Ох уж эти школьники

После вчерашней ночной метели, дворники уже расчистили дорожки. Солнце в полдень стояло высоко, и лёгкий морозец пощипывал лицо. Я отправилась гулять с полугодовалым внучком, тепло укутанный, он спал в коляске. Выбрала для прогулки расчищенную машиной дорогу от школы до конца недлинной улицы. Почему-то непроизвольно посчитала прогуливающихся мам и, в основном, бабушек с колясками: одиннадцать синих и коричневых – с мальчиками и только одну, красную, – с девочкой. Одна невеста и столько женихов! Куда потом только эти мальчишки деваются? – подумала я.

Видно, в школе закончились уроки, и навстречу мне пошла детвора и взрослые, которые несли тяжелые рюкзаки своих чад. В глаза мне бросилась непонятная картина: по сторонам метался мальчишка лет 8-9 в тёмно-синей куртке, и лет семидесяти, по всей видимости, его прадедушка, который быстро поспешал за внуком, при этом ругаясь и размахивая руками, в которых нёс рюкзак и сумку со сменой обувью. Так вот, этот сорванец подбегал к дереву и бил ногой со всей силы по стволу так, что сверху на него падали комья снега. Подбегал к другому дереву, и всё повторялось заново. Как только дед догонял мальчишку, тут же бил внука сумкой со сменкой по спине и бранился. Мальчишка, на секунду нахмурив брови и состроив обиженную гримасу, опять бежал к дереву и в очередной раз стучал по нему ногой. Задрав голову вверх, он радовался, как снег, свалившийся с веток деревьев, обсыпал его. А дед, лазя по сугробам за внуком, как только догонял его, тут же размахивался и бил по спине: «Бум!». Пробегая мимо оранжевой урны, мальчишка как бы невзначай задевал ногой и из неё высыпался мусор. Задыхаясь, дед опять догнал внука, и уже крепкий кулак треснул по спине: «Бум!». Вытерев рукавом куртки под носом, мальчуган решил увернуться от дедовых тумаков, сократить путь домой напрямик, хотя до пешеходного перехода оставалось метров 20. Проваливаясь по калено в снег, мальчуган с трудом лез по заснеженному газону, вмиг забрался на ограду и спрыгнул прямо на проезжую дорогу. Водитель машины оказался расторопным и вовремя затормозил. Дед проделал тот же путь и застрял на невысоком ограждении. За машиной, вокруг которой носился мальчишка, удирая от деда, уже стояла крутая иномарка, подъехала ещё машина, все сигналили. Получив в очередной раз по спине, мальчишка перебежал дорогу, и, как ни в чём небывало, ударом правой ноги заставил крутиться рыжую обледеневшую урну. Не увернулся пацан и на этот раз от своей же сумки, получив смачный удар по спине: «Бум», вытер кулаком под носом, подпрыгнул возле фонарного столба, сорвал объявление, плюнул, скомкал и закинул его. Оглянулся на деда, который махал руками в сторону внука, кланялся, прося прощение у водителей. Вторая и третья машины, сигналя, объезжали первую, в которой водитель сидел, обхватив руками голову. Я видела, как мальчишка подкидывал вверх свою шапку, а обессиливший дед медленно шёл за внуком.

Почему-то вспомнился мне сын моей подруги, который был такой же непоседа и сорванец в детстве. Так бабушка с дедушкой каждый день водили его в разные спортивные секции, занимались с ним, так что у мальчишки сил хватало только доползти до кровати. В итоге у парня спортивный разряд по плаванью, золотая медаль в школе, красный диплом в институте, и сейчас он прекрасный семьянин.

Я повернула коляску с Матвеем в обратную сторону, и теперь шла в одном направлении со школьниками. Рядом со мной шла нарядно одетая женщина, примерно моего возраста. В одной руке она несла большую свою сумку, розовый дорогой рюкзак и сумочку со сменной обувью. А в другой – держала за руку внучку лет 10, которая была одета в розовое пальто с большим меховым воротником на капюшоне, в тон нарядную с песцом шапку. Малышка очень походила на бабушку: фигуркой, походкой, даже манерой нести себя в красивых вещах. Девочка подробно рассказывала, как старательно она отвечала у доски, и так же правильно отвечала на дополнительные вопросы.

