До этого он домкратом чуть-чуть  подправил крен дома, а потом, поскольку печка была при строительстве разобрана,  смонтировал и установил мощные водяные батареи с электронагревателем. Но вот на надстройке дома мы с ним прокололись.

Шел 1992 год,  цены взлетели в десятки раз  и,  казалось, что уж дальше расти им некуда. Я оценил затраты и, когда я назвал цифру, глаза у Вани загорелись. Был сентябрь. Я заплатил аванс на начало работ и  покупку стройматериалов. Но Ваня нас подвел. Он начал с разбора печки и крыши, но его отвлекли, уговорили за приличные деньги с братом выкопать здоровый котлован, а когда там работы закончились, начались дожди, а стройматериалы резко подорожали. Ваня потребовал доплаты.  Пришлось добавлять изрядную сумму на эту стройку. Это, конечно, был Ванин косяк, но хоть я уже тогда активно занимался защитой потребителей, вынужден был идти у него на поводу, поскольку наши с ним отношения  двух физических лиц законом о защите прав потребителей не регулировались. Но в конце концов мансарда, новая терраса и крыльцо получились вполне удачными. Жена, правда, ворчала, что крыльцо должно быть чуть побольше.

Ну, мне не описать всю ту помощь, которую мы получали от местных жителей. Даже элементарная информация, полученная когда в гостях друг у друга, когда на ходу при встречах в центре, куда мы поднимались за покупками, - где, с кем и что в поселке происходит, позволяла нам решать многие вопросы быстрее и результативней.

Однако надо сказать, что и мы москвичи в долгу не оставались. Первые годы мы обязательно привозили из Москвы для своих знакомых то, что было в Елатьме дефицитом: например, «синюю»  колбасу (Серёгино выражение),копчености, шоколадные конфеты, индийский и цейлонский чай, растворимый кофе. Также мы давали возможность местным подзаработать - что-то построить, что-то сломать, что-то вскопать. Покупали у них  молоко, свежую рыбу, в том числе и знаменитую стерлядку. 

Зоя Никифорова держала козу, а нижние соседи Петунины корову. Молоком мы были почти всегда обеспечены. У Петуниных были замечательные помидоры и огурцы  Помидоры мы покупали у них часто, огурцы реже, в основном для консервирования, когда бывали в Елатьме наездами. В ранние  годы их и на еду, и на соления  хватало с избытком.  Несколько раз мы ездили за грибами  с Николаем. Он в сезон брал школьный автобус, собирал группу знакомых и отвозил на тот берег к грибным местам. Вот тогда-то я в  реале понял разницу между понятиями искать и собирать грибы. Они там торчали из  мха, и можно было не разгибаться, пока не дорежешь восьмой, девятый, десятый...  по счету ядреный боровик.   Когда же мы сезон пропускали, то с удовольствием покупали у него закатанные в трехлитровые банки отборные белые. Я как-то спонсировал покупку спортивной формы и подарков для интернатовских детей из группы Надежды.

А если учесть, что летом на отдых гостей приезжало  едва ли не больше, чем всё население Елатьмы, то соответственно товарооборот  местной потребительской кооперации, а с ним и доходы в поселковый бюджет резко возрастали. На последнее обстоятельство, кстати, мне пришлось сослаться, когда в Елатьме было принято решение продавать хлеб только местным жителям. Председатель поселкового  совета мотивировал это деяние тем, что в Елатьме с хлебом напряженка, его продают по дотируемой за счет местного бюджета цене. Требование отменить дискриминацию я подкрепил также нормами законов, которые были нарушены и это могло стать основанием для возбуждения административного дела и штрафа. Я тогда заявился в поссовет и, тряся корочками тогда еще нештатного помощника депутата Госдумы, всё это  изложил председателю. Через час решение было поправлено. Теперь гостям было разрешено продавать хлеб, но  после 12 часов.

