КАК велИ НАС в Серго в ЛутовИнов сад на расстрел..

 Коль ХОЧеш быть жиВОй НАДо ТОЛКом рабОтать голоВОй
 КолИ ЖИТЬ ХОЧешь, НАДо уМЕТЬ голоВОй ТОЛКом рабОтать!
 Коль ХОЧешь ЖИТЬ и ЦЕЛым БЫТЬ, НАДо уМЕТЬ голоВОй толкОво БИТЬ!
 Коль ХОЧешь ЖИТЬ и ЦЕЛым БЫТЬ, НАДо уМЕТЬ и голоВОй ТОЛКом ваРИТЬ!
 Коль ХОЧешь быть ЦЕЛ и жиВОй, НАДо ТОЛКом рабОтать голоВОй!
      (ВСЕ именА и назвАния МЕСТ - достоВЕРНы!)

 Я ПОМню, КАК в 1940-50-е СЛАВили роман Александра Фадеева "Молодая Гвардия", ПОВести Бориса Горбатова "Непокоренные", "Это было в Донбассе" и ТэПэ.
  А вот до НАШей КАДиевки Очередь СЛАВы - ЧТО-то НЕ доШЛА, хотя и ТУТ ЛЮДи вершИли героИчные деЛА, хотя и ТУТ НЕМцы НАШих людей стреЛЯЛи, жиВЫми в ШАХТы разВЕРстые толКАЛи... -
 А КТО и ЧТО об Этом ЗНАют?
      А я (и я - ВИКрыл) - Осенью 1942-го в ЦЕНТРе города КАДиевки - у САМой улицы Ленина-СадОвой - видел
 краСИВо оФОРмленные рядЫ кресТОВ на СОТнях моГИЛ немЕцких солДАТ, -
 приЧЁм, - в КАДиевке, ГДЕ, Якобы, - НЕ БылО боЁв!
      А в середИне сентября 1943-го - сразу же после вступлЕния КРАСНой Армии -
 в ЦЕНТРе города КАДиевки - в СКВЕРе - откоПАЛи телА десЯтков ЮНых ДЕВ и ребЯт - комсоМОЛьцев, - расСТРЕЛянных НЕМцами и лишь чутОк приСЫПанных землЁю - КАКОе же роДИТелям Это ГОРе!

 М я, наконЕц-то (СКОРо ж конЕц - ТОТ!), - реШИЛся -
 ТОЖе КОЙ-ЧЁ о ТОМ, ЧТО и ТУТ БЫЛО, - МИРу рассказАть...

 Я - Остап Степанович Полторук - НЕ ПолторАк (ТО - люди совсем иные) -
 Мй пра-пра-..-ДЕД после взятия КырЫма -
 вместе с козакАми-запоРОЖцами иНЫми -
 в 1775-том бежал за Дунай и ТАМ - неПЛОХо прожиВАЛ, да ДЕТок-ВНУКов нажиВАЛ. -
 ТАК СОТня гоДОЧКов проШЛА,
 ТУТ НОВая ВойнА приШЛА -
 БалкАнская БалКАРская БалГАРская БолГАРская ВойнА 1877-го:
 России ЦАРЬ - НА НАШу РОДную ТУРЦию наПАЛ!
 Но НАШ козАчий РОД - против России воеВАТЬ - НЕ СТАЛ -
 наПРОТив и НаобоРОТ - ЗА ТУ Россию ВСТАЛ!
 И мой ДЕД ОСМАН - ТАМ ТОЖе воевал -
 В одном гусарском эскадроне с КалИченко КапитОном АндрЕичем,
 ПОЛ-рукИ ЕМУ турок-бащибузУк (голову-РЕЗ!) отрубИл
 и СТАЛ ОСМАН - ПолторЫ-Рук или же ПРОЩе - Полторук!.
 Но КАК доброВОЛец - воевать ДО КОНЦА войнЫ продолжал!

