Ручник

У суботу Янка ехаў ля ракі.
Пад вярбой Алёна мыла ручнікі.
-Пакажы Алёна броду земляку,
Дзе тут пераехаць на кані раку?

-Адчапіся, хлопец, едзь абы-куды,
Не муці мне толькі чыстае вады.
У маркоце Янка галавой панік,
Упусціла дзеўка беленькі ручнік.

-Янка, мой саколік, памажы хутчэй,
Ой, плыве-знікае ручнічок з вачэй!
-Любая Алёна, я ж вады баюсь,
Пацалуй спачатку, бо я утаплюсь.

Супыніўся гнеды пад вярбой густой,
Цалавала Янку Лена над ракой.
Стала ціха-ціха на ўсёй зямлі...
Па рацэ далёка ручнікі плылі.
            В. Вярба

Ручник сопровождал беларуса на протяжении всей его жизни.
Бабка-повитуха принимала новорожденного на ручник.
С ручником шли свататься.
Во время венчания молодые стояли на ручнике.
Ручниками перевязывали пары сватов. С хлебом-солью, который был на ручнике, провожали и встречали молодых на пороге дома.
Иконы обрамлялись ручниками.
С ручником встречали дорогих гостей.
На специальных ручниках гроб с умершим выносили из дома, несли на кладбище и опускали в могилу. Ручниками украшали надмогильные кресты.

Ручниковому творчеству так или иначе присуще число 7. Так, длина ручника должна составлять его ширину, умноженную на 7. Семь полос орнамента должны составлять композицию, которая повторяется на правом и левом полотнищах. Один рапорт узора должен в идеале повторяться 7 раз, а если орнамент крупный, то должен насчитывать 7 элементов.

Ручник был оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. И так продолжалось до XVIII—XIX века. После петровских реформ в вышивке на ручниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.

Основные символы: символ Земли, символ ребенка, детский оберег, символ любви (голуби), купальская трава, Солнце, дерево жизни, житная баба (дух хлебов), берегиня, русалка, звезда, огонь, хлеб…
И теперь эти символы встречаются, да не все умеют их читать, но красота ручников поражает всех.

Настоящий ручник очень длинный, толстая ткань с вытканным узором, да еще с обильной вышивкой, с вязаным крючком кружевом. Не очень-то им вытрешься. Да и жалко – это же ценность такая.
Для бытовых нужд использовались ручники поменьше, и не так украшенные вышивками. Да и ткань не всегда узорная. Здесь тоже была разница между ними.
Маленькая девочка вышивала полотенчико с простеньким орнаментом, как умела, и носила в нем отцу на поле еду.
Девушка вышивала их себе в приданое, как и ручники настоящие. Такие ручники вешались рядом с рукомойником. Вытираться одним ручником было не принято. Ну и посудные полотенца, конечно, были с вышивкой, как же иначе?
А орнамент с виноградом (с ручника конца 17 века) украшал полотенце, в который заворачивали куличи, когда несли святить.


Так в нас уживаются христианство и язычество.

Орнаменты на рисунке выполнены вручную с помощью растрового графического редактора давно, в девяностые, когда я преподавала. Очень нравилось мне с их помощью объяснять работу с фрагментами изображения.
Часть оригиналов отыскали ребята, часть – я, срисовывая их где только можно, студенткой я играла в ансамбле, и мы ездили записывать песни, обряды, и зарисовывать и фотографировать старые наряды. Кое-что нам дарили, но это хранилось за стеклом, мы копировали, как могли.
Сама я вышивать не умею, шить тоже. Но какое удовольствие было надеть копию с настоящего народного костюма и взять в руки палочки цимбал!
Остается утешаться тем, что прапрабабки компьютерных программ не писали…
Ох, а какие орнаменты были на юбках, рубашках! Какие кружева на нижних юбках!  У меня есть рисунки, может, когда-нибудь…


Рецензии