Кот и море или как скоротать вечерок

                Quidquid agis, prudenter agas et respice finem
                «Что бы ты ни делал, делай разумно
                и предусматривай результат».
                Римские деяния (Gesta Romanorum), 103.




Как весело и с пользой скоротать вечерок? Очень просто — задай себе неожиданный вопрос!

Прежде всего, строим декорации, которые будут необходимы для создания соответствующего душевного настроя.

Итак. Кухня. Кофе. Сигарета. Приглушённый свет. Окно. Бессмысленно скользим глазами по беспечным прохожим. И тут, кожей начинаешь чувствовать на себе немигающий взгляд твоего домашнего кота. Конечно, он тих и незаметен, и ты в этот момент как бы отсутствуешь в его жизни, да и вообще ни причём. Но ты понимаешь — тебя изучают. Вернее, продолжают изучать, несмотря на то, что вы прожили бок о бок под одной крышей ни один год! А что, в итоге, вы знаете друг о друге?! Вот и вопрос...

Моё отношение к кошкам в доме? Хм, конечно оно претенциозно и однобоко, а мнение — вызывающе и не аргументированно-скептично. Какое ещё? Ой, лучше спросите об этом у моих домашних, они, как апологеты всего урчащего, муркающего и слезоточиво-умильного, вам раскроют его широко и красочно. А главное — объективно!.. Ведь что может быть объективнее мнения вашего домашнего оппонента? Не забывайте, он, ко всему прочему, является ещё и главным повелителем всех туч и облаков на твоём индивидуальном небе над головой! Но я по-прежнему отношусь к этому квартирно-паркетному мобильному урочищу сплочённого и обильного семейства всевозможно-различных власоедов, иксодовых и краснотелок, весьма настороженно. Загинул? Пожалуй. Да, согласен. Вспылил! Пойду пустырничка царапну капочку... Ну, а как обозначить свой нездоровый скепсис перед читателями, которые далеко и далеки от проблем моей внутренней грамотности, и, одновременно, неосознанную восторженность перед непосредственно заинтересованными в правильном понимании мной вопроса, которые прям здесь, буквально дышат за ухом?! Хотя, в открытые боевые взаимодействия с ними стараюсь не вступать. Тем более, что мои визави находятся под непререкаемой опекой моей дражайшей супруги. И тут комментарии излишни. Так что нахожусь в состоянии нейтралитета intentione maximum. В общем, до Талейрана в этом вопросе мне ещё расти и расти...

Конечно, я осознаю, что эта моя позиция где-то глубоко ошибочна, так как нахожусь здесь в абсолютном меньшинстве. Отношение целых наций к кошачьим удивительно трепетно и сердечно. Взять хотя бы англичан... По-моему, оно там возведено в степень некоего фетиша. И они идут с ним, как с расчехлённым знаменем до конца. Хотя, порой, некоторые истории, связанные с их этим чувством обожания хвостатых, наводят на кое какие размышления. Особенно когда эти истории тесно вплетаются в скрепы национального самосознания, одним из важнейших первоисточников коих у англичан, безусловно, является ФЛОТ. Вот вам один, с моей точки зрения, прелюбопытнейший образчик. Эта удивительная история произошла в печально известные годы всеобщего уничтожения человеческого в человеке, в годы Второй мировой войны...

Итак, - 1941 год… Скорее всего, это был обычный портовый бродяга-кот, которых в 1941 году, как, впрочем, и в любом другом, независимо от вектора времени году, в Готенхафене, как, сами понимаете, и в любом другом городе, было несчётно. И скорее всего, провёл бы этот котяра свою обычную кошачью жизнь, наполненную всеми необходимыми для этого стандартами: произвёл на свет причитающихся ему по силам мартовской пылкости и страсти котят; подрал глотку на крыше; поучаствовал в неисчислимом количестве своих самцовских побоищ за звание короля помойки или подвала, что давало бы неоспоримое право обладания какой–нибудь очередной Муркой, Мартой, а может, Машкой; передушил несметное количество жирных портовых крыс, в общем, всё как положено. Замечу, Готенхафен — это переименованный во время оккупации, а ныне знаменитый своими корабелами, и тем, что в 80-ые рабочие его судоверфей приложили руку к выпестованию знаменитого профсоюза «Солидарность» польский город Гдыня и расположен он на берегу Балтийского моря. Ну да это просто ремарка, которых, уж простите, в моём повествовании, будет не мало...

Так вот, так бы и прожил он свою среднестатистическую кошачью жизнь. Но! Его кошачий Бог, видимо по договорённости с коллегами из человеческого департамента, то ли от тоски, то ли бытовуха заела, решил оторваться на нашем герое по полной. И вот на его планиде возникает матрос германского флота. Наверняка был этот моряк обычным немецким Гансом или Фрицем, который варил до войны своё вкусняцкое баварское пиво, а может, починял велосипеды в фанерном сарае за углом завода БМВ, кто теперь знает. Очевидно одно — они шли на встречу друг другу — главный герой и невольный рулевой его судьбы. Привлечённый не выветрившимся из нательной рубахи запахом то ли солода, то ли велосипедной смазки (фиг его знает, какие там были у него обонятельные предпочтения) наш котяра, разомлевший на весеннем майском солнышке, с льстивостью, присущей, конечно же только беспризорной натуре, почувствовавшей домашний уют, начинает тереться о ноги нашего Ганса, в надежде получить соответствующие дивиденды. Конечно, он рассчитывал на что-то вроде того, что его ухо будет обласкано шершавым матросским пальцем, а там, при соответствующем старании, глядишь, перепадёт, о небеса, кусочек колбаски… Ох, брат, беги!!! Беги, что есть мочи и как можно дальше, заройся в самом дальнем углу своего уютного подвала!.. Куда там... Гастрономические галлюцинации задушили здравый смысл, и так слабо шевелящийся в нашем герое, на корню...

