Житие чиновника. Гл. 15

                ТЩЕСЛАВИЕ

     Сокращать штаты – хорошо, но есть работа лучше, - (как сказал Маяковский).
Собирать деньги с олигархов, например.
Вот как это было.

     Глава пригласил троих мужиков. Генерала Селивёрстова, меня и Бондаренко. Тема - чисто военная. Потому и: генерал - Юрий Александрович; лётчик, майор в отставке - Женя Бондаренко, и я - старлей запаса.

     -   Авиаучилище ни живо, ни мёртво, - сообщил Лебедев. - К чему ближе – вопрос времени. Надо реанимировать. Успеем – спасём. Есть поддержка маршала Михайлова. Пока на уровне согласований, рекомендаций и ходатайств. Нужен «толчок» изнутри.

     -     Помогают тому, кто везёт, - развил мысль умный Селивёрстов.
     -     Понятно. Деньги нужны, - добавил догадливый Бондаренко
     -   Поможем, чем можем, - скромно пообещал я. Не имея, впрочем, понятия, каким образом.

     -     Конкретно помогать будут другие. Кто имеет ЧЕМ помочь.  Наша задача -  сориентировать их.
     Все трое внимательно посмотрели именно на меня.
     -   Ну, Сергеич – оратор! - Женька оценил меня издевательски поощрительным взглядом.
     -   Опыт!... – согласился Селивёрстов.
     -   Старший – ты! – обрубил издёвки Глава, жёстко глядя в глаза Селивёрстову.

     Генерал, не моргнув глазом, взял под козырёк:
     -   Училище будет жить, Валерий Александрович! Какой-нибудь предварительный план есть?
     -    Садитесь…стратеги.

     Предварительный план был принят за основу: Встретить оповещённых «держателей излишеств»  на территории Училища, показать наружную разруху от политики  демилитаризации, коя была заметна даже с улицы имени великого лётчика Чкалова. И, наслушавшись возмущённых комментариев гостей, пройдя по мрачным коридорам и замусоренным лестницам в уцелевший зал совещаний бывшего флагмана лётной славы страны - пролить там слезу над останками утраченного величия, безусловной достопримечательности города. (О, незабвенный Накрохин, историк и летописец легендарного Училища! Видел бы…) И тут же – кто сколько может? Руководители Училища заготовили уже подписной лист. Дело за патриотическим порывом.


     Заготовленный лист для подписей за обозначенной суммой снимал все заботы. Сами агитаторы и руководители акции готовы были к пожертвованиям! Это вам не церковь благих отроков возле парка, на которых, не покривившись, мы с коллегой коммунистом отдали по полсотни отечественных. Однако, услышав ориентировочную сумму сбора, я мысленно почесал затылок: если прибудут на встречу две сотни бравых предпринимателей, благотворительность обойдётся каждому – ого! В не приличную сумму! Лебедев, прочтя на моём лице смущение, сказал ободряюще:
     -   От вас – никаких затрат, кроме моральных.

     Вот так! Правда, вопрос - что легче? А он добавил:
     -   Вы ещё не знаете, какие у нас есть богатые и …- шеф тщательно подыскивал слово-определение наших жертвователей, -  щедрые  бизнесмены. Желаю успехов.

     Бизнесменов у здания Дома офицеров собралось немало. Если сложить все их авто, запрудившие обочины улицы Чкалова, и обратить в деньги… Правда, я тут же осудил себя за большевистский синдром: не времена экспроприации, скорее наоборот. Но мысль Главы о состоятельности благодетелей была как бы реальной и внушала веру в успех. Как вот, только,  насчёт (как это он выразился?), насчёт благотворительности?

     Мы приехали на генеральской «Волге» с внутренней связью (мобильников ещё не было), потому ожидаемо. Нас угадали, встретили. Повели к проходной. Женьку и генерала узнавали, подавали руку, даже пытались уточнить приватно цель сбора. Узнали и меня. Химмашевский приятель, Володя Науменко, ныне коммерсант и потому спонсор поневоле в разных проблемах, спросил без церемоний:

     -   По какому поводу тусовка? Ты тут не за главного? На кого скидываться будем? На этого, что ль? – Кивнул на бюст Чкалова – мы были уже на территории «части».
     -   Ну, ты циник! Посмотри, какой уровень! Серьёзные люди. Подстать вопросу…

     Заметив, что нас слушают, продолжил осторожно:
     -   Видишь, до чего довели «красу и гордость» рыночники, мать их в корень! Авиация больше не нужна?