 А потОМ - уж ПОСЛе ТОЙ ВойнЫ - ЕГО (17-ЛЕТнего ОСМАНа) командир -
 КалИнченко КапитОн (а ТУТ ЕГО звали КопытОн - ведь моЯ (В.И.Крыленко) МАМа -
 КалИнченко Мария - КопытОну - внучАтая племЯнница!) АндрЕич -
 с СобОй в Россию ВЗЯЛ, РЯДом с СобОю посеЛИЛ -
 на Старом (Петро-Екатериновском) хуторе -
 ТАМ у НЕГО большой наДЕЛ землИ был -
 России ЦАРЬ - за заСЛУГи наделИл!
 КопитОн АндрЕич там большой (больше десятины-гектара) сад посаДИЛ,
 хорощая пасека былА, да уж давно сплылА...
 А жена КопитОна - Анфиса - хоть и бАрыня из богатых, но добрая былА,
 ЕМУ да и СебЕ - ТРИ сына и ДВЕ дочки родилА -
 КАК и моВО ДЕДа ОСМАНа - МатрЁна - православная женА!
 Да в ЦЕРКви - в Лозовой-Павловке, где ЕЁ детей крестили, - КАЗУС случился:
 ПРИТЧ, что МЕТРику выПИСывал, - НЕ ОЧень сиЛЁН в латИнице был
 (в турецкой МЕТРике - латИницею записали! )
 и ИМя моВО  ДЕДа (и Отчество моВО БАТи) -
 НЕ ОСМАН (Osman), а ОСТАП записал:
 ведь ПИСЬменная (НЕ пеЧАТная!) буква m - похОжа на m = т, a буква n - похОжа на П!
 Ну а фамилию, Ясно ДЕЛо, - Полторук записал:
 мой атА-отА-отец - Степан Остапович ПолторУк,
 Ну а я - Остап Степанович ПолторУк!

 И родили меня - в ТОМ заговоренном ЖУТКом 1925-том -
 МАЛо КТО ЖИВ остАлся из него ребЯток:
 поГИбли поЧТИ ВСЕ - окРОМь меня:
 я же уМЕЛ голоВОй ТОЛКом рабОтать! -
 я же уМЕЛ голоВОй толкОво БИТЬ!
 Да я же уМЕЛ и неПЛОХо - голоВОй С ТОЛКом ваРИТЬ! -
 Вот и пришлОся мне - ДОЛЬШе поЖИТЬ - УЖ 88! -
 И я могу уже об Этом рассказАть,
 КолИ  поРА уж помиРАТЬ...

 Да, родили меня, - хоть и ТАМ же, ГДЕ и БАТю, -
 нр УЖЕ НЕ на Старом (Петро-Екатериновском) хуторе,
 а в посёлке СемЁновка города КАДиевка (с 1934-го - Серго, а с 1978-го - СтахАнов).
 Так что НЫНе Это место былОго Старого (Петро-Екатериновского) хутора -
 покОится между посёлками СемЁновка и ОРЛОВка (ЧТО между БРЯНкой, КАМенкой и КривоРОЖьем)...

 НАШ - Полторуков - САДик неМАЛый (в пол-гектАра) -
 БЫЛ вприТЫк к БольшОму САДу Калинченко Василия Капитоновича - старшего сына КопытОна.
 Я с раннего детства - МНОГим увлекАлся -
 ДЕД ОСМАН ТАК на меня влиЯл - я ж ЕГО с САМого РОДу ПОМню -
 ОН НЕ ОЧень СТАРо и гляДЕЛся, да и ВЁЛ себя:
 МатрЁну - НЕ БИЛ, а Очень любил,
 Да и ВНУКов - НЕ БИЛ, а Очень любил!

 И ДЕД меня - неплОхо по-немЕцки - понимАть и говорИть науЧИл!

