Сочи, удивление шестое, необычно необычное

6-я часть: Старик Хотабыч.
 
     Сочи за десять лет (как мы не были здесь) бесспорно похорошел, расцвел, раздвинулся. Многие современные гостиничные комплексы, словно по мановению волшебной палочки выпрыгнули из-под земли, впечатляя своей высотой, блеском, недоступностью. И без того солидное садово-парковое хозяйство города стало ещё более внушительно и степенно, поглотив практически всю курортную зону города. Вдоль аллей появилось множество клумб, причудливо подстриженных субтропических кустов, весело цветущих и благоухающих с ранней весны до поздней осени деревьев. Городские дороги и тротуары, незаметно вытекающие отсюда из этого волшебного «Эдема», своей многочисленностью, шириной, остроумными развязками и удобными подземными переходами с лифтами для детских и инвалидных колясок полностью ликвидировали, казалось, обыкновенные здесь круглогодично автомобильные «пробки». В результате город наполнился шумом фонтанов, шелестом листьев, «брызгами» рассеянных солнечных лучей, весенними ароматами цветов и свежим морским воздухом, которого в былые годы из-за перегруженных дорог, вплотную прижатых к узким пляжам, явно не хватало. А по утопающим в зелени улицам, во все стороны весело побежали многочисленные полупустые автобусы и «маршрутки», удивляя своей щадящей (всего 16-ть рублей) ценой проезда. Возможно, поэтому на тротуарах даже в центре делового города вокруг железнодорожного вокзала и рынка практически нет людской давки, к тому же нигде, даже в многочисленных «забегаловках» города невидно  курильщиков (во всяком случае, нам не встречались). Говорят, местные жители на референдуме приняли решение о полном запрете курения в городе Сочи без какого-либо исключения. Здорово! Целый город некурящих! Не знаю как кому, а нам в наших продолжительных прогулках по городу (в редкий день мы не проходили 20 километров) было легко и приятно. Даже на балконе огромной густонаселенной гостиницы мы чувствовали себя здесь, как на террасе у себя на даче, что не часто случается, скажу я тебе.
     Всё это, безусловно, очень хорошо, но всё-таки, всё-таки…
     …мы-то не совсем обычные гости города, мы «привередливые» путники из Питера. Всё-то нам «неймется» в своих поисках и желаниях (читай экскурсионное удивление Сочи), всё-то нам что-то не хватает для полного счастья, подай-ка это нам (даже на курорте) что-нибудь такое, да этакое, необычно необычное, типа «архитектурно-историческое».
     Ну, что ты с этим поделаешь?
     И действительно нас жителей северной столицы не очень-то впечатлишь недоступно-официальной красотой зданий из сверкающего стекла и бетона. Их повсеместное наступление сегодня, на мой взгляд, далеко не в лучшую сторону меняет облики городов мира, к тому же из-за применяемой ныне у нас уплотнительной застройки они «съедают» всё и вся вокруг себя под парковку «железных коней», да «треклятые» железобетонные дороги под них же.
     Увы, такова реальность.
     Впрочем, и банальные «новоделы» под старину, расплодившиеся вдруг не столько на утерянных во времени исторических пустырях, сколько взамен требующих серьёзных вложений чудеснейших творений великих зодчих прошлого, хотя и не так сильно, но все же не менее больно царапают мой «измученный» Питерскими шедеврами глаз.
     Да и не мой один, похоже!
     Кто знает, может поэтому, как ни популяризировали строительство современнейшего почти полукилометрового «Охта-центра» на месте, некогда исчезнувшей во времени крепости Ниеншанц в устье реки Охты напротив вечно парящего над Невой Смольного, идея эта вызывала лишь крайнее раздражение у петербуржцев. Не могу не сказать спасибо, совершенно не нуждающимся быть названными здесь, москвичу (ныне петербуржцу) и ленинградцу (ныне москвичу), благодаря откровенной дискуссии которых под сотней телевизионных камер на всю страну голос Разума таки восторжествовал тогда.