 Кстати, эта корочка в первые годы давала определенные льготы нашему брату: во-первых, бесплатный проезд на всех видах городского и местного транспорта, во-вторых, право покупать без очереди в кассах проездные билеты на междугородние перевозки, а в сезон с билетами всегда было трудно,  в-третьих, мы имели свободный доступ во все государственные структуры, что иногда, как можно было  убедиться,  имело большое значение. Меня тогда сильно зауважал местный участковый. Он  при встрече обычно заводил беседу - всё больше на политические темы: о текущем моменте, о предстоящих выборах в Госдуму или Президента России, об экономической  программе Явлинского, поскольку мой депутат первые три срока избирался при поддержке  партии Яблоко.

                Освоение территории

Постепенно наш быт в Елатьме налаживался. Подвели телефон, построили баню, туалет, оборудовали перед домом площадку для автомобиля, посадили несколько яблонь и грушу, рассадили ягоды. Почистили верхний колодец и спустили шланг вниз, теперь вода по нему шла самотеком, Можно было и огород поливать, и посуду на оборудованной мойке помыть,  и самим умыться. Для питья мы предпочитали брать воду из близлежащего родника.  Лена разбила цветник.

Мне так Елатьма запала в душу, что я купил еще один дом с  участком и садом на краю улицы в сторону Инкино. Я рассчитывал, что там смогут летом размещаться наши родственники и друзья. Одно время там летом жила моя старшая сестра с дочкой. Кстати, тогда же они обе крестились в Елатьме в  церкви Всех Святых.  Но сестра рано умерла и дом пустовал. Потом туда со своей мебелью из московской квартиры перебрался Валентин, мой товарищ по институту. Он намеревался  его купить  и жить там летом и зимой, но передумал и спустя год купил дом рядом,  поменьше размером.

Из-за того, что второй дом стоял на отшибе,  и мы там редко появлялись (обычно когда поспевала вишня и яблоки),  туда повадились залезать местные алкаши и бомжи. Шесть лет назад дом сгорел, но не они стали причиной. Был конец апреля, стояла жаркая погода,  и в нескольких километрах жители подожгли по обычаю  сухую траву. Но сильный ветер раздул огонь. Порывы ветра  начали гнать огненный вал в нашу сторону. На спуске  к реке по правую руку стояло несколько заброшенных развалюх, по левую - жилые дома. В результате, по рассказам местных жителей,  пламя буквально слизнуло всё деревянное, что было на правой стороне улицы - дома,сараи, заборы, включая и наши. Левую сторону удалось отстоять с помощью прибывших пожарных и усилий самих жителей. А три года назад зимой от пожара в своем доме сгорел и Валентин. Получается, что он избежал возможной гибели  в огне  несколькими годами  раньше, если бы купля-продажа состоялась, но огонь его всё же достал. От судьбы, как говорится, не уйдешь.

                Быт и развлечения
 
Мою деятельную натуру скрашивала возможность выхода в интернет. Сначала он был доступен только в верхней части Елатьмы, и  выйти  в сеть можно было на почте или в библиотеке. Потом установили ещё несколько ретрансляторов,  и мы пользовались интернетом,  не выходя из дома. Случалось работала на компьютере и Лена. Она на нем выполняла архитектурные проекты. Это позволяло ей, когда она уже вышла на работу, брать задание с собой в Елатьму и тем самым на несколько дней  продлевать пребывание там. Помню, как однажды она закончила свой проект, и его надо было срочно передать заказчику, но интернет отключился. Ехать в Москву? Но тогда она  не успевала его отправить до конца рабочего дня. Однако другого выхода не было. По дороге в машине спустило колесо. Мы притормозили в Туме, большом поселке с железнодорожной и автостанцией, где обязательно останавливаются автобусы, следующие по маршруту Москва-Касимов. Сашок пошел раздобывать какие-то запчасти. А мне пришла мысль, что в таком бойком месте наверняка есть интернет-кафе. Лена загорелась и кинулась на розыск. Я остался сторожить машину. И, о, ура! Появилась счастливая Лена. Ей удалось во-время отправить письмо с чертежами заказчику. Сашок к этому времени привел машину в рабочее состояние, и мы отправились домой в Москву с чувством исполненного долга и ещё восторга  -  до чего дошёл научно-техничесий прогресс.
 
