Этноминиатюры. Буряты

     Чёрный  дархан  Божинтой  заниматься кузнечным делом сегодня не мог.  Он сидел у своего горна и  поддерживал в нём огонь.  «Огонь – искра, упавшая с неба» - говорят буряты. Огонь – существо священное. В него нельзя бросать мусор, ворошить острым предметом, сидеть, вытянув ноги к огню, трогать угли ногой.   Огонь нельзя осквернять,  подбрасывая в него нечистые дрова или  не  вымыв при  этом руки. Иначе  он  будет  разгневан и нашлёт болезни.   Огонь приносит богатство, удачу, счастье. Чтобы не было засухи, чтобы скот плодился и размножался, а богатство возрастало с каждым годом, нужно каждый день поливать его  маслом, посыпать  чаем, «угощать» огонь кусками жира и при  этом произносить,  обращаясь  к нему,  прославляющие  огонь  слова.     Божинтой знает, что  он способен освобождать от вредных  мыслей и  дел, а также от злых духов.
      Сегодня Божинтой  не может освободиться от печальных  дум, сколько не старается   шептать  огню  свои  слова. Не выходит из   памяти  кузнеца обряд  ритуального заклания  его любимого коня серой масти.  Это  был конь, освящённый  для  Солбона,  -  бога  лошадей. Когда он был здоровым жеребцом,  именно его выбрали для освящения: окропили его  голову, спину и хвост молоком, привязали к гриве ленточки и при этом  приговаривали: «Место обитания лошадей – высокое небо».   
      Красивее коня не было ни у кого. Даже хан захотел иметь его в своём табуне. Пригласил Божинтоя  к себе в белую  юрту (признак  богатства) и посадил в мужской половине на белый войлок (признак уважения). У  Божинтоя тогда хватило смелости отказать хану – он знал, что его, черного кузнеца, считают колдуном и побаиваются все, даже хан. «Как я могу отдать самого себя хану?  Конь - это покровитель   и руководитель мой. Наш народ называет  лошадей  «морин эрдэни» (конь драгоценный).  Не зря ведь говорят: конь – друг мужчины, чем иметь плохого товарища, лучше ездить на добром коне», - думал Божинтой, возвращаясь к себе домой. Конь – существо небесного происхождения, с крыльями и место его на небе. Кузнец, как и все мужчины-буряты, не позволял себе ругаться на  животное, бить его, особенно по голове, наступать на удила. Лошадь – воплощение добрых сил, а  в гриве коня прячется «душа» человека.
    Божинтой помнит, как он увидел в «гунане» - трёхлетнем коне,  настоящего жеребца. По зрачкам: они были у него красного цвета,  значит, сердце у него богатырское. По большим ноздрям – значит, лёгкие у него маленькие:  лошадь с большими лёгкими не годится для дальних расстояний. По ушам – если они тонкие, значит почки у животного небольшие, такая лошадь будет быстроходной. По груди – если грудь, как у льва, а холка, как у хайнака, - это признак хорошего скакуна. И Божинтой не ошибся:  уже скоро на празднике Эрын Гурбаан Наадан (три игрища мужей)  он выиграл  скачку на своём любимом  коне серой масти. А потом были ещё много раз скачки,  и всякий раз конь Божинтоя был первым.
     С возрастом светло-серая шерсть коня  поседела, и скоро стал он совсем белым, как молоко. Кузнец не сомневался, что его конь - существо небесного происхождения и прибыл он с Млечного пути (по представлению бурят – молоко небесной кобылицы) и туда же он должен вернуться  после своей смерти. А задолго до ритуального заклания Божинтой изготовил для коня праздничный убор. Верховая упряжь состояла из красиво оформленного седла со стременами, уздечки, нагрудного ремня и чепрака. Седло с двадцатью подпругами  кузнец украсил металлическими пластинами, покрыл их  серебряной насечкой и инкрустировал перламутром. Шёлковый потник, узда, недоуздок были  украшены позументом и бляхами.
     Не менее красочной была и коновязь, которую буряты называют Алтан сэргэ или  Золотой столб. Алтан сэргэ приносит счастье, богатство дому, всем живущим в нем дарует здоровье и удачу. Люди говорят: «Без собаки пастух глухой, без коновязи юрта степняка пуста».  Вот от этой коновязи  из лиственницы, с вырезанными насечками и узорами,  Божинтой и отвязал своего коня в последний раз. Обнял его голову и посмотрел в  большие и умные глаза: «Стар ты стал, как и я, пора тебе на небо, мой крылатый конь. Если твой  бог Солбон позволит мне быть с тобой вместе, то мы скоро встретимся», - прошептал кузнец в ухо коню.
     Божинтой  шёл впереди, а за ним мужчины вели его коня. Они шли в лес, в тайгу, на высокую гору, где на  ритуальном помосте голова, шкура, копыта  и кости его любимого коня будут сожжены. Так лошадь попадает  к своему  хозяину, богу Солбону, к которому уходит  вместе с дымом.
     Всё это  было. Теперь кузнец не может работать, он  поддерживает огонь в горне и думает о своём коне, улетевшем на небо.  Но скоро  кузнец поднимет голову к небу, улыбнется и приступит к  работе. За  долгие годы он многое сделал  у  свой наковальни:  ковал стремена, удила, конскую сбрую, капканы, серпы, ножницы и котлы. В Великой степи его знают, как мастера по изготовлению оружия и панцирей, которые не могут пробить пули из пищалей. В Монголию уходили его ножи, кинжалы, мечи, наконечники стрел, шлемы и панцири. Но сегодня  он будет ковать не оружие, а   коня с крыльями.
      А потом  воздушный крылатый конь был  поставлен  высоко над землёй на шесте,  на вершине святой горы. Согласно буддийской традиции это означает обеспечение здоровья, счастья и процветания не только одного человека, но и всего народа – бурятского народа. 


Рецензии