Олег Видов Часть 2 Глава 9 Фильм Мне двадцать лет

                ГЛАВА 9 -   Кинофильм  « МНЕ  ДВАДЦАТЬ  ЛЕТ »
               
                ( ЗАСТАВА ИЛЬИЧА )
 
 В 1962 году осенью Олег  снимается  в эпизоде фильма «Застава Ильича».

Кинофильм «Заста;ва Ильича;» Марлена Хуциева вышел на экраны под названием « Мне два;дцать лет » в 1965 году и стал символом эпохи «оттепели».  Фильм представляет собой киноповесть о молодежи шестидесятых годов.  Полный, первоначальный вариант фильма был показан только в 1990 году.

Фильм начинается с символической сцены - по улице идут три красноармейца времён революции. Когда они исчезают, время действия незаметно меняется. Зрители видят своих современников — трех молодых людей, а потом — уволенного в запас солдата. Это главный герой Сергей Журавлёв (актер Валентин Попов).
               
Отец Сергея погиб на войне, и он живёт с матерью и сестрой. Фильм рассказывает о небольшом периоде в жизни Сергея и его лучших друзей Николая Фокина (Николай Губенко) и Славы Костикова (Станислав Любшин).
             
              Роль Кольки стала первой киноролью Николая Губенко.
   
  Слава — самый несерьёзный из троицы, он уже успел жениться пока его друг был в армии, и у него уже родился ребёнок, но он по-прежнему всё свободное время стремится проводить вместе с друзьями,  отвлекаясь  от семьи.

  Николай — неунывающий любвеобильный весельчак. На работе начальник просит его информировать  о  сомнительных высказываниях одного из их сотрудников. Николаю  трудно понять, как  молодой человек  может  быть  такой «сволочью». Он пытается найти понимание у друзей, но они относятся к этому несерьезно, а Сергей высмеивает его, и они ссорятся.

Сергей знакомится с девушкой Аней (Марианна Вертинская), дочерью обеспеченных родителей.            
               
Вместе с ней  он  идёт на поэтический  вечер в  Политехнический  музей,  где выступают самые известные поэты.  Сергей  слушает, как Борис Слуцкий читает стихи своих друзей Михаила Кульчицкого и Павла Когана, погибших на войне.

В следующих сценах Сергей попадает  к Ане на день рождения, но среди ее гостей он чувствует себя немного чужим. В чем-то они другие, рассуждают и ведут себя иначе.
   
 После этого происходит как бы встреча Сергея с его погибшим отцом. Сергей мысленно просит  совета у отца, но тот не может ничего посоветовать: он погиб в двадцать один год, а его сыну — уже двадцать три. Сергей оглядывается и видит, что в комнате спят боевые товарищи его отца, а среди них — Николай и Слава, одетые в военную форму. 
 
 В фильме очень правдоподобно показана жизнь простых москвичей того времени, их быт, нравы, поведение...
               
           Фильм заканчивается сценой примирения друзей.

Сначала Марлен Хуциев писал сценарий вместе с Феликсом Миронером, с которым работал над фильмом «Весна на Заречной улице». Потом режиссер пригласил  драматурга Геннадия Шпаликова, внёсшего в сценарий мироощущение своего молодого поколения.

  Вот как он сам об этом вспоминал:  «Я начинал работу над фильмом "Мне двадцать лет".   Именно так назывался сценарий, превратив¬шийся потом в "Заставу Ильича" и снова в "Мне двадцать лет", и мне, конечно, не могло прийти в голову, что работа выльется в длительную, изну¬рительную эпопею.   Естественно, сценарий начинали мы вместе с Феликсом Миронером. Неожиданно у нас стали возникать расхождения в том, каким он должен быть - четко выстроенным в сюжете или несколько размытым, так сказать, импрессионистичным. И, несмотря на то, что была написана почти половина сценария и сложен весь поэпизодный план, в итоге мы все-таки разошлись.

   Заканчивал работу я с Геннадием Шпаликовым, с которым меня познако¬мили, я прочитал его короткометражный сценарий "Причал", он совпадал с моими ощущениями буду¬щего фильма.»
 