Интересно, какая музыка тогда у него играла в душе? Какой-нибудь Кошачий колбасный блюз или Das Lied der Deutschen? Я думаю, играла у него во внутри Эолова арфа, потому что Бог ветров уже задул в паруса судьбы нашего кошака и первый такт игры волшебных струн дал старт его новой, или очередной, сколько их там у кошек, жизни.

Так наш кристально чистый, честный до последней блохи, беспечный бродяга стал контрабандой. Именно в таком качестве его и занесли на борт линкора «Бисмарк» (Bismarck).

42000 тонн крупповской стали, мощи и огня. Вершина инженерной мысли Германии. Сейчас, в наше мирное время, становится как-то не уютно за рулём на дороге, когда видишь, как чудо немецкой автомобильной промышленности попадает в руки, уж простите, не совсем адекватного, уж простите, человека. А тут такая «игрушка», да в руках такого, опять же, простите — самого истинного арийца. Тут, как говорит классик, «лысина дыбом встанет»...

В 2 часа ночи 19 мая 1941 года командир линкора капитан 1 ранга Эрнст Линдеманн (Ernst Lindemann) отдал команду на подъём якоря. Результат труда тысяч немецких рабочих рук отвалил от причальной стенки, чтобы в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» (Prinz Eugen) уйти в свой единственный и последний, легендарный (кой чёрт «легендарный» - пиратский, кровавый и, как показывает в таких случаях только время, которое, увы, ни чему в итоге не учит, бессмысленный) поход, названный по-военному претенциозно-загадочно «Rheinubung» («Рейнские учения») ...

Ох, братцы, представить жутко, что пережил, и какие мысли роились в башке нашего сугубо сухопутного персонажа в это время! Не каждому здоровому мужику под силу вот так - «с корабля на бал» пройти суровую школу «оморячивания». А тут он, чей мир, в лучшем случае, ограничивался мусорным бачком, метлой дворника, да дворовыми воротами, попадает в самую гущу драматичнейших событий в истории человечества!!! Это у нас на суше «май-баловник, май-чародей». А тут - судите сами: Балтийское море, дальше проливы Каттегат и Скагеррак, фьорды Норвегии вблизи Бергена, Датский пролив... И всё это в условиях жесточайших весенних северных штормов, практически без передышки! А?! Ничё так - водная прогулочка!

24 мая 1941года. Чёрный день в истории Королевских ВМС Британии. В 6 часов утра в Датском проливе (это пролив между островами Гренландия и Исландия), в короткой кровавой схватке сходятся четыре морских титана - линейный крейсер «Худ» (HMS Hood) и линейный корабль «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) со стороны англичан, и уже названные корабли фашистской Германии.

Время 05.52 — 06.09. Семнадцать минут боя, даже, наверно, не боя, — стычки... Практически всего по пять залпов главного калибра с обеих сторон... В 6.00 старший артиллерийский офицер «Бисмарка» капитан 2-го ранга Адальберт Шнайдер (Adalbert Schneider) не оставляет англичанам ни каких шансов. Кормовая башня «Бисмарка» Дора (D) отправляет свою смертельную посылку, адресуемую линкору «Худ» с извещением о том, что великий «Худ» её решением исключается из списков военных кораблей флота Его Величества... Снаряд калибра 380 мм пробил три слоя броневой палубной защиты английского линейного крейсера насквозь. Долгих двадцать межвоенных лет он являлся самым крупным военным кораблём в мире! Предмет величайшей гордости всех англичан, сломался пополам как карандаш, и затонул в течение трёх минут! Один залп. Один снаряд. В составе экипажа корабля числилось 1418 человек... Во главе – вице-адмирал Ланселотт Холланд (Lancelot Ernest Holland) – командир Эскадры линейных крейсеров, заместитель командующего флота Метрополии и капитан 1 ранга Ральф Керр (Ralf Kerr) – командир корабля. Элита флота!!!

После боя из кроваво-мазутного месива подоспевший эсминец «Электра» (HMS Electra) смог извлечь только троих. Троих матросов... Они, к счастью, дожили до конца войны... А что наш герой? Он, принявший первое боевое крещение, сидит сейчас, наверное, где-нибудь на юте нервно вздрагивая ухом, вспоминая перипетии пережитого боя, и невольно любуется широкой флюоресцирующей лентой мазута, вытекающего из пробитого английским снарядом топливного танка «Бисмарка». До прощания со своим неожиданным приютом ему осталось всего три дня. Он своим кошачьим умищем даже и не чает, что за ним охотится весь английский «хоум флит»...

