C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Разговор со сватом

«Я молю Бога, который во мне, чтобы Он дал мне силы задавать Ему правильные вопросы».
(Эли Визель )

Этот городок за долгие годы своего существования пережил достаточно много потрясений, периодически переходя от одного государства к другому. Венгрия, Румыния и даже пытавшаяся стать в начале 20 века независимым государством Украина, заявляли свои права на него, это видно даже сейчас, если учесть состав населения. Сегодня Сигету Мармацией входит в Марамурешский уезд Румынии, который находится на севере страны, рядом с границей Украины.
Название города имеет венгерские корни и звучит как Марамош-Сигет. Сигет в переводе означает остров, ведь именно на небольшом участке земли между реками Тиса и Иза и образовалось первое поселение.  Впервые Сигет упоминается в письменных источниках в 1328 году, а статус города он получил в 1352 году, указом венгерского короля Карла Роберта Анжуйского. В 1472 году статус города, дарованный Сигету, был подтвержден королем Матьяшем Корвином. На протяжении долгих лет город был частью Венгерского королевства, а впоследствии — частью Австро-Венгерской империи. Неудивительно, что многие жители тогда говорили на немецком языке. Хотя уже в это время здесь жили венгры, румыны, русины, евреи и цыгане. За годы второй мировой последние две национальности подверглись этническим чисткам и число их резко сократилось. Почти 80 процентов населения составляют сейчас румыны, 15 процентов — это венгры, есть русины и украинцы. По сведениям последней переписи, в Сигету Мармацией проживает 41 тысяча человек.
Тихий, красивый городок, забытый людьми из мегаполисов человечества, привлек мое внимание не зря. В жизни каждого из нас, случаются события, которые ждешь с внутренним трепетом, особенно если ты отец взрослой дочери на выданье, уже знакомый с будущим зятем, подарившим твоей дочери кольцо невесты, а вот со сватом еще незнаком. Так уж случилось, что я – боевой генерал, откровенно струхнул, когда услышал предложение от дочери и ее жениха познакомиться со сватом. Кто проходил этот процесс человеческой эволюции, тот понимает мои чувства. Впрочем, когда я спустился в подъезду моего старого австрийского дома и сел в громадную зеленую машину свата, неловкость улетучилась сразу – за рулем сидел седой поджарый мужчина, горбоносый, чем то напоминающий в профиль орла присевшего над добычей. Говорил он на украинском. Но, что то подсказывало мне, что предо мной венгр, словак, может быть словенец. В его облике было что то, неуловимо знакомое и виденное мною много раз. Вот только где?
Я не буду описывать наше знакомство, все произошло, как и полагается, отмечу только, что расходились долго, а на утро болела голова.  Сват оказался настоящим мужиком, за что ему большое спасибо. Дай бог ему здоровья и долгих лет жизни.
Однако, из разговора я понял, что он вырос в Карпатах, на самой границе с Польшей. Я бывал в тех местах и хорошо знаю их по многочисленным охотничьим загонам. Это долина перед самыми горами и горы стоят в нескольких километрах от нее, впечатляя своей красотой. Населен этот район очень интересным этносом – бойками.
Я историк, в силу своего увлечения, много, знаю о мире такого, что и не снилось нашим мудрецам. А еще я писатель и мои работы по альтернативной истории читают во многих странах мира. Естественно и то, что я много занимаюсь исследованиями имен, фамилий, названий географических мест, исторических событий, типов людей. Именно поэтому, необычная внешность будущего свата, привела меня в состояние поиска. То что передо мной был не бойко, я понял однозначно. Это не тот генотип, уж слишком ярко выражены южно-европейские черты лица. А бойки своим происхождением обязаны интересному народу, про который ныне на Украине забыли напрочь. Это сейчас украинские историки создали нацию украинец и пытаются описать ее историческое обоснование, выдавая желаемое за действительное. На самом деле современный украинский этнос появился совсем недавно, скорее, как политическое объединение. Однако следует отметить, что большинство населения страны себя ассоциировало с ним и выбор этот следует уважать, ведь именно так и формировались практически все известные народы Европы. Например национальности французы не существует – это гражданство, но все более и более происходит процесс ассимиляции народов населяющих Францию, и уж выходец из африканской страны, родившийся на территории Иль-де Франс, считает себя французом.
