Экономическая жизнь азербайджанцев

            
       Как известно, главным занятием азербайджанцев в течение многих веков было отгонное скотоводство. В скотоводческом хозяйстве азербайджанцев нашли, в первую очередь, скотоводческие традиции древних обитателей этого края.  Его традиционность не может не быть поставлена в связь с теми археологическими данными, которые доказали наличие в горах и долинах Южного Кавказа ранних форм отгонного (яйлажного) скотоводства уже с IV тыс. до н. э.
           Известный советский археолог А.Н.Бернштам писал: «Прослеживая по археологическим памятникам историю развития кочевых обществ и выявляя автохтонный процесс их развития, мы приходим к заключению, что там где, начиная с эпохи бронзы, шел процесс формирования кочевого общества, там конечным результатом процесса являлся тюркский этногенез». (Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии. Советская этнография № 6- 7 1947, стр.148)
         Скотоводство с древнейших времен наряду с земледелием занимало ведущее место в быту и экономической жизни населения Азербайджана. Археологические данные свидетельствуют о развитии скотоводства на Южном Кавказе как формы хозяйства начиная с III тыс. до н.э. Наибольшее развитие скотоводство получило в районах Малого Кавказа, в  Шеки-Загатальской зоне, а также в Ширванской, Муганской и  Мильско - Карабахской степях. Развитию этой отрасли во многом способствовали природные условия и географическое положение региона.
          Предки азербайджанцев с давних времен выработали присущий только им собственный  уклад хозяйствования (отгонное скотоводство), весьма отличный от форм хозяйствования других народов Южного Кавказа.
          О хозяйственном укладе азербайджанцев азербайджанскими и зарубежными авторами написано много интересных книг. После присоединения Южного Кавказа к Российской империи о хозяйственном укладе азербайджанцев наиболее подробно стали писать российские авторы, в первую очередь налоговые служащие российской администрации на Кавказе (И.Шопен, Зейдлиц и др.). Затем в период переселения российских крестьян (молокане, духоборы и др.) на Южный Кавказ к ним присоединились и российские этнографы. Селения русских переселенцев на Южном Кавказе по большей части были основаны в 1840-ые - 1850-ые г.г. членами отколовшихся от православия сект: молоканами, духоборцами и субботниками.
         На Южном Кавказе русские переселенцы встретили существенно иные природные условия и, соответственно, принципиально новые формы скотоводства местного населения.  Так, в России скотоводство русских крестьян в XIX веке было придомным - весь скот в течение года содержался в пределах присельского хозяйственного ареала. Основным Летом животных пасли в окрестностях села, ежевечерне пригоняя стадо домой; зимой скот стоял в стойле на усадьбах владельцев. Такой вариант скотоводства, сохранившийся в личном хозяйстве до сего дня, обычно называют выгонным. Основу их немногочисленных  стад составлял крупный рогатый скот.
       Российско-советский этнограф Ямсков А.Н.  в статье «Эволюция форм скотоводства у русских старожилов в Азербайджане» пишет: «Процессы этнокультурной адаптации к природным условиям освоенной территории наиболее ярко проявляются в таких взаимосвязанных областях культуры, как хозяйство и система расселения. Но поскольку эти процессы протекают весьма медленно (в течении веков) и практически сливаются в общей эволюцией хозяйства и системы расселения в сторону интенсификации и повышения плотности заселения, вычленить собственно адаптивные изменения указанных компонентов культуры обычно оказывается весьма сложно, а то и вовсе невозможно. С точки зрения развития скотоводства, основной физико-географической особенностью региона является наличие обширных сезонных пастбищ (зимних равнинных и летних высокогорных), расстояние между которым составляет от 50 до 150-200 километров. Безводные в летнее время полупустыни и сухие степи Куро-Араксинской низменности в XIX веке были практически не заселены, если не считать немногих приречных азербайджанских селений. Зимой же на эту низменность мигрировали со своими стадами полукочевые и кочевые родоплеменные группы азербайджанцев. Высокогорья (альпийский и субальпийский пояса) занимали горные луга, издавна служившие летними пастбищами». (Ямсков А.Н. Эволюция форм скотоводства у русских старожилов в Азербайджане. Русские старожилы Закавказья: молокане и духоборцы. 1995)
Ямсков А.Н. далее пишет: «Хозяйство переселенцев в первые годы не отличалось особыми успехами - видимо, навыки орошения полевых и огородных культур вырабатывались или заимствовались довольно медленно, а выгорание трав в летний период очень затрудняло разведение рабочего и молочного скота. Скотоводство молокан и духоборцев Восточного Закавказья менее чем за полвека приобрело формы, нигде более не встречавшиеся у русских крестьян; в значительной мере оно повлияло и на трансформацию системы расселения. Ближайшими соседями русских поселенцев в основном были именно азербайджанцы - как оседло-земледельческие их группы, так и полукочевые скотоводческие. Кроме того, именно полукочевые азербайджанцы повсеместно считались самыми искусными пастухами…Оседлые же азербайджанцы практиковали придомное скотоводство без сезонных хозяйственных баз и дальних отгонов скота, тем самым не отличаясь в этом плане от первых русских поселенцев. Помимо сохранившегося различия в ряде существенных материальных атрибутов скотоводства, русские старожилы нигде не перешли к свойственной кочевникам и полукочевникам (вне зависимости от степени подвижности последних или удельного веса скотоводства в их хозяйстве) неоседлой модели освоения хозяйственного ареала, требующей сезонных перемещений со скотом полных или почти полных семей скотоводов, включающих и неработающих членов (детей и стариков, например). Напротив, у русских старожилов Восточного Закавказья, как и у оседлых горцев Кавказа, на отдаленные сезонные пастбища со скотом уходили только некоторые работники, то есть всегда лишь меньшая часть членов большой (неразделенной) семьи, ведущей совместное хозяйство.
             Скотоводство местных народов основывалось на содержании овец, сезонно перегонявшихся с летних на зимние пастбища, тогда как русские сектанты стали таким же образом содержать гужевой крупный рогатый скот и лишь небольшие отары овец. Видимо, главную роль в возникновении у русских старожилов Закавказья новых для них форм скотоводства, в том числе пастушеского, или отгонного, сыграло знакомство и заимствование местной практики зимнего выпаса скота на равнинных пастбищах и на "пригревах" (склонах южной экспозиции). Это могло произойти как в результате наблюдения за своими соседями - кочевыми и полукочевыми азербайджанцами». (Ямсков А.Н. Эволюция форм скотоводства у русских старожилов в Азербайджане. Русские старожилы Закавказья: молокане и духоборцы. М.1995)