Уже 26 мая, оторвавшийся от преследования «Бисмарк», был вновь обнаружен англичанами, и они уже больше не отпускали его до тех пор, пока не отправили на дно. Официальные цифры гласят, что «Бисмарк» в 10.39 27 мая 1941 года, к вящей радости преследователей, перевернувшись через левый борт, затонул. Не буду рассуждать, что пришлось испытать всем участникам событий, да и не об этом мой рассказ... А вот наш котейка?! Тем более, что люди-то понимали и осознавали что происходит. А  каково было ему, бедолаге?! За не полные сутки его не очень великий жизненный опыт был дополнен таким солидным багажом знаний, что любой из нас, зная о таких перспективах, предпочёл бы дальше идти налегке...

Он перенёс авианалёты торпедоносцев «Свордфиш» (Swordfish) с авианосца «Арк Ройял» (HMS Ark Royal). Запомните имя этого корабля, его выход в нашей истории ещё впереди. А что касаемо его торпедоносцев -  «Свордфиш», название переводится как «Меч-рыба»! Это при его-то деревянно-мануфактурной конструкции. Может это такая тонкая английская самоирония?.. Тогда, ребята, вам зачёт! И, кстати, ещё о торпедоносцах. В шотландской деревушке Пилтокри (Piltocry) что в графстве Беркшир (Berkshire), и чьи винокурни манят своих адептов янтарными струями своего знаменитого виски, ныне живёт и здравствует 95-летний Джон Моффат (John William Charlton Moffat). Бывший ас Военно-воздушных сил Его Величества… Историки, изучающие обстоятельства гибели «Бисмарка», утверждают, что выпущенная именно им, с его самолёта торпеда, тогда ещё двадцатиоднолетнего лейтенанта-коммандера Джона Моффата, попала в рулевое управление немецкого линкора и стала причиной роковых последствий для корабля.

Потом были отчаянные атаки эсминцев, дерзко «задирающие» монстра обстрелом из своих 120-мм пушек и выпустившие по нему весь запас своих торпед. Причём, среди них был и один его «земляк» – героический эсминец под польским флагом «Перун» (Piorun), которым командовал поручик Эджениш Плавски (Edzhenish Plavski) и который, кстати, первым восстановил потерянный с линкором контакт!

И, в довершение, по нему били два линкора - «Родней» (HMS Rodney) и «Кинг Георг V» (HMS King George V); и два тяжёлых крейсера - «Норфолк» (HMS Norfolk) и «Дорсетшир» (HMS Dorsetshire). За последние 74 минуты боя на голову бедного кошака было отправлено почти 3000(!) снарядов, начиная с калибра 133 мм и заканчивая 406 мм (а вес только одного такого «подарка» больше тонны!). Короче, хлебнул парняга полной своей кошачьей пригоршнею...

Остаётся добавить, из 2200 членов экипажа «Бисмарка» спаслось лишь 115 человек. В основном их подобрали на борт крейсера «Дорсетшир». В списках спасённых, кота не значилось...
       
Занавес.

Вы когда-нибудь пробовали купать кота в ванне? Нет? Много потеряли! Срочно бегите во двор и ненавязчиво, но безапелляционно-напористо предлагайте свои услуги! Сегодня вы должны быть первый! Шампунь, веник, простыня! Как ощущения? А? Так-то! По-моему, проще остановить движущийся паровоз за колесо. А наш герой оказался в ванне глубиной пять километров! А до спасительного края этой ванны и того 400 миль, считай 740 километров!!! И водичка в ней, прям скажем, не парное молоко. И штилем её состояние можно было бы назвать лишь при наличии фантазии, которой только что отпустили все грехи и приготовили свежевыбеленный саван… Весьма сложно представить, в каком агрегатном состоянии пребывал наш невольный мореплаватель в предложенной ситуации, но силой его духа остаётся только искренне восторгаться.

Уж не знаю, была ли у кошачьей покровительницы Бастет какая-то предварительная договорённость с Нептуном? Скорее всего, была. Судите сами. Как уже было сказано, с потопленного «Бисмарка» крейсер «Дорсетшир» подобрал 85 человек, эсминец «Маори» («HMS Maori») – 25. Подобрали и ушли… Ещё троих позже подберёт немецкая подводная лодка U-74 и ещё двоих немецкое же метеорологическое судно «Зексенвальд» (Sachsenwald). Всё! Но нашему Одиссею была назначена своя Калипсо. Да не простая какая-то там нимфа, - ему был предоставлен индивидуальный транспорт! Да не абы какой, а целый эсминец!

Да-да, эсминец 4-ой флотилии Его Величества Георга VI Королевского флота «Козак» (HMS Cossak), ни больше, ни меньше(!) спешил соединиться с «Кинг Георг V», для эскортирования его к месту своего базирования после боя в Шотландию. Всю предшествующую ночь он вместе со своими систершип терзал агонирующую тушу «Бисмарка», и теперь шёл через ещё не остывшие после страшной резни воды победителем. Вокруг только дымящиеся в толстом слое мазута обломки некогда величественного, а ныне поверженного морского исполина, который лежал теперь под ними на дне. Их отделяло друг от друга 4790 метров толщи океана, и теперь он был уже никому не страшен. Но их с нетерпением ожидал наш славный кот - единственное живое существо, оставшееся на останках этого кровавого пира, судорожно схватившись за какой-то плавающий обломок. ОДИН!!!

