Я люблю тебя, Астрахань!

Ко Дню Города Астрахань прихорашивается – осень украшает многоцветием её скверы и парки, вечерний праздничный салют вскоре окрасит гроздьями фейерверков ночное небо над умиротворённой Волгой. Более четырёх с половиной столетий в каспийской столице России небо отражается в Волге, словно в зеркале. Пусть в этот день солнечные колокола сольются с выдохом многих губ в едином нежном признании: «Я люблю тебя, Астрахань!»

Давайте окунёмся в историю этого славного города, о возрасте и происхождении названия которого не утихают бурные споры историков-краеведов и литературоведов.

Мой город, один из старейших городов Нижней Волги, насчитывает не одно столетие. Летопись нашего края складывалась в бурном историческом потоке времени. Нижняя Волга и Северный Прикаспий – уникальный по своей истории регион. Здесь смешивались волны разных цивилизаций, проносились кочевники, рождались и умирали поселения, кипела жизнь. На астраханской земле побывали такие знаменитые личности как Тамерлан, Степан Разин, Петр I, Александр Дюма, Балакирев, Александр II , Здесь родились и жили Кустодиев, Хлебников, Тредиаковский, Татищев.

История Астрахани восходит к восьмому веку. Первое упоминание о ней мы находим у итальянского путешественника Франческо Пегалотти, побывавшего в Гитархане (так называлась Астрахань в первой четверти XIV века) и составшего описание своего путешествия из Таны (г. Азова) в Китай. Город во времена путешествия Пегалотти располагался на правом берегу Волги в двенадцати километрах от современной Астрахани и в разные времена назывался: Аджитархан, Аштрархан, Цитрахань.

На протяжении многих лет то и дело вспыхивают споры о происхождении названия Астрахани, а также о её возрасте. Одна из теорий объясняет название города тем, что в этих краях жили потомки воинственных сарматских племён - асы. За боевые заслуги они получили от Бату-хана грамоту - тархан, освобождающую от повинностей в пользу государства. Это была великая честь. В ознаменовании этого события асы и дали название городу "Ас-тархан".

Но есть письменный источник – описание арабского путешественника Ибн – Батуты 1334 года: «Город этот получил название свое от тюркского хаджи (паломника в Мекку), одного из благочестивцев, поселившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно (т.е. сделал тарханом), и оно стало деревней, потом оно увеличилось и сделалось городом. Это один из лучших городов с большими базарами, построенный на реке Итиле».

В «Хождении за три моря» Афанасий Никитин в 1466 году подтверждает, что «Азторхан, Хозторань, Астрахань русифицированная форма от Хаджи – Тархана».

Ставший с момента своего возникновения центром торговли, Астархан быстро рос и креп. Дома строили, в основном из камыша и глины, город был защищен низкой каменной стеной. В Астархане работали гончарные, кузнечные, меднолитейные мастерские. В XIV веке могуществу Золотой Орды пришел конец. Государство раздирали внутренние противоречия. Начался его распад. Этот процесс ускорился после нашествия Тимура. В середине ХV века образуется Астраханское ханство.

На севере границы ханства доходили до Сарай-Бату, к тому времени запустевшего, на востоке проходили по реке Бузан. На юге и западе шли по Тереку, Кубани и Дону.

Основными занятиями населения Астраханского ханства оставались кочевое скотоводство и торговля. Астрахань - столица ханства - находилась на пересечении торговых путей. На базарах города можно было купить ткани и шелка с Востока, меха, кожаные изделия из Казани и русских земель, рабов из Крыма. Значительную роль в хозяйстве ханства играли промыслы - охота рыболовство, добыча соли. Земледелие было не развито. Плодородные земли встречались только на берегах реки Бузан.

Современная Астрахань расположена на одиннадцати островах Прикаспийской низменности, в верхней части дельты Волги. В городе около тридцати мостов, один из поэтов даже сравнил её со степной Венецией. На левом берегу Волги расположена основная часть города, на правом берегу проживает примерно двадцать горожан. Обе части города соединены двумя мостами через Волгу. Общая площадь города - около пятисот километров.


Рецензии