        Прекрасные летние и зимние пастбища Южного Кавказа с давних времен были хорошо известны всем тюркским народам. Грузинский исследователь Н.Н.Шенгелия приводит слова средневекового грузинского историка: «Прежде тюрки осенью сходили со своих летних пастбищ в горах со всеми фалангами своими, а затем оседали они по берегам Куры, от Тбилиси до самого Бардави, и по берегам Иори и на всех тех превосходных зимних стоянках, где зимою, как и весенней порой, косят сено и имеются в изобилии дрова и вода, и водится там множество всевозможной дичи, и есть всякие иные блага. В этих местах и ставили они свои кибитки. Не было числа их коням, мулам, овцам и верблюдам и жилось им привольно: охотились, отдыхали и веселились и не терпели нужды ни в чем. С приходом весны начинали они подниматься в горы на летние пастбища… А весна тоже сулила им утехи и покой среди прекрасных полей и лугов, родников и цветущих местностей, и столь велики были силы их и число, что даже говорили: „Все тюрки со всех сторон туда собрались".
          С давних времён на Южном Кавказе наибольшее развитие скотоводство получило в Ширванской, Муганской и Мильско- Гарабагской степях. Отгонно-пастбищный тип скотоводства был характерен для некоторой части скотоводов на склонах Большого и Малого Кавказа, а также для восточной части Губа-Хачмазской зоны, низменных и предгорных районов Ленкеранской и Нахчыванской зон. Следует отметить, что точно определить ареал этого типа трудно, так как в этих же зонах бытовало и оседлое, и стойлово-выгонно-йайлажное скотоводство. В отгонно-пастбищном типе скотоводства основным направлением было овцеводство всех видов (мясное, племенное и шерстяное) и табунное коневодство. Выгонно-стойловый тип скотоводства был распространен среди основной массы оседлого (отурга, отураг) крестьянства Азербайджана предгорной и отчасти равнинной зоны. В хозяйстве населения этих зон скотоводство занимало второстепенное место после земледелия и ремесленного производства. Продукты скотоводства удовлетворяли только домашние нужды.

