Роберт Хокер Личность и служение Святого Духа

ЛИЧНОСТЬ И СЛУЖЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА
Роберт Хокер (1817)
http://www.mybrethren.org/memora/framhawk.htm

Бог, по Своей природе и сущности, есть и должен быть бесконечным, невидимым и непостижимым; не может быть никакого откровения от Него, кроме того, что Он Сам снизошел нам дать. В созерцании этого бесконечно великого и славного Бога мы должны исходить из убеждения в единстве Его Божественной природы. Он отличается от всех Своих творений Своим бытием в Троице Лиц, так что нет никакого разделения в единстве Его сущности; это Три Личности, но тем не менее один Бог. Он  один и только один в сообществе природы, во всех Божественных совершенствах, суверенитете, воле, силе и славе. Тем не менее нам явлено, что  есть Три Лица в Божестве, отличающиеся своими именами - Отца, Сына и Святого Духа. Эти Три Лица неделимы, равны в славе, величии и власти; они в равной мере и совместно участвуют во всем суверенитете и славе Бога. Каждое Божественное Лицо имеет полное равное участие во всем, что составляет Божество; каждое из Лиц отличается в домостроительстве благодати, в личных действиях, явно относящихся к данному Лицу, и хотя есть только один Божий замысел, каждый из указов Божиих имеет отношение к каждому из Лиц, ибо по существу они едины, и хотя существуют Три Личности, все же это один Бог.
И также милостивая любовь, открывающая нам Отца, и Сына, и Святого Духа, есть любовь Трех Личностей, но в той же мере одного и того же Бога. Все Три Лица являются, в домостроительстве благодати, непосредственно заинтересованными в нашем нынешнем и вечном благополучии. Наш ум потрясен созерцанием этого; каждое чадо Божие может возвысить свой голос в хвале. Проследим же суверенный указ любви Отца, благодать Спасителя и общение Святого Духа.
Мы крещены во имя Святого Триединства, Отца, и Сына, и Святого Духа, и облагодатствованы в их совместной любви и милости. Три Лица совместно служат нам, пока благодать не завершена во славе. Как возвышенно это созерцание Трех единых и вместе с тем различных Личностей, составляющих Одно в единстве Божественной Сущности!
Здесь я хотел бы напомнить вам о бесконечности Божества. Существует слава Божия в абсолютном смысле, которая может быть также названа Его существенной славой, то есть вытекающей из Его сущности и природы, являясь непередаваемой и дивно непостижимой для всякой твари. Это та слава, в которой Он пребывает в единстве Божественной сущности, как и в Троице Лиц, и в которой Святое Триединство - Отец, Сын и Святой Дух - едино обладает всеми Божественными совершенствами и существует от вечности во взаимной радости и в непрестанном и нескончаемом  состоянии святости, блаженства, величия и славы. С этой непостижимой славой никакая тварь не имеет и не может иметь общения; Писание говорит, что это полностью исключено и для ангелов, и для людей (1 Тим.1.17, 6.16, Иоан.1.18). Но есть слава, в которой мы можем иметь удел и общение - Его явленная слава. Эту славу, через бесконечную Божию любовь, открытую нам, наши духовные способности способны постичь; это благословенное явление Бога в лице Его возлюбленного Сына.
Бог Отец явил Свою вечную любовь к Своей Церкви в делах милости во Христе, явленных нам Духом Святым, делах, которые определила Его любовь ко всем Своим детям. Христос, Вечный Сын, явил Свою вечную любовь, усвоив Церковь Себе до основания мира, и приобретя ее во времени, когда те, кто в настоящее время составляют ее, пали в Адаме. И Бог Святой Дух открывает Его личную  любовь к каждому члену Тела Христова, когда в нужный момент Он возрождает природу Божьих людей и оживотворяет их во Христе. Душа моя, возрадуйся же без меры этой благословенной реальности; пой Соломоновы песни любви как Супруга Иисуса, Его Церковь! Да посещает тебя Его любовь ежедневно; пусть ее излияние будет знакомо тебе каждое мгновение! Пусть поток от этого океана Божественной любви изливается на тебя непрестанно!
Я хочу исследовать славный предмет - служение Святого Духа. Подумайте о Его месте в таком деле Божием, как Воплощение. "Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти!". Кто мог бы задумать замысел столь замечательный, как формирование человеческой природы Христа? Это колоссальное и чудесное начинание должно было быть достигнуто путем личной работы Бога Святого Духа. "Дух Святой сойдет на Тебя; так что Святое, что родится у тебя будет называться Сыном Божиим" (KJV). Наш славный Глава есть действительно "Камень, что оторвался от горы без рук".
Позвольте мне упомянуть теперь о Его драгоценной смерти. Как дивно созерцать то, что в высоком и благословенном замысле о смерти Христа эта великая Жертва была предложена Духом Святым! Когда же мы перейдем к триумфу Воскресения, в доказательство действия Святого Духа в этом славном деле, Христос был объявлен Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых. И эта благословенная правда осуществляется дальше, ибо Писание заявляет, что "Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, и Тот, Кто воскресил Христа из мертвых, оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас". Все это осуществляется через благословенного Духа.
