На крепостном пруду. пролог и глава 1

           НА КРЕПОСТНОМ ПРУДУ.

             «Всякая дорога начинается с первого шага»
                (Из школьного альбома)

             ПРОЛОГ.

       БЕЗ МЕНЯ МЕНЯ ЖЕНИЛИ.

      В канун 1970 года 25 декабря меня из должности начальника отряда перевели на должность дежурного помощника начальника колонии-ДПНК ИТК-8 в селе Петровка.

       Новая  должность меняла не только мой статус, но распорядок жизни. Помощники дежурили по суткам и отвечали за хозяйственную деятельность и режимно оперативную обстановку в целом по колонии.

       Моё первое дежурство в новой ипостаси  пришлось на 31 декабря, один из напряженных дней, когда: « Новый год! Порядки старые, колючей проволокой наш лагерь обнесён»-но все празднуют приход Нового года и связывают с ним свои надежды на новое счастье.

      Во время дежурства нельзя покидать пределы зоны, как часовому свой пост. Поэтому Галя новогоднюю ёлку для наших детей проводила сама. После дежурства полагалось свободных двое суток,которые я полагал использовать для написание реферата для поступления в адъюнктуру.
 
      Но как говориться, человек предполагает, а Всевышний располагает, поэтому мне к Новому году был приготовлен сюрприз, о котором я даже не думал и не загадывал.И получилось,что без меня меня женили. 4 января меня пригласили в Райком партии и предложили новую работу- директором СпецПТУ. Я, не долго сумняшеся, дал своё согласие.И судьбы свершился приговор! Чему быть, того не миновать.

       Когда заочно принималось решение назначить меня директором училища, то явно не обошлось без женщины, которая обратила на меня внимание. Но и она не просто сама по себе, а это проявление судьбы моей. Но сама судьба -женщина не постоянна и изменчива всегда,она играет человеком, « то вознесёт его высоко, то бросит в бездну без следа!»

       Из райкома я сразу поехал во Фрунзе в Госкомитет по техническому образованию, где меня принял Зам председателя комитета Ноговицын В. И. , который, получив от меня подтверждение о моём согласии стать директором училища , тут же позвонил в ЦК с вопросом, как меня перевести  из системы МВД в распоряжение комитета. Из чего я сделал вывод, что, когда сам по себе встал вопрос о замене действующего директора училища, то в Райкоме, который отвечает за подбор и расстановку кадров,  не нашли никого лучше, как вспомнить обо мне,кому пол года назад оказали содействие в трудоустройстве в это училище в качестве воспитателя, после того, как я и двух недель не проработав начальником Вознесеновской ТКН,был освобождён от должности и уволен из органов.

      На звонок ЦК в министерство, генерал майор Смарыга, так скорополительно уволивший меня из органов по «служебному несоответствию» , отказал в моём переводе, сказав: «Он нам сам нужен». С тем я и вернулся  восвояси и продолжил службу. Но мой душевный покой снова был нарушен. Мне искренне захотелось поработать на ниве перевоспитания  малолетних правонарушителей, из которых, если их во время не остановить, вырастают закоренелые уголовники.

       Два месяца работы с ними запали мне в душу. Мне стали известны изъяны работы с ними, для устранения которых должны быть полномочия. Полнота власти.Мне захотелось, чтобы моё назначение состоялась. В голове моей, обгоняя время,  неотступно зароились мысли
и планы о будущей работе,но терзало сомнение, что назначение может не состояться. Но и в Райкоме, и в Комитете говорили со мной, как уже решённом без поворотно  деле. Оставалась формальность: беседа с Первым секретарём Куловым Бейшенали и утверждение на Бюро.

         Потянулись утомительные дни ожидания, когда может быть, а может и не быть. Но вот на Новый-старый год, 14 января за ночь над селом ,наконец, выпал по настоящему первый белый и пушистый снег, который украсил оголённые ветви деревьев, словно ёлку новогодней ватой, и прибавил всем праздничное настроения. А на Бюро Райкома  партии меня утвердили  директором  Спец ПТУ-2. Судьбы свершился приговор.