     Но так бывает далеко не всегда и далеко не везде! У каждого города в нужный момент и в нужном месте должен оказаться свой бывший и нынешний неравнодушный горожанин!
     Но про это чуть позже, а пока о том, чем же таким, да этаким, необычно необычным, но при этом не курортным и не олимпийским удивляет «привередливых» искателей романтики Сочи?
     Безусловно, здесь много интересного на любой вкус вездесущего туриста, досконально протраливающего свежевыкрашенные и отштукатуренные улицы города. Это и прекрасная колоннада Зимнего театра, и взмывающая от самого пляжа в небеса Летняя эстрада, и великолепные сады Дендрария, и его замечательная подвесная дорога. А ещё это центральный парк с дельфинарием и ужасно страшными аттракционами, огромный цирк и летний театр, недавно отремонтированное здание железнодорожного вокзала и полностью перестроенный аэропорт, славный церковно-соборный комплекс и грандиозная стела Архангела Михаила неподалеку, морской порт и набережная, да много ещё чего такого и этакого. Но…
     …на мой, безусловно, субъективный взгляд, есть в Сочи куда как более грандиозное, масштабное, значимое, можно даже сказать чудесное, во всяком случае, для нас с женой и нашей младшенькой. Это бесподобный, не побоюсь этого слова шедевральный дворцово-парковый комплекс под необычно скромным названием «Пансионат им С. Орджоникидзе», который бесспорно является этакой «необычной необычностью» города Сочи, его подлинной визитной карточкой, кусочком нашего (поколения пятидесятых-семидесятых) детства, а через нас и наших детей.
     Садовое хозяйство пансионата по своему размаху и разнообразию произрастающей здесь растительности сравнимо разве что с Сочинским Дендрарием, да Никитским Ботаническим Садом в Ялте. Но даже его столетние платаны и реликтовые сосны меркнут пред рукотворными творениями конца тридцатых годов прошлого века, возведенными здесь по проекту группы проектировщиков под руководством Ивана Сергеевича Кузнецова и его сына Михаила. Огромнейший комплекс дворцов, соединенных воедино всевозможными арками, лестницами, переходами, выполнен в сталинском неоклассическом стиле. Снизу от самого Приморского шоссе вверх до практически вершины горы сквозь весь дворцово-парковый ансамбль тянутся широченные мраморные лестницы, многочисленные аллеи и вымощенные каменной плиткой дорожки, вдоль которых в разные стороны разбегаются фонарные столбы, словно снятые с рекламных буклетов Московского Арбата или Петербургского Дворцового моста. Целая серия незабываемых фонтанов, не уступающих (по своему изяществу скульптур и объему разбрасываемой воды) знаменитым фонтанам Петергофа, придает летнему субтропическому воздуху приятную свежесть и прохладу. А подлинной жемчужиной из них, безусловно, является большой фонтан по центру парадной лестницы главного корпуса, куда в 1956 году на своем ковре-самолете нырнул знаменитый Старик Хотабыч из одноименного фильма, снятого режиссером Геннадием Казанским.
     В общем, что тут говорить, это чудесное рукотворное творение из настоящих (неискусственных) камней и живых деревьев, ниспадая с высоты более полукилометра к самому берегу Черного моря, поражает своим размахом, красотой и великолепием, невольно заставляя сравнивать его со знаменитыми дворцово-парковыми ансамблями Царского Села, Петродворца, Ораниенбаума, Павловска. А удивительный тоннель, пробитый здесь внутри древней горы прямо от главного корпуса к морю и оборудованный редко где встречающимся фуникулером, делает его к тому же и неподражаемо-оригинальным.
     Не стану больше описывать, да расхваливать этот пансионат, для этого есть вездесущая Википедия. К тому же, несмотря на свой можно сказать младенческий возраст (менее 80 лет), сегодня вся территория этого дворцово-паркового ансамбля оказалась незаслуженно забытой, заброшенной и малопосещаемой. Здесь не живут больше туристы, сюда не заезжают туристические автобусы, здесь не гуляют ни многочисленные гости города, ни сами горожане. Если так пойдет дело дальше, то уже ещё через пару троек лет любимое некогда мной место прогулок в Сочи безвозвратно обветшает, одичает, зарастет и разрушится.