Десять лет назад для разнообразия досуга пред домом Лена с детьми соорудили теннисный стол. В детстве я неплохо играл, но и в 60 лет  не уступал сыновьям  и их сверстникам. Одно время мы много играли и днем, и ночью при свете лампы.  Атаковать так же здорово,  как в юности,  я уже не мог, но защищался неплохо.

Ребятам в Елатьме было раздолье: купание в реке, рыбалка, игры с приятелями –не только местными, но и приезжающими летом на отдых. Рыбалка для ребят – это отдельная тема. Когда они немного подросли до пяти-семи лет, мы вчетвером впервые отправились на рыбалку. Я заранее купил удочки, мы накопали червей. и  спустились к реке. Там я быстро насадил червяка,как полагается, плюнул на него и закинул уду в реку. Сам я не был на рыбалке лет 40. Последний раз это было в Балтийске, где мы с двоюродными братцем  и сестрой несколько раз ходили  рыбачить на канал. Но мне повезло, свой авторитет я не уронил и вскоре в воздухе затрепетала пойманная мною рыбешка. Ребята, как зачарованные, смотрели на это диво.  После чего я передал удочку Лене, сказав торжественно:-  Ну, а теперь действуйте сами.
 
Больше я на рыбалку не ходил. Не люблю сидеть неподвижно, уставившись на поплавок.  А ребята стали заядлыми рыболовами, особенно Илья. Они с Сашком обеспечивали постоянно нас рыбой для жарки, иногда и для вяления, доставалось и нашим двум домашним котам, которых мы всегда привозили с собой на лето в Елатьму. Я вспоминаю, как я в одно лето куковал там один-одинешенек.  Навестил меня на денек Илья. Он приехал в три ночи, в пять ушел на рыбалку, в двенадцать вернулся с  уловом. В тот же день он вернулся в Москву. Поскольку сам он из-за астмы рыбы не ел, а мне ее чистить по жаре и жарить лишь для себя, ну, никак не хотелось - запустил ее в морозильник до лучших времен.

                Елатомские прелести

Последние годы у меня плохо со здоровьем. Из-за диабетической стопы  ограничен в передвижении. Одного меня отпускать жена боялась. Но редкие мои наезды я вспоминаю с удовольствием. Чем же все-таки Елатьма так запала мне в душу? Прежде всего просторами и свободой. Большой  участок с садом и видом на Оку – не сравнить с шестью сотками на ближней даче. Немного раздражал дом под нами, выделяющийся своим ярко-бирюзовым цветом. Когда краска линяла, то сосед ее обновлял, но цвет постоянно вот уже четверть века не меняется. Оказывается дело в том, что он одно время был начальником пристани, где жена работала кассиром, Пристань ежегодно подновлялась краской именно этого же цвета. В начале 90-х годов движение пассажирских ракет по Оке прекратилось, пристань отправили в затон, а краска, как видно, осталась. Я ни на что не намекаю, просто излагаю факты. Думайте сами!

Кстати, для Елатьмы прекращение судоходства – это трагедия. Местные жители в сезон сбора огурцов и вишни нагружали  их в свои корзины и везли на продажу в Выксу, Муром, Касимов. Даже Серега первое время снаряжал свою жену поторговать на рынке вишней, которой было слишком уж много. Потом они приспособились выносить свой урожай на пристань и предлагать вишню там. Благо пристань была у него совсем рядом. Дальше - больше. К елатомской пристани не с такой частотой, но регулярно причаливали большие экскурсионные  суда. В экскурсионную программу входило и посещение достопримечательностей Елатьмы. Оно занимало часа полтора-два. И Серега проявил себя как настоящий маркетолог. Он или кто-то из семьи встречал на пристани экскурсантов и предлагал тем самим собирать на участке отборную вишню с оплатой по бросовой цене. А потом Серега совсем обленился и на пристани повесил соответствующее объявление с указанием адреса и схемой дороги к дому. Серега был голова. Он  хоть и занимался  медицинской наукой,  практической жилки у него хватало.
 