      А дальше Марлен Хуциев очень хорошо рассказывает о самом главном, что предшествовало появлению фильма:
 
 « Готовый сценарий я читал вслух в объедине¬нии. Герасимов был в отъезде. Позже, прочитав сценарий, он заподозрил скрытые сюжетные провалы. Его замечания меня несколько удивили, ведь я знал его как художника, для которого "железность" сюжета не была главной, тут мы сходились. Событийной стороне я не придаю решающего значения, я понимаю сюжет как некое внутреннее развитие, так сказать, движение души. Но Сергей Аполлинариевич настаивал на своем. Намечался конфликт, и поскольку он руководил объединением, то, как всегда, нашлись охотники подогреть ситуацию.
Но первая же большая порция снятого материала ему решительно понравилась, а первомайская демонстрация привела его, не могу найти других слов, в радостный восторг. Он, как говорится, преисполнился веры и надежды. Съемки продолжались.
Вот я показываю ему весь сложенный вчерне материал фильма. И тут происходит почти катастрофа - Герасимов материал решительно не принял, ему видятся в действии провалы, он уверен, что фильм не складывается. Скверно, что приходилось показывать материал, еще не выверенный монтажно и ритмически, еще "не одетый" - без шумов и музыки. Герасимов настаивает, что "фильм буксует", и делает предложение, которое повергает меня в панику, поскольку немедленно поддерживается руководством: сопроводить картину авторским текстом. Я не представляю, как это сделать, но в те годы ситуация складывалась нешуточная, любые 'замечания -указания начальства (а Герасимов - руководитель объединения) действовали равносильно приказу, и, хочешь - не хочешь, их надо реализовывать. Если потом в фильме "Послесловие" я сознательно буду вводить авторский текст как воспоминание героя, то в этой картине, где главное - внутреннее движение, среда, настроение, закадровое слово могло бы стать разрушительным.
Поделившись своей тревогой с группой, я вознамерился указаниям не подчиняться, а группа дала слово меня не выдавать. Я заканчивал фильм без авторского текста. Он, как и полагается, был перезаписан, напечатали копию - тогда фильмы сдавали на одной пленке. Я с тревогой ждал просмотра.

Но все прекрасно обошлось. Герасимов словно забыл о своем замечании (хотя ему, естественно, старались напомнить), безоговорочно принял фильм и в дальнейшем поддерживал его во всех инстанциях, очень радовался, когда министр культуры Е.А.Фурцева разрешила две серии и выделила деньги для съемок эпизода "Вечер поэтов", который в этом варианте намечен был лишь эскизно.»
Тот самый  Поэтический вечер в Политехническом, на который было добро от самой У.А. Фурцевой,  был организован специально для съёмок, но снимался вечер как документальная хроника. На нём выступили молодые поэты Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина и поэты старшего поколения — Борис Слуцкий, Михаил Светлов, Григорий Поженян.

 ( Фотографии выступаюзих - Евгений Евтушенко,  Белла Ахмадулина, и другие)

           - Булат Окуджава спел песню « Сентиментальный марш ».
 

        Надежда, я вернусь тогда,
        Когда трубач отбой сыграет.
        Когда трубу к губам приблизит
        И острый локоть отведет.
        Надежда, я останусь цел,
        Не для меня земля сырая.
        А для меня твои тревоги,
        И добрый мир твоих забот.

        Но если целый век пройдет,
        И ты надеяться устанешь,
        Надежда, если надо мною
        Смерть распахнет свои крыла,
        Ты прикажи, пускай тогда
        Трубач израненный привстанет,
        Чтобы последняя граната
        Меня прикончить не смогла.

        Но если вдруг, когда- нибудь,
        Мне уберечься не удастся,
        Какое б новое сраженье
        Не покачнуло б шар земной,
        Я все равно паду на той,
        На той единственной Гражданской,
        И комиссары в пыльных шлемах
        Склонятся молча надо мной.
       
  Как было сказано выше, поэтический вечер был организован специально для съемки фильма и  благодаря этим съемкам он оказался единственным поэтическим мероприятием того времени зафиксированным на пленке, как реальное событие тех, далеких теперь, шестидесятых годов. Благодаря этому  удалось сохранить не только атмосферу тех событий, но документальные кадры участников таких популярных тогда поэтических вечеров – поэтов ставших кумирами нескольких поколений. 
         
   Cъёмки  этого  поэтического вечера -  встречи с поэтами шли 2 дня в помещении МЭИ.  Но в фильм попала только малая часть из отснятого там - 5 секунд, главный фрагмент этого вечера в фильме  был взят со съемки в  Политехническом музее.  Понятно, что это был очень большой по объему материал.  Что тоже само по себе было проблемой для монтажа фильма.
   