Возлюбленные братья, пользуясь случаем, я прослежу некоторые выражения Писания, касающиеся Святого Духа. В Ис.11.2 Он называется в оригинале "Руах Иеговы», то есть «Дух Иеговы". Разве это не прекрасное объяснение того, почему в 2 Кор.3.17-18 Он назван "Господь Дух"? Любовь Святого Духа равна по вечности и величию любви Отца и Сына. Есть особая красота в порядке Божественного домостроительства, соблюдающем это устроение. Сошествие Святого Духа есть великое обещание и Ветхого и Нового Завета, как приход Христа было великим обещанием Ветхого. В день Пятидесятницы Господь Дух вступил в Свое служение в Церкви, что делает членов тела Христова храмом Его. "Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи". Его Божественное правление в Церкви отныне является высоким подтверждением Его Божественной Личности и служения. Это был Дух Святой, который сказал, "Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их". "Таким образом, они быв посланы Духом Святым пришли в Селевкию". (Деян.13.2-4). Непрестанно Святой Дух наблюдал и наблюдает за Церковью Божией. Всю вечность Бог и мы будем помнить благословенные результаты Его милостивой работы и служения. Ни одно слово Его не будет напрасным. Ничто из драгоценного общения между Лицами Божества никогда не было бы известно нам иначе как через Него. Он действительно благословенная Личность!
Разве не обстоит так, возлюбленные братия, что благословенный Дух в наше время не в той же чести, любви и похвале, как Отец и Сын? Я мог бы подтвердить это по своему собственному забывчивому сердцу, и я искренне желаю, чтобы вы составили правильное понимание. Помните, что вся история жизни, служения, чудес, смерти, воскресения, вознесения и триумфа Христа была написана, потому что Иисус вернулся на небеса, и она написана Духом Святым!
Перейдем теперь к великому факту помазания Святого Духа лично каждому отдельному члену Тела Христова. Он благоволит открыть любовь Святых Трех Лиц Божества лично каждому из нас. Мы не можем знать абсолютно ничего из деяний Божией любви к нам, пока мы не возрождены. Именно эта обширная и кардинальная работа должна быть совершена в нас.
Возрождение или новое рождение есть благодатное действие Духа Святого, могущество которого таково, что оно совершается без каких-либо дел, заслуг или расположения с нашей стороны вообще. До этого суверенного акта Божия к нас нет никакой возможности знать Бога или любить Его, ибо  плотские помышления суть вражда против Бога. Кроме того, возрождение или новое рождение есть суверенная работа благодати, которая совершается только в нашей духовной природе и не производит никаких изменений в человеческом теле. "То, что рождается от Духа, есть дух" (Иоан.3.6). В этом первом воскресении наши уничиженные тела еще никак не изменяются.
Милостивый замысел Господа Духа таков, что с момента нового рождения вся Церковь Божья питается и насыщается от груди утешения и пребывает в восторге от обилия славы. Что за славная Личность - Дух истины, Утешитель, Дух благодати и умиления, Дух обетования, Дух святости, Печать, Животворитель, Залог наследства, действительно Вечный Дух! И есть еще одно благословенное дело Святого Духа, о котором мы должны помнить. Как прекрасно, что Всемогущий Дух не только сопровождает Божьих людей от нового рождения до могилы, но Он, силою Христа, становится действенной причиной их славы! "Тот, Кто воскресил Христа из мертвых, оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим.8.11).
Так Он, благословенная Личность, пребывает со Своим народом навсегда. Пусть же Церковь знает, что вся любовь, почтение, хвала и богобоязненность принадлежат Ему равно с Отцом и Сыном, как единому Источнику всего блаженства во времени и в вечности. Возлюбленные братья, услышьте меня, умоляю вас! Может ли Церковь Божия спастись в теплом лаодикийском состоянии? Славные истины нашей драгоценной веры, вечные Божьи истины должны быть проповедано - Божье избрание и вечная различительная любовь, завершенное дело и спасение Господа нашего Иисуса Христа, великое дело Духа Божия в возрождении и благословенная истина о Его служении. Наш Бог - Бог ревнитель, и Он чтит Свою славу и честь. Эти святые вещи должны быть проповеданы. Великий Бог Дух, Ты Всемогущий Служитель церкви Господа Иисуса Христа; завладей же нами Своей властью так, чтобы слава не отошла от нас!
Существует своеобразное благословение в суверенном служении и работе Святого Духа. Тот, Кто помазал Главу Церкови, помазал и всех ее членов. "Никто не может сказать, что Иисус есть Господь, но Духом Святым" (KJV). Все указы, прообразы,  тени и приношения истории Израиля имели место под непосредственным назначением и руководством Бога Духа Святого; никто, кроме Лиц Троицы, не знал тогда о событиях страданий и смерти Сына Божия, и никто, кроме Святого Духа, не мог представить эти события в еврейских уставах, прообразах и тенях, сутью которых был Христос. Служение  Святого Духа было в высшей степени поразительно в отношении пяти знаков славы, которые были в Первом Храме. Это были Урим и Туммим, Ковчег Завета, огонь на жертвеннике, помазание первосвященника, и, наконец, дух пророчества. Драгоценный Иисус присутствовал в них во всех. Он был и есть истинный Урим и Туммим, реальный Ковчег Завета; Он не только огонь жертвенника, но и само искупление и умилостивление; Его драгоценная кровь очищает от всякого греха.