Стойлово-выгонно-йайлажный тип скотоводства был характерен для населения горной зоны (Зуванд, зона Шахдага и Малого Кавказа). Скотоводство здесь занимало ведущее место. В этих зонах зимой скот содержался на стойловом корме. Вообще следует отметить, что в Азербайджане отсутствовал чисто стойловый тип скотоводства, хотя этого нельзя сказать в отношении тех местностей, где разводили лошадей. Их держали круглый год в стойле. Подобный тип содержания лошадей был характерен для таких мест, как Лагич, Баскал, Абшерон, а также крупных населенных пунктов. Сами скотоводы были известны под различными локальными названиями - елат (Нахчыван, Мугань), кечери (Мугань), табурга или табырга (западная зона Мугани), тире (кочевая единица 20-100 дымов), кеше (мелкое родовое подразделение) и др. В целом кочевничество называлось обачылыг, кечерлик. Кроме того, в западной зоне (особенно в Газахе) сезонный житель в горах назывался "дагчы". Для обозначения вообще скотовода широкое применение имел термин "терекеме".

Природные и благоприятные климатические условия Азербайджана, его плодородная почвы издревле обусловили здесь существование обширных летних и зимних пастбищных угодий, что в свою очередь, способствовало развитию скотоводческого хозяйства. В зависимости от специфических особенностей скотоводческого хозяйства скот содержался двумя способами - круглый год на подножном корму и в стойле. Для подножного корма скота использовали зимние (гышлаг) и летние (йайлаг) пастбищные угодья. Под йайлаги использовались летние пастбища Тарсчай (Газахская зона), Ахаманган, Алагез, Кейти-Яных (на территории Западного Азербайджана, именуемого ныне «Армения»), Гарабагские, Губинские, а также пастбища Малого и Большого Кавказа.

Гышлагами служили Верхний Караязы (Борчалы), Нижний Караязы Джейранчел (Гянджа-Газахская зона), а также Ширванские, Гарабагские и Мильско-Муганские степи. Каждый яйлаг делился на пастбищные участки, названия которых соответствовали названиям вершин гор.
      Среди отраслей скотоводческого хозяйства ведущее место в экономике сельского населения Азербайджана занимало овцеводство (даварчылыг, гойунчулуг). Продукция этого вида хозяйственной деятельности служила не только для удовлетворения домашних нужд, но и давала сырой материал для изготовления различных предметов кустарного и ремесленного производства. Столь значительная роль овцеводства была обусловлена рядом причин, из которых особо следует отметить следующие: возможность содержания овец круглый год на подножном корме, благодаря наличию гышлагов и йайлагов; редкая и невысокая растительность гышлагов лучше поедалась овцами, нежели крупным рогатым скотом; природные условия Азербайджана (горный рельеф) делали яйлаги почти недоступными для крупного рогатого скота и др.

Овцы, разводимые в Азербайджане, принадлежали к местной породе курдючного и грубошерстного типа. Они значительно различались между собой как по качеству, цвету шерсти, так и по наружному виду. Среди широко распространенных разновидностей местной породы выделялись ширванская, гарабагская, лезгинская, шахсеванская, бал-бас, гызыл гоюн, касмарак и др. Наряду с этим следует отметить, что овечьи стада включали в себя животных самых различных пород Шерик, дымых, шал пах, сары гулаг и др.). Это происходило от того, что выпасаемые на пастбищах овцы принадлежали различным хозяевам, а каждый хозяин разводил овец той породы, которую считал наиболее выгодной для себя. Чаще всего овцеводы предпочитали разводить овец белой масти, так как белая шерсть легко окрашивалась в любой цвет.

