Цельность, глубина и время

В выставочном зале, Салтыкова-Щедрина, д.33, открыта ( до 7 июня) выставка работ Николая Григорьевича Антипова, в 70-х- директора Орловской картинной галереи и Орловского художественного училища, ветерана Великой Отечественной войны. Серьезный художник. Это начинаешь понимать, когда смотришь на, казалось бы, обычный, написанный им пейзаж, и вдруг, помимо восприятия природы, ощущаешь что-то важное, ценное, можно даже сказать, монументальное. Это чувство проходит в душу, прогоняя мошкару бестолковой суеты. Ели, на полотне "Зима" одним своим цветом притягивают в центр, вглубь. Пейзаж «Горное озеро»- что-то неизъяснимо возвышенное, выраженное не только в цвете, но и композиционно. Взгляд зрителя то летит, словно птица, вместе с изображенной стаей, то подлетает к вершинам гор, то спускается вниз по озерной воде. Купол церкви - «Александровский мост» тянется ввысь, к облакам – в этом задумка художника, вложившего в пейзаж душу.
Деревья на картине «Вход в музей Сергея Есенина» радуются, переживают каждое по-своему, окнам не скучно- на рамах играют голубые тени, всё живёт в единой живописной вибрации.
Море на холсте «Петергоф. Место высадки десанта»- море именно военного, советского времени. Помимо написанной красной звёзды, волны сами каким-то удивительным образом несут информацию об этих годах.
Персонажи жанровых картин – нет сомнения - люди именно тех, прошлых лет. Веришь: такие выражения лиц могли быть только в то время- «В.А. Жуковский встречает в Орле раненых в Бородинском сражении 1812г»
Во многих портретах живописца с помощью цвета, тона, цельности фигуры найдена основа, центрирование, придающее глубинный смысл даже таким негативным эмоциям, как горе. «Вдова солдата» по общей компоновке, смиренности напоминает мадонну. Но, в тоже время, у женщины необычайно думающее, активно вспоминающее лицо. Возможно, не только живописное мастерство Рембрандта, но и его философское отношение к жизни и смерти было близко орловскому мастеру. Ведь его карандашный автопортрет говорит о внутренней сосредоточенности.
22.05.15 Ольга Сокова


Рецензии