Теперь я хотел бы обратиться к вам и описать те дела святой истины, о которых я буду говорить как о тайнах. Есть славные тайны Божии, полностью постичь которые невозможно. По самой своей природе бесконечное не может настолько открыться конечному. Если бы природа и способ существования Бога утратили свою непостижимость и стали вполне доступны творениям, Он перестал бы быть Богом. Но в то время как сущность и бесконечная слава Бога по самому своему характеру навсегда скрыты в тайне, есть слава - мы уже назвали ее явленной - которую Богу было угодно, в Своем бесконечном снисхождении, явить в делах Своей благодати, слава каждого из Лиц Божества во Христе и в Церкви Его. Именно таким образом мы познаем личную любовь Отца, Сына и Святого Духа, и так раскрывается  через Человека и посредничество вечный источник обожания, любви и хвалы Единого Великого Бога,  наш Господь Иисус Христос.
Не следует думать, что даже явная слава нашего Бога свободна от тайн. Тайны веры раскрываются через многие упражнения; это совершенствует терпение святых. Вскоре наши способности созреют в славе; мы должны быть приняты из сумерек времени и введены в ясный день совершенного существа и видения. Так мы "познаем, как мы сами познаны".
Теперь я перехожу к святому свидетельству нам о Христе через служение Святого Духа. В Иоан.16.13 мы имеем благословенную надежду на дело и служение Духа, которую выражает Сам Христос таким образом: "Когда Он, Дух истины, придет, то наставит вас на всякую истину". В греческом оригинале здесь употреблены слова ekeinos мужского рода и pneuma - среднего. Эта комбинация не является допустимой в грамматике и ее невозможно объяснить просто так; тем не менее Христос намеренно так выразился, чтобы явить и подчеркнуть индивидуальность Святого Духа, и чтобы Его ученики и Церковь знали Духа как Личность и почитали Его как таковую. Множество служений Святого Духа - Утешитель, Учитель, Свидетель, Летописец, прославляющий Иисуса - доказывают, что Он есть Личность. Кто, кроме Бога, может достойно прославить Господа Иисуса, когда это служение Духа? Позор же тем, кто в дерзком неверии смеет отрицать Его Личность и говорить что Он, Благословенный Дух Божий, только влияние, энергия, качество, эманация. Не наш ли драгоценный Иисус сказал: "Он пребудет с вами вовек"? Если Святой Дух только эманация, как мог Иисус называть Его Другим Утешителем? Сам термин "Другой" подразумевает Иного, но Такого же, как Он Сам. Эманация не может занять личное место Иисуса. Только ересь лишает благословенного Духа Его славы. Давайте никогда не будем отказываться от славной истины Его Личности.
Ужасно то время, в которое мы живем, время, когда люди с мирской дерзостью так умаляют благословенную Личность Господа Духа; некоторые, увы, даже утверждают, что Он личность в меньшей степени, чем Отец и Сын. Некоторые пытались выдвигать неравенство в Трех Божественных Лицах. В ответ может быть торжествующе сказано от авторитетного слова, неуязвимого слова Священного Писания, что нет никакого превосходства либо неполноценности в вещах, относящихся к Богу. Каждая славная Личность в завете и домостроительстве благодати имеет служение, в котором Его личная любовь, благодать и милость явлены так, как Бог в Своей бесконечной мудрости и любви благоволил установить в Своем совете.
Это правда, что такие понятия, как Второе и Третье Лица Божества, как и само слово Троица - внебиблейские; но они и не используются для того, чтобы полностью объяснить, что имеется в виду, когда мы говорим о столь возвышенных Личностях и, таким образом, неизбежно вовлекаемся в тайну. Но если великая основополагающая доктрина совершенного равенства в сущности и природе Божества для всех Трех Лиц Его понята нами правильно, то понятие «первый», «второй» и «третий» используется для разграничения Лиц в домостроительстве благодати и никогда не может нести в себе идею, что одно из них уступает другому. Каждое дитя Божие, имеющее истинное знание Святых Трех Лиц, Отца, Сына и Святого Духа, всегда будет усваивать равную любовь, хвала, поклонение и благодарение каждому из Лиц, как единым в Боге, Который есть Источник всех благословений.
 А теперь еще одно слово по этой глубокой теме. Вот доказательство Личности Святого Духа в таком торжественном месте Писания, как Мк.3.28-29. Сын Божий здесь отличает Святого Духа от Личностей Отца и Сына. Есть грех, совершаемый против Духа и названный непростительным.  Не будь Святой Дух Личностью, Христос не возвестил бы такую серьезность этого греха. Хула на Святого Духа не могла бы быть величайшим богохульством, если бы не была совершена против Бога, поэтому Дух есть Бог. Таким образом, Господь Иисус здесь подверждает как Его Личность, так и Его Божество.