 М ОН же меня - ВОТ Этим ПРАВилам ВАЖным надоуМИЛ
 (ОН же безРУКий был, а голоВА ЕМУ - и в ДРАКах -
 ТОЛКом-толчкОм, КАК кулакОм - помогАла!):
 КолИ ЖИТЬ ХОЧешь, НАДо уМЕТЬ голоВОй ТОЛКом рабОтать!
 Коль ХОЧешь ЖИТЬ и ЦЕЛым БЫТЬ, НАДо уМЕТЬ голоВОй толкОво БИТЬ!
 Коль ХОЧешь ЖИТЬ и ЦЕЛым БЫТЬ, НАДо уМЕТЬ и голоВОй ТОЛКом ваРИТЬ!

 ДЕД мне ладе ДАЛ прочитАть рассказ БИЛла Белоцерковского,
 где русский низенький матрОсик - голоВОй - в РОЖу толчкОм, -
 КАК кулакОм - одоЛЕЛ БольшУщего гроМИЛу неМИЛу -
 БОЦмана-англичАнина, ненаВИДевшего РУСов...

 А чтобы науЧИТЬся КЛАСсно голоВОй ТОЛКом рабОтать,
 я играл в футбол, причём, - старался больше БИТЬ МЯЧ голоВОй -
 в любОм положении менЯ и мячА!
 И я неПЛОХо в Этом преусПЕЛ!
 И со мной драться ВСЕ боЯлись:
 ВСЕ голоВЫ моЕй боЯлись!
 А ДЕД - уж в 80 ЛЕТ - в 1940-вом - уж МНОГим - рокоВОМ -
 у знакОмого кузнецА (КарЕтника - с посёлка шахты СЕМь-и-ВОСЕМь) -
 ВЫковал по разМЕРу моегО ТЕМени - железную наКЛАДКу на ТЕМя -
 с утолщЕнием-ВЫступом наВЕРХ посредИне, -
 в котОром тоже посредИне - ВЫсверлил гнезДО с резьбОю,
 кудВ можно ВВИНТИТЬ БОЛТик с ОСТРым закалЁНным концОм - уДАРником,
 который я ВВИНтивал - ТОЛЬко идЯ на оПАСНое ДЕЛо.
 А Эту железную наКЛАДКу на ТЕМя - я ВШИЛ напостоЯНно -
 ВовнУтрь моегО неразЛУЧного КЭПи - с МЯГКой подКЛАДкой на ТЕМя.
 А Этот боЁк - БОЛТик -
 коКЕТливо выступАл из КЭПи - ВВЕРХ ОСТРым закалЁНным концОм, -
 СЛОВНо элеГАНТная ПУГовичка-ПУПСик! -
 ОПАСнейший для моегО проТИВника ПУПСик! -
 ОН моИм уДАРом голоВОй - МОГ проБИТЬ лист стали в 2-3 мм толщиной,
 ну и, - ТЕМ более, - ЧЕРеп коРОВий иль свинОй! -
 На ЛЮДях я НЕ ПРОбовал, - поКА ГОД не приШЁЛ 1942-рой...

 И ЕЩЁ ДЕД подаРИл мне рогАтку Очень тугУю -
 сделал ЕЁ из эластИчной резИны противоГАЗа, -
 с большИм кармАном для зарЯДа-снарЯДа: камня, ШАРика подШИПника и ТэДэ...
 И Этой рогАткой я зимой под 1941-й - убил бешеную собаку, забежАвшую в НАШ ХУТор -
 в ЛОБ - кускОм Острого откОлка от чугУнной плитЫ печки...

 МНЕ Очень нравилась геолОгия, особенно после проЧТЕНия "ЗемлИ Санникова" и "Плутонии" В,Обручева
 и "Слiди на каменi" Маесвел Рiд-а.
 Я даже ВЫкопал себе в НАШем обшИрном густЕйшем колючем тернОвнике в садУ -
 шахту-пещЕру с потайным ВХОДом, наСЫПав ТАМ небольшой террикОнчик.
 А в пещЕре обоРУДовал уЮтненькое гнездО для Отдыха от летней жарЫ,
 с заПАсом свеч, солярки, одЁжки, ТЁПЛых носкОв (для моИх больнЫх непризЫвнЫх НОГ!), водЫ и едЫ (зернА ЖИТа, кукурУзы, сухих ягод и фруктов)...