Вот нечто подобное происходит и на Украине, правда не путем естественной интеграции народов в сущность нового независимого государства, а путем принудительной украинизации. Что из этого получится, увидим вскорости, однако по моему мнению у народного государства, должна быть любовь к своим детям, не зависимо от их национальности. Для матери все дети равны и смерть одного из них – горе для всей семьи. Поэтому, сохранение культуры народов многонациональной Украины должно иметь трепетное отношение со стороны руководства страны. Каждый должен чувствовать себя в своем доме нужным и желанным. Я уверен, что пройдя испытания, Украина придет к этому осознанию, иначе крах.
Но вернемся к бойкам. Мне приходилось бывать на фестивалях культурного наследия этого народа проживающего на Западе Украины и в Польше. Интереснейший пласт истории и культуры! Сумасшедшее сочетание качеств славянства и культуры европейских наследий. Разобраться в истории этого этноса крайне сложно, но оно того стоит. Путем многолетних исследований, я ( и не только я) пришел к выводу, что исток бойкам дали белые хорваты, чьи племена населяли Западную Украину. Сейчас мало кто даже слышал про этот народ, а ведь именно он ( и его собратья черные, красные хорваты) дали начало лемкам, бойкам, гуцулам и прочим народам Карпат. По моим данным, в Карпатах, Прикарпатье и Закарпатье проживает 128 национальностей!!!
Так вот мой сват, явно не бойко и не белый хорват. Там нечто иное прослеживается в типе лица. Ну, сваток дорогой, держись! Вывел я тебя на чистую воду, хоть и пришлось покорпеть над архивами. Подняв их, я обнаружил много интересного и поэтому решил написать эту миниатюру о судьбах народов мира и о судьбе твоей семьи в частности. Скажу лишь одно, ты отец человека, который избрал нелегкий путь правоохранителя. Это всегда сложная судьба и я рад, что наш Андрей, не пошел в уютный мирок мещанства, а выбрал себе дорогу офицера, осознав право на честь этого сословия и став моим коллегой по службе в органах правопорядка. Мне отставнику, нашлась достойная замена, а мой опытный глаз старого опера, точно определил трудолюбие твоего сына и порядочность. А значит будущее у него хоть и сложное, но достойное.
Вот благодаря близости к органам, и есть у меня возможность заглянуть в такие архивы, что иным ученым и не снились. А наличие в Интернете виртуальной оперативно-следственной группы (ОСГ), состоящей из таких же отставных сыскарей, больше чем 100 стран мира, которую я создал в Сети, предложив им расследовать преступления прошлого, ускорило дело.
Сват! Мы Эйнштейна, Рокфеллера, Гитлера и Наполеона раскололи как орехи! Так что говорить о тебе? А вот потому садись удобнее в кресле, наливай доброго винца и вместе с читателем слушай, как ты украинцем стал.
Красив Сигету Мармацией. Это просто городок из сказки, где ратушная площадь слушает старинные часы, отбивающие ход времени, кафедральный собор манит прохладой в июльский полдень, гостеприимно распахнув двери, а множество маленьких кафе, раскинув пестрые зонтики благоухают ароматом кофе.
Есть в этом городке маленькая улочка. Она петляет от ратушной площади и пробегает мимо двух этажного дома с мезонином. Небольшой румынский домик, уютный и окруженный розами, с палисадником и тихим двориком. Это почти центр городка. Почти напротив, находится почта Сигиету. Она там была всегда, с того времени, как в Европе были придуманы почтовые отделения. Еще и сейчас над входом в нее висит рожок, в который трубили почтовые курьеры несущиеся на взмыленных конях по дорогам Австро-Венгрии, с огромными кожаными сумками, полными корреспонденции. Почтовое отделение городка было не велико: почтмейстер и его помощник – клерк банка, имевшего представительство при почте, приемщик переписки ( он же надзирающий за цензурой и тайный агент австро-венгерской жандармерии) 8 курьеров и 2 почтальона для обслуживания самого городка. Все они уважаемые государственные служащие империи. Во времена мною описываемые, почтальоны Сигиету обладали неслыханным по тем временам транспортом. Про передачу им велосипедов, от почтового ведомства империи, разродилась большой статьей центральная венская газета, где были опубликованы снимки всего почтового отделения городка. На первом плане стояли счастливые почтальоны, держа за рога рулей своих иноходцев, картинно позируя перед фотографом в форме почтового ведомства.  Вот на этом фото, я и увидел впервые твого предка, сват.