     -   Ты это – про меня? Я теперь, что? Всем должен?
     Мама родная! Он же и есть беспилотный рыночник! Он же в Поворино одеялами торгует! Снабженец наш бывший. Как же надо быть осторожным с бывшими приятелями! Свой среди чужих – это не митинг на площади.    

     -   Уймись. На «Аллею Славы» жертвовал? Молодец!  А тут – целый комплекс погребён.   Ещё гордиться будешь, что «в доле»!

     В не очень большом зале столпились полсотни уважаемых граждан города. Идея уже была известна всем. Все ругали всех, кроме себя, понятно, но не очень громко. Было и не понять, за что? За безобразия с авиацией, или за то, что от привычного дела оторвали? Ситуация, в общем, к оптимизму не располагала. Я скромно остался стоять у двери зала, не решаясь маячить у трибуны, скорее – столика у окна, где  о чём-то, почти шёпотом говорили озабоченные  руководители процесса. Мне слышнее были разговоры вокруг меня, которые тоже отнюдь не свидетельствовали об энтузиазме в деле восстановления, оживления и дальнейшего благополучия объекта государственной важности, государством и порушенного.

     Скоро речь перешла на цифры. Звучали разные, в приложении к  конкретным фамилиям. Чем известнее фамилия, тем значимей сумма! Кулуарно сумма обсуждалась, одобрялась, оспаривалась.  Будучи нервной и неординарной, тема возбуждала и подогревала страсти, накаляла атмосферу.  Шум нарастал. Стало  ясно, что чем больше сумма в строке, тем меньше любовь номинанта в ней к училищу и всем его проблемам. Благородный процесс застопорился и грозил провалом. Кое-кто уже продвигался к двери, у которой я стоял как укор обнаружившим слабину, и уже своим видом препятствовал их исходу.

     Вскоре меня это задело. Да будь я трижды циником и космополитом - а училище жалко. Что будут говорить потомки? «Просрали!», как сейчас модно и в статьях и с телека! Храмы возрождаем, супермаркеты в шаговой доступности строим, а свою школу лётчиков? Да за рубежами наш и город-то известен из-за Училища! Европу летать ТУТ учить не стеснялись!

     Жуя в уме панегирик училищу, я обнаружил себя идущим к заветному столу со списками. Я всё это должен сказать, и я скажу! Вон Женька Бондаренко, стоит и смотрит на мой бодрый шаг к столу Славы.  Впрочем, взгляд его  - взгляд  Сатира! Кто сказал, что я – оратор? Он? И в каком тоне? И это при нём я буду впадать в пафос? А он завтра будет меня цитировать в узком кругу как придурка?
Очутившись у стола, я почувствовал себя уже на лобном месте.  Но эмоции были сильнее меня и отступать было некуда:
     -   Товарищи… (фу, ты блин! Какие ж тебе тут товарищи? …А, да, офицеры ж пока ещё…)  товарищи офицеры! Господа отцы города!..... Нам надо немного поменять форму соглашения. Зачем делить всех на богатых и сверхбогатых? Давайте остановимся на единой для всех цифре. Ну, скажем - 10 тысяч рублей. Это будет как начальный (а для кого-то и единственный) взнос. А потом бухгалтерия разберётся, кто и сколько может добавить. Тут индивидуальная работа нужна, не так ли?

     Поворот в смысле сказанного удивил меня самого больше всех. Я что сказать-то собирался? Но – сказал, что сказал.

     Оказавшийся рядом Стас Скисов, самый увжаемый бизнесмен с «Химмаша», вдруг похлопал меня по плечу и со словами:  «Вот это – нормальный вариант!» - взял ручку для подписи.

     Старший офицер не нашёл, что возразить, а может и не собирался. И процесс задавигался. Убежать никто не успел, а я таки почувствовал себя спасителем Училища и соратником Маршала авиации!


     Вернувшись в  Администрацию я ждал похвал и уважения. Но ни того ни другого не обнаружилось. Может Лебедеву забыли рассказать, как я повернул судьбу проекта? Но и на другой день – никаких восторгов. Кто украл мою славу?
Я зашёл к Лебедеву.

     -   Валерий Александрович. Как вам вариант со сбором средств на Училище?
     -   Да, ничего. Думаю – потянем.
     -   А кто предложил …
     -   По 10 тысяч?
     -   Да. Это – я! Может зря? (Ну, должен же шеф отметить мой премудрый шаг!)
     -   Да, молодец, конечно!
     И даже пожал руку.
Правда не сказал, что бухгалтерия была абсолютно противоположного мнения.

 
     Дима:
     Супер! Да ... Остап Ибрагимович с "Обществом Меча и Орала"  видать тут пример подал...-"Я думаю торг здесь неуместен...."(с)


Рецензии