     Поэтому-то поводу и кричу я теперь…
     Справедливости ради скажу, что на немногочисленных экскурсиях наших (читай экскурсионное удивление Сочи) местные гиды, проезжая мимо пансионата, непременно говорили о нём и крайне сожалели, что пансионат теперь закрыт для проживания из-за обнаружения в фундаменте главного корпуса опасных трещин. С их слов мы узнали, что ремонт здания сразу делать не смогли - страна готовилась принять Олимпиаду.
     Ну, не до того было, что тут не понятного?
     А позже?
     А позже (после Олимпиады) простым ремонтом, похоже, стало уже не обойтись, да и кризис свалился на всех нас.
     И что теперь?
     А теперь есть то, что есть. Пансионат быстро стареет, ветшает, зарастает и становится не пригодным даже для пеших прогулок по его до сих пор изящным, но малопосещаемым аллеям. Но, что ещё тревожней показалось нам, так это то, что пансионат будто бы (поговаривают) приглянулся какой-то очень крупной европейской турфирме, которая совсем не факт, что будет вкладывать деньги в дорогостоящий ремонт фундамента. Ну, строить-то легче, говорю я тебе, а главное дешевле, чем ремонтировать чьё-то былое великолепие! Вот так и шагают современные «новоделы-подделки» из искусственных камней и неживых деревьев по нашей с тобой истории во всем мире.
     И потому, говорю я тебе житель Сочи, что этого с нашим с тобой пансионатом ни в коем случае нельзя допустить!
     Эх!
     Не знаю почему, но сейчас мне вдруг вспомнились слова «…мечтаю снять леса со Спаса на Крови», которые мы бывшие ленинградцы почти тридцать лет пели вместе с Александром Розенбаумом, проходя мимо этого знакового для всех нас Собора. Но мы тогда ни секунду не усомнились, что он обязательно засияет у нас в городе с прежним величием и памятью того исторического события, в честь которого он там (на Мойке) поставлен. А главное мы точно знали всегда, что он будет именно ОН, а ни какой-нибудь там «имитатор его».
     И потому с ужасной назойливостью продолжу кричать тебе, что ни замечательные дворцы спорта Олимпийского парка, ни современнейшие «гостиницы-небоскребы» и новодельные «отели-дворцы», ни сумасшедшие автомобильно-дорожные развязки и тоннели, ни обновленный аэропорт, ни удобные железнодорожные пути с европейскими станциями, ничто не сравнится с этим ПАМЯТНИКОМ ИСТОРИИ СОЧИ. Даже замечательный с мировым именем парк Дендрария со своими десятками гектаров ухоженной площади, как минимум по размеру своему, жалкая полянка супротив территории Орджоникидзе.
     Ну и ещё раз, что ли  для «усвояемости» повторю: Дворцово-парковый ансамбль пансионата им. С. Орджоникидзе главная историческая достопримечательность города Сочи и всех его окрестностей. И потерять её – значит потерять своё детство, своё лицо, нашу связь с прошлыми, а главное с будущими поколениями!!!
     Слышишь, человек, в чьих руках теперь находится судьба этого дорого мне места? К тебе обращены все эти раздосадованные записки «неугомонного» путника.
     Эх…
     …даже в своей заброшенности он (ну, пансионат этот) бесподобен.