Отмена движения по реке расстроила и меня. Серега подсказал мне интересный путь в Елатьму. Чтобы к утру попасть на место, приходилось выезжать из Москвы рейсовым автобусом в 23 часа. По графику с правильными остановками и соблюдением скоростного режима он прибывал в Касимов в пять утра, а чаще  еще раньше. Первый автобус в Елатьму отправлялся в 6 утра. Поэтому приходилось болтаться без дела час - полтора. Долгие  годы  автовокзал в Касимове поражал своей антисанитарией и отсутствием бытовых удобств. Это сейчас его привели в порядок. В нем самом  и вокруг на привокзальной площади  появились магазинчики, в том числе и ночные,  кафешки, ресторан и даже небольшая гостиница. Уважение заслуживает и новый платный туалет со всеми удобствами. Слава Богу, сортир в подвале без освещения (в данном случае слово туалет не уместно), куда страшно было заходить, особенно ночью – не буду объяснять почему, – закрыли.

Предложенный же  Сергеем маршрут по суше и воде выглядел так: сначала ночной поездом  из Москвы до Мурома, что также стоит на Оке. В город поезд приходил  в  5 утра. Можно было выспаться с комфортом. Первая речная "ракета" отправлялась в 6 часов. От железнодорожного  вокзала до речного можно было не торопясь добраться за полчаса. Утренняя прогулка на свежем воздухе бодрила, наполняла новыми силами на выполнение  сельскохозяйственных и домашних работ. А дальше увлекательная прогулка с обзором красивейших пейзажей, запоминающимися названиями пристаней:   Дмитриевы горы, Ляхи,  Шиморский затон. В начале десятого утра уже на месте в Елатьме.  Но это всё в далеком прошлом . Рейсы признали не рентабельными и пассажирское судоходство отменили. Овёс,  тьфу, бензин (солярка)  стал нынче дорог.
 .
Елатомская природа  с лихвой восполняла даже неудачные походы за грибами. Сами по себе прогулка по знаменитой заповедной роще, посещение святого источника в Панике поднимали настроение. А если вспомнить  потрясающие туманы и дали из знаменитого фильма Хотиненко «Мусульманин» - так это он снимался в  Урдово. Всего в часе ходьбы от дома. Мы туда первое время частенько ходили пешком, а потом и на машине. Хоть на полчасика по дороге заскакивали, чтобы полюбоваться красотами «Бермудского треугольника».– так местные жители прозвали место, где река Унжа впадает в Оку и образовалась большая намытая обеими реками песчаная отмель.

Кстати, упомянутый   овес и название реки Унжа  напомнили  мне один из походов за грибами Как-то мы с Леной отправились за грибами в Назаровские овраги, с выходом к Унже, только выше по течению.  Две остановки автобусом, а там еще час пёхом. До леса дорога шла через овсяное поле. В небе кружила пара коршунов, высматривая добычу. Работал уборочный комбайн.  Он, видимо, вспугивал птах, а коршуны за ними охотились. А в прошлые годы, шагая по этому маршруту, мы часто вспугивали тетеревов. Сначала пекло, но в пути нас догнал мелкий дождичек, который и дальше сопровождал нас практически все время с короткими перерывами. В стороне бушевала гроза, сверкало, гремело, но до нас не дошло. Это был явно не грибной день, хоть перед этим были хорошие дожди. Походили-побродили по лесу, по оврагу, на берегу Унжи полюбовались далями. Сбор был совсем скудный: с десяток подосиновиков и несколько березовиков, но всё равно  приятно было прогуляться. По времени весь поход занял 5 часов. Пришли, конечно, измученные (в Москве оба мало ходим), но к вечеру оклемались. Но всё равно жарёха получилась приличная,  на двоих хватило.

Грибы грибами, но они идут, а иногда и не идут в сезон. Вспомнил одно свое майское пребывание  в Елатьме: Вишня и черемуха в полном цвету.  При порывах ветра "снег" из белых  лепестков. Соловьи в саду с вечера и до утра устраивают перекличку. Иногда я их поддразниваю и завожу.Рано утром  часто выходил на крыльцо, а реки не видно - молочный ковер закрывает ее полностью, а также луга и леса на том берегу. Радовало еще, что дом внизу  напротив, который так раздражал меня из-за своего ярко-бирюзового цвета,  на время исчезал из поля зрения. Часов в 8 туман начинает подниматься и его клочья накрывают наш участок с домом. Такие же ощущения, когда рейсовый самолет входит в облака. Но уже через несколько минут ярко светит солнце. Оно встает за рекой напротив и к этому времени поднимается высоко в светло-голубом небе. Вечером парное мясо в гриле. От домашней работы меня как инвалида освободили. Даже мясо чаще стал готовить Сашок.  Было несколько жарких  дней. Лежал в саду  на раскладушке с открытой раной на ноге, обращенной  к солнцу, как велела врач. Ляпота...Приехал домой - как в другой мир. Сплошная суета. Всем чего-то надо, и всё в спешке.