И вот тут, государи мои, в Британском Адмиралтействе должно было явственно запахнуть серой, а язык колокола Лютина, под потолком главного зала компании Ллойд, встрепенуться от предвкушения предстоящей короткой, траурной работы, - ударить себя один раз в свой бронзовый бок… Дальше начинаются просто какие-то мистические события…

…Итак, наш мореплаватель за девять дней своих головокружительных приключений вступает на территорию уже третьего государства. Ну, «вступает» сказано слишком сильно. Скорее всего, его подняли на борт в полуобморочном состоянии и единственное, на что у него хватило сил, – дошкандыбать на негнущихся лапах до ближайшей шхерки и обмякнуть, как говорят на флоте сообразно «широкости и глубокости» погружения тела в пространстве… Суровые английские моряки, суровы конечно, но только снаружи. В груди каждого из них бьётся нежное сердце романтика, готового разрыдаться над видом оторванного лепестка ромашки, пророчащего измену любвеобильной Эльзы… И, конечно, для спасенного, из самых что ни наесть неприкосновенных запасов, был извлечён весь арсенал всевозможных вкусностей и деликатесов. А овации в Альберт-холле для какой-нибудь оперной дивы, были бы сообразны вялому блеянью не доеной козы, в сравнении с той сердечностью и искренним восторгом, выражаемым похлопыванием себя по ляжкам и умилительным всхлипываниям угрюмых чад Альбиона, раздававшимися над палубой военного корабля.

Таким образом, на борту эсминца «Козак» появился новый член экипажа. И, безусловно, возникла необходимость понимания, как величать новообращённого. Какое имя носил он на немецком линкоре, его новым хозяевам, конечно, было не известно. По понятным причинам ни сопроводительной записки, ни, тем более, метрики при нашем котофее не было. И вот как тут не отнестись с огромным уважением к изобретательности и остроумию английских моряков! Назвали кота Оскаром. Никакого отношения к цацке американских киношников оно не имеет. Тут всё по-моряцки – просто, ясно, честно и строго! Согласно Международному своду сигналов, каждый флаг имеет свой символ и название. Красно-желтый разделённый по диагонали флаг обозначается латинской буквой «О» и называется Oscar, а является он для всех моряков мира извещением - «Человек за бортом!». В общем, нет слов - назвали просто со снайперской точностью, прямо в самое сердце!

Ну что ж, вот у нашего героя и новый дом. Конечно, по размерам «жилплощади» (110 метров в длину и 2500 тонн водоизмещения) его не сравнить с «бисмаркскими апартаментами» (250 метров в длину и 51000 тонн водоизмещения!), но, думается, это факт мало волновал нового подданного Британской короны. А что касается боевых заслуг «малютки», то тут, пожалуй, не известно кто кому бы ещё дал фору…

Имя героического эсминца стало у себя на родине нарицательным уже в начале войны. Всё случилось 16 февраля 1940 года. В этот день в Йосингфьорде, в юго-западной части нейтральной Норвегии, случилась горячая встреча эсминца «Козак» с немецким танкером «Алтмарк» («Altmark»). Этот «Алтмарк» был плавучей «бензоколонкой» для печально известного тяжёлого крейсера «Адмирал граф Шпее» («Admiral Graf Spee»), пиратствующего в Южной Атлантике в конце 1939 - начале 1940 года и успевшего потопить одиннадцать торговых судов. Так вот, к моменту встречи с «Козаком», «Алтмарк» был превращён в плавучую тюрьму и перевозил у себя на борту около 300 пленных моряков с потопленных «Шпее» судов.

И вот, что называется, как вершится история… «Козак», под командованием капитана 1-го ранга Филлипа Виана (Philip Vian), взял, пытающийся от него удрать, немецкий плавучий застенок на АБОРДАЖ!!! Произносишь это слово и аж мурашки по всему телу! Перед глазами осклабленные лица кровожадных, не знающих пощады пиратов, абордажные крючья летят за борт, несчастные жертвы мечутся по осклизлой от крови палубе в поисках спасения, крики, стоны, мольбы, проклятия – всё тонет в грохоте пушек, лязге скрещенных клинков и застилается пороховым дымом. Дух Френсиса Дрейка с хохотом витает над обломками мачт и грохочет в свой знаменитый барабан среди горящих парусов!.. Ух!!! А ведь это был последний(!) в современной истории ВМФ Великобритании абордаж…
       
Дальше – больше! Члены абордажной команды, обследовавшей танкер, обходили судно, в поисках пленных, постоянно выкрикивая: «Здесь есть англичане?», услышали – «Да, мы тут, внутри! А кто вы?». И вот тут последовал ответ, который на следующий день был напечатан на первых полосах всех газет, рассказывающих об этом инциденте и ставший боевым кличем и девизом всей английской нации: «THE NAVY'S HERE!» («Флот здесь!»). И в скором времени эти слова станут названием популярнейшей в стране песни, которую напишут Росс Паркер (Ross Parker) с Хафи Чарльзом (Hughie Charles) и исполненную Чаком Хендерсоном (Chick Henderson). Но это что касается вклада корабля в историю своей страны. А вот что касается вклада в историю человечества, то произошедшее столкновение стало формальным поводом для обвинения фашистской Германией Норвегии в нарушении нейтралитета и уже меньше, чем через неделю – 21 февраля 1940 года, Гитлер отдаст приказ о подготовке операции по оккупации Норвегии. И это только эпизод из славной истории корабля. Но, впрочем, мы несколько отвлеклись…

