Ходжа Насреддин и безбородый

  Как-то раз Ходжа Насреддин ехал из Бухары в Коканд и остановился у дороги немного передохнуть. А навстречу ему скакал на прекрасном арабском жеребце Безбородый Обманщик. Безбородый остановился, спешился и поздоровался вежливо с Насреддином. На нём красовался дорогой вышитый золотом халат.
   – Вот, – начал он хвастаться, – и коня и халат я добыл у одного глупого бека! А к ним в придачу ещё и полный кошелёк с золотом.
   И он продемонстрировал собеседнику тугой кожаный кошелёк, доверху набитый золотыми монетами.
   Ну, слово за слово, Безбородый и говорит Ходже Насреддину:
   – Послушай, уважаемый Ходжа, ты ведь слывёшь непревзойдённым плутом. А вот смог бы ты обмануть и меня?
   – Не знаю, – ответил Насреддин,  – тут надо спросить разрешения на обман у духа дороги, а то удачи не будет.
   – И как нам это сделать?
   – А ты возьми один золотой, зажмурься и брось его через плечо на дорогу. Если послышится звяк – значит, дух дороги даёт добро на обман.
   Безбородый Обманщик так и сделал. Он вынул из кошелька одну монетку и бросил её на дорогу. Дорога была каменистая, и явственно послышался звяк.
   – Отлично! – воодушевился Ходжа.  – Обмануть тебя будет для меня делом нетрудным. Ты вообще-то в деле плутовства немногого стоишь.
   – Давай, обманывай, – усмехнулся Безбородый, – я готов. И вот что я тебе скажу: обманешь меня – получишь в награду вот этот кошелёк до последней таньга. Ну а ежели не обманешь – то ты мне тогда в пояс поклонишься, как в деле обмана над собой сильнейшему.
   Ходжа Насреддин кивнул в знак согласия. Он вытащил из сумы бубен и заговорщицки произнёс:
   – Это не простой бубен. Он волшебный. Сейчас я при помощи его стану тебя обманывать. Считай, что ты уже обманут, Безбородый Обманщик!
   И Насреддин, ударив пальцами в кожу бубна, забормотал дурным голосом какие-то витиеватые заклинания, стал, будто сумасшедший, бегать вокруг Обманщика и завертелся волчком с такой скоростью, что у того в глазах зарябило, и он чуть было в прострацию не впал от этой насреддиновской суеты.
   Под конец Ходжа вылупил до отказа свои буркалы и зарычал повелительно съёжившемуся Безбородому:
   – Отдавай, несчастный, мне своего коня! И халат тоже отдавай! И кошелёк в придачу! А сам ступай отсюда с миром на все четыре стороны!
   Безбородый расхохотался. И пока Ходжа Насреддин отдувался там и вытирал с лица пот, он ему вот что сказал:
   – Ничего у тебя не вышло, Ходжа! Не на того напал. Не отдам я тебе ничего. Прибереги свои заклятия для кого-нибудь подурнее меня.
   – Да, – раздосадовано оглядел свой бубен Насреддин, – не получилось... Ты видно и впрямь в деле обмана посильнее меня будешь.
   И он начал быстро и низко кланяться Безбородому, всячески его притом хваля и возвышая.
   Безбородый Обманщик был очень доволен. Он уселся на своего коня и поехал в Бухару, насвистывая и напевая.
   Однако, отъехав уже на порядочное расстояние, он вдруг ударил себя по лбу, сказал «Шайтан!» и, развернув коня, поскакал обратно. Ходжи Насреддина на прежнем месте уже не было. Безбородый тщательно осмотрел дорогу, но, не обнаружив нигде золотой монеты, поскакал вдогонку за Ходжой.
   Вскоре он его догнал и, быстро соскочив с седла, воскликнул:
   – Ты действительно величайший плут, Ходжа Насреддин! Лихо ты околпачил меня на одну монету. Видать, я и взаправду немногого  в деле плутовства стою. На вон, держи мой кошелёк – ты его выиграл у меня по праву!
   Ходжа Насреддин усмехнулся, принял у Безбородого кошелёк, а потом и говорит:
   – А ведь я твоего золотого не брал, Безбородый Обманщик.
   – Как это?! А кто же тогда брал?
   – Да какой-то бродяга, когда я там обедал.
   – Так что же – выходит, я отдал тебе кошелёк зря?
   –  Э, нет! Всё было мною просчитано до самого конца, и то, что ты отдашь мне свой кошелёк, я знал с самого начала.
   И Ходжа Насреддин поведал поражённому Обманщику следующее:
   – Когда ты бросил за спину золотой, я сделал всё, чтобы отвлечь тебя и заставить тебя на время позабыть о нём. Для этого я и устроил весь этот балаган с бубном и танцами. Когда ты довольный уехал, я, зная твой нрав, был уверен, что ты вернёшься. Ибо ты так и не мог поверить в столь лёгкую победу надо мною, и напряжённо думал, не дал ли ты какого маху. Так ты вспомнил про брошенную тобою монету и сообразил, что я околпачил тебя на один золотой. Как человек слова, ты не мог не вернуться, чтобы отдать мне долг чести. Однако ты не мог предугадать, что я не возьму монеты, а дождусь, пока её подберёт кто-нибудь другой. Выходит, что я обманул тебя, фактически не обманывая. Ты сам отдал мне свой кошелёк, и я его у тебя не просил. А представляешь, что было бы с тобою, если бы я и впрямь захотел тебя обмануть?!


Рецензии
Да, мастер обвёл вокруг пальца ремесленника по части обмана:—)) с уважением:—)) удачи в творчестве

Александр Михельман   07.02.2024 20:11     Заявить о нарушении
Да это ему раз плюнуть.
Спасибо, Саша!

Владимир Радимиров   08.02.2024 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.