 МЫ с ДЕДом иногда Ездили поездом из Орловки в СентЯновку (20 км),
 а оттуда - пешком 14 км через открытое поле - в селО Щестая РОТа, -
 где у ДЕДа был ЕГО ровесник и землЯк по ТУРции - ПылЫп ОпанАсовыч НэчипАйко. 
 ПылЫп переселИлся сюда из Славяно-Сербска в 1919-том,
 когда потерял жену-землЯчку и уже взрослых детей и внуков, убитых-ВЫрезанных (КАК жидОв - по ошИбке за ИХ ВНЕШность!) в одну НОЧЬ БАНдой, выдаВАВшей себя за МахнОвцев...

 И ПылЫп научил меня приЦЕЛЬно стрелЯть, рыбАчить и ловить
 (зимнею петлЁю из тонкой НИТи и тонкой стальнОй прОволоки) птиц, зайцев, лисИц...
 И я ЗНАЛ местА ЕГО потайных (ПАМять 1919-го) МЕСТ для лодочек-ДОлбанок, для житьЯ - с запАсами для сего житьЯ...

 Отец мой - Степан Остапович (1900 года рождения) в ноябре 1941-го был эвакуирован в Кузбасс -
  на шахту в город Прокопьевск, где, КАК и ТУТ - на КАМенке, - работал забОйщиком.
 А я - с моИми больнЫми непризЫвнЫми НОГАми и Аня-сестрёнка 6-ЛЕТка - остались с МАМой - тоже Аней...

 И вот приШЁЛ июль 1942-рого - для МНОГих - рокоВОго...
 14 июля МЫ ВСЕ НЕМцев встречАли - НЕ привечАли -
 у ВЗОРванного накаНУНе - мостА через речУшечку КамышевУю иль КамышевАху...
 Но ТУТ - НЕ об Этом СКАЗ...

 В октябре 1942-го приШЛА Очередь и моЯ - отправлЯться в ВелИкую ГермАнию -
 рабОтать на ВелИкую ГермАнию, рабОтать на ЕЁ побЕду над УЖЕ разбИтой поВЕРженной КРАСНой Армией!
 В МЫ (и комсоМОЛьцы, и НЕТ!) в Эту "разбИтость и поВЕРженность КРАСНой Армии" - НЕ ВЕРили -
 у НАС же были детекторные РАДио-приЁмнички и МЫ НОВости ЗНАЛи,
 ЧТО СталинГРАд НЕМцы НЕ ВЗЯЛи, да и КавкАз НЕ ВЗЯЛи! -
 И в Этом - и МЫ, - КАК моглИ, - НЕМцам меШАЛи,
 а КРАСНой Армии - помогАли!

 А мне в Этом - поДАРки ДЕДа помогАли! -
 ЖАЛЬ, ЧТО ДЕДа уж НЕ СТАЛо - и ЕГО 82-ЛЕТня - НЕМцы расстрелЯли, - а за ЧТО, - ниКТО ТАК и НЕ ЗНАет, НЕ уЗНАет...

 И я ТУТ расскажУ про эпизод, когда мне и не мне -
 ТОТ ПУПСик-ПУГовичка - боЁк - БОЛТик,
 ЧТО ТАК коКЕТливо выступАл из КЭПи - ВВЕРХ ОСТРым закалЁНным концОм, -
 СЛОВНо элеГАНТная ПУГовичка-ПУПСик!

