***
Подходит маленькая Стасенька:
---Мамочка, а что ты будешь делать?
---Пирог печь.
Стася внимательно наблюдает, потом пальчиками берёт муку и, шевеля ими, восклицает:
---О-ой, какая ла-а-сковая…
Насколько трепетно и необычно это восклицание! В нём восхищение новым, ещё незнакомым ребёнку, окружающим его миром.
* * *
Это эмоциональная реакция девочки, а внук уже с младенчества проявляет свою левую, логическую половину мозга.
На завтраке прошу его не шалить:
---Ростик, есть пословица "когда я ем, я глух и нем". Это значит,что, когда завтракаешь, должен молчать как глухой и немой.
Внук, чуть подумав, выдаёт:
--- Деда, а, когда я не завтракаю, я твой?
* * *
---Ростик,(2.5 года) сам ищи свою машинку! -
--Деда, я уже ищил, ищил и не найдил.
* * *
---Эля(4 года). Найди себе дело!
---Не могу…
---Почему?
---Оно потерялось.
* * *
Ростик, 2,5 года хнычет
---Я не хочу в садик…
---Ростик, но Эля (6 лет) уйдёт в школу. Тебе скучно будет, что будешь делать то?
---Думать...
* * *
Ростислав:---Мам, а почему мы в садик ночью стали ходить?
* * *
Мама:--Рост, руки надо мыть в воде, не вынимай их из воды. Ростислав:--А они у меня и так измываются.
* * *
Ростислав:---Мамочка, я уже ПОДРОСЛЕЛ, и в этой шапочке у меня УШИ ГЛОХНУТ.
В мозгу штампы: загудел, разглядел, заболел, подоспел и вдруг "подрос."
* * *
В молодости я никогда не показывался в ненадлежащем виде перед своими маленькими дочурками—только в брюках или шортах. Но всё-таки настал момент, когда моя младшенькая увидела меня в плавках. Её непосредственная реакция излилась в громкой фразе:
----Ма-ама смотри, папа обкакался!!! В этом восклицании было и удивление увиденным и, как мне показалось, торжество, что не только она, но и папа может обкакаться.
* * *
---- Эля, не клади хлеб на клеёнку, она ещё не выСОХла.
-----Нет, мам. Она уже СОХлая.
* * *
Кружусь с Элей на руках в танце:
----Па-апа, у меня сейчас голова скрутится.
* * *
----Когда я пью, там у меня в животике всё купается?
-----Деда, мы с мамой видели страшную машину, ей наверно очень не нравилось. Она знаешь как жужжала, когда помойку ела.
* * *
По непроизвольным детским восклицаниям можно оценить насколько их выдумки своеобразны, подчас даже обаятельны , ведь дети, не задумываясь, "впитывают" и запоминают родной язык.
Взрослый никогда не скажет, что мука-ласковая. Среди однокоренных слов "сдохла--дохлая" почему не сказать, "высохла--сохлая". И, казалось бы, близкие слова (глаголы несовершенного и совершенного вида) оказываются разными по смыслу "мотать--изматываются (очень устают), "мыть--измываются (издеваются, глумятся).
* * *
А самая младшая внучка Симочка (3,5 г) своими забавными фразами показала мне, насколько сложен русский язык с его приставками, окончаниями и суффиксами, особенно для иностранцев , насколько быстро осваивает его ребёнок (буквально за 1-1,5 года) и как мнемонически он запоминает слова, то-есть визуальный образ накладывает на уже существующую в его памяти конструкцию слова.
* * *
---Деда, посмотри, как мы с мамой ЦЕЛОВАЕМСЯ !
Ведь есть в памяти: купаемся. плескаемся, ругаемся, развлекаемся, и вдруг ЦЕЛУЕМСЯ,
---Деда, я пальчик УШИБИЛА ЛЁДОМ.
Ведь существуют в мозгу: углубила, нагрубила, разбила, угрОбила, и вдруг УШИБЛА. Есть слова :мёдом, родом, йодом, годом, кодом, и вдруг ЛЬДОМ.
----Деда, я уже ВЫРАСТИЛА большой.
В мозгу : запретила, упростила,встретила, отомстила. И вдруг ВЫРОСЛА.
Свидетельство о публикации №215073001556