                Елатьма в последние годы

Последние годы мы стали гораздо меньше времени проводить в Елатьме. Это связано с несколькими обстоятельствами. Лена стала работать, детки подросли, и им стал не так интересен деревенский отдых. Я много и часто болею. К тому же жена добилась своего, купила участок  в Подмосковье на Пахре и построила дом. Это целиком ее заслуга. Она целый месяц жила на участке, наблюдая, чтобы строители не напортачили.  Теперь появилась возможность выезжать на ближнюю дачу на выходные. Старшой иногда выбирался  в Елатьму на пару-тройку дней, чтобы порыбачить или совершить марш-бросок за грибами. Младший превратился в нашего семейного извозчика. Когда ему исполнилось 18,  купил ему Волгу – подарок на совершеннолетие и поступление в институт. Он о машине мечтал давно. К этому моменту закончил автокурсы и получил права. Потом  он не раз менял машины – Скорпион, Таурус, сейчас у него Кадиллак. Вдобавок мы приобрели специально для Елатьмы Ниву, чтобы можно было по грязи за рекой грибы собирать. Так вот он нас при необходимости отвозил и забирал. Иногда  со своими ребятами приезжал в Елатьму на несколько дней. Зимой на сноуборде с горки вниз спуститься, а летом на речку и шашлыки.
   
Не надо думать, что наша жизнь в Елатьме ограничивалась участком и грибными походами. По менталитету жителей Елатьма была настоящим, пусть  провинциальным и маленьким, но городом со своей больницей, библиотекой, клубом, стадионом, почтой, музеем, средней школой, несколькими детскими интернатами, домом престарелых. В советские годы в Елатьме было 4-5 продуктовых магазинов и 2-3, торгующих промышленными товарами.  Все они принадлежали потребкооперации. Забавно то, что тогда в Елатьму из Москвы гости и местные везли дефицитные продуты питания, а из Елатьмы - импортную одежду, обувь, галантерею,  которые были в Москве в дефиците. Отчасти это объяснялось платежеспособностью. Дорогой импорт для большинства елатомцев был не по карману. А он поступал благодаря тому, что наш Центросоюз входил в международный альянс кооперативных организаций и имел право постоянно вести товарообменные операции с зарубежными членами альянса, тогда как импортный дефицит в государственной торговле обычно появлялся к большим событиям: Олимпиаде, !00-летию вождя, 60, 70-летию Октября. Тогда Правительство выделяло Внешторгу валюту на импортные закупки, чтобы хоть немного порадовать рядовых граждан. Не рядовые, конечно, не зависели от юбилеев. Они могли отвариваться в «Березках» или специальных распределителях при обкомах и райкомах партии.

 В постсоветское время первые годы для многих жителей Елатьмы наступили тяжелые времена. В одночасье рухнуло производство елатомского гиганта, оборонный заказ более не поступал. Завод первое время, чтобы как-то продержаться на плаву, довольствовался выпуском игрушек из пластмассы. Почти всех заводчан уволили или отправили в бессрочный отпуск без содержания. Я даже как-то встречался с руководством завода и предлагал провести маркетинговое исследование с целью найти на рынке нишу, которую завод мог бы занять. Но решение было отложено на время, в дирекции мне ответили, что надо подождать, когда завод обретет полную самостоятельность. До этого он считался филиалом Рязанского предприятия того же ведомства. А потом как-то идея перестала меня мучить, не обращались ко мне и заводчане. Видно, сами нашли решение, какое – я рассказал ранее.

