Правильные ответы
— Чем волк отличается от собаки?
Та рассмеялась простоте вопроса (как-никак, ей было целых шесть лет) — и, отсмеявшись, ответила:
— Собаку называют другом человека, а волка другом человека назвать никак нельзя.
И снова рассмеялась.
— Понятно, — сказала учительница и нарисовала в графе оценки минус.
Бдительная мама это заметила и поинтересовалась: почему минус-то? Тестирующая ответила:
— Потому что ответ неправильный.
Мама поинтересовалась правильным ответом. Ответ был написан на карточке, лежавшей перед учительницей: «Собака — домашнее животное, волк — дикое». Мама спросила:
— Вам не кажется, что она именно это и сказала?
Тестирующая снова сверилась с карточкой и сказала: не кажется.
Мама взяла за руку шестилетнюю, отставшую в развитии, девочку и повела домой, подальше от этого центра одаренности.
Через год в соседнее пристанище для вундеркиндов привели своего сына приятели Виктора, и специально обученная тетя попросила шестилетнего Андрюшу рассказать ей, чем автобус отличается от троллейбуса.
Андрюша ничего скрывать от тети не стал и честно доложил ей, что автобус работает на двигателе внутреннего сгорания, а троллейбус — на силе тока.
Оказалось: ничего подобного! Просто троллейбус — с рогами, а автобус — без рогов.
Такие специалисты (подчеркиваю: я их уважаю и люблю, поэтому не заключаю это слово в кавычки), признающие единственно правильные ответы и десятилетиями не сдвигающиеся в понимании, есть и в церкви. Они загоняют вопрошающих (и не только) в прокрустово ложе своих взглядов, а что кому-то от этого приходится туго – ничего, на то узкий путь и узок.
Есть среди этих специалистов такие, которые абсолютизируют свой опыт, возводя его в разряд закона мидян и персов и считая: если им когда-то открылось, что в такой-то ситуации следует поступать так-то, то теперь так поступать следует и всем остальным.
Между тем Библия полна примеров, когда на один вопрос существует два и даже три правильных ответа: для одного человека или времени – один, для другого – иной. Бог живой, и мы живые, ситуации вокруг постоянно меняются, и Божье водительство для живых людей живо, а не схематично или шаблонно.
Вот Давиду Он один раз говорит идти прямо против Филистимлян, а через время в аналогичной ситуации велит ему заходить с тылу (2Цар.5:17-25). Вот Ионе Он сначала сообщает, что разрушит Ниневию, а потом говорит о Своей жалости к ней и отмене прежнего решения (Ион.4:11). Вот Он говорит Исааку не ходить в Египет, Иакову велит туда идти, а для Авраама оставляет решение этого вопроса на его усмотрение. Вот Павел пишет галатам о необходимости оставить закон, а вот он же Тимофея подвергает обрезанию (Деян.16:3, см. также 21:20-26). И так далее, и тому подобное.
28.07.2015
Свидетельство о публикации №215073000510