– И что поставила тебе Елена Петровна? – монотонным голосом поинтересовалась бабушка.

– Елена Петровна мне поставила «4», – с обиженной интонацией ответила девочка, – а Кристина меньше меня рассказывала, и Елена Петровна ей дополнительных вопросов не задавала и поставила «5», – немного взволнованно подытожила девочка.

– Я же вчера всё у тебя проверила! Ты всё знаешь! Я обязательно с ней поговорю! – Немного подумав, бабушка строго сказала. – Ну и дура эта ваша Елена Петровна!

Вот и учительнице досталось ни за что ни про что, а бабушка, видно, спит и видит свою внучку круглой отличницей, – подумала я, вздохнула и развернула коляску в обратную сторону, пошла подальше от расфуфыренной парочки.

Не смогла не обратить внимания на трёх чудесных девчонок, примерно учениц второго класса, которые шли мне навстречу. Я даже не удержалась, рассмеялась, глядя на их неряшливый вид. Они шли по дороге, шумно обсуждая свои проблемы не замечая ни кого и ничего вокруг. У всех длинные пряди волос торчали из-под шапок, кое-как надетых. У одной девочки шапка держалась на затылке, и если бы шапка упала, то потерю никто не заметил бы. У другой – красный вязаный шарф свисал из-под куртки, и, казалось, что она вот-вот на него наступит. У третьей девочки пальтишко застёгнуто было так, что на животе пузырились складки, а низу полы пальто оказались разной длины. У всех троих цветные гамаши сползли вниз и, словно гармошка, висели на тонких ножках. У девчушки, что шла справа, большой бубон на шапке свисал на бок, и когда она наклонялась при разговоре, он попадал ей на лицо, и резким движением девчушка отправляла его назад, но через секунду бубон размером в половину детского лица возвращался на прежнее место и мешал общению. Терпенье кончилось у девочки, что шла посередине, и она решила помочь подруге избавиться от непослушного бубона: схватила его и быстро запихнула за шиворот, от чего девочка вмиг сделалась горбатой. Теперь шапка оказалась на затылке, а наэлектризованные волосы торчали во все стороны, как солома у пугало. Подружки активно продолжали обсуждать очень важные для них события. Я смотрела на этих девчушек, и почему-то у меня в голове мелькнула мысль, что они одевали друг друга на скорость, причем в темном помещении и, скорей всего, с закрытыми глазами. Я ещё раз захотела посмотреть на девчонок, обернулась, и опять не удержалась от смеха. У девочки справа сумка для сменной обуви напоминала мешок, из которого свисал рукав вязаной кофты, который мотылялся в разные стороны при каждом шаге. А шарф был завязан поверх вывернутого на изнанку капюшона. От увиденного я пришла в восторг и долго не могла успокоиться, смеявшись в голос. Так это был красивый, дорогой когда-то портфель у крайней девочки. Аппликация на верхней части портфеля была выполнена в виде летящей большой бабочки. Наверное, ещё 1 сентября у бабочки были два крыла, при ходьбе они должны как бы раскачиваться, глазок у бабочки, видимо, тоже когда-то было два. А сейчас у бабочки только одно крыло и то разорванное и один глаз в пластмассовом ободочке висел на ещё уцелевшей реснице. Какие сейчас портфели красивые, а в моё время, 40 лет назад, пиком моды считалось иметь дипломат. И только у некоторых были приличные портфели, которые доставались с базы по блату. Я вспомнила, что примерно до 7 класса своему сыну покупала по 2-3 портфеля в год, 5-6 пар брюк на год не хватало. А дочка, умница, хорошая девочка, зимой приходила из школы с поломанными замками у портфеля, и покрытой заледенелой коркой школьной форме от того, что катались с горки возле школы. Всё было!