Всемогущий Дух истины, подтверди любезно вечную силу Твою и Божество сердцам всех возлюбленных людей Божьих, даруя им непрестанное откровение Отца и Сына в их вечной славе. Аминь.
Уважаемые братья, я хотел бы сейчас сказать кратко о великом Имени Иегова.  Это имя имеет следующий за буквой йод корень haj, Живущий, и выражает вечность Бога. Оно также может рассматриваться как соединение вечной Сушности Бога (Ja) и вечности Его существования. В любом случае это один и тот же смысл: имя Иегова означает Существо Самосущее, имеющее независимость, неизменность, вечное бытие. Это славное и непередаваемое Имя Иегова усваивается в Священных Писаниях  всем трем Лицам Божества. Как же прекрасно и славно тогда Лицо Святого Духа!
Расширим сказанное дальше. Есть еще одно имя, описывающее Божество, а именно Элохим. Это тем более поразительно, потому что слово "Иегова" является особым; оно не имеет множественного числа, будучи выражением единства Божественной сущности. Когда в бесчисленных местах Писания имя Элохим стоит во множественном числе, ничто не может быть более наглядно подтверждающим ту великую истину, что Иегова-Элохим имеет Свое бытие в Троице Лиц.
Имя Иегова означает "Господь Бог", и переводчики нашей Библии справедливо отмечают, что это так. Следует отметить, что есть наименование Jah, которое упоминается только один раз в Библии, а именно в Пс.68.4 KJV, и это вообще уникальное упоминание Бога. Есть также имя Ehjah, упоминаемое только один раз в Исх.3.14. Эти славные имена глубоко подтверждают, что Иегова, хотя и Один в неразрывной и неделимой Сущности Бога, тем не менее, в то же время, существует в Троице Лиц.
 Новый Завет на греческом языке описывает имя Иегова столь же возвышенным образом, а именно как "Тот, Кто был, есть и грядет, Вседержитель" (Откр.1.8). В равной мере, применительно к личности Отца, Сына и Святого Духа, ничто не может более убедительно доказать, что единство природы, сущности и бытия существует между Тремя Святыми Лицами, и что они в равной мере и совместно участвуют во всем суверенитете и славе Божией.
Еще одно замечательное доказательство этой славной истины в том, что признаки, которые отличают Божество, характерны для Каждого из Трех Лиц. Вездесущие и всеведение Бога есть отличительные совершенства каждой из Славных Личностей; и таковы же Его святость, мудрость и суверенитет. О! дорогие братья и сестры, какое  невыразимое блаженство знать Бога Отца в Его вечной любви, Бога Сына в Его искупительной благодати и Бога Святого Духа в Его блаженнейшем союзе и общении, чувствовать все это и наслаждаться этим! Личное знание Сих Божественных Личностей и общение с Ними создает величайшее блаженство всех Божиих людей и чистейший источник всей настоящей и духовной радости.
Уважаемые братья, сейчас я хочу сказать о том атрибуте нашего Бога, который, слава Ему, виден в каждой из Божественных Личностей; я имею в виду благодать. Бог явил Себя в славном атрибуте благодати; Он приготовил и предназначил целую вечность для явления его, как написано: "В грядущих веках Он может показать всепревышающее богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Еф.2.7 KJV).
Благодать не ограничивается освобождением нашего бытия от греха и от всех его громадных последствий, вызванных падением Адама. Благодать приходит и вытекает из бесконечно великого источника; это благословенное явление славы Божией ради Христа (Еф.1.6), и оно будет совершаться во всех Его делах, даже когда этот и все миры завершатся. Разве не величайший пример благодати -  что Тот, Кто есть Одно из святых Божественных Лиц, принял на Себя образ раба по образу и подобию человеческому, воплотился и приобрел для нас вечное искупление?
О, помните, что все  Три Лица Божества были заинтересованы в этом удивительном деле; Каждое из них приняло равноправное участие в великом завете благодати; дело Каждого из славных Лиц является делом Всех Трех, ибо Бог един по существу и не может быть разделен. И разве это высшее проявление благодати не раскрывает нам Личность и Божество Святого Духа?
Слово "благодать" используется в двух значениях. В одном смысле оно просто передает качество свободного расположения или безвозмездной щедрости; в другом оно подразумевает положительное действие этого Божественного принципа в душе.  В первом смысле благодать есть то, что она есть сама по себе; во втором же - то, что она есть для нас, во всех своих следствиях и делах. Благодать в обоих этих отношениях является причиной, а также средством всякого истинного блаженства человека.
Христос был полон благодати, благодать пришла от Него; Он полон Духа; Он имеет бесконечную силу, которой нет ни у какой твари. Поэтому Сам Дух должен быть неизмеримым и бесконечным, чтобы передать нам дело Христово. Он  должен быть Богом для того, чтобы обладать теми качествами, которых не может быть ни у кого, кроме Бога. Это должно исполнить  каждый верующий разум  полной уверенностью в Божестве Святого Духа и заставить замолчать злословие  тех, кто рискнул бы отрицать это.