А наш герой, согласно сценарию, прописанному ему в Книге кошачьих судеб, следует в сторону Метрополии. Но его перспективы прогуляться по суше в ближайшее время, увы, так же туманны, как и сам Альбион… И потому будет он ходить пока только по морю, и ходить придётся много.

Сначала он заглянет ненадолго на центральную «жаровню» гигантской английской флотской кухни, в Скапа-Флоу, - главную базу Королевского флота. Затем пройдётся тропой ещё одного «кровавого гения» - Наполеона, зайдя в Плимут, город-порт на юго-западной оконечности Великобритании, куда в 1815 году, вскоре после разгрома французских войск в битве при Ватерлоо, низверженный тиран был доставлен на борту судна «Беллерофон» (Bellerophon). И которое находилось в Плимутском проливе в течение двух недель, предшествующих его отправке на остров Святой Елены.
       
В Плимуте Оскару наверняка не понравилось, не смотря на очевидные дивиденды. Ещё бы, такой парняга, да «вразвалочку, сошёл на берег»… НО! Скажите мне, какому портовому пройдохе-котяре, этакому «местечковому царьку», понравилось бы ощутить себя последней тыловой крысой? Нищебродом?! Когда весь его сераль, включая чёрного евнуха, вдруг, даже не попрощавшись, дружно схватил ноги в руки (или там лапы в лапы) и переметнулся в лоно какого-то сомнительного героя-морячка? И что? Вся огненная страсть портовых жриц любви, так благоговейно им выпестованных, вот так вот, в мгновенье ока, для него угасла и теперь принадлежит какому-то босяку? Калике перехожему?! Вся худо-бедно спокойная жизнь, весь уклад, хозяйство, вся пастораль рушилась в одночасье, благодаря какому-то прощелыге! Выскочке! Халифу на час!!! А что скажут соседи??? А их, кстати, тоже никто не застраховывал от развития подобных событий в их же родных пенатах и пределах! Берегись! Ктой-то там скребётся в твои закрома?! Это ВОЙНА!!! А войны Оскар уже хлебнул в достатке, да и унизительно было ему, такому-то эгегейскому мореману, да тратить себя и воевать с какой-то береговой шантрапой и дарить своё литое тело на усладу портовых «психей». И к тому же, Плимут - его доки и порт, постоянно бомбили самолёты Люфтваффе. В общем – не весело…

А, хотя, кто его знает, может, как раз всё было с точностью до наоборот. И весь славный Плимут нынче заполонён многочисленными наследниками нашего Оскара. И на пирсе, где был отшвартован его эсминец, сегодня всегда свежие живые цветы от благодарных потомков. Как знать?..
       
Но, решений боевых задач у корабля никто не отменял. С начала июля ходил наш Оскар в пролив Ла-Манш, исправно выполняя свои кошачьи обязанности, продолжая избавлять свой корабль от крыс и оставаясь любимцем и отдушиной у экипажа, а экипаж корабля пресекал бесчинства «волчьих стай» адмирала Деница. В середине июля, легендарный командир корабля Филлип Виан будет переведён на вышестоящую должность и отправится в Александрию. Он пройдёт всю войну и закончит её на Тихом океане. К концу службы станет Адмиралом Флота и рыцарем Большого креста ордена Бани. На его место 10 июля будет назначен капитан 1 ранга Эдвард Бертон (Edward Lyon Berthon). Его судьба сложится иначе. Сорокасемилетний моряк уйдёт из жизни вместе со своим кораблём.
       
И вот поступает новый приказ – следовать в Гибралтар. В смертельной опасности оказался остров Мальта, важнейший стратегический узел в битве за Средиземное море. Скоро Черчилль назовёт его «Средиземноморским Сталинградом». На мой вкус, скромного обывателя, - весьма громкое заявление, но кто я, в конце концов, такой, чтобы пенять политическому титану на его высказывания.
       
Ну, а пока знаменитый премьер вершит судьбы человечества в коротких полумилях знаменитого Уайт-холла между Вестминстером и Адмиралтейством, скромный слуга Его Величества воплощает его идеи в жизнь (хотя, как-то странно воплощать идеи в «жизнь», идя на смерть). Отмеряя свой путь уже ставшими привычными морскими милями на бескрайних океанских просторах, наш морской волк уже участник одного из многочисленных Мальтийских конвоев, который назван, с понятной только военным очевидностью, – Операция «Substanse» («Вещество»). Он сопровождает караван транспортов с военными подразделениями, которые необходимо доставить для укрепления обороны острова Мальта. Война слепа по своей сути и ей безразлично, где совершать свою кровавую жатву. Место «для снятия урожая», как повелось, сеятель назначает себе сам. Наш Оскар становится поводырём войны. Привычная, рутинная для моряка работа, кроме одного – постоянное, ежеминутное, ежесекундное ожидание прихода смерти! Хотя, те кто прошёл через это - рассказывают, что и к этому в итоге привыкаешь, и даже это ожидание становится рутиной. Человек ко всему привыкает, что уж тут поделать… Я, конечно, не берусь судить, какие чувства переживал наш герой, но думаю, они мало чем отличались от чувств, переживаемых членами его экипажа. Впрочем…

Он совершил несколько беспримерных переходов на своём корабле между Великобританией и Мальтой. Участвовал в четырёх конвоях. Побывал под бомбёжками, атаками торпедных катеров и подводных лодок. Это были воистину эпические дни в его жизни!