 По доНОсу РябОго с посёлка шахты №7-8 (я его Имени НЕ ЗНАю) -
 26 октября 1942-го - НАС шестерЫх гестаповцы - по домАм позабиРАли,
 в город в комендантУру в закрытой машине-фургОне привезлИ:
 1. меня (САМого НИЗенького и ХИЛенького - в ТАПочках, тёплых носкАх, пальтИшке и КЭПи!),
 2. Борю Гетьмана - с улицы Почтовой (1925-го года рождения),
 3. Снесаря Петю - с посёлка шахты №7-8 (1924-го года рождения),
 4. ГарИфа БахматУллина (ЧТО-то похожее!) - из-под ОрлОвки (поСТАРше меня),
 5. Любу ЛеснЫх - с посёлка шахты №7-8 (1926-го года рождения),
 6. РУДик Инну - с ТрёхГОРного переУлочка  (1926-го года рождения) -
    невероЯтно красивую (Я - В.И.Крыленко - подтверждАю -
    я ДО СИХ ПОР в ИНну влюблЁн, - ОНА же сосЕдкою НАШею (торцАми САДа-огоРОДа) былА,
    с моИми братом ГРИШей и сестрИцей Анею дружИла! ПАПа Инны погиб в 1941-м,
    а в 1944-м - моя МАМа уступИла (на ВСЮ ЖИЗНЬ!) ФРОСе (МАМе Инны) -
    одного из своИх квартиРАНтов - Петра ПримакА, остАвив себе Василия Ивановича Хватова).

 НАС на рассвЕте позабирАли, когда МЫ ещё СПАЛи,
 в подвАле ДЕНЬ продержАли, под вечер - к коменданту под конвОем ТРЁХ НЕМцев приГНАЛи.
      ТОТ - грузный, в очках - через сухоЩАвую молодую перевОдчицу задал несколько вопрОсов:
     1. наСЧЁТ КРАСного флага (с НАписью белым "МЫ НЕ РАБЫ!" и "РАБЫ НЕ МЫ!" - ЛюБа подшИла, Инна писАла, Я - ВЕШал над крышею 4-этажной БИРЖи ТрудА - былОй мужской СШ №44),
     2. наСЧЁТ пожара на втором этаже Этой же БИРЖи - СШ №44.
     3. наСЧЁТ НЕМца, - окАзывается, - НА-смерть убИтого (МНОю - из рогАтки в ЛОБ!).

 А МЫ оказАлись никудЫшними психологами и конспирАторами:
 ДЕВы расПЛАКались, а я - бузУ поРОЛ ВСЯКую...
 
      И вдруг СЛЫШу ТИХий голос комендАнтора ТЕМ ТРЁМ конвоирам:
 "- Verschissen! Alles verschissen!"
 (- РасстрелЯть! ВСЕХ расстрелЯть!"). -
 Я ужаснУлся: "- ТАК обЫденно, прозаИчно и НЕ героИчно!"
 А моИ друзьЯ-трусья по бедЕ - ВРЯД-ли Этот УЖас поняли! -
 Вот Этта ДАааа! -
 ЧТО же ДЕЛать?

 А ТЕ НАШи ТРОе конвоиров - УЖЕ НАС, КАК барАнов на заРЕЗ ГОНят:
 по улице Ленина-СадОвой -
 МИМо ТОй же злопоЛУЧной БИРЖи-ШКОЛы №44,
 МИМо ТОГО же КЛАДбища немецких солдат,
 МИМо стадиОна "ПобЕда", ГДЕ я в футбол бЕгал,
 ВОТ УЖЕ и Гор-САД ЛутовИновых...

 ВечерЕет, РАНние осЕнние СУМерки сгущАются,
 ДОЖДик наКРАПывает, НОЧЬ и СМЕРТЬ приблиЖАются...
 
 ЧТО же ДЕЛать?

 МНЕ Это ЧЁТКо ПОМнится ДО СИХ ПОР - ВОТ уж 70 с ГАКом ЛЕТ:
 МЫ идём поПАРНо:
 Люба и Инна - РЯДышком впередИ,
 Боря и Петя - за НИМи,
 Гариф - со мною - СЛЕВа, -
 у негО за спинОй - большой - с ЛЯМками-верЁвками - мешОк,
 в котОром ДВЕ большИе немЕцкие лопАты с пряМЫми коПАющими концАми! -
 ДЛЯ ЧЕГО же Эти большИе немЕцкие лопАты? -
 КартОшечку НОЧенькой коПАТи? -
 В Гор-САДУ ЛутовИновых? -

 И ТУТ наконЕц-то менЯ пронЗИЛа МЫСЛЬ:
 Да Это же НАС ведУт стрелЯть! -
 НЕТ, - НЕ ЗАВТРа-послеЗАВТРа, а УЖЕ СЕЙ ЧАС - ЧЕРез СЧИТанные минУты!