Мимо меня пробежала мама с сыном. Мальчишка 10-11 лет был на полголовы ниже матери невысокого роста. Я даже замедлила шаг, чтобы повнимательнее разглядеть их. Мальчик очень был похож на свою маму: у обоих – светлые брови и ресницы, припухшие веки, аккуратные маленькие носики и узкие губы, только мальчишка был по щекастей. И взмах рук и ног был под одним углом. Удивилась я и тому, что одеты они были одинаково: серо-синие шапки натянуты по брови, голубые куртки и кроссовки, – всё одинакового фасона, видимо, куплено в одном спортивном отделе. Мальчик нёс свой рюкзак и мамину спортивную сумку, и цветной пакет. Наверное, спешат на тренировку, – подумала я. Но до чего, же они похожи! И вспомнилась фраза из мультфильма: «Двое из ларца, одинаковых с лица!»

Теперь моё внимание привлекли тоже три подружки, только эти уже были постарше, примерно 6-7 класса. Они шли быстро, словно опаздывали. Очень аккуратные, чистые, как говорится с иголочки: ни одной волосинки не торчало из-под шапок. У двух гамаши были натянуты так, что, казалось, сейчас порвутся. Чистые светлые сапожки одного фасона, абсолютно одинаковые стёганые полупальто и шапки, только расцветки разные. Модницы! И в мальчишку они влюблены, наверное, в одного и того же, – подумала я, продолжая рассматривать симпатичных девчат. Только вот не понятно мне было, какой длины форма у этих учениц, если даже их полупальто напоминали короткую куртку, и даже края формы не виднелось. И, конечно, я как женщина не могла равнодушно смотреть на одну из этих девочек, которая была одета в тонкие капроновые колготки, ведь на улице такой сильный мороз. Наверняка, её мама на работу уходит чуть свет и не видит, как форсит дочь, а ведь им быть матерями.

А в моё время, чтобы сидели хорошо хоть гамаши, хоть шерстяные колготки, сначала завяжешь резинку на талии, а потом подтянешь их чуть не до подбородка и завернёшь вниз сантиметров на 20. Школьные формы и фартуки были у всех почти одинаковые, только воротнички разные: у кого мамы порукодельнее, – дочерям нашьют воротнички с рюшами и кружавчиками, остальные ходили с простыми.

Я посмотрела на часы: время идти домой кормить моего внучка Матвея, который тихо спал в коляске. Свернула в проулок. Навстречу мне шёл высокий пожилой мужчина, по внешнему виду, мне показалось, что он в прошлом был большой начальник. Он шагал медленно, гордо и нёс в руке рюкзак своего внука, словно маленькую барсетку. А мальчишечка, на вид первоклассник, едва поспевал за дедом. Малыш слепил ком снега и бросил в большого деда, и застыл, ожидая реакции. Лицо деда расплылось в нежной улыбке. Малыш сделал ещё снежок и прицельно бросил в деда.

– Ну, Егорушка! – ласково, с нежностью сказал мужчина. Через минуту всё повторилось: – ну, Егорушка! – и лицо деда расплылось в широкой улыбке.

А мальчишечка радостный бегал возле своего деда, играя со снегом и звонко смеясь, чем доставлял ему огромное удовольствие. Какое счастливое лицо было у деда, скорей всего, это его прадед. А в снежки он играл наверняка лет 70 тому назад, когда сам был таким маленьким. Я уже находилась далеко, как вдруг, в дворовой тишине услышала: «Ну, Егорушка!». Я улыбнулась. Ах, какая чудесная погода. Хорошо погуляли. Матвейка закряхтел в коляске, и я подумала: «Как быстро пролетят 7 лет. И я буду провожать и встречать из школы своего внучка, и так же, как своих детей, водить по разным спортивным секциям, в музыкальную школу. Дай Бог только всем здоровья и мира!»


Рецензии