Читая маму. Блуждающий 239-ый километр

Я родился 16 декабря 1952 года в лагерном пункте Агробаза. И сразу заболел бронхоаденитом.Поэтому сразу после Нового года нас перевели в районную больницу на 239-ый километр Тенькинской трассы. Казалось бы: какие проблемы найти районную центральную больничку? Ан нет!!! Ищу, ищу - а её нету!!! Упоминаемый мамой 239-ый километр заплутал! Непредсказуемо наше прошлое!!!
Почитаем отрывок из мемуара моей мамы:
(Цитирую по "Ратушная Л.П. Этюды о Колымских днях")

«А потом, когда я была на шестом месяце беременности, мы расстались с культбригадой. Я уехала на прииск Дусканья, в пос. Агробаза. Алексей без меня не захотел работать в бригаде. Он вообще-то уже в то время болел: эндартериит (закупорка артерий на ногах, ее еще называют болезнью курильщиков); хотел лечь в больницу, да не смог. Ушел на этап в Хатынгу. Вначале мы переписывались, а после того, как родился маленький Лешенька в конце 1952 года, письма стали приходить реже, а потом и совсем перестали.
В марте 1953 года была объявлена амнистия.

РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА

Маленький Лёша родился 16 декабря 1952 года и почти сразу же заболел бронхоаденитом, то есть туберкулезом бронхов. Какое-то время я была с ним на Агробазе, но он ничего не ел, я кормила его из пипетки, спала под его кроваткой. Молоко сцеживала, но всё равно грудь распухла, угрожала грудница, и меня после Нового года отправили в Центральную районную больницу, на 239-й километр. Там я стала кормить своим молоком детей, матери которых молока не имели, и потому дети лежали без них. Я выкормила 6 детей вместе со своим до 5-6-месячного возраста. Особенно помню одну девочку – её фамилия была Кондратюк, имени не помню. Огромные глаза, чуть навыкате, сморщенная красная рожица и очень цепкие ручонки. Её я всегда кормила первой, так как, когда я проходила по палате, она ручонками через решётку кроватки тянула мой халат. Лёша вначале ел последним, так как первое время ел из пипетки и лишь спустя месяц стал сосать. Кроме того, я стала донором – сдавала кровь для больных детей и однажды свалилась в обмороке, раньше со мной этого не бывало.
Как только я стала кормить своим молоком других детей, главврач привёл меня на кухню и попросил, чтобы меня хорошо кормили. Но ведь я была не одна заключённая в этой больнице для заключённых: почти все няни, вся обслуга - зеки. Помню, как-то нам дали такой омлет, что никто из обслуги не стал его есть. Мы решили отнести его в палату «середнячков», а сами наелись каши.
Одновременно вместе с донорством я работала на стирке пелёнок в прачечной. Детишки были больны, у многих – жидкий стул, пелёнок – горы, все приходилось делать вручную. В то время никаких стиральных машин не было.
А потом меня перевели в хирургическую палату дежурить. Дежурили через два дня на третий, мне дали поблажку, так как я была ещё и донором. Но самое главное: маленький Лёшенька поправлялся, уже сосал сам и высасывал много больше нормы (наголодался, голубчик). И уже где-то в мае врач сказала мне, что теперь по снимкам никто не поверит, что он переболел бронхоаденитом.
Из дежурств по хирургии запомнила одного обожжённого, у них горел барак. Лежал он на кровати, верх которой был затянут проволочными полусферами, а под ними синие лампы. Его все время знобило, и из него повсюду текло, сочилась сукровица. Есть он почти не мог. Но мне было так жаль его, у него была обожжена очень большая поверхность, я его уговаривала, не ленилась посидеть с ним подольше, чтоб он хоть немного с ложечки съел. Мне было совершенно не противно подтирать и подмывать его, все перекрывала острая жалость. Он всё-таки не выжил.»
Конец цитаты.

Все мои усилия отыскать эту самую районную больницу пока что позорно провалились. Райбольница в Усть-Омчуге решительно открестилась от меня и моих попыток хоть ненадолго попасть в число её пациентов. Вот что пишет о таинственном 239-ом километре Тенькинской трассы самый авторитетный историк Теньки – краевед и геолог Инна Грибанова:

(Цитирую по:
 Инна Грибанова.
«Тенька. Виток спирали.» Магадан Издательство «Охотник»2013 стр.65-67)

