Детство

В детстве мы часто бывали там, где взрослые запрещали находиться. Ну, так уже заведено у ребенка, что запретный плод всегда слаще чем то, что разрешено.   
А вообще, недаром говорят что детей, дураков и пьяных бог бережет. Были и у меня такие случаи. Несколько раз я мог умереть, но каким-то образом мне удавалось выбраться без серьезных последствий.

Я проваливался в прорубь и шел потом около десяти километров домой. Меня топило в водовороте напором воды, на насосной станции. В пять лет я ходил по краю десятиэтажного дома, где с одной стороны была пропасть, а с другой крыша. Я падал на стройке с третьего этажа, тогда я себе ногу и руку вывихнул. Короче говоря много было всякого. Всё и не вспомнишь. Но один случай мне запомнился больше всего.

Было мне лет девять. Тогда у нас был бум на сдачу металлов. И, естественно, все малолетки хотели заработать немного деньжат. Весь алюминий, медь, латунь и чермет вынесли буквально за полгода год, а дальше уже приходилось изворачиваться и искать.

Взрослые ездили на поля и разворовывали имущество былых совхозов, колхозов, ферм и прочего. А малые просто бродили по всяким нехорошим местам и искали там.
Как-то дошел до нас слух, что в поле, километрах в трех от школы, есть овраг, в котором валяется целая куча проволоки. Не помню точно какая она там была, но вроде шестерка или десятка.

Короче говоря, вооружились мы молотками, топорами, сумками, тачками и пошли скорее, пока слух не зашел слишком далеко.

Идти, как говорилось выше, было недолго.

Найдя нужный овраг, мы увидели ту самую кучу проволоки. Я понятия не имею, как она там очутилась, но почти весь овраг был завален этой проволокой. Там была наша шестерка, ради которой мы и пришли. Была рабица, были раздробленные столбы и много другого мусора.

Задача наша была такая.

Так как вся проволока спутана друг с другом и нам не вытащить ту, за которой пришли, то мы ломали ее на куски около пятидесяти сантиметров, ровняли тут же на камнях и складывали в сумки и на тачки. Зачем ровняли? Просто так ее удобней перевозить, да и в сумку войдет больше.

Короче говоря принялись мы за работу.

Только и стоял звон металла.

Было нас три человека: я, Денис и Саня.

«Кузница» наша расположилась вверху оврага. Туда мы стаскивали куски проволоки, там же и ровняли на камнях. Вниз, в овраг шла тропинка, посередине которой, дождевые ручьи выбили колею.

Много раз мы поднимались и спускались по этой тропинке, пока Саня не увидел кусок металла торчащего из-под земли. Кусочек этот был крайне мал: всего-то сантиметра два тонким слоем.

Естественно всех нас это заинтересовало и мы, забыв зачем пришли, начали откапывать оставшуюся часть. Сухая глина, как оказывается, очень тяжело копается. А так как у нас не было лопат, то копали мы кусками проволоки. Я, например, долбил зубилом. Слой за слоем откалывал глину.

Долго мы там провозились, прежде чем смогли откопать еще кусочек.
В итоге на поверхности оказалось что-то типа шестеренки, только лопасти были длиннее. Шестеренка эта уходила дальше вглубь земли.

Копать стало совсем невыносимо и мы начали долбить молотками по ней, в надежде что сможем раскачать эту темную вещицу.

Спустя минут пять беспрерывной работы, мы смогли откопать еще кусочек. Наши усилия не прошли даром и, схватившись за «шестеренку» мы уже чувствовали как шевелится вся деталь под землей.

После нескольких ударов и подкопов, нам удалось вытащить ее на поверхность.
Я помню, стоял сверху, а Саня, спустившись ниже по тропе, раскачивал эту деталь из стороны в сторону. Поднатужившись и покраснев от напряжения, он выдернул ее на тропинку и все мы замерли на месте.

Перед нами лежал снаряд.

Самый настоящий снаряд времен великой отечественной войны. Снаряд который на то время, лежал в земле уже более пятидесяти лет.

Бледные, с глазами на пол-лица, мы медленно поднялись на вершину оврага, забрали то что успели наломать, собрали шмотки и пошли обратно в село.

Хорошо, хватило ума, рассказать взрослым и один из родителей пошел с нами, чтоб мы показали ему место.

Я не знаю что им двигало, отцом друга то есть, но он сам решил выкопать все снаряды.

Мы наблюдали за всем этим из далека, спрятавшись в низине. Помню каким серьезным и сосредоточенным было лицо дяди Димы. Когда он закончил работу, в нашей «кузнице» лежало семь танковых и один авиа снаряд.

Оказывается дядя Дима перед тем как пойти с нами, позвонил и сказал о происшествии саперам. Они приехали спустя два дня. Целых два дня снаряды лежали под открытым небом в трех километрах от школы. Место там конечно не оживленное, но все же.

Через два дня, наконец-то приехали саперы, сложили снаряды в низине и подорвали их.

Потом, естественно, несколько людей живущих в относительной близости к месту взрыва, говорили что рядом с ними пролетели осколки. Что касается нас, то мы на целую неделю стали местными героями. Говорят, что об этом случае даже написали в районной газете, но я ее так и не увидел.

Вспоминая сейчас этот случай у меня какие-то смешанные чувства появляются.
Снаряды пролежали в земле около шестидесяти лет, а мы по ним молотками стучали. А ведь могли и рвануть. И тогда вместо трех малолетних героев было бы три маленьких трупика. И хорошо если бы еще остались в целости наши тела.

Не знаю чем закончить и кого благодарить за то, что могу это написать.


Рецензии