Жаль, что корову продали

   
        Валера Золотухин окончил среднюю школу в 1958 году,  на год раньше меня. Мечтал с детства стать артистом, поэтому давно решил уехать учиться в Москву. Десятый класс окончил он с серебряной медалью, а артистические способности уже с детства оттачивал на сцене сельского клуба.

 Его отец, Сергей Илларионович, был  председателем колхоза в Быстром Истоке. Большого богатства семья не имела, но жили Золотухины, конечно, лучше, чем те семьи, в которых отцы погибли на фронте  во время Великой Отечественной войны. Не всякий выпускник даже при желании смог бы в те годы учиться так далеко от дома. Если одна мать воспитывала детей, то денег в семье всегда не хватало.

Прошли годы. Как-то прочла я книжку Валерия Золотухина  «На Исток – речушку, к детству моему», в которой он писал о корове, которую   его отец, Сергей Илларионович Золотухин, якобы продал, чтобы на эти деньги отправить в Москву сына на учёбу. Я прочла об этом и поверила ему. В районной газете «Ударник Труда» опубликовали мой рассказ «Земляки». Поскольку я писала о нашем с Валерой детстве и школьных годах, то и его байку про  корову упомянула.
 
Статью прочитала моя кузина, Екатерина Кашлева (Черепанова). Она была из местных жителей. Училась с Валерой в Быстроистокской средней школе в параллельном классе. При встрече она сказала мне: «Не надо было писать в рассказе о корове. У его родителей ещё были дети кроме него. А как же было в голодные годы выжить в селе без коровы-кормилицы? Корову его родители не продавали, когда он поехал учиться в Москву. Историю с продажей коровы Валера сам зачем-то придумал».

Но я не поверила ей, посчитала, что такой известный артист не стал бы обманывать людей. Но оказалось, что двоюродная сестра была права.  Правда открылась после того как наш земляк ушёл в Мир иной. По телевидению, в  "Прямом эфире", когда прошло уже полгода после его смерти, я смотрела передачу "Другая личная жизнь Валерия Золотухина". На встрече присутствовали известные артисты,  жена Тамара, коллеги. Они подробно раскрыли все таланты актёра и стороны его личной жизни. Каждый говорил добрые слова об известном актёре, писателе, художественном руководителе Театра на Таганке. Интересная информация прозвучала из уст жены Тамары о личных дневниках мужа. Он писал их с семнадцати лет, ещё со школьной скамьи, и продолжал делать записи до последних дней жизни. Она их читала и сказала о том, что в дневниках было много  вымысла.

 А Валерий Черняев - актёр, коллега Валерия Сергеевича, рассказал о том, что они в последнее время ездили вместе на гастроли. «В Америке месяц жили в гостинице, в одной комнате жили в Израиле. «Целый день мы проводили вместе.  До поздней ночи сидели, разговаривали…. Валерий много писал в своём дневнике. Однажды он вышел из комнаты, а я из любопытства прочитал его запись этого дня и очень удивился тому, что ничего подобного в тот день не происходило, о чём писал Золотухин. Вероятно, в своих фантазиях он хотел бы, чтобы было так, как он описал. А  во время наших последних гастролей,  вдруг Валерий признался  мне:
–  А вот  этот мой рассказ про корову,  якобы родители продали, дали деньги и я поехал поступать в Москву. А красиво, правда? Это – мой вымысел. Этого ничего не было.
– Как? Об этом вся страна знает. Всё пропитано этой коровой! – удивился Валерий Черняев.
– А красиво, правда? Красивую историю я сочинил про корову-то?! Жаль с ней расставаться.
– И зачем только он мне об этом рассказал?! Пусть бы это оставалось его тайной! – таков был итог рассказа Валерия Черняева.

Выходит, что жители Быстрого Истока читали мой рассказ «Земляки», заведомо зная то, что корову отец не продавал. Мне вот не рассказал Валерий Сергеевич об этом при встрече в Белокурихе, в 2009 году, хотя предупредил: «Для своих библиографов я придумал одну «закавыку». Чтобы написать обо мне правду, нужно съездить в Быстрый Исток, поговорить с людьми. Они расскажут всё, как есть на самом деле». На что я ответила: «Не буду писать твою биографию, напишу только о наших встречах, о том, что знаю. Я напишу о тебе хорошо».