         ЧТО же ДЕЛать?

 А МЫ уже спускАемся в БАЛКу ЧутЯнку, где располОжен Гор-САД ЛутовИновых.

 ОборАчиваться нельзЯ - предупреДИЛи!
 Но я, когда НАС СТРОили у комендантУры:
 конвоиры: один старик лет за 40 -
 НИЗенький, толстенький, - с винтовкой со штыкОм ножОм,
 и ДВА молодЫх - лет по 20-25, - с автомАтами "Шмайсер" попеРЁк животА.
 ВСЕ в ТЁМных почтИ ЧЁРных шинелях с капюшОнами, в КАСках, МОЩных ботИнках:
 Меня же ДЕД и ПылЫп - с детства наблюДАть приуЧИЛи!

      Но ЧТО же ДЕЛать!?

 Вот уж впередИ ручЕй -
      Но ЧТО же ДЕЛать!? -
 НАС повели правЕе, чем идтИ в больнИцу - вниз по течЕнию ручьЯ.
 И ТУТ немец-старик прошептАл -
 ОН, окАзывается, ШЁЛ почтИ вприТЫк позадИ менЯ
 (И ДЕД меня - неплОхо по-немЕцки - понимАть и говорИть поднауЧИл!):
 "- ТУ с голубыми глазами - СРАЗу НЕ стрелЯть - я хочУ ЕЁ поеBATь!" -

 И Это менЯ СРАЗу - СЛОВно взбеСИЛо и взоРВАЛо
 (Я ж ТОЖе Инну - поеBATь хочУ:
 ВСЮ ЖИЗНЬ мою хочУ -
 еBATь я ИНну СЮ!):
     ДА ВОТ же ЧТО МНЕ НАДо ДЕЛать:

 И я стреМИТельно (КАК мне поЗВОЛили ТЕ неприЗЫВные НОГи!) - обернУлся наЗАД
 и ТАК же РЕЗКо ПРЫГнул впеРЁД МИМо штыкА-ножА,
 и всаДИЛ НЕМцу в МОРДу - голоВОй ТОЛКом - ТЕМ ПУПСиком закаЛЁНным!
 И СРАЗу же ЧЕРез ПАДающего его -
 метнУлся к НЕМцу, ЧТО шёл позадИ негО,
 отбИл в СТОРону ствол его "Шмайсера" (и СРАЗу же ЩЁЛКнул-ТРЕСнул ВЫСТРел!),
 И СРАЗу же всаДИЛ НЕМцу в МОРДу - голоВОй ТОЛКом - ТЕМ ПУПСиком закаЛЁНным!
 И СРАЗу же в мокрую жухлую травУ упАл:
 ПУСТЬ ТУТ меня стрелЯют - ДАЛЬше я НЕ пойдУ -
 у меня НЕТу СИЛ: я ВСЁ, ЧТО имЕл, -
 ДВУМ НЕМцам в МОРДы - голоВОй ТОЛКом - ТЕМ ПУПСиком закаЛЁНным - всаДИЛ! -
              ЧТО БЫЛо моИх СИЛ! И я ТУТ же - СЛОВно уСНУЛ...

 Меня Гариф пробудИл:
 "- УсмАн! ВставАй! ТЫ НЕМцев ВСЕХ ТроИх убИл! БежИм!"

 А ДАЛЬШе мне расскАзывать - поКА-что НЕТу СИЛ:
 Я Это - СНОВа ВСЁ переЖИЛ!
          Крыленко Владимир  31 июля 2013


Рецензии