В Австрии в XVI столетии одновременно действовали почты Таксисов (между прочим таксисты именно отсюда пошли) и правительственная, но вскоре последняя окончательно вытеснила первую. С 1623 года австрийская почта состояла в наследственной аренде графов фон Паар. В 1722 году эксплуатация почтовых сообщений перешла в руки правительства.
До 1867 года было одно общее управление для австрийской и для венгерской почт. Впоследствии почтовая часть в Цислейтании состояла в ведении Министерства торговли и была соединена с телеграфной службой. Почтовые учреждения были распределены по 10 почтово-телеграфным округам, которые управлялись почт-директорами. Для производства почтовых операций учреждены почтамты, которые делились на казённые и неказённые. Последние, существовали в менее значительных пунктах и управлялись по договорам с казной лицами, не состоявшими на государственной службе.
 Обе половины Австро-Венгерской монархии — Австрия и Венгрия, несмотря на различие с 1871 года почтовых знаков и раздельное почтовое управление, в почтовом отношении составляли одну территорию. Однако финансовая сторона дела была совершенно разграничена. 9 октября 1874 года была подписана Всеобщая почтовая конвенция, которая распространялась на всю Австро-Венгрию, но во Всемирном почтовом союзе каждой части монархии был предоставлен самостоятельный голос. Город Сигиету территориально оказался в Венгрии.
Австрии принадлежит инициатива введения открытого письма, или открытки (1869). Пора тебе, сватушка узнать, что принадлежит это открытие твоему предку, тому самому приемщику корреспонденции, который занимался ее люстрацией в интересах жандармов Австро-Венгрии.
Знакомься с предком сват – Иосиф Петречери, румын, выходец из пригорода молдавского города Кишинева, сын местного священника, имя которого мне установить не удалось. Дело все в том, что он принял постриг в монашеский сан и был помощником аббата в одном из монастырей Румынии, которого ныне не существует. А там, как известно, мирских имен нет. Впрочем, сохранилось имя духовное брат Иосафат и пусть оно, будет тебе утешением в твоем жизненно пути. Какие причины подвигли его на такой поступок, мне не ведомо, да только известно, что дети его воспитывались при этом же монастыре, как сироты. Очевидно, мать умерла ранее. Детей было шестеро. Один из них Иосиф отслужил в армии и избрал себе путь службы в жандармерии. Известно мне и звание этого предка. Он был вахмистром, и ему подчинялись почтовые отделения в нескольких городках. Открытку он придумал уже ближе к выходу на почетный отдых, тогда, когда его сын Иштван (по другим данным Ион) уже учился в офицерской школе венгерских гонведов  под Будапештом, куда поступил вольноопределяющимся. Причина создания открытки проста – человек явно находился на своем месте и желая облегчить труд коллег-люстраторов ( вскрывай письмо, читай, выписывай нужное и вымарывай запрещенное)  предложил вариант открытого письма, который не только экономил деньги потребителя, но и упрощал труд жандармов.
Читателю не следует быть скептиком. Именно люстрация переписки, давала жандармам всех стран ценную информацию и эти люди умевшие читать между строк, предотвратили много преступлений и государственных измен. Стоит вспомнить и то, что почта, в том числе и голубиная, была единственным видом коммуникации того времени. Даже телеграф, из-за его высокой стоимости, не пользовался таким спросом у населения, как почта. А организация посылок и бандеролей привела к новым формам терактов. Естественно, что жандармы империи придумывали новые способы борьбы с революционерами. Так, например, посылки четко разграничивались с бандеролями и принимались на почте, только после досмотра.. Следует заметить, что Сигиету город приграничный и через него шла дипломатическая переписка - не паханое поле для перлюстрации. Вот, пожалуй, и все, что я могу сообщить об первом жандарме рода Петречери, вахмистре 2 жандармского управления Австровенгерской империи.