Сейчас я расскажу о том, откуда Валера Золотухин, по моему мнению,  взял сюжет для своей байки  о корове.  Случай с продажей коровы был  в  1958 году, только произошёл он  в нашем посёлке, Акутиха. Он расположен на другом берегу Оби, как раз напротив Быстрого Истока.  В одно время с Валерием Золотухиным  окончила 10 классов Акутихинской средней школы моя подруга,  Валя Юрьева.  Она была очень талантливая девушка. Во время учебного года проходили по субботам в  нашей школе вечера. Николай Иосифович Черепанов,  завуч школы,  педагог от Бога, открывал их своим выступлением. Он прекрасно пел свои песни, играл на баяне, мандолине, гитаре. Это помогало ученикам без стеснения раскрывать свои таланты во время школьных вечеров. Они раскованно держались на сцене. Помню, как Валя Юрьева (фото) и Надя Елашкина пели дуэтом патриотические песни. А Валя исполняла роли главных героинь в  разных спектаклях.  Она  активно участвовала в художественной самодеятельности, но  была ещё и очень привлекательной девушкой.
 
Вот прозвенел последний звонок. Выпускные экзамены сдала она хорошо. После выпускного бала запросилась  Валя у родителей в Москву, чтобы учиться на артистку, так как мечтала об этом давно.  В то время появились в киосках фотографии известных артистов.  В коллекции  многих девочек их было несколько штук, а некоторые из подруг уже думали о том, что их фото тоже появятся когда-то в киосках.  Очень нравилась всем артистка Людмила Гурченко. После окончания девятого класса у нас была производственная практика в артели им. Черняховского. Девочек из нашего класса  учили шить одежду на швейной машинке. Вот мы и сшили себе из ситца платья как у Людмилы Гурченко из фильма «Карнавальная ночь».  У меня тоже было пышное платье, сама сшила, но  и фото артистов я коллекционировала, но не мечтала об артистической деятельности. Мне советовали учителя поступать в пединститут, но у мамы денег не было меня учить.  Университет я окончила заочно позднее.

Родители Вали были не против её учёбы в Москве, но где взять денег на дорогу? Путь ведь был не близкий, но и на проживание, на питание деньги нужны.  С работой и заработками в Акутихе и в то время было сложно. Корова-кормилица помогала жить семье.  Родители решили её продать, а  на вырученные деньги отправили дочь в Москву. А там её встретили члены экзаменационной комиссии не очень приветливо.

  - Что вы, деревенские, едете в Москву поступать?! Одной привлекательности мало, чтобы здесь учиться. В Москве и своей талантливой молодёжи много.  Поступайте учиться у себя и поднимайте культуру в своём крае, –  сказали абитуриентке из Акутихи  члены комиссии и отправили Валю домой.

"Мы поступали вместе с Валерой Золотухиным. Он поступил, а меня завалили во время  экзамена.  Напрасно съездила в Москву, жила там месяц, все вырученные за корову деньги потратила, жаль, что корову продали родители, а я не поступила», – рассказала мне Валя свою историю с поступлением в московский вуз после того, как вернулась из Москвы.         

 
Фото из архива автора: Валентина Юрьева
   


Рецензии
В у нас корова повесилась. Когда она ночью решила лечь то веревка с рогов захлестнула ей горло. Встать ей не удалось, так и мучилась,пока не сдохла. Как мать рыдала - у нас было 8 детей.

Иван Наумов   12.09.2022 18:29     Заявить о нарушении
Оплошность взрослых обошлась бедой. Корова - кормилица для всей семьи. А мне молоко пить нельзя. Вторая группа крови, не принимает организм молочные продукты. Теперь я понимаю, почему в пионерском лагере многие дети отказывались от молока и блюд из него.

Алифтина Павловна Попова   13.09.2022 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.