Да, Святой Дух называется Дух благодати, ибо Он есть Источник, с помощью которого эта благодать творит жизнь. Он, благословенная Личность, есть Проводник благодати великого Бога в души Его народа. Рассмотрим еще одно свидетельство Его Божественной природы. Освящение есть действие благодати и силы в душе. Оно не может ни исполняться, ни поддерживаться любого рода тварью. Святость во всем Писании усваивается Богу. Божественное дело освящения усваивается Отцу в Иуд.1; усваивается Сыну, Господу Иисусу Христу, в Евр.2.11, и, наконец, Святому Духу в Рим.15.16. Разве это, дорогие братья и сестры, не доказательство равенства и сосуществования Трех Лиц в Божестве? Они должны составлять единое великое Сообщество в Божественной природе. Здесь должна быть однородность сущности или существования в Трех Лицах, ибо разделение сущности было бы разделением ума, воли и чувства, и это было бы троебожие, полностью противоречащее Писанию, которое однозначно говорит: "Господь, Бог наш, Господь один" (Втор.6.4).
Учение о Трех равных Лицах, Которым по отдельности и отчетливо усваиваются действия, не могущие быть совершенными никем, кроме Самого Бога, явлено в прекрасной гармонии в Священных Писаниях, доказав тем самым Божье единство сущности и Троицу Лиц. "Вы освящены во имя Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор.6.11). Здесь освящение явно усваивается благословенному Духу Божию. Итак, если Дух Святой освящает благочестивых, это доказывает, бесспорно, что Он есть Бог, и надлежащий предмет хвалы и поклонения вместе с Отцом и Сыном.
О, какие благословения праведный Господь дарует нам через помазание благого Духа Своего! Он нисходит как роса на наши сердца, прежде бесплодные; Он наполняет нас Своей Божественной силой; Он наполняет наши духовные способности Своим Божественным обитанием; Он становится источником всего нашего блаженства и сообщает нам силу в святости, и направляет наше общение с Богом. Он залог наследия нашего; восхитительна и полна сладости Его милость в Его непрестанной работе. Уважаемые братья, если это наш святой опыт в настоящее время в тленных телах, то что будет, когда наступит полная мера благодати и славы в телах нетленных, и нас ничто не будет искушать или отвлекать?
Это и есть замечательная и благословенная работа Святого Духа. Он есть Бог по существу, и мы наслаждаемся излиянием Его Божественности. Он Сам, благословенная Личность, наслаждается всей славой Божией в дивном равенстве и согласии и дарует нам благодать вечного престола в соответствии с вечным заветом и установлениями. О, как трансцендентно и славно место сей Божественной Личности в деле Божием по спасению человека! Вся обширная и могущественная работа нового рождения не могла бы быть произведена в нас иначе как суверенным Духом Святым, и без нее не может быть никакого знания Бога или любви к Нему.
Остановимся и посмотрим на всемогущество этого суверенного дела. Разве не Святой Дух, хотя мы и называем Его третьим в домостроительстве благодати, есть Первый в служении для нас, ибо это Его Божественная власть оживотворяет нас к духовной жизни? Разве мы можем наслаждаться этой жизнью, разве можем совершить что-то для Бога, пока Дух не сотворит в нас новое рождение и не оживотворит нас к духовной жизни? Нет, мы не можем просить ни о каких обетованиях, не можем осуществлять никакую благодать, не можем предложить ни одну молитву, пока благословенный Дух не передаст нам Божественно и мощно эту дивную духовную жизнь. "Рожденное от Духа есть дух"
Разве это не доказывает в полной мере Божество Святого Духа? Разве Он не явил Свою Личность, явив любовь к объектам Его милости, совпадающую с любовью Отца и Сына и равную ей? Познай же, христианин, что ты был рожден от Бога и спасен силою, на которую не может рассчитывать ни один ангел; помни, что ты, хрупкий ком земли, ползущий червь, мятежный грешник, был спасен унижением, страданием и смертью Сына Божия, через силу  силой блаженного и всемогущего Духа, спасен согласно вечной цели и установлению, которое Бог благоволил применить через Христа Духом Святым!
Мы, ничтожнейшие атомы вселенной, недавно подходившие только для ада, теперь спасены и призваны к участию в райском блаженстве, блаженстве вечном. Вот Божественная, бесконечная любовь! Все небо наполнено радостью в этом счастье Бога от счастья человека. Неудивительно, что вдохновенный псалмопевец возвеличивает славу Того, Кто будет благословенно познан как Спаситель. "Велика слава Его в спасении Твоем; честь и величие Твое Ты возложил на Него; ибо Ты положил на Него благословения навсегда" (Пс.21.5-6 KJV). Разве не поэтому все искупленные могут восторженно воскликнуть: "Тому, Кто возлюбил нас и омыл нас от грехов наших Кровию Своею, и соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему; Ему слава и держава во веки веков, аминь"?!