      Говорила тёща зятю: « Не рвись,Ванька в командёры, будешь щи лаптем хлебать!»-не послушал, теперь не говори ,что не дюж, раз взялся за гуж...

        За моими плечами был историко-филологический факультет Алма-атинского пединститута и 10 лет работы в лагерях с различным режимом содержания на стройках материально технической базы социализма. Довелось мне два года поработать и с несовершеннолетними преступниками в трудовой колонии для осуждённых. И везде решалась прежде всего задача изоляции преступника от общества с целью частного предупреждения дальнейшей его преступной деятельности и общей кары, чтобы другим было не повадно.Что же касалось их исправления и перевоспитания,то этот процесс запаздывал на целую жизнь, так как каждый человек начинается с детства.

      Когда мне предложили работу директором специального училища, я знал, куда и зачем иду. Должность первого руководителя давала мне свободу рук для организации воспитательного процесса. Свободу творчества. Известно, в любом коллективе,как рулим, так и едем. Поэтому я без колебаний принял предложение, о котором и не  мечтал,но был подготовлен всей своей  жизнью и деятельностью.

        Отправляясь в новое плавание по житейским волнам , я не заглядывал в будущее, а прозаически решал, что мне делать здесь и сейчас, а Бог даст день, даст и пищу. Я не знаю, судьба ли делает нас, или мы своими поступками и делами творим свою судьбу. Главное — мы перед небом за себя должны быть в ответе за всё, что мы творим или вытворяем. 





                Глава 1

          СУДЬБЫ СВЕРШИЛСЯ ПРИГОВОР.


             “Если характер человека создаётся
             обстоятельствами, то надо, стало быть,
             сделать обстоятельства человечными.»
                К.Маркс.



      Так уж в жизни получается,что без Бога не до порога.И даже те, кто воспитан в атеистическом духе, постоянно вспоминают имя Всевышнего, потому что каждый нуждается в заступнике и помощнике для преодоления жизненных невзгод.Но та же народная мудрость учит, что на Бога надейся, да сам не плошай.Или, Бог то Бог,да сам не будь плох.И именно это так,и вряд ли кто будет спорить против этой мудрости людской, проверенной вековечной жизнью.

      Да и когда сам уже доживаешь отпущенный тебе срок пребывания под солнцем, то  отмечаешь, что рука проведения тебя уберегла от многих бед,с которыми ты встречался в жизни, но все они благополучно разрешились. Так я в свои 80 лет, когда пишу эти строки, откровенно могу сказать, что у меня имеются небесные покровители.

      Я это констатирую на основании совпадений, которые произошли сами по себе. Так свой Брак с Галей мы зарегистрировали 28 августа, ни раньше, ни позже, а именно в день Успения Пресвятой Богородицы-небесной покровительницы матерей рода человеческого, материнской благодати. Мы в своём браке прожили 55 лет, вырастили четверых благополучных детей и только смерть разлучила нас.

      И моё представление коллективу спец училища в качестве  директора 19 января 1970 года само собой произошло в знаменательный день Крещение.В эту должность судьба окунула меня с головой на долгих 9 лет...

        Представил меня коллективу Зам председателя Госкомитета по профтехобразованию при Совете Министров Киргизской ССР Ноговицын Василий Иванович.

      Представляя меня сотрудникам, он меньше всего говорил о мне.Да что можно было сказать  кроме того, что я -Макаров Владимир Анатольевич, с сегодняшнего дня назначается директором училища.Больше всего Ноговицын говорил о Пархоменко, постоянно подчёркивая, что его освобождают от должности  не за развал работы,не за недостатки в работе педагогического коллектива.а за нарушения финансовой дисциплины, приписки и злоупотребления, причём какие, он не называл.

     Для меня было важно, что я был человеком со стороны и никакого отношения к делам в училище не имел.что давало мне карт бланш для принятия всех мер по улучшению положения в училище.Я был для всех работников училища той новой метлой, которая хочешь, не хочешь, а будет мести по -новому. А мусора , видно, накопилось по разным закаулкам не мало.Достаточно сказать, что на день приёма  в училище числилось 100 человек воспитанников, из которых 24 находились в бегах. Из них 7 воспитанников привлекались к уголовной ответственности.