Сейчас на заводе работает раз в десять меньше работников, но предприятие окрепло. В поселке завод открыл два собственных магазина, где торгуют не только Алмагами, но и разными электро-бытовыми приборами и оборудованием. Москвичи и, думаю, жители других городов постоянно видят и слышат рекламу ЕЛАМЕДа. В отличие от целого ряда псевдомедицинских аппаратов, которые пытаются всучить мошенники  пожилым пенсионерам и доверчивым людям, продукции этого завода можно доверять. Вреда она уж точно не принесёт. На себе проверено. В больницах Управления  делами Президента, где мне приходится время от времени проходить лечение, теперь АЛМАГи  активно используют при проведении курса  физиотерапии. Явно повысился и уровень жизни заводчан. Если раньше перед  заводом парк транспортных средств на 99 % состоял из велосипедов, то сейчас там паркуются исключительно автомобили, в том числе последних выпусков  иномарок. 

Преобразился и Маслосырзавод. Благодаря его директрисе по фамилии Умнова (приходится  верить, что многие имена и фамилии точно характеризуют жизненную линию и характер их носителя) завод стал современным предприятием. Он сумел прибрать к рукам когда-то единственную в поселке столовую и превратить ее в уютное кафе, выкупил у потребкооперации, принадлежавшие ей магазины в торговых рядах, присоединил несколько бывших колхозов, для обеспечения производства собственным молоком. Директриса покончила с пьянством своих рабочих, придумав нестандартные ходы. Во-первых, она в начале 90-х  провела работу с женами своих работников, по взаимной договоренности те составляли список нужных покупок на месяц и вместо части денежной зарплаты получали строго по заявке натуральные продукты. Закупку директриса осуществляла оптом, что приносило некоторую экономию. Во-вторых, в столовой, которую завод выкупил, она организовала для рабочих питание во время перерыва на обед по льготной цене. На питание выдавались талоны, а их стоимость также шла в счет зарплаты. А она по елатомским понятиям была хорошая. Общий итог  умной деятельности директора Умновой привел к полному  исключению пьянства на работе и резко снизил его рецидивы в быту.

Кроме Умновой в начале 90-годов появились в поселке  и другие «новые русские». Как грибы возникали палатки, магазинчики, а при некоторых буфеты, где можно было выпить пива и чего-нибудь покрепче, но и при нужде закусить. Конечно, не все  они выдержали конкуренцию, но кто-то и преуспел. Теперь же до Елатьмы добрались и крупные торговые сети. Появился свой супермаркет. Недавно открылся магазин  «Дикси». И всё-таки по традиции основная торговля идет два раза в неделю в базарные дни, когда на главной площади и прилегающих улицах сотни продавцов выкладываю свои товары. Многие из них отоваривались  в Москве, на знаменитом до его закрытия Черкизоне. Вы скажете, как же, в такую даль разве наездишься? А все просто. В соседнем Касимове базарные дни разведены по дням недели с Елатьмой. Наверняка, в относительно близких городах и поселках такие базарные дни тоже проходят. Поэтому свою торговлю продавцы могут организовать по схеме кольцевого завоза из учебников по экономике торговли и не возвращаться в Москву  до тех пор пока все товары не будут проданы, то есть не каждый день.

                Мой последний поход за грибами

И не могу удержаться и не рассказать о последних моих походах за грибами. Не только потому, что они последние, но и потому, что – не побоюсь употребить это слово -  великие. В том памятном 2012 году мы не смогли ни весной, ни летом добраться до Елатьмы. Годом раньше в сентябре мне делали на сердце операцию АКШ. Она прошла успешно, но пока лежал у меня начались проблемы с ногами. Замучили трофические язвы, долго не заживал шов на голени, откуда пытались поначалу взять материал для шунтов. В результате я почти полгода провел на больничной койке с формальными перерывами на 10-15 дней, так как теперь при лечении по программе ОМС врачам необходимо соблюдать стандарты и по времени тоже.