Возлюбленные братья, вся бесконечность Бога и широта Его истины раскрыты нам через Откровение святого Триединства потому, что Одно из Лиц, Святой Дух, стал нашим Учителем и любезным Руководителем. Именно поэтому мы обожаем и славим Его.  Славное величие Христа Бога может быть описано и возвещено только через Его Духа. Кто, как не Дух, может раскрыть нам славу Божию в той чистоте и величии, созерцать которые было бы слишком ослепительно для нас? Только Он может привести нас к созерцанию нашего драгоценного Господа Иисуса, Христа Бога, Который над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
Поразмыслим снова, как велик наш благословенный и очаровательный Иисус. Разве не говорит Супруга: "Возлюбленный мой, как ветвь в виноградниках Эйн-Геди"? Есть ли что, не предусмотренное для нас в этом прекрасном образе, неизмеримом всепревосходстве Иисуса? В Нем вся чистота и любезность, все совершенство человечности, самый богатый кладезь всех духовных милостей, вся святость, Божественные обещания и вечные благословения. "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно". О дивное созерцание благодати Его, Его искупляющей Крови, работы Его жертвенной неизменной любви!
Радуйся, Ты, Великий и Славный, Вечный Спаситель и Искупитель! Ты действительно и Алтарь, и Священник, и Жертва; Ты наш всеславный Глава и никогда не перестанешь быть Главой Своего Тела, Церкви! Душа моя жаждет к Тебе, как олень к прохладным потокам. Блаженный Иисус, Твоя любовь лучше, чем вино!
Возлюбленные братья, мы должны будем обрести вечную радость с Иисусом во славе. Он Автор невыразимой славы и блаженства Церкви;  Он должен представить ее Себе, славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного. Он не только искупил ее Своей Кровью, но Он также сделал ее храмом Святого Духа. Если таково святое достоинство и достославная красота Церкви Иисуса, то какова Его слава, по образу которой Церковь соделана столь прекрасной?
Тот, Кто сообщает Свою красоту всем Своим людям, для них воистину лучше десяти тысяч и любезен. Но кто может раскрыть эти Божественные, эти вечные вещи для нас и для Церкви, если не Тот, Кто Сам есть Бог, благословенный Дух Божий? О, высота и трансцендентность Его святого служения для нас! Какое великое посредничество принадлежит нам через Него; как изливается любовь, как обильные дожди осенью на наши жизни в Его милостивом пребывании! Через Святого Духа мы непрестанно вновь и вновь обретаем славу Христа; богатейший свет Его животворящих лучей озаряет и живит всю зелень наших душ. О драгоценный, обильный Дух освящающей благодати! Как дивно Ты благословляешь и радуешь нас в сладком и непрестанном общении Своей власти и любви!
Да, дорогие братья и сестры, отборное золото Офира становится нашим достоянием. Может ли желание больше, чем быть запечатленным Святым Духом до дня искупления? Вот нежность Его благодатной работы, в которой Он поднимает в моем слабом сердце памятник вечной хвалы и поклонения, который будет стоять всю вечность! Это благодать и любовь Святого Духа, с Его учениями, озарениями, утешениями и укреплениями, которые поднимают меня к небесному мышлению, чтобы я стал к колесницам знатных народа Его. Пусть эти возвышенные вещи озаряют нас в утро, полень, вечер и полночь Его посредничеством, Его нежным служением.
Благословенный Дух, Ты прославляешь Господа моего; призови меня, чтобы я знал Тебя, Твою Личность, дело и власть; раскрой мне Господа Иисуса и доведи до моей забывчивой памяти все благословенные вещи, которые Он дал мне; пусть они продолжают волновать меня, чтобы я искал Иисуса, предвкушал в моей душе Его очарование и славное величие; держи во мне и в святой памяти всех искупленных эти драгоценные и вечные вещи. Аминь.
Возлюбленные братья, рассмотрим с благоговением еще несколько благодатных служений Святого Духа. Он прославляет Христа; Он ведет к Богу; Он изливает любовь Божию в сердца; Он приносит вещи Божии в нашу память; Он открывает нам все Христово; Он животворит душу Его живым присутствием и ответной любовью и хвалой; Он поддерживает в нас общение с Богом, и через Него и Им моя душа становится вполне довольна очаровательной Личностью Христа.
Все эти благословенные дела составляют служение  этой Божественной Личности, Святого Духа. Однако различные дела благодати Святых Трех Лиц не имеют никакой разницы в их природе, ибо это одна сила Его и Божество; хотя служения Лиц отличаются, они едины в воле, цели и установлении. Это личная слава Отца - избрание Его Церкви; это личная слава Сына - что Церковь пробретена Им; это личная слава Святого Духа - раскрыть откровение благодати Отца и любви Сына  в сердце каждого члена Церкви.
И хотя служение благословенного Духа уникально и милостиво, мы не находим столько примеров молитвы Духу Святому, как Отцу и Сыну. Его служение - это посредничество в молитве, ибо Он открывает Бога нам и нас Богу, как Дух благодати и умиления. Все Его благословенное, непрестанное служение, таким образом, совершается в дивном  соответствии с волей Бога и заступничеством Господа Иисуса Христа. Это доказывает отличие Его Личности и в то же время являет Его Божественность. "Ни один человек не может сказать, что Иисус есть Господь, но Духом Святым" (KJV).