Мы отцы всегда хотим, что бы дети превзошли своих родителей. Не исключением был и Иосиф. Сам, не будучи офицером, а лишь старшим среди унтер-офицеров, он готовил сына Иштвана к военной службе. В архивах есть документ, в котором он обращается с прошением к начальнику своего жандармского управления, с просьбой о содействии в принятии его сына на военную службу в школу вольноопределяющихся гонведов Венгрии в Будапеште, а точнее в одном из его пригородов в Геделло. Именно там находилась летняя резиденция венгерских королей и была по тем временам лучшая офицерская школа империи, готовящая кадры для внутренних войск Венгрии и жандармерии. Еще известен Геделло прекрасными термальными источниками, спа-курортами и как университетский центр. Вот в нем то и начал свою военную карьеру молодой Иштван.
Следует отметить, что румын из маленького городка попал в самый центр цивилизации тогдашней империи. Будапешт славился театрами и выставками, а вольноопределяющиеся офицерской школы были частыми гостями имперского офицерского училища в Вене, где и заканчивали свое образование, проходя там последний год обучения. Всего учились будущие офицеры 3 года.
Интересно и следующее: в документах школы гановедов Фамилия Иштвана сокращена  и звучит Петрече. Я поговорил со знающими людьми и мне объяснили, что для венгерского слуха Петречери достаточно сложное звуковое сочетание и судя по всему руководство школы переиначило ее на венгерский лад. Как бы там ни было, а в офицерский корпус Австро-Венгрии влился молодой офицер с именем Иштван Петрече.
Гонвед - (венг. honv;d, буквально— защитник отечества) название венгерской армии в 19—20 вв.
В средние века Гонведами, называется венгерская пехота; в период, а затем вся венгерская национальная армия. По закону1868 сухопутная армия Австро-Венгрии состояла из 3 частей: обще-имперской армии, австрийского ландвера и венгерского гонведа, который находился на территории Венгрии и предназначался для усиления общеимперской армии и внутренней службы в Венгрии. В мирное время в начале 20 в. имелось 14 пехотных и 4 кавалерийских бригады гонведов. Пехотные бригады с 8 по 11 относились к внутренней службе, причем 9 бригада территориально располагалась в Галиции, во Львове. Вот в ней то и служил обер-лейтенант Иштван Петрече.
Мне неизвестно, где Иштван встретил свою будущую супругу, да только родом она была из Галиции из небольшого городка Самбор, в предгорье Карпат. Была она дочерью попечителя сельских школ той округи, и звали ее Мария Скавронска. Ее отец был родом из Праги, но поляк по национальности, женатый на чешке.
Судя по всему, происхождение Марии и определило будущее место службы молодого офицера. Успев повоевать в австро-прусской войне, обер-лейтенант Петрече заслужил 2 медали «За храбрость» и крест от монарха, даваемый за личное мужество. В связи с полученными ранениями, офицер вынужден был уйти со строевой службы, и занять должность в жандармском ведомстве в Самборе, поближе к тестю.