Кроме вышеуказанных пород в Азербайджане русские переселенцы разводили тонкорунных мериносовых овец испанской (в народе их называли шпанка, шлепки) породы, привезенных с юга России в начале 40-х годов XIX в. Они отличались белой шерстью и не имели курдюка. Мериносовая овца в Азербайджане широкого распространения не получила. Эта порода к концу XIX в. была распространена главным образом в Елизаветпольском уезде (так в пору русских захватнических войн на Кавказе назыалась Гянджа).

Наличие разнопородистых овец позволяло пастухам делить стадо на группы и облегчало работу по проверке их численности. Кроме того, в основу деления закладывались и такие признаки, как масть, формы ушных раковин, наличие рогов и др. Все это позволяло чобанам контролировать количество овец, не прибегая к счету, что по древнему поверью, могло принести несчастье.

В Азербайджане разводили также коз, ослов и одногорбых и двугорбых верблюдов. Наибольшее число коз встречалось в Нахчыванском уезде в зоне Малого Кавказа. Верблюды разводились больше всего в восточных и северо-восточных регионах (Абшерон, Ширван и др.) Азербайджана.

Следующей отраслью скотоводства, получившей широкое распространение в Азербайджане, было разведение крупного рогатого скота (сыгыр). Эта отрасль, занимавшая значительное место в хозяйственной деятельности азербайджанцев, предназначалась для получения молочных продуктов и мяса. Кроме того, скот употреблялся в качестве тягловой силы. Разнообразие кормовых, климатических, почвенных и других условий Азербайджана оказывало существенное влияние на разведение той или иной породы скота. Существующие названия пород - гарабагский, газахский, таракаминский и азербайджанский указывали на принадлежность к тому или иному региону.

Большое развитие в Азербайджане с древнейших времен получило и коневодство. Здесь были распространены в основном лошади местной породы. Они различались по типу, экстерьеру, размерам тела, работоспособности. Отличительными особенностями азербайджанской лошади были ее выносливость, приспособленность к горной местности, неприхотливость к условиям содержания, она быстро могла восстанавливать свои силы после длинного пробега. Азербайджанское коневодство делилось на три типа: коневодство табунное, заводское и коневодство сельских хозяев, в отдельных случаях коневодство, так сказать, полузаводского типа.

Заводское коневодство в Азербайджане было развито слабо и возникло сравнительно недавно, поскольку здесь не было для него хороших природных условий. Интерес представлял только завод помещика Зульфугарова в Елизаветпольской (Гянджинской) губернии, имевший до 75 маток при четырех жеребцах и выращивавший верховых лошадей текинской и Гарабагской породы, рослых и красивых . В Азербайджане использование лошади в качестве упряжного животного (гошгу) не было характерным для местного населения.

В коневодстве Азербайджана с незапамятных времен ведущее место занимал Гарабаг, который оказывал существенное влияние не только на коневодство всего Азербайджана, но и соседних стран,

Следует отметить, что при Ибрагим-хане, который был любителем коней, в Гарабаге еще существовали прекрасные коневодческие заводы, слава о его лошадях распространилась по всему Ближнему Востоку. На рынках Тегерана и Тебриза гарабагские кони пользовались большим спросом. Кроме известной гарабагской породы в начале сороковых годов XIX в. в ханских заводах Гарабага выращивали золотистые кехланы трех пород лощадей: маймун (по-арабски – счастливая) эльетмаз (дословно - недостигаемая) или джейран. Они имели одинаковую масть, известную как "нарындж". От скрещивания этих трех пород с другими местными породами Азербайджана произошли лошади золотисто-гнедые (сары кэхэр), золотисто-рыжие (сары-кюрен), золотисто-бурые (сары-гара кюрен), золотисто-серые и пр. Таким образом появились золотистые лошади - "сарылар". К этому времени относится и появление таких типов коней, как "тохмах". Этнографические сведения, собранные среди бывших кочевников-шахсеванов Мильско-Гарабагской степи, сообщают о выращивании здесь в недалёком прошлом лошадей типа "тохмах". Порода тохмах считалась самой сильной и выносливой. В народе говорили: "Тохмаг jатмаз, jатса даха галхмаз"   ("Тохмах никогда не сядет, а если сядет, то никогда и не встанет").