     Какого либо отчёта о состоянии учебно-воспитательного процесса ни кто не сделал. И Ноговицын конкретных задач не ставил. Атмосфера собрания была напряженная, безрадостная, любопытная, настораживающая и безразлично   равнодушная.

     На собрании присутствовали: зам директора,(завуч) Абдыкадыров; преподаватели спец дисциплин-Дубовик Виктор, Крупиянски В.М., НВП-Валаев В.И.мастера производственного обучения Борисов Б.А., БакинС.И., Глыжо С.М.,Дубовик Вл. Т.,Мариненко Г.Н.,Михалёв А.А., Наумов М.А.,Олеников Н.Л.,Пастухов Н.Г., ПивневА. И.,Шабанов М.А.,

      Зам по общеобразовательной школе- Умаралиев Ш.,учителя: Долгополова А.С.,Ковалёв Н.В.,Крупиянская А.Г., Стерехов В.А.,Стерехова Н.И.,Чаплыгин А. В.,Чаплыгина З.А.,

       Зам по воспитательной работе-исполнял обязанности ВалаевВ.И.,воспитатели:Алманкулова Сара,ГречанинА.Г.,Долбня Н.Н.,Карагулов О.,Лазоренко И.Т.,

          Помощник директора по режиму-Кандауров А.И.,сторожа-охранники: АхмеджановИ., Вовк Н., Корзун П.И.,Классен Я.Я., Наумов А.Н.,Долбня И.П.,

        Санчасть:Филиппов А.П., Кирилова В.Пархоменко Н.П.
          Завгар-механик-Зайцев Н.А.,шофера: Джумабаев С., Мецкер В.

     Завхоз Сагимбаев Тургамбек, Отдел кадров-Суркова Екатерина, Комедант Валаева Евдакия, зав столовой Зайцева Мария, работники бухгалтерии, хоз части и столовой.

       Всего работников училища по штатному расписанию числилось более пятидесяти человек и таким образом на одного работника приходилось едва по 2 воспитанника, а на деле получалось у семи нянек дитя без глаз.

       Все работники,за исключением Николая Зайцева, с которым я заканчивал школу в одном классе, мне не были знакомы, а теперь нам предстояло сотрудничать и наши отношения будут развиваться в прямой зависимости от того, кто и как будет трудиться. Как будут соответствовать слова и дела, а отсюда и все нюансы во взаимоотношениях руководителя и подчинённых. Да ты будь хоть семь пядей во лбу, но без учёта психологии подчинённого тебе работника не выстроить с ним правильных взаимоотношений. Педагогический коллектив состоял из обыкновенных людей со своими минусами и плюсами в своем характере и образовании, со своими личными и семейными заботами и проблемами. И на работу они ходят ,как и все, чтобы получать зарплату не за конкретную продукцию, её количество и качество, а за время проведённое на рабочем месте.

      Но самым не знакомым и мало управляемым коллективом был коллектив воспитанников училища, живущий по своим не писаным не просто ребячим, а пацанячим, то есть полублатным заповедям, установкам и законам , усвоенных ими от уголовников, с которыми они встречались в тёмных переулках, когда сбегали из школы и дома и вели «весёлый образ жизни» джентльменам удачи.И такого опыта за их плечами не менее трёх лет, начиная особенно с 13-14т лет.

     С этого же возраста и родители этих детей начинают пожинать свои горькие плоды своего поведения и отношения к своему ребёнку. И дело не только в том, что яблоко от яблони не далеко падает, но и в том, что далеко откатившееся яблоко надо вовремя поднять и очистить от плодожорок. А иначе и получается: «Напрасно старушка ждёт сына домой, ей скажут , она зарыдает...»