                И опять вспоминает режиссер :

  «Уже началась перезапись двухсерийного варианта, а у меня все не складывался эпизод вечера поэтов - очень много было снято материала. Как-то вышел из монтажной, стою хмурый, удрученный. Вдруг кто-то положил руку на плечо - Герасимов. Он шел мимо, увидел мою унылую физиономию. Поинтересовался, в чем дело. Я что-то промямлил, мол, не получается, не складывается. Он стал убеждать, что все будет в порядке, картина практически уже сделана. Потом неожиданно крепко взял меня за плечо и тихо сказал: "Ну, что ты нервничаешь, все будет хорошо, прекрасный будет фильм".

 Но перед тем, как готовый фильм попадет на экраны, ему было необходимо пройти самую первую инстанцию одобрения – Художественный совет киностудии:
 
« Не могу не рассказать один из эпизодов той самой сдачи фильма Художественному совету студии. На первом, черновом, показе материала я утаил от Герасимова сцену прихода героев в гости - "сцену со свечами". В темном зале во время просмотра я сидел за пультом и с трепетом погляды¬вал на мэтра в ожидании реакции, он сидел недалеко, я видел его профиль. И вот закрутилась пластинка со свечой, открылась вся в свечах комната, свечи на пальцах танцующих героев. Вижу, он напрягся, как-то выпрямился, впился взглядом в экран... я уже стал подыскивать аргументы... и вдруг он тихо рассмеялся, радостно потер ладони и весело сам себе пробормотал: " Ванька Пырьев лопнет от злости ". Я с трудом сдержался, чтобы не расхохотаться, но громко при этом хмыкнул, он быстро обернулся, мы встретились глазами... И я увидел такой лукавый, такой озорномолодой глаз, что едва не вскочил, чтобы обнять его, но... субординация.»

                Но в дальнейшем у фильма начались проблемы.

        Материал фильма показали первому секретарю ЦК КПСС  Н. С. Хрущёву.      

Фильм Хрущёву не понравился, особенно его возмутила сцена встречи главного героя с  погибшим отцом. Хотя возможно, что сам фильм полностью Хрущев не смотрел. Понятно только одно, что этот фильм  оказался еще одним звеном в цепочке дел, с помощью которых, пределенные люди в КПСС стремились посорить Хрущева с советской интеллигенцией, с теми, кто больше всего пострадал от Сталинских репрессий и кто больше всего был благодарен Хрущеву за развенчание Культа личности Сталина.      
 
                ( фото выступления Хрущева )

8 марта 1963 года выступая в Свердловске перед деятелями литературы и искусства он сказал:   

« Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают,  как им жить и к чему стремиться. И это   в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии! »
               
             Для всех создателей фильма начались трудные времена.

« Стойко дер¬жалась съемочная группа, и в первую очередь Маргарита Пилихина - оператор фильма, Полина Познанская - второй режиссер, Николай Петров –директор картины ».

        Конечно досталось от партийного руководства и Сергею Герасивову:

« Сергей Аполлинариевич мужественно принимал упреки, его, руководителя объединения, сделали как бы персонально ответственным, обязали курировать фильм.  Но достоинство и благородство ни разу не изменили ему, а на требования высокого начальства он как-то огрызнулся на очередном партсобрании: 

      "Это картина Хуциева! Я не могу, не имею права его заставлять".

Фильм был подвергнут редакторским правкам. Удалили много сцен, в том числе литературный вечер в Политехническом. Как вспоминал режиссёр:

  «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены».

     Как это происходило можно понять из такого воспоминания самого режиссера:

 " Однажды он  (С. Герасимов) отыскал меня на студии и радостно-лукаво сообщил: "Послушай, я понял, где собака зарыта! У тебя в картине демонстрации большущий эпизод, а Мавзолей, трибуну ты не показываешь, только общий план Красной площади. Они же обиделись!,."  Действитель¬но, мне это в голову не приходило. "...Их в конце концов можно понять. Они же стоят там. Надо поискать что-нибудь в хронике". С этим соображением трудно было не согласиться.  Но не хотелось делать поправку грубо, в лоб, и мне удалось отыскать в хронике кусок, где Хрущев стоит на трибуне рядом с Фиделем Кастро, а в толпе демонстрантов мальчишка, сидя на плечах отца,                размахивает флажком и кричит: "Вива Куба! Вива Куба!"
Постепенно, пока происходили переделки фильма, пересъемка некоторых сцен,                монтаж, озвучивание прошло 2 года. За это время произошли разные события и в том числе в октябре 1964 года был уже снят со всех должностей и отправлен на пенсию легендарный Н.С. Хрущев.  А переделанный фильм  был принят всеми инстанциями.                18 января 1965 г  выходом на экраны станы был положен конец мытарствам  его создателей.  Марлен Хуциев об этом вспоминает так: 

«В день премьеры фильма в Доме кино меня спешно вызвали в Госкино и попросили вырезать этот кусок - Хрущев был смещен. Я едва успел на премьеру, а поправка                была у меня в кармане. Потом меня не раз недоуменно спрашивали, при  чем там    "Вива Куба"?  На премьере фильм представлял Ромм. Выйдя на сцену, он пригласил Герасимова, и Сергей Аполлинариевич, легко перемахнув через перила ложи, присоединился к Ромму. Сергей Аполлинариевич был весел (я ему успел рассказать про вырезанный кадр с Хрущевым, и что он находится у меня в кармане). Ромм,                хотя и не знал про вырезанный кадр, тоже был весел, наверное, потому, что картина   все-таки вышла на экран. Я и сегодня всегда испытываю неодолимое вол¬нение, вспоминая тот, теперь уже далекий, вечер и своеобразный, неожиданный дуэт двух таких непо¬хожих, замечательных и дорогих моему сердцу людей.»
               
           За  год этот фильм посмотрело  8 , 8 миллионов зрителей.
   
  В 1965 году на Венецианском кинофестивале фильм получил « Специальную премию жюри »  (поделил ее с фильмом « Симеон-пустынник » Луиса Бунюэля ), а также Премию журнала « Чинема нуово »  исполнителю главной роли Валентину Попову.
         
  В 1965 году на Римском кинофестивале фильм был удостоен приза                « Золотая пластина ».

  Только в конце 80-х годов, фильм вышел в первой версии под оригинальным названием « Застава Ильича ». 
 
        Из решения Комиссии по конфликтным творческим вопросам при Союзе кинематографистов СССР: « В связи с тем, что «Застава Ильича» бесспорно                является ключевым произведением экрана начала 60-х годов, комиссия находит настоятельную необходимость провести работу по восстановлению авторской версии картины. Комиссия рекомендовала также провести юбилейный сеанс картины в связи с 25-летием со времени ее завершения, показав именно авторскую версию. Включить эту версию в ретроспективы и архивные показы вместо фильма « Мне двадцать лет ».
 
  Очень часто в воспоминаниях "шестидесятников" говорится о фильме  "Застава Ильича":  "Это был фильм о нас - двадцатилетних. Всё было узнаваемо: переулки, дома, маршруты прогулок героев, квартиры".

В эпизодических ролях того фильма  снялись даже режиссеры: Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский,  Александр Митта, Павел Финн и многие другие...               

        Для студента ВГИКа  Олега Видова это была достойная компания.

Тем более, что кроме него в этом фильме в разных ролях снималось еще несколько его однокурсников  по ВГИКу: Светлана Старикова, Ольга Гобзева, Томара Совчи, Александр Январев.
               
                * * *
               
                РЕЖИССЕР  -  МАРЛЕН  ХУЦИЕВ
                По месяцу Зодиака  - Весы, а по году рождения - Бык

     Марле;н Марты;нович Хуци;ев - советский и российскийкинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог.

Марлен Мартынович Хуциев родился в Тифлисе (ныне — Тбилиси) 4 октября 1925 года.               

     Отец — Хуциев (Хуцишвили) Мартын Леванович (1900—1937), большевик с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий.

     Мать — Утенелишвили Нина Михайловна (1905—1957), грузинка, актриса

     В 1952 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Андреевича Савченко).

        В 1953—1958 годах работал режиссёром на Одесской киностудии,               
       
         С 1959 года — на киностудии им. Горького, где снимал свой фильм               
 « Застава Ильича » вышедший на экраны как «Мне 20 лет » о чем  рассказывается в той главе. 

               С 1965 года — на киностудии «Мосфильм».
       
           В 1965 году фильм «Застава Ильича») получил :
           на МКФ в Венеции  « Специальный приз жюри »
         на МКФ европейского кино в Риме  «Золотая пластина».

   В 1965 году режиссеру присвоено Звание « Заслуженный деятель искусств РСФСР »
          
             В 1965—1986 гг. — секретарь правления СК СССР
      
   В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки  генеральному  секретарю  ЦК КПСС Л. И. Брежневу  против реабилитации  Сталина.

( Из подписавшихся под этим письмом,  несколько человек присутствуют в моем повествовании. По этому поводу у меня есть небольшой комментарий.  У меня на этот    счет есть своя  точка зрения.  В то время я служил в армии в Реутово под Москвой  и мой командир замполит роты майор Чижов, сказал мне: «Эти проститутки подпишут все, что угодно, когда им скажут » За его язык и выпивание, он будучи в звании майора, был на должности зам.полита роты.  А служил он в сталинские времена в парадном полку. И мне тоже кажется сейчас, что то письмо было организовано сверху. Кому-то в Политбюро был необходим аргумент против реабилитации И. Сталина.  Иначе бы никто не посмотрел на мнение 25 человек, которые во всем зависели от руководства. А подписывать это письмо ему пришлось потому, что был в это время Секретарем правления СК СССР.  А в СССР большие деньги даром не платили... ) 

  С 1968  по 1971 г. был  художественным руководителем ТО «Экран»  Центрального  телевидения.

  В 1970 году на  МТФ «Злата Прага» в Праге  получил  Премию Интервидения - « Премия за режиссуру »  фильма « Был месяц май ».

    Кроме того, Хуциев поставил в театре «Современник» (1967, 1986) спектакль «Случай в Виши»

      В 1977 году -  присвоено  Звание « Народный артист РСФСР »

    С 1978 года руководил мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе.

         В 1986 году -  присвоено Звание « Народный артист СССР »

   С 1987 года — заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа, профессор.

 С 1989 года —.председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов России
               
                Как режиссер снял 12 фильмов

      1950 г. —« Градостроители » (дипломная работа, короткометражный, совместно с Ф. Е. Миронером)               
      1956 г. — « Весна на Заречной улице »  (совместно с Ф. Е. Миронером)               
      1958 г. — « Два Фёдора »               
      1964 г. — « Застава Ильича »               
      1966 г.  — « Июльский дождь »               
      1970 г.  — « Был месяц май »  (телевизионный)               
      1971 г.  — « Алый парус Парижа »  (телевизионный, документальный)               
      1974 г. —  « И всё-таки я верю…»  (документальный, совместно с                Михаилом Роммом и Элемом Климовым)               
      1983 г.  — « Послесловие »               
      1991 г.  — « Бесконечность »               
      2001 г.  — « Люди 1941 года »  (документальный)               
      2015 г. — « Невечерняя »

  В ряде своих фильмов Марлен Хуциев выступал как автор, или соавтор сценариев.               
 
                Написал сценарии  к 7-ми фильмам

        1958 — Улица молодости               
        1965 — Мне двадцать лет (Застава Ильича)               
        1967 — Июльский дождь               
        1983 — Послесловие               
        1991 — Бесконечность               
        2001 — Люди 1941 года (документальный)               
        2015 — Невечерняя
       
                Как актер снялся в 4-х фильмах:

        1968 г. — « Интервенция » — Главнокомандующий               
        1969 г. — « Гори, гори, моя звезда »  — Князь               
        1978 г. — « В день праздника » — Восточный гость               
        1979 г. — « Карл Маркс. Молодые годы » (телесериал) — Луи Блан

 В 1992 году на  МКФ в Берлине  фильм  «Бесконечность» получил  « Приз А. Бауэра », Приз экуменического жюри.

  В 1993 году стал Лауреатом « Государственная премия Российской Федерации»

  В 1994—1995 гг. — президент кинофестиваля «Окно в Европу».

  В 1995 году  - Премия «Золотой овен»  - победитель в номинации  « Человек кинематографического года »
 
В 1997 году на  V-ом  КФ «Виват кино России!» - Приз города Санкт-Петербурга  «Живая легенда отечественного кино»

        С 1998 года — Президент Гильдии кинорежиссёров России

В 1999 году  на ОРКФ в Сочи «Кинотавр»  - Специальный приз Президента Российской Федерации, 12 июня 1999 года  — « За выдающийся вклад в развитие российского кино ».

 В 1999 году  - Премия мэрии Москвы — « За уникальный вклад в развитие культуры Москвы ».

В 2002 году  - Национальная премия в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь»  категории « За вклад в кинолетопись»

В 2003 году  на МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве  -  Приз «Киногерой года „Сталкер“  — За права человека -  фильм «Марлен. Прощание с шестидесятыми»

                В 2004 году награжден Премией  «Триумф»
 
В 2005 году  получил  Кинопремию  «Ника» в номинации  «Честь  и достоинство»

19 декабря 2008 года был избран Председателем Союза кинематографистов России. 17 марта 2009 года Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК, на котором Хуциев был избран председателем, незаконными.                Это решение было оспорено в судебном порядке.

  Марлен Хуциев является одним из героев документального фильма    Владислава Виноградова «Мои современники» (1984)

     Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
 
    Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва).

   
                *  *  *

                Архивная информация к размышлению

18 января 1965 г. -  на экраны под новым названием « Мне 20 лет » вышла                « Застава Ильича » Марлена Хуциева. В прессе появились положительные отзывы.  Председатель Комитета по печати П.Романов счел   по этому поводу обратиться в  ЦК КПСС:

«В представленном на контроль мар¬товском номере журнала «Искусство кино» заверстаны материалы о кинофильме «Мне 20 лет». Как сообщает редакция жур¬нала, этими выступлениями начинается обсуждение фильма, которое будет про¬должено в последующих номерах.

Обращает на себя внимание тенденци¬озный подбор высказываний и заметок работников кино о фильме «Мне 20 лет». Этот фильм, подвергшийся на июньском Пленуме ЦК КПСС критике за серьезные идейные просчеты, оценивается во всех материалах, подготовленных к публика¬ции журналом, как крупное произведе¬ние искусства, как фильм патриотиче¬ский, как фильм гражданственный и честный /.../

Открывая обсуждение, редакция журнала почему-то не сочла необходи¬мым упомянуть о критической оценке первого варианта фильма на июньском Пленуме ЦК КПСС и в печати, а также о результатах работы  над фильмом пос¬ле критики.

Авторы выступлений, которым жур¬нал предоставил свои страницы для дискуссии, также обходят вопрос об идейных недостатках фильма, отме¬ченных в свое время партийной крити¬кой и не полностью устраненных в вы¬шедшем на экран варианте картины. Вся подборка захваливающих фильм материалов, на наш взгляд, противопо¬ставлена партийной критике и как бы подчеркивает, что для нее не было осо¬бых оснований.

Мы полагаем, что в представленном редакцией журнала виде материал дис¬куссии публиковать не следует.

      Председатель Государственного Комитета СМ СССР по печати П. Романов, 27 февраля 1965 г.».
                Резо¬люция на это письмо:

«ЦК КПСС на № 07435

Подотдел кинематографии Идеологи¬ческого отдела ЦК КПСС ознакомился с подготовленной журналом подборкой высказываний и считает, что она отлича¬ется односторонностью и неточностью ряда суждений. Руководство журнала (тт.Погожева Л.П. и Варшавский Л.Я)при¬глашалось в подотдел, редакции было рекомендовано дать фильму  на страни¬цах журнала принципиальную оценку, ру¬ководствуясь материалами июньского Пленума ЦК КПСС 1963 года.               

Зав.подотделом кинематографии  Идеологического отдела ЦК  КПСС  А. Романов     Инструктор отдела  А. Дубровин   9 марта 1965 г».

   Я не буду комментировать эту информацию. Надеюсь она говорит сама за себя.

Только добавлю – что это был самый первый год эпохи Л.И. Брежнева, полный закат Хрущевской оттепели. Начало, первые шаги полного владычества идеологических институтов в духовной - культурной жизни советского общества. Именно той сферы, с которой  предстояло связать свою жизнь и деятельность моему герою.
 
                *  *  *

                ПРЕССА О ФИЛЬМЕ    « МНЕ 20 ЛЕТ »

         Газета « Правда » - 8 марта 1963               

« Мы выступаем решительно против такой трактовки большой и важной темы.
В марте 1963 года в Кремле состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Материалы встречи были опубликованы в «Правде». Из речи Н.С.Хрущева:  «Нам в предварительном порядке показали материалы к кинофильму с весьма обязывающим названием: «Застава Ильича». Картина ставится режиссером тов. Марленом Хуциевым на киностудии им. М. Горького под художественным руководством известного кинорежиссера тов. Сергея Герасимова. Надо прямо сказать, что в этих материалах есть волнующие места. Но они, по сути дела, служат прикрытием истинного смысла картины,- который состоит в утверждении неприемлемых, чуждых для советских людей идей и норм общественной и личной жизни. Поэтому мы выступаем решительно против такой трактовки большой и важной темы ».

        1965.03  Журнал « искусство кино » №3   « Мне двадцать лет »


                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ – « МНЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ »:

       Андрей (Питербург) 27.10.2008 -

«Всё гениальное просто, чему это Кино ярчайший пример. Фильм сам по себе произведение искусства. Светлый, добрый, умный, интеллигентный. Настоящий Гимн романтике, шестидесятничеству. Шестидесятничество есть утопия. Но какая же красивая Сказка, эта утопия, как бег за радугой. Честь и хвала Марлену Мартыновичу Хуциеву за это Чудо. Этот Фильм очень сильно помогает мне в суете жизни. Я знаю, что есть на свете "Заства Ильича" с молодыми Губенко, Вертинской, Любшиным. В эпизодах Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава. Нет слов. Чудо, настоящее Чудо доброго волшебника Марлена Мартыновича Хуциева.»
         
        Элла (Томск) 8.06.2009, 05:53 -

«Гениальный фильм. Гениальны сцена с картошкой,разговор отца и сына. Преклоняюсь перед Хуциевым за все его фильмы.»

        Уфимова Елена (Татарстан) 3.04.2011 -

«Фильм «Застава Ильича» – потрясающий, искренний, весь пронизанный необыкновенной теплотой, лёгкостью, чистотой взаимоотношений между людьми. Для меня, ровесницы главных героев, эта картина, помогающая жить! Мне очень не хватает в сегодняшней жизни такой необыкновенной атмосферы душевности и понимания, такой необыкновенной и крепкой дружбы, и того, совершенно неуловимого, только Им понятного чувства радости и счастья… Так хочется сказать ребятам: будьте и Вы моими Друзьями, возьмите в то прекрасное время… «Застава Ильича» …она словно драгоценный ответ на многие вопросы жизни, которые зачастую невозможно разрешить…
Как прекрасно, что картине вернули прежнее название, восстановили её! Вернули то, что, казалось бы, безвозвратно утрачено, забыто… Прошлое, в котором мы не жили, но которое нам очень дорого, и которое мы любим… И навсегда в памяти будет последний разговор Сергея с отцом, которого так потрясающе исполнил Евгений Майоров, и его слова, как пожелание всем, кто будет жить, когда не будет войны!..
Спасибо Марлену Мартыновичу Хуциеву, талантливейшим актёрам, и всем, кто участвовал в создании ленты за этот бесценный подарок! Подарок, который всегда в нашем сердце! Спасибо!»

                ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ :   «МНЕ  20 ЛЕТ»  1963-1965
                Полнометражный художественный фильм –лирическая драма

     Режиссер–постановщик - Марлен Хуциев               
     Сценарий: Геннадий Шпаликов,  Марлен, Хуциев               
     Оператор – постановщик - Маргарита Пилихина               
     Второй режиссер П. Познанская               
     Композитор - Николай Сидельников               
     Художник - И. Захарова               
     Звукорежиссер - Александр Избуцкий               
     Художник по костюмам - К. Русанова               
     Монтаж - Р. Скорецкая, Н. Карлова               
     Гример- Е. Сухова               
     Редактор - Н. Торчинская               
     Операторы: А. Антонов, Ю. Постников               
     Ассистенты режиссера: Е. Лунина, Ю. Дьяконов,  Л. Марягин               
     Музыку исполняет оркестр главного управления по производству фильмов.               
     Дирижер оркестра -А. Ройтман.               
     Директор фильма – Николай Петров.

                В фильме снимались актеры :

     Валентин Попов – Сергей Журавльев,               
     Николай Губенко – Николай Фокин,               
     Станислав Любшин – Слава Костиков,               
     Марианна Вертинская - Аня,               
     Лев Прыгунов – Александр Журавлев,               
     Зинаида Зиновьева – Ольга Михайловна Журавлева мать Сергея,               
     Светлана Старикова – Вера Журавлева сестра Сергея,               
     Людмила Селянская – Катя Ермакова  кондукторша,               
     Т.Богданова - Люся Костикова жена Славы,               
     Александр Блинов – Кузьмич-Коля,               
     Лев Золотухин – отец Ани,               
     Петр Щербаков- Петр Евгеньевич Черноусов,               
     Генадий Некрасов – Владимир Васильевич,               
     Николай Захарченко – друг, инспектор ГАИ               
     Андрей Тарковский - гость,               
     Дмитрий Федоровский - гость,               
     Андрей Кончаловский – Юра – котелок с картошкой               
     Светлана Светличная - Светлана,               
     Ольга Гобзева - Вера,               
     Павел Финн– гость,               
     Наталья Рязанцева – гостья,               
     М. Липейко – эпизод,               
     Андрей Ладынин,               
     Серге  й Десницкий,               
     Галина Щербанова – эпизод               
     Тамара Совчи - Валя,               
     Андрей Ладынин – гость,               
     Андрей Майоров – эпизод,               
     Л. Расстригина – эпизод,               
     Л. Анкудинов – эпизод,               
     Родион Нахапетов - красноармеец,               
     В. Денисов – эпизод,               
     Э. Адамовская – эпизод,               
     Ю. Пьянков – эпизод,               
     Владимир Пешкин – эпизод,               
     Евгений Максимов – эпизод,               
     Василий Краснов – эпизод               
     Андрей Вознесенский - участник поэтического вечера,               
     Евгений Евтушенко – участник поэтического вечера,               
     Белла Ахмадулина - участник поэтического вечера,               
     Михаил Светлов - участник поэтического вечера,               
     Римма Казакова -  участник поэтического вечера,               
     Роберт Рождественский -  участник поэтического вечера,                                                
     Булат Окуджава - участник поэтического вечера,               
     Григорий Поженян - участник поэтического вечера,               
     Борис Слуцкий -  участник поэтического вечера,                           
     Олег Видов - эпизод,               
     Виталий Соломин – эпизод,               
     Александр Митта – посетитель выставки,               
     Александр Январев – парень в столовой,               
     Лариса Буркова – Шура,               
     Николай Емелянов – Председатель Совнархоза,               
     Генадий Шпаликов– посетитель выставки,               
     А.Петров (3) - посетитель высттавки

     Производство Киностудии  имени Горького 1-е ТО. 1962–1964,               
     Прожолжительность - 92 мин.  2 серии               
     Фильмчерно-белый, Звук–Mono, на русском языке.               
     На кинопленке 35 mm.               
     Тираж  всего 535 копий для проката.               
     Премьера фильма состоялась в 18 января 1965 г. под названием «Мне двадцать лет»..               

                В 1965 году его посмотрели 8,8 миллионов зрителей.
               
                *    *   * 

Следует сказать о том, что приглашение сниматься в эпизодической роли было иногда попыткой режиссеров увидеть новых молодых актеров в реальной работе, так сказать                в кадре,  и,  возможно,  найти исполнителей для будущих своих фильмов.  Иногда происходило именно так, что режиссеры задумывали создание фильма и искали актеров, которые лучше всего подходили бы для задуманных образов. И если такие находились, начинали заниматься этими фильмами реально. В 1960 годы выбор был                не такой уж большой, как позже в 1970 – 1980. Открытие нового дарования всегда считалось хорошим плюсом для режиссера. Многие киноактеры не избегали участия                в съемках эпизодических ролей, считая их тоже хорошей школой, возможностью     увидеть, как работают твои коллеги. Подтверждением моих слов может служить и тот факт, что после нескольких эпизодов, Олега приглашают в свои фильмы три известных уже режиссера.   

     В 1965 году руководство ГосКино и Союза театральных деятелей приняли постановление разрешающее студентам сниматься в кинокартинах во время учебы в институте. За Олега начали ходатайствовать целый ряд деятелей кино, и в том числе режиссеры, снимавшие его. В результате его восстановили в институте с  условием сдать все задолженности.  С этим Олег успешно справился, хотя это было нелегко. Он продолжал сниматься и параллельно готовился к сдаче кучи зачетов и экзаменов. 
               
                *  *  *  *  *


Рецензии