Обзор фильма Делай как надо
"Загорайте, чернейте, себя не жалейте."
Третья картина Спайка Ли, как и почти все остальные, затрагивает тему расовых конфликтов в США и повествует о молодом негре Муки, живущем в "чёрном" квартале Бруклина. Муки живёт на шее у сестры, старается всеми силами избегать своей девушки с сыном и упорно делает вид, что работает разносчиком в пиццерии, на деле ища любую возможность, чтобы помаяться дурью. Действие фильма разворачивается в самые жаркие дни лета, когда асфальт разве что не дымится, а раскалённые мозги выдают "на гора" такие идеи, за которые потом всем будет очень и очень стыдно.
Весьма необычный фильм - стандартный по манере изложения для Спайка Ли, но в то же время - вызывающий массу эмоций. Зачастую - не самых приятных.
Сюжет, за который фильм был номинирован на "Оскар", цепляет. Если вы смотрите Ли впервые. Бескомпромиссный, открытый протест, сыплющиеся прямо в лицо обвинения и весьма противоречивая история. Агрессия режиссёра чувствуется кожей. Думаю, именно с этой картины лучше и начинать знакомство с работами афроамериканца. Всё остальное - вторично по сравнению с "Делай как надо".
Фильм очень живой - жара передана так смачно, что сам начинаешь потеть и облизывать губы перед экраном, задыхаясь от бруклинской духоты. Жизнь квартала пропитана негритянской атмосферой и показана настолько достоверно, что, скорее, смахивает на документальную съёмку. Что не так уж и приятно - смотреть негритянскую кинохронику как-то особо сильно не тянет, а извечный афроамериканский пустословный трёп на псевдофилософские темы откровенно раздражает. За счёт углубления в жизнь квартала и "чёрную" тусовку фильм кажется излишне затянутым, порой нудным. Честно говоря, не особо интересно наблюдать за целым кварталом бездельников, которые ничего не хотят в своей жизни делать, но при этом желают, чтобы всё у них было. Целыми днями сидят и рассуждают, что они тут выросли и всего заслуживают, а какие-то "долбанные корейцы" понаоткрывали своих магазинов и зарабатывают на них денег. При этом - задницей со стула не пошевеля. Крикливая толпа тунеядцев, живущих за счёт налогов рабочего класса и считающая себя обделённой. Их жизнь так бессмысленна и пуста, что любое мало-мальское событие собирает зеваками весь район, который сразу же начинает напоминать стадо, живущее не разумом, а коллективной дурью.
И как белые режиссёры снимают кино про белых расистов, Спайк Ли, в свою очередь, снимает кино про расистов чёрных - практически каждый персонаж фильма пропитан этой "болезнью" насквозь. Они не могут побороть личные предубеждения, чтобы увидеть, что мир давно изменился, и их никто не притесняет. И Ли выводит эту расовую неприязнь на первый план, кричит о ней из каждого кадра, желая облагоразумить своего чёрного зрителя, показать всю нелепость ситуации. Единственное, доносит он свою идею таким образом, что не всегда можно правильно истолковать посыл режиссёра, понять, о чём именно идёт речь - так что неудивительно, что в своё время Спайк Ли был обвинён и в расизме, и в антисемитизме.
В первые полтора часа просмотра создаётся впечатление, что это фильм-ошибка, полностью дискредитирующий чёрное население Америки и выставляющий его в самом дурном свете. Эти пустоголовые бездельники не вызывают совершенно никакого сочувствия, а откровенно раздражают своей узколобостью. Особенно смешно и трагично в этих условиях выглядит бойкот тунеядцев-пустословов, приводящий к закономерной, но, всё же, неожиданной развязке - эмоциональной, пронзительной и невероятно сильной.
Тут нельзя не отметить однозначный талант Спайка Ли совмещать жанры - фильм, начавшийся как негритянская комедия, неожиданно превращается в душещипательную драму - страшную, бескомпромиссную и жёсткую. Двойные стандарты, неприкрытый расизм чёрных братьев, годами копившаяся ненависть к тем, кто трудился и достиг чего-то, став более успешным - режиссёр идеально смог передать весь накал эмоций, всю суть проблемы. И если целевая аудитория фильма, всё же, - чернокожие американцы, то в современном мире он, не теряя актуальности, будет полезен многим даже вне пределов Штатов. Тема аморальности общества, нисходящую спираль гнева и насилие, застилающее глаза и подчиняющее умы, раскрыта на все 100%! И особенно впечатляет постепенное нагнетание Ли атмосферы фильма, всё больший и больший акцент на том факте, что в своей участи каждый из героев виноват лично.
Но если режиссёр свою работу выполнил выше всяческих похвал, то сказать то же об операторе у меня рука не поднимается. Съёмка Эрнеста Дикерсона раздражает и здорово отвлекает от истории, её даже операторской работой назвать сложно - больше смахивает на какое-то хоум-видео, где человек с камерой ходит за героями ролика и вечно суёт им сей девайс под нос. Нестабильный кадр, дурацкие планы, странный монтаж и постоянные неуместные трюки с камерой заставляют отвлекаться от фильма и подавлять гнев, вызванный никчёмной операторской работой.
А вот актёры порадовали - они так великолепно вжились в свои роли, что то и дело забываешь, что перед тобой фильм, всецело погружаясь в него всей своей сущностью, доверяя каждому персонажу. К слову говоря, меня поразило, насколько тщательно Спайк Ли прописал абсолютно каждого персонажа в картине - проработка героев и с режиссёрской, и с актёрской стороны заслуживает самых высоких похвал.
И в первую очередь я бы отметил игру Дэнни Айелло, исполнившего роль италоамериканца Сэла, владельца легендарной районной пиццерии - человека, который всю свою жизнь вложил в это заведение и достигший всего своим честным трудом. Потрясающая игра, невероятно реалистичный герой, истинный итальянец, работяга и человек, знающий цену и себе, и своему труду.
Прекрасны были в ролях его сыновей и Джон Туртурро (Рино) с Ричардом Эдсоном (Вито). Особенно интересно было наблюдать за расистом Рино, ненавидящим свою работу, район и чёрных бездельников, околачивающихся вокруг. Ярчайшая роль!
Отдельно следует отметить харизматичного местного пьянчужку-философа в исполнении Осси Дэвиса - один из самых забавных и глубоких персонажей фильма.
Поразил очкастый бойкот-паренёк звезды "Во все тяжкие" Джанкарло Эспозито - шикарная, яркая и потрясающе-натуральная игра, море эмоций!
Великолепный местный дурачок-калека получился у Роджера Гуэнвёра Смита - сложная, но блистательно исполненная роль. Как и ди-джей единственной районной радиостанции Сэмюэль Джексон.
А вот что касается игры самого Спайка Ли, исполнившего в своём фильме главную роль, здесь у меня остались весьма противоречивые чувства. С одной стороны, его Муки вызывает массу эмоций - лентяй, симулянт, лоботряс - местами забавный, местами неприятный. Протагонист и антагонист в одном лице. Но чего-то в эмоциональном плане его герою не хватает - убедительности, чувств. Не самая сильная игра, в очередной раз подчёркивающая, что Ли всё же, больше талантливый режиссёр, чем актёр.
Суммарно - противоречивое кино. Неприятное, хоть и забавное местами, но жизненное и правдивое. Полезное и моральное, если его вытерпеть. Нацеленное на афроамериканцев. 6/10.
"Он делает на нас, чёрных, огромные деньги. А у него на Стене Славы одни итальянцы!"
Свидетельство о публикации №215073000579