«Глава III. Тенькинская трасса

НЕЛЬКОБА

Нелькоба(239-й км). Этот поселок располагался на левом берегу р. Нелькобы, в 4 км от ее устья и в 58 км от пос. Усть-Омчуг. Точной даты, когда он образован, найти не удалось. Можно предположить, что возник он как поселок дорожников не раньше 1941 г., когда начали строить дорогу на прииски Омчакской долины. Когда была образована снаббаза в пос. 239-й км? Возможно, тогда же, в 1941 г. Довольно крупная река Нелькоба (моста еще не было) мешала регулярному снабжению новых приисков в летние месяцы, вот и делали запасы разнообразных грузов для снабжения Омчакской долины на левом берегу реки в зимние месяцы. Посёлок Снаббазы/239-й км Тенькинской трассы – так он назван в геологических документах 1947–1948 гг. Снаббазы на 233-м и на 239-м км упоминаются в медицинских документах 1949 г. (там находились фельдшерские пункты).
На изданных картах обозначен населённый пункт Нилькоба (это старая транскрипция и реки, и поселка). Он располагался у дороги в нижнем течении р. Бутугычаг, правом притоке р. Нелькобы, тогда как пос. Нелькоба, существовавший до недавнего времени, на тех же картах назван пос. 239-й км. Можно предположить, что этот посёлок образовался раньше, возможно, в 1940 г., при строительстве дороги к прииску «Дусканья», на некоторых картах он именуется 233-й км.
В списке поселков Нелькобинского сельского Совета на 1.01.1955 г. упоминаются пос. Нелькоба с населением 311 чел. и пос. Ремпункт 239-й км с населением 86 чел. В то же время в других архивных документах этого периода упоминается пос. Нелькоба, расположенный в 58 км от Усть-Омчуга, т. е. тот, что на 239-м км, и не упоминается пос. на 233-м км. Вероятно, пос. Ремпункт находился на 239-м км, но несколько обособленно от основного поселка, а поселок на 233-м км перестал существовать в начале 1950-х.
В медицинских документах 1946 г. упоминается фельдшерский пункт в пос. 241-й км Тенькинской трассы, а на карте там же обозначены склады, по-видимому, всё той же снаббазы.
Долгие годы, вплоть до ликвидации многих предприятий в годы «перестройки», градообразующим предприятием Нелькобы оставалась бывшая снаббаза, которая позже называлась техбаза УМТСиС (управления материально-технического снабжения и строительства), аккумулировавшая на своих складах все необходимое для Тенькинского района. Были здесь с 1954 г. начальная школа, которая в 1987 г. стала восьмилетней, были здравпункт, детский сад, клуб, столовая, магазин и многое другое, что нужно для жизни. В разные годы здесь жило: на 1.01.1954 г. –499 чел. (только Снаббаза №1); на 1 декабря 1956 – 1020 чел. (все близлежащие мини-посёлочки входили в это количество, так как отдельно они не выделены, хотя ещё, возможно, существовали); 1961 г. – 486 чел.; на 15.01.1970 г. – 511 чел.; на 01.01.1980 г. – 605 чел.; на 01.01.1990 г. – 535 чел.; на 01.01.1998 г. – 261чел.
Всё стало постепенно исчезать, когда не стало базы, а значит и работы. К началу нового тысячелетия посёлок ликвидирован, остались только его развалины.
Как уже упоминалось в разделе «Из истории трассы», дорога сначала шла только до Дусканьи и планировалась далее в направлении на Берелех, чего в действительности не случилось. Дусканьинская дорога стала ответвлением от Тенькинской трассы. Дорожными посёлками на этой трассе были Таганка, Эрики, Бургагы. Все они располагались вблизи устьев одноименных ручьев, правых притоков р. Теньки. Названия ручьев и посёлков, по которым они названы, эвенские и обозначают: «таганка» – стучащий, трещащий, «эрики» – лягушка, тритон, «бургаг» – заросли тополя, ивы на берегу реки. Первые два посёлка существовали, видимо, только в 40-е годы, а Бургагы упоминается
вплоть до 1971 г. Здесь располагалась база дорожной дистанции № 2 Детринского ДЭУ, поддерживающая Дусканьинскую дорогу в нормальном состоянии. Это был небольшой посёлочек с населением в середине 50-х годов в два десятка человек, вряд ли в 1960-е годы их было больше.
Небольшие дорожные посёлки на отрезке дороги Нелькоба – Кулу располагались на 4-м, 5-м, 12-м, 25-м, 70-м, 87-м, 101-м км (расстояния считаются от Нелькобы/239-й км). Возможно, все они появились в 1941 г. как дорожные командировки (уже упоминалось, что дорогу принято было строить сразу всю, но кусками).»
Конец  цитаты.

Как видим – здесь нет полной ясности с вопросом. 239-ый км это и Нелькоба и Ремпункт! И ни одного слова о районной больнице!
Но должен отметить, что моя мама обладала воистину феноменальной памятью.
И на стихи, и на номера телефонов, и на наименования пунктов и километров.
До самой смерти!
У неё спрашивали номера телефонов, как у справочного бюро, и она безошибочно их называла.
Поэтому к её тщательно выверенному при написании указании на 239-ый километр я отношусь с большим доверием.
У нас дома последние два десятка лет висела карта Магаданской области.
К сожалению я тогда не предполагал, какую опупею мне предстояло пережить по поводу места моего рождения и в вопросах к маме был нечёток!
А жаль!
Это уже на третьем году жизни в Киеве я обнаружил мистическое значение наименования моей улицы.
Поначалу, как и все невежественные люди, я жил на Кондратюка, так же, как ранее жил на Маркса, или на Селезнёва.
Не сомневаюсь, что это были люди достойные, но я ими просто не интересовался.
Ах, как порою крепки мы задним умом!!!
Как много точных остро ориентированных вопросов задал бы я моей маме сегодня!!!
Увы, увы.


Рецензии