Кроме вышеуказанных разновидностей со второй половины XIX в. появились и другие типы карабахской лошади, как-то: "шахмар", "дурналар", "агаджидалы" и "балакяхер" ("балакэхэр").

Можно сказать, что лошадей чистой гарабагской породы (кеглан, сарылар) в XIX в. встречалось мало. Но, несмотря на это, дочь Мехти Кулу-хана Хуршид Бану Натаван продолжала активно заниматься развитием коневодства и восстановлением бывшей славы гарабагских породистых лошадей в Гарабаге. Она первая отозвалась на решение русского правительства (1877 г.) о создании в Гарабаге нового конного завода, имеющего государственное значение. "Следует отдать полную справедливость, - писала газета "Кавказ", - дочери Гарабагского хана Хуршид Бану Бегим, которая только одна, поняв благую цель правительства, охотно отозвалась на его зов и отдала в распоряжение дела не только до двадцати штук лучших кобылиц-маток своего завода, но и лучшего производителя своего - Джейрана" .

Еще одним свидетельством, указывающим на широкое распространение и высокий уровень развития коневодства в Гарабаге, является герб Шушинского уезда. На зеленом поле герба имеется изображение скачущего золотого коня с азиатским (вернее, местным) седлом и уздечкой, символизирующее разведение в уезде отличных лошадей прославленной гарабагской породы. В XIX в. Газахский уезд также славился своей прекрасной породой лошадей. Хорошо был известен завод, где выращивали особую породу верховых лошадей, носивших название делибоз (буквально: бешеная-серая; встречается разное произношение: "дилбоз", "дилбаз", "дилбази", "дилибоз").

Порода делибоз имела две разновидности (или типа), одна из них "халдар" исключительно серой масти со слегка раздвоенным языком явилась результатом скрещивания гарабагских маток с турецкими жеребцами; другая, "дурналар" была создана скрещиванием турецких жеребцов с местными кобылами .

"Порода "делибоз", - пишет А.Ерицов, - дала свое название содержателям конского завода, местным агаларом Делибоз оным, занимавшим место при выходе из Акстафинского ущелья на равнину. Делибозы отличались силой, выносливостью и всеми достоинствами доброго коня для верховой езды. По преданию, делибоз есть смесь завезенной сюда монголами среднеазиатской лошади с арабской" .

На Абшеронском полуострове коневодством в широких масштабах не занимались, однако отдельные сельчане имели лошадей для извоза в город продуктов садоводства и огородничества, а также для транспортировки нефти и мазута. В некоторых селениях (Кала, Гобу, Гюздек и Сарай) разводили местную породу лошадей. Кроме того, лошадь здесь была единственным животным, за исключением осла, выполнявшим сельскохозяйственные работы (пахоту, молотьбу и пр.) и использовавшемся при подъеме воды из колодцев, а также почти единственным транспортным средством для перевозки пассажиров на фаэтонах.

"Калаиские лошади, - читаем в источнике 80-х годов XIX в., - пользуются в целой губернии (автор имеет в виду Бакинскую губернию - Ред.) известностью. Они отличаются плотным сложением, красивыми статями, хорошей рысью и годны для экипажной упряжки" 7.

Наряду с описанием двухколесных абшеронских (вернее, употребляемых на Абшероне) арб для перевозки нефти, имеются и интересные сведения об отношении местного населения к своему коню. Коневодство составляло любимое занятие и зажиточных крестьян Борчалинского уезда, благосостояние которых определялось количеством и качеством конских табунов. Табуны Дащдамир-Ага Касумова, Алиага Султанова и других состояли из нескольких тысяч прекрасных лошадей известной газах-борчалинской породы. Порода эта, представлявшая смесь гарабагской с местной, пользовалась вполне заслуженной известностью. Будучи наделена многими ценными качествами гарабагской породы, газах-борчалинская порода имела еще то преимущество, что являлась несравненно более выносливой и менее прихотливой к кормам, чем гарабагская лошадь. Но с течением времени число типичных лошадей этой породы стало уменьшатся, и в конце XIX в. их было так мало, что во всем Газахском и Борчалинском уездах с трудом можно было достать несколько десятков типичных лошадей газах-борчалинской породы.