У жителей Мальты до сей поры в местном арго существует выражение «лицо Ласкариса», - это о мрачных и угрюмых людях. Выражение памятует о Великом магистре ордена госпитальеров, мальтийском рыцаре Жане де Ласкарисе, прожившем всю жизнь либо в состоянии войны, либо в постоянной подготовке к ней и её ожидании.
       
Да, наш Оскар заглянул в лицо войне, он заглянул в лица людей войны! Он видел их - решительные, яростные, безжалостные, остервенелые, безучастные, окаменевшие, - всякие… Да, люди, в большинстве своём, всегда отличались эмоциональностью. Но наш мартиролог о коте! А он никогда не забывает о своём высоком происхождении и предназначении в этом мире! Он всегда выше происходящего, он по-прежнему при любых обстоятельствах величественно спокоен, холоден и бесстрастен. В конце концов, ему сызнова предстоит прожить девять жизней!
       
Ещё долгие три месяца героический кот разделял свою судьбу с судьбой экипажа эсминца «Козак».

И вот наступает 23 октября 1941 года. Очередной конвой под кодовым названием «HG-075» выдвигается из Гибралтарского пролива в Атлантику с намерением следовать в Англию. В это же время в этом районе ведёт свою охоту германская подводная лодка U-563. Она остаётся незамеченной для кораблей охранения…

В 00.30 24 октября командир лодки оберлейтенант Клаус Баргштен (Klaus Bargsten) командует: «Пли!» Сжатый воздух мгновенно заполнил трубу торпедного аппарата и упруго вытолкнул смертоносную начинку в сторону английских кораблей. Торпеда вонзается в борт корабля идущего в арьергарде конвоя. На борту корабля номер вымпела - G03. Происходит детонация снарядов в артиллерийском погребе. Чуть кпереди от ходовой рубки происходит взрыв, уничтожающий практически все конструкции в носовой оконечности и в направлении миделя. При взрыве гибнет командир корабля и с ним 158 членов экипажа. 29 человек получают ранения. Корабль носил имя «Cossack» …

Но корабль продолжал оставаться на плаву. На помощь потерпевшим поспешили эсминцы «Легион» (HMS Legion) и «Гвоздика» (HMS Carnation). Выживших и раненых эвакуировали. Среди спасённых оказался и наш герой! Его не забыли в суматохе спасательных работ, и он нашёл временный приют на борту эсминца «Легион». Сам смертельно раненый корабль пытались отбуксировать в Гибралтар. Для этого был прислан буксир «Темза» (HMS Thames). Однако, борьба за живучесть продолжающаяся на пределе человеческих сил была мало эффективна. 27 октября резко ухудшилась погода. Корабль стал быстро набирать воду и, в конце концов, был оставлен. Героический эсминец обрёл свой покой в водах Атлантического океана в точке 35°12N/08°17W в 200 милях западнее африканского мыса Спартель, в пещерах которого отдыхал Геракл перед совершением своих подвигов. Теперь рядом с ними нашёл себе пристанище ещё один великий воин.
       
Справедливости ради добавлю, что U-563 была обнаружена и уничтожена английской авиацией в Бискайском заливе 31 мая 1943 года.

Все моряки, ни для кого не секрет, люди исключительно суеверные! И тут уж не надо особо напрягать свои извилины, чтобы понять, какие мысли роились в головах спасителей, когда Оскар оказался у них на борту. Тем более, что все служили, что называется, борт о борт в одной 4-й флотилии эсминцев и, безусловно, знали краткую биографию спасённого. «Этот кот неспроста кот! Даром, что дважды выпутывается из таких передряг!», - дружно решил шаманский консилиум эсминца. Третий раз испытывать его судьбу на себе - не резон. Потому дружно, надев сообразные ситуации амулеты и вериги, добравшись до Гибралтара, под священные песнопения торжественно передали котика экипажу авианосца «Арк Роял»! Я Вам обещал? Вот мы и вернулись на его борт! Благо, что тот стоял здесь же на плановом обслуживании и ремонте.
       
Тут позволю себе внести некоторую ясность в дебрях географических названий и понятий. Гибралтар - это самоуправляющаяся британская колония, которая представляет собой скалу-полуостров (один из Геркулесовых (северный) столбов) на южном побережье Пиренейского полуострова. И расположена она как раз в акватории Гибралтарского пролива. На морском сленге пролив - тоже Гибралтар! Так вот, на площади всего-то 6,5 кв. км, упакована это колония для автономного существования по самые «небалуйся»! Вплоть до того, что есть здесь и взлётная полоса, и даже подземное озеро! Здесь же есть и расчудесная гавань, где и базировались английские корабли во время войны. Надеюсь, в словообразованиях разобрались.