Дальнейшие поиски следов предка моего свата не представляли труда. Государственный архив Львовской области откликнулся на мой запрос, ввиду нашей совместной и долгосрочной работы на ниве восстановления исторической справедливости. Дело все в том, что я интересуюсь историей этого края и многие публикации о нем, наделали достаточно шума, так как противоречат общепринятым нормам в новом Украинском государстве. Однако поломав копья и покричав из далека, не один из моих оппонентов не отважился доказать свою правоту в суде или хотя бы в публичном споре. Есть такая черта у галичан, драть горло по любому поводу, если он идет в разрез с интересами самого спорящего. Впрочем, умных людей там гораздо больше, ведь недаром Львов университетский и культурный центр. Мне кажется, что недобросовестные историки и есть проблема львовского общества. Однако, я уверен, что жизнь расставит точки над Ё и народ сам разберется в своих проблемах. И тогда наступит горе для тех, кто его обманывал. Я знаю галичан и карпатцев и представляю на какие страдания обрекли их исторические враки, с времен Даниила Галицкого. Кстати, памятник последнему высится в центре Львова, с надписью «король Данило». Вот только не сказано королем какой страны он был. Открою читателю и эту тайну. Римский папа дал ему титул короля Лодомерии и Галиции. Впервые это название было использовано венгерским королём Андрашем II, который после смерти в 1205 году Романа Мстиславича Великого претендовал на престол Галицко-Волынской Руси и был коронован как «Божьей милостью король, Венгрии, Далмации, Хорватии, Рима, Галиции и Лодомерии». Бежавший на Запад князь Даниил получил эти земли от своего тестя, венгерского короля в приданое. Монархи из династии Романовичей также использовали в своих титулах это название. Это позже, потомки Даниила Романовича Галицкого имели титул «Rex Russiae» (чаще «Regis Rusie») и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («король Руси» и «князь всей земли русской, галицкой и владимирской».  Это, чисто ватиканское название, потому как Даниил Галицкий де-факто королем Руси не был, потому как на Руси сидели цари и великие князья.
Просматривая биографию Петреча, я увидел много интересного. Например, организация первых политических тюрем в Галиции. До сих пор можно увидеть в центре Самбора действующую детскую колонию, которая строилась при начальнике территориального управления Иване Петрече. Именно так стали звать этого человека на Галичине. Прочитал я и о создании им системы политического сыска, комплекса разработанных мер по контразведывательной деятельности в регионе ( Австро-Венгрия столкнулась с новыми вызовами времени и революционной деятельностью и Галиция в этом отношении не представляла тихого омута). Мне показали некоторые документы с его подписью. Обычная жандармская работа: то нерадивые господа офицеры потеряли секретные карты, то оперативные донесения о сходе русинов (читай украинцев), то слежка за поэтом Иваном Франко, который отдыхал с приятелями в этих местах. Конечно, все написано на немецком и я знакомился с документами в беглом переводе, но надо сказать, что в молодости Франко, был уникальным балбесом, как впрочем, и все студенты львовского университета, носящего ныне его имя. Я не буду приводить всех примеров, однако проделка его и его дружков, по привязыванию свиньи к трубе дома в Самборе ( то есть свинью затащили на крышу, где она верещала, как резаная, пугая обывателей маленького городка, а ныне районного центра Львовской области) вызвала у меня гомерический хохот, а описание снятия свиньи полицией и жандармерией, у которых Франко был под надзором, достойно отдельного рассказа. Представляю, как умирал от смеха сам господин жандармский начальник Петрече, читая рапорт подчиненных или же присутствуя при снятии бедолахи с крыши! Львовские газеты тогда много про это писали….
Впрочем, жизнь устроена так, что отслужив положенное, Иван ушел на покой, хотя и продолжал трудиться в местном муниципалитете, возглавляя канцелярию. Видно гены отца Иосифа дали о себе знать и семейная тяга к перлюстрации корреспонденции продолжилась.
Впрочем, закончилось и это время. Иван да Марья (прадедушка и прабабушка моего свата) поселились в тихом селе, где было небольшое имение, доставшееся бравому жпндарму от тестя в приданое за дочерью и скоротали свой век. Дети уже не захотели служить и разъехались по всему земному шару. Дед моего свата, поселился на самой нынешней границе с Польшей в красивом селе с интересным названием, о котором я умолчу. Вот он и стал первым Петречко, передав новую фамилию своим детям. Мой сват достигнув призывного возраста, честно отслужил в армии, ни мало не представляя, что службой жили два его предка – отец и сын. Закончив престижный вуз Львова, занимал высокую должность на одном из крупных предприятий радиоэлектроники, где в системе военных представителей служил и я, коренной русак, с альбигойскими корнями из  ныне французского Лангедока Руссильон или Аквитании, волей судеб и службы отца, занесенного в Прикарпатский регион. Кстати я тоже из жандармского ведомства! Вот и не верь в провидение.