 Ну вот,  я и Лена с Сашком готовы. Наконец-то сбылась мечта идиота! Основной целью сентябрьской поездки было оформление в Касимове документов для подведения к дому газа. Там мы провели полдня. Освободились ровно в  17-00 и через полчаса по дороге в Елатьму вошли в лес, в 18-45 вышли. Результат на троих  - без одной или двух штук 300 белых, не считая подберезовиков, подосиновиков и немного моховиков. Последние мы практически не брали. Их было слишком много, чтобы всё это переработать.  Успели закатать 15 литров белых, остальное в вареном виде загрузили в бак. На следующий день  после всяческих организационных дел в Елатьме и том же Касимове в начале шестого заскочили на то же место ещё на два часа и оттуда прямо в Москву. Результат ужасен. По возвращении за ночь и следующий день мы не смогли перебрать и обработать порядка 40 кг грибов (в этот раз не считали, но взвесили). За сутки они начали портиться, не спасла даже ванна, куда мы загрузили часть сбора.  Пришлось выбросить остатки. Собирать по столько  просто нельзя! Обидно до соплей. Бывало в Елатьме собирали и поболее, но тогда не надо было никуда ездить и отвлекаться и всё успевали, хоть и бессонными ночами.  Мне же в Москве с утра надо было  побывать в магазине и в поликлинике, а  Сашок с обеда   уже с подружкой вновь отправился   в Елатьму за новыми грибами.

Столько белых, как в Елатьме,  я нигде никогда  не встречал. Но такие сборы  случались не часто. Главный сбор грибов там был за Окой, куда попасть совсем не просто. Нужна машина, да еще вездеход. Потом грибной сезон не стабилен. Надо его было еще застать. Поэтому совершенно удачных грибных сезонов, как этот за четверть века, как мы там обосновались, было всего раза четыре. Бывали хорошие походы на этой стороне реки, как, например, три года назад, когда мы набирали в несколько заходов до  двух-трех десятков белых. Ещё  в то позднее лето был шикарный урожай чернушек. Тогда мы засолили ведра два. Но те места все выгорели, и два года назад там торчали лишь обугленные пни сосен, а в некоторых случаях (жуткое зрелище!) на месте деревьев зияли  ямы, напоминающее  своим причудливым узором из-за выжженных корней щупальца морских животных - кальмаров, спрутов. В том памятном последнем году (ах, как хочется, чтобы это было не так!) место сбора практически для нас было новым. Лет 15 назад на той просеке мы как-то  собирали грибы, но белых  тогда попадалось не много. За эти годы между сосен подрос подлесок из берез и редких осинок. Пожар прошел низом и деревья сильно не повредил, хотя многие сосны были слегка обуглены. Но, видимо, зола стала питательной средой для грибов, и на третий год это и привело к такому рекордному урожаю.

Вот и закончился моя ода Елатьме. Не знаю, позволит ли мне судьба еще раз увидеть цветение ее вишни и трели елатомских соловьев. Побродить по заповедной роще, испить святой родниковой воды в Панике, а потом забраться на больничную гору, откуда открывается вид на другой берег Оки и его бесконечные дали, присесть на установленную специально для больных скамейку и как Юра, заплакать от счастья.

 PS  Вместо эпилога.

Сегодня мне приснился странный сон, вероятно навеянный моими воспоминаниями о Елатьме. Будто я сижу в вагоне  поезда рядом каким-то странным человеком, похожим на переодетого белогвардейского офицера из очередного боевика о гражданской войне... Я уверен, что мы едем в Елатьму, хотя и знаю, что железная дорога дальше Касимова не идет. В вагоне скамьи развернуты друг к другу, отрытое пространство   без перегородок,  как в современных электричках. В вагоне полно людей с мешками, сумками, чемоданами. Шумно, душно, отчетливо чувствуется запах человеческого пота. Мой спутник брезгливо рассматривает пассажиров. Что-то бормочет в полголоса. До ушей доходит только: «Быдло…быдло…быдло» Я возражаю, мол нельзя только по внешним признакам судить о людях. Неожиданно поезд резко тормозит. С верхних полок валятся вещи. На меня тяжело наваливается сидящий напротив пассажир. Раздаются крики, выстрелы. В вагон врываются несколько человек, размахивающие оружием. Я понимаю, что это бандиты. Мой сосед, занимающий место ближе к проходу, неожиданно ловко  выхватывает у первого из них револьвер и начинает стрелять по идущим сзади бандитам. Те падают замертво. Первый бандит стоит в оцепенении. Вагон тут же наполняется людьми в кожаных тужурках.Понятно, что это красноармейцы - у них на тужурках прикреплены красные ленточки. Раздается команда: - Сдать оружие, предъявить мандаты. Начинается проверка документов. Сосед оружие отдает сразу, но  мнется с предъявлением мандата. Я быстро предъявляю свою ксиву. Она явно напоминает мое удостоверение помощника депутата Госдумы. «Это свой, говорю я, - он завалил вон тех бандюгов и обезоружил вот этого, забирайте его» - указываю я на продолжающего стоять в оцепенении первого бандита. Бандита уводят. Сосед благодарит меня, завязывается разговор. Я объясняю, что еду в Елатьму. «Туда нельзя, уже нельзя», - тихо шепчет он.
- Почему нельзя? Там так хорошо. Я когда-то даже предлагал матери похоронить отца там на кладбище. Я  и сам хотел бы, чтобы меня там  похоронили.
- Успеешь еще.
- Так почему нельзя? 
 