Все молитвы, хвала и благодарение рассматриваются одинаково для всех Лиц Божества. Церковь Божия получает каждое свое благословение за счет равных и совместных действий Отца, и Сына, и Святого Духа. Отсюда следует, что Каждое из Лиц заслуживает равной любви, хвалы и благодарности всех причастников Божией благодати в этом великом и чудесном замысле спасения, и Каждое из Лиц имеет то же время все Божественные атрибуты и совершенства в осуществлении Своего суверенитета. Если милостивый акт избрания Церкви Христа прежде всех веков доказывает Божество Отца, и приобретение Церкви и искупление Своих членов Христом во времени доказывает Божество Сына, то оживотворение к духовной и вечной жизни членов Церкви есть равное и неоспоримое доказательство Божества Святого Духа.
Здесь, в царстве трансцендентного и Божественного и святой любви, нет места для гордости человеческого разума. Всегда помните, что все это может совершиться только благодаря славе Господа, вызвавшего к бытию всю тварь, ангелов и людей. Он замыслил все это в Себе от всей вечности, пребывая в славе неописуемой. Ничего нельзя добавить к Богу, существующему в Троице Лиц, которые от века жили во взаимной радости друг от друга, в бесконечной полноте и самодостаточности. Гром не станет сильнее от наших слабых голосов, и великие океаны не переполнятся от наших слез; еще менее наше пребывание с Богом может добавить что-то к Его славе.
Господь Сам в Себе океан блаженства и не может быть более счастливым. Даже когда мы говорим о Его похвале, мы не можем добавить к Его славе. Святые Лица Божества имеют славу и блаженство невыразимое в Себе от всей вечности. Но Бог, призывая к жизни Свою Церковь, предназначенную для вечной славы, также явил тайну Своей воли. Из всех замыслов, которыми Он обладал в бесконечных тайниках Своей мудрости, Он явил самый благой и высокий, который обнаруживает и наглядно раскрывает сами пределы любви Каждой из славных Личностей Божиих.
 Церковь Христова состоит из искупленных к похвале славы Его благодати, ибо Он - блаженный Бог - принял ее членов в Возлюбленном (Еф.1.6). Здесь явлен вечный замысел, который имел место в совете и завете между Лицами Божества до времени, так что каждая славная Личность в Троице явлена в делах Божественной любви к Церкви в особых и различных проявлениях, и отчетливо определяема в них. Этот замысел предполагал избрание  Церкви во Христе Иисусе Отцом; искупление Церкви Сыном; помазание и оживотворение Церкви Святым Духом; и каждое из этих святых дел предполагает особую любовь Каждого из Божественных Лиц к Церкви, прежде чем был сотворен мир.
Остановимся здесь, дорогие братья и сестры, на мгновение. Творение, вызвавшее в бытие этот великолепный мир, было совершено Тремя Лицами Божества. На момент его завершения сыны Божии восклицали от радости. Увы, как скоро настало разорение творения грехом - преступлением Адама! Теперь должен был выявиться чудесный замысел искупления, который желали бы понять даже ангелы, и это хорошо для них, ибо то, что лежит в лоне Бога от всей вечности, должно быть предметом достойным вечного изучения всех Божьих разумных существ.
Совершенство искупления отражает все Божие могущество, и каждый Божественный атрибут участвующих в нем Лиц - власть, мудрость, милосердие, благодать. В грандиозном устроении допущения падения человека и его искупления во Христе богатство славы Его явлено с самыми великолепными доказательствами, заставляющими душу воскликнуть в экстазе радости: кто Бог, как Ты! Но в то же время мы должны с удивлением и благоговением помнить, что искупление, во всех благословенных следствиях его устроения, превозносит Сына Божия в высшей степени, и лишь потому благословляет человека и приносит ему пользу. Наши благословения неизмеримо велики и огромны, но слава Христа бесконечно больше. О, как велика слава Господа нашего Иисуса Христа во всех делах Его!
Скажем еще слово об этой самой замечательной теме. Искупление Христа раскрыло и в высшей степени выявило работу Святого Духа. Дух непрестанно действует в Своем всемогущем раскрытии дела Христа в искуплении. Разве Иисус не мог с радостью сказать: Он прославит Меня - и с тех пор, как Сын Божий вернулся к славе, как обильно Он посылает благословенного Духа с этой целью; со дня Пятидесятницы по этот час Он действует в Своей благодати и власти в возрождении, которое совершает Дух, животворя, утешая, укрепляя и наставляя души искупленных. Как сладко Он открывает и объясняет страдания и славу Христа, которому Он совершенно повиновался!
Пусть дитя Божие задумается об этих благословенных вещах. Пусть благословенный Дух внутренне осветит его светом Своей благодати в этом милостивом святом служении любви. Пусть возликуют его душа и сердце от чувства осуществления этих драгоценных вещей!