В XIX в. коневодством славился Губинский уезд. Разведением лошадей занимались в Шабране и преимущественно в приморских селах уезда. Эти лошади отличались средним ростом, были довольно легки и красивы. Основным достоинством губинской породы лошадей являлись удивительно крепкие и прочные копыта, приспособленные к горному рельефу местности, а также смелость и ловкость. Благодаря этим качествам такие лошади легко перевозили вьюки по крутым и опасным горным тропам. Эти лошади легко брали галопом такие подъемы и так смело спускались с таких обрывов, что не причиняли никаких неприятностей седокам. Их использовали в основном для верховой езды. Однако следует отметить, что уже в 80-х годах XIX в. табуны лошадей встречались только в некоторых селениях уезда. Это говорит о том, что с проведением железной дороги необходимость в разведении лошадей во многих селениях отпала.

В зависимости от природно-географических условий, бытовых особенностей жизни азербайджанского народа возникла необходимость содержание лошадей в хозяйстве для удовлетворения собственных нужд. Большинство крестьян обращало должное внимание на хорошее содержание лошадей.

Лошади из илхи (табуна) Натаван неоднократно участвовали на различных выставках {Парижская всемирная выставка 1867 г., сельскохозяйственная выставка в Москве -1896 г., в Тифлисе - 1892г. и др.), занимали первые места, награждались медалями и почетными грамотами .

Подтверждением особого значения лошади в быту и хозяйстве является также бытование в Азербайджане в прошлом многочисленных названий лошадей по масти и другим внешним показателям, а также и по возрасту.

Масти лошадей были чрезвычайно разнообразны: в общем преобладали серые и гнедые, вороные лошади встречались сравнительно редко, а золотистого цвета еще реже. Существовали следующие масти: пегие (алабула, алапача, эблэг), темно-серые (дэмир боз, боз дэмир), гнедые (гырмызы кэхер), буланые (сэмэнд), светло-золотистые или золотистые (эшрэфи, сэры, сары кэхэр), темно-гнедые (зогалы кэхэр, зогалы гызыл), белые (аг), чалые (чал), темно-серые (дэмирбоз, боздэмир), рыжие (шух, курэн, тара курэн) и т. д. По поведению и характеру лошади разделялись так: выносливая (бэдов), спотыкающаяся (будрэйен, дырнаг вуран), пугливая (уркэн, сэксэк, диксинэн), злая (хайин), трусливая (хойкир), горячая (башапаран), тугоуздая (башы бэрк), разбрасывающая корм (алаф бурунлаян), необузданная (даштюлэк), резвая (шух) и т. д. По характеру использования различались: упряжная (араба аты), скаковая (чыдыр аты), вьючная (йук аты), верховая (миник аты) и др. Лошади отличались также по внешним признакам, по возрасту (йашар, дайлаг, дайча, гулан и др.), по походке (галопирующая - дэрд дэмэ, рысистая - йорта и др.). Уход за лошадями в Азербайджане был не всегда и не везде одинаков, он осуществлялся в зависимости от того, с какой целью держалась лошадь.

Большое значение лошадей в прошлом, их значение в хозяйстве, быту и военном деле определили роль, которую лошадь играла в поверьях и приметах населения Азербайджана, перешедших отчасти в фольклор и сохранявшихся в некоторых регионах, до недавнего времени. Большое значение в скотоводстве имела организация хозяйства. В зависимости от породы скота, выпасаемого на пастбищах, для правильной удобной пастьбы и присмотра скот разделялся на четыре стада (сюрю): крупный рогатый скот (сыгыр), ярки (тоглулар) и ягнята (гузу), мелкий рогатый скот (давар) и валухи (буруг коч). Состав стада в большинстве случаев зависел от хозяина, времени сельскохозяйственных работ и других, иногда случайных причин (например падеж скота).