Поезд опять резко останавливается. Теперь в вагон врываются вооруженные люди в форме с погонами. «Белые, белые!»- раздаются крики вокруг. К нам подходят несколько военных. Один вытягивается перед моим соседом. Он явно узнал в нем своего начальника. Сосед командует: «Вольно!.- и указывая на меня, продолжает:- Это свой.  Ступайте, я с ним сам разберусь.» Белые уходят. В руках соседа откуда-то появляется уже не револьвер, а маузер.
«Почему, почему, - поворачивается он ко мне, - там красные, а наших уже нет, они за рекой»..
Я сижу неподвижно, обдумывая произошедшие метаморфозы. Сосед наклоняется и приставляет к моей голове маузер: «Ты хотел быть похороненным в Елатьме, тебе там так хорошо. Будь по-твоему».
Выстрела я не услышал…

Приложение: http://www.proza.ru/2017/02/05/929 урожай первого дня последнего сбора грибов в Елатьме.


Рецензии
Евгений, огромное спасибо за ваш рассказ о жизни в Елатьме.
Получил гигантское удовольствие!
Сам я не Елатомский, но в елатьме жил каждое лето с 1957 по 1958 гг., т.к. из Елатьмы мои предки по линии Матушки (Макашины, Кочетковы), а также родственники Ермаковы, Щукины.
Если интересно, можете глянуть о Елатьме мои очерки о предках (http://samlib.ru/editors/c/cwetkow_b_p/)
На ваше усмотрение, если захотите, можете вставить в разные места своего рассказа о Елатьме какие-нибудь ссылки с видео и музыкой:
Из истории Елатьмы: http://www.youtube.com/watch?v=7cXkMPmRL_k&t=1s
http://ok.ru/video/2723840658093
Различные видео о Елатьме:
http://www.youtube.com/watch?v=Qv7DJimQfbw
http://www.youtube.com/watch?v=I6JnqY9KOlI
http://ok.ru/video/2579642716589
http://www.youtube.com/watch?v=ws5AWTJtdgQ&t=1s
http://www.youtube.com/watch?v=ws5AWTJtdgQ
http://www.youtube.com/watch?v=CItswbMfrT0&t=119s
http://www.youtube.com/watch?v=dVeI6DVW-C8&t=185s
http://www.youtube.com/watch?v=feC42vY1pFo
http://www.youtube.com/watch?v=ICfj_UESNe0
http://www.youtube.com/watch?v=4-Op3Mik4QU
http://www.youtube.com/watch?v=j_m8GsQdjc4
http://www.youtube.com/watch?v=5IPe4G9p7GU
Ока. Александр Ермаков. Стихи Игоря Царева
http://www.youtube.com/watch?v=nklNZjYix2Q&t=3s
Елатьма. Пляж.: http://www.youtube.com/watch?v=9IN9O_aL37c
О зиме в Елатьме: http://www.youtube.com/watch?v=vh1xLIudOhM&t=2s

С уважением и признательностью,
Борис Цветков

Борис Цветков   24.08.2023 16:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.