Ну так вот, думаю, что уговаривать долго никого не пришлось. Наверняка сработал железный аргумент:
- Ваши самолёты разбомбили парнишкин дом?
- Разбомбили!
- Всё, – включайте многовековые традиции английского гостеприимства и гуманного отношения к флоре и фауне!

Вопрос закрыт! DIXI! Теперь он не Оскар. Теперь он НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ СЭМ!!! Снимите шляпы, господа!!!

Простите, Вас ещё ничего не смущает в прочитанном? Не появилось каких-нибудь вопросов? А желания окропить углы своей квартиры святой водой? ...

Так кто же является первой скрипкой нашего оркестра? Кто солирует в нашем хоре? Кто хороводит в нашем танце?

Давайте смотреть прагматично – котик на корабле, читай - талисман экипажа… По-английски талисман – «mascot». Теперь давайте поиграем словами. «MAS» - военная аббревиатура (Mutually Assured Survival) в переводе – «взаимно гарантированное выживание». «Cot» - детская кроватка, колыбель. В нашем понимании слово колыбель – означает для ребёнка приют покоя и отдохновения. Ну и плюс ко всему – Соt, и так понятно – Кот. Получаем – взаимно гарантированное выживание в колыбельке КОТОМ!!! Мне пора к психиатру? Айда! Но если отодвинуть в сторону музыкально-филологические экзерсисы, то от фактов становится страшно! Я не зря напоминал о запахе серы в лондонском Адмиралтействе. Уже два корабля, да каких(!) нашли свою колыбель – приют вечного покоя, на глазах своего «талисмана». А теперь давайте руку, дорогой читатель, – я поведу Вас дальше…

10 ноября авианосец «Арк Роял», углы которого, с соответствующей бесцеремонностью, уже «по накатанной схеме» метит наш прославленный герой, выходит из порта Гибралтар в свою последнюю экспедицию, чтобы соединится с кораблями сопровождения для доставки самолётов на Мальту. Не знаю уж как, но каким-то военным клерком эта операция была названа «PERPETUAL» - «Бесконечность» … Кто водил его пером выводя такое название на бумаге? О чём он думал? Тайна сия велика есть…

«Арк Роял» - «Королевский ковчег». Ах, мой праведный Ной! Предполагал ли ты, что именем твоего славного корабля, спасшего всё живое на земле, будет назван корабль, призванный своим предназначением уничтожать это живое? Хотя ковчег-то Королевский, кто их поймёт этих королей, на что они готовы пойти для спасения своей «табуретки» у себя под задницей? Впрочем, не только короли. Ну да ладно…

Наша история продолжается. В ночь с 11 на 12 ноября через Гибралтарский пролив в Средиземное море входят две немецкие подводные лодки U-81 и U-205, которые наделают много шума в и без того не спокойной жизни англичан. Как пройти незамеченным через этот пролив до сих пор для Военно-морских стратегов остаётся загадкой. Пролив-то всего ничего – 14 километров в ширину, а максимальной глубиной, и смех сказать, по морским-то меркам - 338 метров! Замечу, высота всеми обожаемой (кроме, конечно, достопочтимого неугомона Бальзака) Эйфелевой башни - 324 метра!  Хотя, не смотря на все современные технологические прибамбасы (а это весьма известный факт в среде сведущих в проблеме людей), в наши дни совершенно не замеченной в Средиземное море зашла наша родная атомная(!) подлодка и всплыла посреди «ихнего» противолодочного ордера, чуть ли не под бортом современнейшего авианосца. И командир корабля голосом, через «орало» (тут речь не о славном орудии пахаря, а о трубе, через которую орут. Вспомните бессмертную комедию Григория Александрова «Волга-Волга»), поздравил своего визави с успешным завершением учений. За что полетели головы весьма уважаемых стратегов военно-морского флота Соединённых Штатов Америки. Правда, я не буду особенно удивлён, если окажется, что этот, «весьма известный факт» - просто флотская байка. Но это к слову…

А мы продолжим… Авианосец выполнил свою задачу, доставил все причитающиеся самолёты на остров и повернул домой. Наступило 13 ноября 1941 года. Безэмоциональные выписки из вахтенного журнала подводной лодки U – 81… 16.37 13.11.1941, выпущено четыре торпеды. Через 6 минут 6 секунд и 7 минут 43 секунды гидроакустиком лодки зафиксировано два взрыва. На самом деле подводники считали, что они стреляли по линкору «Малайя» (HMS Malaya). Это и понятно, учитывая чрезвычайную «скученность» кораблей противника. Но мы-то помним, наш Оскар ждёт завершения своей одиссеи на другом корабле. И они попали именно туда! (Туда где их кто-то очень ждал???)

