Посвящается Ольгам

Благодаря А.С. Пушкину, мы имеем это, почти архетипическое, почти в статусе культурного стереотипа, противопоставление двух женских характеров - Ольги и Татьяны.

Первая из них, легкомысленная красавица, легко поддавшаяся злокозненному обаянию Онегина, стала причиной гибели влюбленного в нее прекрасного человека. Ольга - это тот же тип, что Шемаханская царица, призрак, обольстительный, но неверный мираж, из-за которого гибнут "добрые молодцы": в "Золотом петушке" брат убил брата, а царь нарушил царское слово и был убит, погибло царство. Это самый страшный женский образ - непобедимая красота без души.

Вторая, замкнутая и книжная Татьяна - положительный женский образ - образ человечной, глубокой и праведной героини, образец душевной красоты и благородства.

Имя Татьяны поэтому окружено почетом - это непростое имя, предполагающее глубину и сложность натуры, душевные качества. Ольга предполагается легкомысленной.

Мне хотелось бы, не отрицая великое обаяние Татьян, напомнить о древнерусской традиции имени Ольга, восходящей к святой равноапостольной княгине.

На листке церковного календаря я прочитал о ней: Ольга первая русская святая. "Сама пришла от язычества к христианству и стремилась привить веру другим людям. Святая равноапостольная Ольга была первой устроительницей храмов на Руси. Ее жизнь - это история мудрой княгини, спасшей единство русского народа и усовершенствовавшей государственное устройство. Таинство крещения совершил над ней патриарх Феофилакт, благословивший русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня". Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры".


Рецензии