     Конечно борьба с беспризорностью детей и пьянством родителей, которое и порождает эту беспризорность, после бесед, морали и внушений, как правило заканчивается лишением родительских прав и направлением детей в «закрытые» воспитательные учреждения, в которых подростка от дурных поступков удерживает только глаз наставника воспитателя, но этот надзор не возможно осуществить ежеминутно. И поэтому когда дети остаются сам на сам и себе подобными , как и во всякой стаи, начинает действовать закон джунглей, где на первое место выступает закон право сильного и угнетения слабого.Так что угнетение человека человеком не только, или не столько в классовом расслоение общества, но в самой природе людей.  В каждом из нас одновременно наличествует и раб,и господин.

     Макаринские принципы трудового воспитания беспризорных подростков с опорой на коллектив самих ребят в наши дни был возможен только при неустанной , ежедневной , индивидуальной воспитательной работе всего пед коллектива, причём не назидательной морализации, а организации практической деятельности всех и каждого , с опорой на личный интерес воспитываемого , с учётом его характера и уровня(степени) развития.

      После собрания пед коллектива  представили меня и всем воспитанникам, которых собрали в клубе. В наличии оказалось 76 учащихся. 24 в бегах и троих из них уже находились под следствием и привлекались к уголовной ответственности. Совершая побег воспитанники не просто возвращаются домой к родителям, просто «на волю», которая их потом заставляет петь: « с юных лет счастья нет...И зачем меня мать родила?»

     Настоящее мне крещение на должность директора сделали учащиеся на второй день моей работы .После обеда на рывок через пролом в деревянном заборе, ограждающим территорию училища, на тыльной его стороне , бежала сразу 32 воспитанника, то есть добрая половина. Из них 21 человек были пойманы и задержаны сразу в камышах у старой крепости, а 11 скрылись в неизвестном направлении.

      Всё это сознательно придумали и организовали «бугры», которые сами остались в зоне,чтобы посмотреть, кто здесь хозяин.Но через некоторое время все мальчишки в разговоре между собой стали меня называть не директор, а хозяин. «Хозяин сказал.Хозяин обещал. Хозяин разминировал»,-значит можно идти дальше. Но для такого авторитета надо было приложить не мало   физических сил и нервов.

    По сути  своей каждый воспитанник ,помещённый в спец училище,которого называют правонарушителем, фактически совершил уже не одно уголовно наказуемое преступление, но освобождён просто по возрасту или мало значительного ущерба.

     Все несовершеннолетние правонарушители -продукт ближайшего нездорового окружения, среды, в которой он живёт и вращается. Это прежде всего семья и улица.

       Душа каждого подростка с одной стороны примитивна-не трудиться, быть сытым и «балдеть»,-бить баклуши.А с другой стороны его душа это тайна за семью печатями,куда не всякому дано проникнуть.Осознавая,что «с малых лет счастья нет».они в своих бедах винят всех,только не себя.

       Блатные песни,созвучные их душевным настроениям, они  усваивают на улице и приносят их с собой в зону, дополняя и обогащая этим бременем друг друга,бывает, на долгие годы.

       Кто-то из юных пеитов сумел одну из этих песен переложить для Гимна СпецПТУ:

        Я песню грустную про удаль русскую ,
        Про наших мальчиков спою я вам.
        Прощайте мамочки, сестрёнки , дамочки,
        Ведь вы не видели в бушлатах нас.
           17 летних нас под 107 Указ
           Остригли наголо в кандеи(штрафной комнате)нас.
           Мальчишек молодых из городов блатных
           Загнали наглухо в СПТУ.
      Мы жили весело, мы веселилися,
      Курили план(наркотик),пивали водочку,
      А тут загнали нас на край земли.
      Где даже лошади жить не смогли.
           А утром в 7 часов кричат: «Подъём!»,
           Под злобный окрик всех вассаров(надзерателей).
           Потом в столовую на дрань перловую ,
            Бурду солёную нас жрать ведут.
      И так 2 года мы:два лета,две зимы,
      Мы топчим молодость ,как сапоги,
      Ох, как устали мы, ох,как состарились,
      Уж нету юности у нас в груди.

   
     И вот эти юные, искорёженные, как саксаул(деревья пустынь),  души предстояло мне исправлять и возвращать в жизнь. Главное их надо было уберечь от тюрьмы, куда они бежали всякий раз, когда самовольно покидали пределы «ненавистного» СПТУ.
.

 


Рецензии