К счастью, при взрыве никто не погиб. Но повреждения, полученные кораблём, оказались фатальными. Его пытались отбуксировать в Гибралтар, но тщетно. 14 ноября 1941года в 06.24 корабль, уже третий, который пытался стать владельцем нашего кота-талисмана, скрылся под водой, в 25-ти милях от границ страны, которую всю свою корабельную жизнь он предназначен был защищать. И вот сколько интересные, столько и загадочные параллели… В буксировке корабля участвовал уже известный нам буксир «Темза», который, кстати последним обрубил связанные с кораблём концы, за которые пытались дотянуть жизнь корабля до спасительного берега. Буксирчик-то благополучно дожил до конца войны. Замечу, вскользь, лапа Оскара не ступала на его палубу. Ну, а что другие? Те, что волею судеб оказались рядом? 13 ноября в 16.48 эсминец «Легион» снял 1478 членов экипажа, не участвующих в борьбе за живучесть корабля (из 1600 заявленных в списке экипажа авианосца «Арк Роял»). И вот теперь судите сами, согласно свидетельствованиям, наш Оскар прежде был спасён экипажем эсминца «Лайтнинг» (HMS Lightning), а лишь потом, опять жеж, был передан на борт «Легиона». Хотя в списках эскорта я названия этого корабля не нашёл. Но согласно некоторым документальным данным, он участвовал в спасении авианосца и уже 14 числа прибыл в Гибралтар. Может быть...

Ну что ж, худо-бедно, но наш герой вернулся на землю. Не готов поклясться, что он, спустившись по сходням с корабля кричал, как 18 изможденных моряков экспедиции Магеллана «Земля! Земля!» Но его чувства я, пожалуй, разделяю.
       
Впрочем, наш герой на берегу и отдан в ласковые руки хозяйки дома генерал-губернатора Гибралтара. Да! Он герой, окружён вниманием и заботой. Предполагаю, что немудрено, он был в изобилии обласкан вниманием своих многочисленных восторженных почитательниц.

Для полноты понимания всей истории нашего «простого во всех отношениях» котика сообщу о судьбе кораблей, протянувших ему руку  помощи в «момент истины всех сущих». Не могу избавиться от мысли - наш-то кошарик знал, что грядет, а все присутствующие были лишь статистами, исполнителями предназначенного. Эсминец «Легион», находясь в ожидании ремонта у Бойлерного причала на Мальте, будет потоплен 26 марта 1942 года попаданием двух авиабомб. «Лайтнинг» погибнет в результате атаки немецкого торпедного катера S-55 13 марта 1943 года на траверзе Бизерты, забрав с собой жизни 45 человек. А подлодка U -81 была потоплена во время своего 18 боевого похода, 9 января 1944 года в Адриатическом море не далеко от порта Пула, что сейчас на современной территории государства Хорватия, под бомбами американской авиации, став морской могилой для 2 человек…

Вам никогда не приходила в голову мысль, что, отдыхая на пляже любого морского побережья, мы отдыхаем возле кладбищенских пределов?

Загрустили? Полно! Жизнь продолжается! Как говорится – «Let`s go!».

Не буду лукавить и делать необоснованных утверждений, сколько лет было Оскару по завершении этого приключения, потому как, по понятным причинам, не мог присутствовать, а потому свидетельствовать происходящим событиям. В итоге наш Оскар был доставлен в Великобританию и провёл остаток дней в доме ветеранов флота в Белфасте. Правда, поговаривают, кое-кто видел его в Плимуте… Что ж, его стремление пометить памятник «королю» всех английских моряков «Железному пирату» - сэру Френсису Дрейку, и так, по кошачьи, отдать свои почести великому мореплавателю, вполне понятно и оправдано. Если это правда, то видит Бог, мне очень бы не хотелось оказаться на месте его бывших кредиторов… Определенно одно - последние 10 лет жизни он провёл в полностью оплаченном его страданиями пансионе и был похоронен со всеми полагающимися почестями в 1955 году…

На память о героическом коте у нас не осталось ни одной достоверной его фотографии, кроме одного изображения (его ли?). Но мой скепсис здесь, конечно, не уместен! Незамысловатый рисунок, выполненный пастелью художницей Джорджиной Шоу-Бейкер (Georgina Shaw Baker) с простым названием - «Oscar, the Bismarck`s Cat». Он хранится в Национальном морском музее в Гринвиче. Интересно, что наш герой, пережил своего художника на четыре года, хотя прожила она, без малого, 91 год!

Во всём написанном нет ни слова придуманного, ни капли моей фантазии. Всё изложенное - либо документальные факты, подтверждённые письменно, либо желаемое быть принятым за правду тоже изложенное письменно и принимаемое, как случившийся факт…

Но всё же я уже слышу Ваш вопрос - Как же вы относитесь к кошкам?

Я сам моряк, - юлить не буду, потому отвечу честно, единственно с той капелькой дипломатичности, долженствующей человеку, по роду своей деятельности представляющего флаг своей Родины во всех уголках мира. Отвечу! Я бы предпочёл жить с ними параллельно. Причины? А вы считаете, что стоимость оплаты «дорожной карты» нашего Оскара не достаточное объяснение моему мнению? Увольте!

Хотя, давайте сойдёмся на мировую – я просто сплю и всего лишь гость в Ваших сновиденьях…


Рецензии
Хорошо написано: интересно и информативно!

Спасибо автору!

Всего Вам доброго!

Юрий Фукс   31.07.2015 09:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.