Живая вода поэзии

Город у нас удивительный. Шелест волжской волны нашёптывает строки поэтам. Отчаянно кричат с небес чайки: «Посмотрите на нас! Вскиньте головы! Мы скажем важное!» Всевышний невидимый Художник ежечасно меняет небесные декорации на закатном небе над Волгой, да так, что ни одна с другой не схожа – что там воздушные замки! Он с зеркальной точностью повторяет уникальный силуэт нашего древнего Кремля – не замечали?

Астраханцам, творцам произведений искусства и культуры, и выдумать-то ничего особо не надо – стоит лишь вдуматься, всмотреться, вслушаться в перелив колоколов на старой Пречистенской башне – даруется само, свыше. И зовётся вдохновением.

И это – издревле. Немецкий поэт XVII века Пауль Флеминг, побывавший в Астрахани в составе посольства из Голштингского герцогства, был восхищён астраханскими персиками и виноградом. Он посвятил нашему краю сонеты и знаменитый «Приветственный залп городу Астрахани»:

Хоть ты не велика, но торг тебя прославил
И дальних множество племен к тебе направил.

Снаружи ты пышна, как Иерусалим,
Внутри же Вифлеем с тобой едва сравним.

Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.
Он руку может здесь Европе протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть… -

Так воспел место слияния Европы и Азии иностранец в семнадцатом веке. А великий русич Василий Тредиаковский (1703-1768), отец которого был певчим на клиросе Троицкого собора, семнадцатилетним начал главный труд своей жизни – писание сочинения «Моя грамматика», опираясь на «Грамматику» Мелентия Смотрицкого.

Тредиаковский, новатор отечественного стихосложения, ещё до Ломоносова ввёл языковую реформу, приблизив книжный стиль к разговорному, избавив родную речь от засилия церковнославянизмов. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин говорит о нём в «Капитанской дочке» как об учителе молодых поэтов России восемнадцатого века. Если сопоставить даты жизни Тредиаковского (1703-1769) и Ломоносова (1711-1765), станет ясно, что сии великие мужи России были современниками.

Родные небеса вдохновляли молодого Тредиаковского на поэтические бессмертные пророческие строки:

Вонми, о! небо, и реку,
Земля да слышит уст глаголы:
Как дождь я словом потеку;
И снидут, как роса к цветку,
Мои вещания на долы…

В 1745 году в астраханском крепостном поселении с названием Енотаевка в семье малосостоятельного немца, лекаря по профессии, родился Иван Хемницер, ставший впоследствии знаменитым баснописцем своего времени, предтечей Ивана Крылова.

На стыке XVII и XVIII веков воспевал наш щедрый край, где «окунь, берш, судак – отдельно от других как рыбы чистоплодны, - не возмущая токи водны, гуляют плавно в них» Александр Агафи.

О городе, подарившем миру великого «будетлянина» Велимира Хлебникова, неумелыми строками писать нельзя. И лучшие поэты современной Астрахани, для которых наш город «и боль, и счастье», продолжили сложившиеся веками традиции.

Как в Астрахани ночи хороши!
Брожу, не уставая до рассвета.
И воздух из цветастой кружки лета
Сметает лень и суетность с души.
Стоит вокруг такая тишина,-
Хоть режь ножом, и ломоток – на память.
Над городом, над Волгой, над веками
Переплывает через ночь луна.
Река блестит, как рыбья чешуя,
К причалам волны прибивают пену…
Потом во мне заметят перемену
Степные и степенные края.
И станут удивляться неспроста:
«Водой живою, что ли оросили?»
Меня в негромком городе России
Коснулась летней ночи красота, -

Эти строки Нинели Мордовиной (1927 – 2001) – истинное и искреннее признание в любви городу, ставшему для поэтессы второй Родиной – корнями она была из Восточной Сибири.

«Для меня Астрахань – город моей мечты, - признавалась Нинель Александровна. Не люблю больших городов с их суетностью, нелюбовью к человеку как таковому. Астрахань мне приснилась давным-давно – «белый город над рекой с золотыми куполами».

Нинелью Мордовиной об Астрахани и судьбах земляков с «пристани радости» написано столько стихов, многие из которых стали песнями, что достаточно назвать “Лотос”, “Ахтубу”, “Астраханочку”, “Незабываемое” (или как сгорела “Аркадия”), историческую поэму “Жаркое лето” о пребывании в нашем городе Петра I – и любая беспристрастная душа отзовётся. После чтения этих и многих других стихов Мордовиной хочется писать свои. Заряд они дают добрый. Их оросил живою водой поэт.

Славному городу посвящают вдохновенные строки совсем юные, одиннадцати-тринадцатилетние астраханцы, и строк таких, по счастью, много. Не может оставить равнодушным это посвящение родному городу двенадцатилетней Вероники Люлякиной, сравнившей наш многонациональный город с цветком: «Астрахань похожа цветок. Она словно алая роза, которая будет цвести и радовать глаз всю жизнь! У розы этой лепесток каждый важен! Лепестки - это национальности. Нет у розы ни лишних, ни чужих лепестков, как и у родной Астрахани нет лишних людей и народов! Здесь любовь и счастье найдёт каждый!».

Шестиклассница астраханской гимназии № 1, воспитанница литературной студии «Ранний рассвет» Вероника Люлякина посвятила Астрахани и свои первые стихи:

Есть большие города –
Петербург, Париж, Москва,
Но люблю её одну –
Солнечную Астрахань мою!
Здесь соединилось всё, что нужно человеку –
Спокойствие степи и тишь лугов,
И тёплый, и приятный Волги зов!
На берегу стою величественно, гордо,
И нежный лотос озаряет всё вокруг.
Не приведи Господь с тобой разлук,
Мой добрый и уютный тихий город!

Поэтическая летопись Астрахани продолжается!


Публикация материала: «Эко-вестник», 1998 г., ноябрь.
Дополнения были внесены в июле 2015 г.


Рецензии