Человеческий фактор

Самолётом управляют люди, а между ними всегда возникают взаимоотношения, рабочие и нерабочие. Поэтому от этих самых взаимоотношений многое зависит в кабине. В работе экипажа самолёта много всяких сложностей и нюансов. Есть такое понятие – слётанность экипажа. То есть, как экипаж взаимодействует в полёте и каковы взаимоотношения членов экипажа.
Теперь всё это называют человеческий фактор. Для нормальной работы подбирают людей в экипаж по психологической совместимости, ведь приходится работать иной раз по двенадцать – четырнадцать часов. А уж находиться в тесной кабине в длинном рейсе по пять – шесть часов, а то и больше, и видеть несколько дней подряд одни и те же лица и слушать одни и те же шутки, это тоже раздражающий фактор. Начнут ещё в полёте отношения выяснять, кто кому на ногу наступил или кто чей компот выпил за ужином.
Но, несмотря на все эти меры, всякие разные эксцессы всё равно неизбежны. Жизнь есть жизнь. Кто-то с женой поругался и пришёл на работу злой на всех, у кого-то ребёнок заболел, кто-то просто не выспался – соседи затопили, всю ночь аварийно спасался, да мало ли что. А уж летом, когда идут интенсивные полёты и приходится летать очень много, так называемую продлённую санитарную норму, усталость и раздражение накапливаются очень быстро. Особенно если ты всю неделю летаешь ночью и спишь днём. Как ты не стараешься выспаться перед рейсом, но ночь есть ночь, против физиологии не попрёшь. Хоть автопилот облегчает жизнь, но надо следить, как работает всё оборудование, мне надо своё штурманское дело делать, лететь точно по  нужному маршруту, в полёте много работы, на всех членов экипажа хватает.
И вот мой экипаж выполнил четыре ночных рейса, и пришёл выполнять пятый. Летим рейсом Ростов – Уфа – Новосибирск – Уфа, вылет в двадцать часов по Москве, всю ночь гудеть в небе. Прям экипаж «летучая мышь».
Сидим в штурманской, готовимся к полёту. Командир, как и положено, поинтересовался, как отдохнули, готовы ли к полёту.  Конечно, готовы, работа есть работа. Командир порадовал, после этого рейса переходим на дневные рейсы. Это уже хорошо, неделя человеческой жизни.
В общем – полетели.
До Уфы долетели спокойненько так, даже не заметили, как пролетели два часа. Да ещё и не поздно, посадка в Уфе в десять вечера, мы ещё полны сил и бодрости.
Участок Уфа – Новосибирск, не самый тяжёлый. Вылет в пол- двенадцатого ночи, посадка в два часа пополуночи, терпимо. Гораздо хуже в три ночи вылетать из Новосибирска назад, в Уфу.
Летим в Новосибирск, погода хорошая, всё тихо мирно, гудим себе в ночном небе и моргаем проблесковыми огнями. На Ту-134 штурман сидит в отдельной застеклённой кабине, в самом носу. Развернул кресло по полёту, уселся поудобней, вытянул ноги, расслабился.
Хорошо летать по Сибири, участки маршрутов длинные, летишь себе по прямой полчаса, а то и больше. В кабине спокойствие, тишина и уют. И вдруг слышу, как командир жучит второго пилота. Тот заснул, и командир читает ему мораль.
Алик, не спать!
Перед рейсом отдыхать надо!
Следи за параметрами! (т.е . смотри на приборы)
Бу-бу-бу!
Воспитывает!
Алик огрызается. А нечего было рассказывать, что полдня гараж строил, то есть понятно, что не выспался.
Так и пробухтели они чуть не до самой посадки. Видать пора выходной брать, все устали.
Командир тоже сегодня какой-то взвинченный, обычно он в полёте не шумит, после полёта может разбор устроить и пряники раздать. А в полёте устраивать разборы и учёбу, последнее дело, да и не положено.
Ну, остался самый тяжёлый участок, «собачья вахта», с трёх ночи до шести утра, Новосибирск – Уфа.
Летим. Ночь тиха, погода идеальная, видимость миллион на миллион, в чёрном небе сияют громадные звёзды и Млечный путь, на земле сияют города и посёлки. Красиво!
А в пилотской кабине слышно как командир продолжает воспитывать второго пилота. Видать Алик опять заснул.
Ну, всё, тишина, командир решил, что выполнил свой командирский долг и успокоился. В наушниках тоже тишина, три часа ночи, мы одни в этом секторе, ни встречных, ни попутных бортов. Вот в этой тишине, под мерное жужжание приборов и гул двигателей и я прикрыл глаза на пару минут, чтобы глазки отдохнули. И видать заснул таки на пару минут.
Я аж подпрыгнул в своём кресле от дикого крика. Взгляд на приборы – всё нормально (по времени понял, что спал три минуты).
Высунул голову  в пилотскую кабину с вопросом – «что случилось?».
И увидел картину, бортмеханик почему-то вскочил по стойке смирно и вперил взгляд в приборы, а командир схватился за штурвал, и лихорадочно обшаривает глазами приборную доску. Второй пилот, развалившись в своём кресле, с интересом за ними наблюдает.Оказывается это Алик решил взбодрить заснувшую команду  и немного пошутить. Выбрал момент когда все немного прикемарили и крикнул: "Следить за параметрами!!!".
Алик, что случилось?
А вы чего это спите? За параметрами следить надо!
Скотина! Заикой сделаешь! – это бортмеханик.
Дать бы тебе в лоб, но не педагогично! – это командир.
Приободрённый экипаж долетел до Уфы, не смыкая глаз, сна как не бывало.
Уже в гостинице, когда укладывались спать, командир спросил Алика – «чего это ты вдруг?».
«А ты, всю ночь, пилишь и пилишь. Прямо как тёща!»
Мы попадали в койки и захохотали.
Разрядка пришла только сейчас.


Рецензии