Мой сват румын, родившийся при Советской Власти и неожиданно оказавшийся в новом государстве Украина. Именно это я и понял с первого взгляда на него. Типичный бессарабский румын. И это у него не отнять никакими историческими сказками и мифологическими россказнями. Конечно, он считает себя украинцем и даже бойком. Абсолютно правильно делает, и я его поддерживаю, потому, что он от этого народа взял трудолюбие, добродушие, гостеприимство и импонирующую смешинку. Хороший мужик одним словом! Споёмся….
Главный праздник, который широко отмечают жители Сигиту Мармацией, а также многочисленные туристы и фольклорные коллективы, съезжающиеся со всех концов страны и соседней Украины, является Рождество. В Румынии его празднуют до Нового Года. Одетые в национальные костюмы дети ходят колядовать по домам и получают за это подарки. Хозяева режут свиней и делают специальную колбасу, выпекается особое печенье. Много ряженых, одетых в костюмы «оленей» и «коз». Коллективы, приезжающие сюда из всех уездов, а также приграничных украинских сел, одеты в национальные костюмы своих местностей. Яблоку буквально негде упасть от такого количества участников и гостей. Подогревает атмосферу веселья местная крепкая водка «хоринка», которую делают из сливы. Очень популярно в эти дни проводить гадание. Девушки жгут щепки в печи и слушают. Ведь если запоет петух, то девушке попадется хороший муж, а вот если залает собака, то хлопот с ним не оберешься. В канун Нового года женщины не выходят из дома. А мужчины и парни, многие одетые в страшные маски, чтобы так отпугивать злых духов, ходят по дворам и читают специальные заклинания, разыгрывают целые представления и поют песни с пожеланиями.
Вот, что я думаю сват: ради счастья наших детей, у нас не только петух запоет, но и пес соловьем курским разольется, если даже придется спалить не щепочки в печи, а целую деревню. С нас станется, я это сразу понял, когда тебя увидел в первый раз.
Вот выполняю обещанное, миниатюра опубликована в журнале и теперь о тебе знает мир. Бувай здоров, козак Мирослав Львович! Мулцумэск  фоарте мулт, дак Петречери!
Прощаясь с читателем, я на примере этой семьи, хотел показать, каким многонациональным краем является Украина. Народ не виноват в глупостях своих правителей, конца которым история не ведает. Я не помню такого народа, который бы по своей воле развязал войну с соседом. Не стоит голословно винить всех львовян или ивано-франковцев в том, что случилось на Украине. Нужно понять и другое – народ устал терпеть несправедливость и поднялся против  своих угнетателей. Наверное, не все произошло так, как бы хотелось и под самыми националистическими лозунгами, к власти пришли те же, кто правил страною все 25 лет национального позора. Народ снова обманут и принужден воевать.
Я уверен в одном, если Украина не пойдет по пути братства народов и создания добрососедских отношений, эта страна прекратит существование, разлетевшись на массу мелких осколков, которые подберут более умные страны. Украине нужно выработать свою собственную политику, сформировать единое общество, где не будет  места национальному чванству и зазнайству. Народ нужно научить верить в добро, привить ему мысль, что он хозяин своей земли, научить бережному отношению к ней. Нужно воспитать поколение счастливых людей и тогда не будет надобности в идеологии соседних государств. Надо жить своим умом и надеяться на свои силы. А еще четко разделять человека-труженика и тварь-приспособленца. И рецептов тому много. О многих можно поинтересоваться и у австро-венгерских жандармов. Эти люди глупцами не были….
…. Сигету Мармацией по праву гордится тем, что именно здесь когда-то жил будущий Нобелевский лауреат, известный писатель и журналист, который долго работал во Франции и Америке, Эли Визель.

На фото оберлейтенат Иштван Петрече с женой Марией. Фото архива полиции Вены.
Год к сожалению уточнить не удалось. Судя по наградам сразу после окончания войны с Наполеоном Третьим 1870-1871. Я думаю, что это свадебная фотография.


Рецензии