     Мы за десять дней пребывания в Сочи в мае 2015 года три раза приезжали сюда. Гуляли по всем этим лестницам, аллейкам, дорожкам. Побывали и у закрытого входа в тоннель фуникулера с записью «вход воспрещен, опасно для жизни». «Пофоткались» у почти античной колоннады главного корпуса, сравнимой с колонами Казанского Собора. Подошли к балкону некогда своего номера на первом этаже корпуса «А». Постояли у двери процедурно-медицинского здания, где некогда работали необычно-информативные уличные часы, на всю округу оглашающие текущее время, атмосферное давление, температуру воздуха и воды. Забрели к теперь уже заросшему молодыми кустарниками пятидесятиметровому бассейну, когда-то заполняемому морской водой. Немного посидели у каждого фонтана, любуясь красотой и грацией обнаженных девичьих тел, выполненных в стиле римского зодчества. Окончательно расстроились отсутствием воды в фонтане у главного корпуса и, пройдясь по его растрескавшемуся дну, представили, как некогда (аж за тридцать два года до рождения нашей старшенькой в 1988 году) Старик Хотабыч с Волькой и его другом Сашкой нырял в эту огромную купель.
     Помнишь?
     Нет, как видно, ничего-то ты не помнишь.
     А мы вот как-то так помним всё это пока ещё к своему расстройству и удивлению…
     А знаешь, десять лет назад в небольшом здании при въезде в этот пансионат было, говоря языком современных отелей, некое подобие «рессепшена», где принимали и оформляли вновь прибывающих отдыхающих. Там в небольшом холле у входной двери стояла восковая фигура этого замечательного джина, и все с удовольствием фотографировались с ним.
     Да-а, Хотабыч был хорошо узнаваемым моим тогда ещё совсем молодым поколением.
     И, конечно же, теперь, вспомнив его, нам очень-очень захотелось увидеть нашего джина. Честно скажу, не без труда отыскали мы то самое с четырьмя колонами здание. Оно к счастью не казалось заброшенным, хотя и оказалось наглухо закрытой. Не долго думая, мы позвонили в звонок, почти сразу не дожидаясь ответа, постучали дверь, а затем тут же с нетерпением забарабанили по стеклу ближайшего окна. И о чудо, массивная дверь вскоре открылась, но на пороге почему-то оказался молодой человек в строгой камуфляжной форме и надписью «охрана» на нагрудном кармане.
     - Здравствуйте, вы что-то хотели? – Вежливо, но довольно-таки строго спросил он.
     - Добрый, добрый день, - опешили мы, никак не ожидая увидеть здесь охранника. - Скажите, пожалуйста, это здание пансионата Орджоникидзе?
     - Нет, конечно. Пансионат давно не работает, а этот флигель временно передан НИИ.
     - А Хотабыч? Хотабыч где? – Не на шутку взволновались мы.
     - Хотабыч? Какой Хотабыч? – Рассердился молодой человек, он, похоже, решил, что это какая-то «несмешная шутка» праздно «шатающихся» туристов из серии телефонного звонка с вопросом «почему я голос обезьяны».
     - Ну, как же? Восковая фигура джина, - пытались пояснить мы, - он раньше здесь стоял в приемном отделении пансионата.
     - Джина? – Ещё больше рассердился он.
     - Ну, из фильма Старик Хотабыч, - настаивали мы.
     - Не знаю я никаких духов, - перепутал он и, странно так посмотрев на нас, медленно закрыл за собой  дверь.
     Вот так! Что тут скажешь?
     Каждое новое поколение не смотрит фильмов своих отцов, не читает старых книг (за исключением обязательной литературы) и не очень-то вслушиваются в их «брюзжание».
     Что с эти поделать? А мы-то сами разве другие?
     Но допустить, того чтобы они не замечали, какая жемчужина гибнет у них прямо под носом, я не могу. Вот поэтому-то я вслед за Александром Розенбаумом, который песней своей некогда звучащей с экранов телевизора, спас рукотворный Спас в его первозданной красоте и величии, кричу им и тебе на всю аудиторию «Проза.ру»…
     …посмотри этот фильм и услышь звуки прошлого, которое живет ещё пока рядом (совсем рядом) с тобой.
     И всё?
     И всё…

Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь и выражает уверенность в торжестве, в конечном счете, гласа Разума.
31.07.2015г.


Рецензии