Сладкие части Писания связаны друг с другом - как золотые цепи, будучи связаны между собой, придают красоту и силу целому. Благословенная хвала в великом послании апостола Павла к Ефесянам - это музыкальная гармония и сладкая мелодия, которая приносит очарование в мою душу. Это избрание любви Божией во Христе (1.4), принятие в качестве детей через Иисуса Христа (ст.5), наше искупление Христом через Его Кровь (ст.7), дары и милости Духа Святого (ст.8-9), могущество Божьих целей во Христе (ст.10) и наследие, к которому мы предопределены и призваны (ст.11-12). Я знаю, что когда я шел дорогою или лежал в постели, и вспоминал один за другим эти стихи Писания, я находил в них столь благословенное согласие, что они были для меня звуками более сладкими, чем мелодия органа.
Господь Дух, дай нашим душам пробудиться в хвале и поклонении Тебе, славному Лицу Божества, чья суверенная благодать одарила нас вечной уверенностью; пусть нашим ежедневным блаженством будет то, что мы можем быть полностью счастливы, раскрывая свои души к похвале и вечной славе нашего самого прекрасного Бога. Аминь.
Теперь, возлюбленные братья, я должен заканчивать нашу тему для вашего торжественного созерцания под благодатью Христовой, в которой мы стоим.
Я умоляю Всемогущего Господа Духа, Которого я призываю, милостиво снести все ошибки в этом моем слабом служении слова Божия, чтобы Он Сам являл благоухание знания Его на всяком месте. Истина о Его Личности тесно связана с самыми жизненно важными частями спасения, и с этой доктриной должны стоять или падать самые знаменательные вещи в драгоценном Евангелии. Отрицать Личность и Божество Святого Духа значит противиться Духу благодати. Церковь благословила и запечатлела имена Лиц Святой Троицы. Вот наше славословие: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и общение Святого Духа". Не будь Дух одним из Лиц Троицы, Elohim, обладающим всеми Божественными совершенствами, Он не мог бы быть назван Богом Духом. Совершенное равенство каждой из Божественных Личностей в обладании и использовании всех Божественных совершенств является основой всей необъятной структуры откровения. Тот, Кто является Источником всего духовного наслаждения, берет все Христово и являет нам. Всему, что у нас есть от Отца и Сына в их благодати и любви к нам, Дух Святой является Автором. Все мы находимся в общении Святого Духа, таинственно пребывающего в наших душах. Это милостивое служение Духа прекраснее всего описано Самим Иисусом в глубочайших 14-16 главах Евангелия от Иоанна. Прочтите эти драгоценные слова и обетования Духа Господом; это богатейший источник любви из всех, что есть.
Да, дорогие братья и сестры, если мы находимся под Его милостивым научением, нам дано очень многое в видении вещей, которые дарованы нам от Бога. Святой Дух с нежностью следит за святыми Божьими во все времена; как Иисус мог счастливо сказать,"Он пребывает со Своим народом навсегда". Должны ли мы молчать в делах поклонения, любви и хвалы об этой славной Личности Божества, когда сами камни готовы возопить? Какое это действительно благословение - знать и благословлять каждое из Святых Трех Лиц Божества, уделяя всем Трем непрестанное благодарение и хвалу! Разве не все Писание учит нас этому?
Там, где нам не хватает такой похвалы - как можем мы не краснеть от нашей необъяснимой бесчувственности к духовному осуществлению и дивному раскрытию этой совершенной Божественной любви? Несомненно, наш благословенный Бог воскресил нас для Себя в богатстве Своей благодати; как же мы, взятые Им в удел, будем отвергать Его? Разве дивный и предрасполагающий мотив Божественной доброты не звучит в словах Писания: "Часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его"?
Господь Дух дает Свое милостивое благословение всему возлюбленному народу Божию, так что благодаря чистому единству благодати Отца, и Сына, и Святого Духа, вся Церковь Божия может знать Троицу Лиц и жить в непрестанной вере в Ее бытие в единстве Божественной сущности, ибо наша вера не утверждается на мудрости человеческой, но на силе Божией. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог для любящих Его... Но Бог открыл это к нам Духом Своим; ибо Дух все проницает и глубины Божии". Да, возлюбленные, мы говорим не в словах человеческой мудрости, которым можно научиться, но от Духа Святаго, потому что мы имеем ум Христов.
Господь Дух дает Свое Божественное помазание на слово произнесенное. Со своей стороны я нашел блаженство невыразимое, истолковывая столь страшные и невыразимые предметы. Созерцание Христа - вечное созерцание. Милостивым действием Духа мы продвигаемся в святом познании нашего славного Христа, и в радостном поклонении Богу нашему в Его непостижимом величии. От Бога вся мудрость; Ему слава через Иисуса Христа навсегда. Аминь.
Блаженный Дух и Всемогущий Учитель, Божество Которого действует в завете благодати, чтобы прославить Христа, подай нам такое помазание, чтобы наше размышление о Нем было действительно сладко для нас; раскрой  Его красоту, Его славу, Его могущество, Его самодостаточность, чтобы каждое искупленное сердце пребывало в союзе любви с Ним, нашим драгоценным Господом Иисусом! Даруй нам, всем и каждому, все большее и более богатое восприятие нашего святого союза со Христом! Святой и Вечный Дух, доведи до душ избранных Божиих Свою Личность и Божество, и милостивое служение Твоей Божественной власти. Во имя Твое, аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии