О благодарности

Мы часто, делая что-то для других, ожидаем в ответ благодарность. Или же делаем, и не ожидаем. Но если ожидаем, то есть риск, что благодарность публики может вызвать стойкую привязанность. Немного об этом:

Вся суть привязанности в том, что «подсесть» можно на что угодно и тогда, лишившись этого опять страдаешь… «Скажи мне, на что подсел, и я скажу кто ты» — в определенной степени, достигнутый духовный уровень человека (хотя и не правильно заниматься такого рода психометрией) можно «навскидку» оценить по его самым сильным привязанностям. В начале, мне казалось, что это отражает пирамида потребностей Маслоу – на высоких уровнях там присутствует самореализация (высшая форма привязанности в пирамиде) – и далее пирамида сходится в точку сингулярности на вершине – там где нет привязанностей… Однако, выясняется, что более тонкие, и «правильные» с точки зрения религиозных вещи, к примеру, милосердие, помощь ближнему – вызывают такой положительный энергообмен, что подсаживаешься уже на него… Я это прочуствовал однажды, с условной ролью «самый богатый человек в Вавилоне» — помощь нуждающимся при обильных, но ограниченных ресурсах, в ограниченном коллективе, при определенных условиях вызывает шквал ответного позитива, в котором буквально «купаешься» и подсаживаешься на это… Так, наверное, чувствуют себя и популярные актеры, познавшие «любовь публики», и полководцы типа Цезаря и Наполена, которых обожали тысячи солдат (эта тема вообще очень богатая – вспомним плачущего после похода Тамерлана, который прощался с каждым погибшим воином) – ну и диктаторы, особенно характерен пример Гитлера – там миллионы людей генерировали волны любви…

Эту привязанность я ощущаю в форме того, что меня тянет поехать в больницу с мешком подарков и раздавать, раздавать, знакомым и незнакомым… Вроде хорошо и правильно, но лиши меня финансовой возможности такое делать – и я буду «страдать»! окончательно «подсевшие» именно на это лечатся тем, что раздают все, берут мешок и идут по миру с протянутой рукой – осознанно или нет, выбирая такой путь избавления от коварной «привязанности».

«Благодарность» и формы ее эволюции…

Получение благодарности тоже форма привязанности… Причем забавно наблюдать как чувство, которое можно описать как «ожидание блага в ответ» трансформируется в ответ, проведя параллели с экономикой и даже с социологией (в аспектах форм общественного строя).

«Натуральный обмен».
«Ты мне – я тебе», «даю чтобы ты дал», «око за око». Ожидание эквивалентной формы благодарности в обмен на вложенное. От первобытной общины до феодализма приблизительно… Самая грубая форма привязанности, ибо в отличие от древнего «рынка» прямой возврат благодарности от того, в кого она вложена, описывается не в форме прямой физической формулы, а вероятностью. Не понимая этого, любой процент неуспеха, т.е. неблагодарности в ответ ведет к страданию в виде позиции «люди корыстные сволочи», особенно остро проявляясь в случае неблагодарности детей – столько вложил…. А в ответ тишина…

«Капитализм» и «рыночная экономика».
На этом уровне осознанно или не осознанно приходит понимание, что генерация «добра» в мире напоминает бизнес или инвестиции. Вложенное может вернуться сторицей, а может и пропасть… «Прочувствовавшие» эту фишку впадают в другие крайности – либо «деловары», которые тщательно выбирают объект «инвестиций» используя все доступные средства – психологию, способы манипулирования и т.п. В случае успеха («положительный баланс») идет «подсадка» уже на интеллект и способности – при этом возможно достижение внутренней гармонии… Я хороший, но при этом разбираюсь в людях, кому попало не помогаю – и у меня баланс «добра» (сделал – вернулось) всегда сходится. Высшая форма такого образа «творения добра» — «империализм», или «массовая генерация добра», что мы наблюдаем в очень богатых филантропах – человек «лупит по площадям», генерируя огромное количество добра – фонды и т.п., при этом он зачастую уверен (в той или иной форме), что как в случае с венчурным капиталом, из потраченных 1000 долларов на 100 человек, вполне может сложится так, что возврат добра будет только от одного, но не меньше 1000.

Лечиться следует, как и от других привязанностей, «ограничениями» – как проявить свои способности и «заработать добро» когда нет стартового капитала – т.е. нечем делиться?

Пример 1.

Весьма обеспеченный молодой человек любит рыбалку. Спрашиваю о поездке очередной, как прошло? Не очень, говорит, наловил мало – бензин не отбил -)) Как? Как имея доход в сотни или даже тысячи раз превышающий потенциальный улов, получить удовольствие от рыбалки при таком подходе? Тут в китобои надо идти -))

Пример 2.

Папа и аспиранты (смотрите статью «Венчурные инвестиции в судьбу») – самый яркий пример из моей жизни.

«Социализм» — «от каждого по способностям – каждому по труду!»
Крайне подкупающая форма, поскольку в завуалированной форме удовлетворяет и подпитывает потребность в самореализации.

Описывается формулами типа «Я даю миру все, что могу – и получаю в ответ «по справедливости», «главное – найти свое место в жизни», несть им числа.

Является превосходным мотиватором, успокоителем (есть в мире справедливость), мерилом успеха. Образцы – успешные люди, добившиеся своим трудом и получившие «по заслугам», краеугольный камень протестантизма – и, на первый взгляд, высшая форма энергообмена.

Однако, однако… в нашем мире успех имеет ярко выраженный случайный фактор – причем, в разных сферах по разному, но чем публичнее сфера (например, кинематограф) тем выше фактор случая или «неравенство» — на одного успешного актера 20 продают кофе в Старбаксе и перебиваются случайными ролями… В случае «несовпадения» такой модели с реальностью имеет уже чисто трагические последствия («мир меня не оценил»), как с Питером О Тулом – написав прекрасный роман получил 30 отказов и покончил с собой… его мама потом, оббив пороги еще 50 издательств, таки опубликовала его – и он мгновенно стал бестселлером… Непризнанные поэты, ученые, забытые актеры и уходящие на пенсию футболисты и боксеры… имя им легион, причем очень часто такая привязанность не компенсируется даже внешними атрибутами успеха – деньги уже не так важны как признание, авторитет и т.п., потеря этого ведет к непонятному для обывателя кризису – «все есть, а он в печали», «с жиру бесится» и т.п.

Лечиться следует сменой роли в условиях депривации, «служение», где все твои суперспособности и таланты, никому не нужны, а нужен простой, незамысловатый труд… «Ты композитор? Ну молодец, иди полы помой – там ты нужнее…» -))


Рецензии