Начало йайлажного периода зависело от ряда обстоятельств - времени освобождения йайлагов от снежного покрова , наличия кормовых средств для весенней пастьбы скота на гышлагах, а также на йаздагах (весенние пастбища) и, конечно же, от уклада жизни и бытовых особенностей скотоводческого населения,

По существовавшим многовековым обычаям, к подготовительным работам для перекочевки приступали после праздника Новруз, Скотоводы начинали готовить веревки (сичим, чаты, алачыгбагыидр) разных размеров для вьючного транспорта, переметные сумки (хурджун, чанта, хейбе), мешки (мефрэш, мэрфэш, майрандж, марадж, чувал), кожаную посуду (тулуг, дагарчыг, гарын) и другие необходимое для перекочевки продукты и вещи. Одновременно приступали к ремонту изношенных вещей домашнего обихода. Мужчины проверяли готовность принадлежностей вьючного (чул, алыг, гом и др.) и колесного транспорта.

По традиции» накануне отправления на йайлаги девушки, невесты и молодые женщины шили себе новую одежду, приводили в порядок свои украшения. Обрученные молодые люди посылали в дом невесты барана (гоч) или ягненка (гузу). Все это считалось необходимым для успешного проведения йайлажного периода.

За 2-3 дня до начала перекочевки быков и лошадей нагружали вьюками, что было необходимо для их привыкания к грузу. В день выступления девушки украшали лошадей, верблюдов и быков, предназначенных под вьюки. К ошейникам впереди идуших козлов (сейиз) подвешивали медные колокольчики с разноцветными украшениями. При сопровождении стада на йайлаги существовал определенный порядок, который строго соблюдался чобанами: стадо, состоящее из 50 тоглугов (каждый тоглуг - 20 овец), обслуживало 8 пастухов, 6 собак и 2 осла. Два чобана с двумя собаками и одним ослом шли впереди, столько же позади, в горных местностях по одному чобану с собакой по бокам.

Выбору скотопрогонных дорог (эл чадасы) уделялось особое внимание. Скот перегонялся по целой сети разветвляющихся вьючных дорог и троп, извивающихся в узких ушельях, по течению горных рек и ручьев. В некоторых местах существовали специальные дороги для перекочевки на йайлаги и обратно под названием "кеч иолу" или "йайлаг иолу".

Прежде чем окончательно подняться на йайлаги, скотоводы в течение нескольких дней останавливались на йаздагах для акклиматизации скота, стрижки овец и т.п. Кроме того, необходимо было дождаться высыхания почвы на йайлагах, ибо на мокрой почве скот легко вытаптывал зеленый покров, после чего там долго не росла трава.

Первой заботой скотоводов по прибытии на йайлаги был вопрос обустройства семей. Для сооружения летних помещений каждое общество разбивалось на отдельные группы под названием оба. Это разделение соответствовало распределению пастбищных участков, на которых устраивали жилье. Место расположения чобанов на йайлагах называлось также "чобан бинеси", место кочевки - "дущерге".

Возвращение с йайлагов происходило в том же порядке, что и подъем. Выбор дорога в большинстве случаев определялся заранее собранными сведениями о состоянии пути. Во многих зонах Азербайджана скотоводы пользовались двумя видами осенних пастбищ под названием "пайызлыг" и "чеп". При спуске с йайлагов стада сначала останавливались на чепах, а затем перемещались на пайызлыг. Остановка на осенних пастбищах перед спуском на гышлаги была обусловлена условиями содержания скота и климатическими особенностями отдельных зон.

Большинство скотоводческих обществ имело свои постоянные гышлаги, где заготовлялись зимние запасы сена. Место поселения на гышлагах называлось "йатаг" (керми, дущерге, кеч йери и др.). Название населенных пунктов Кермехане, Чанйатаг и др. свидетельствуют о том, что эти места в прошлом использовались как гышлаги.

На гышлагах сосредоточивались все помещения, необходимые для содержания скота и проживания чобанов. Хозяйственные постройки, т.е. помещения для содержания скота (загоны) на пастбищах (в основном давара) по своей конструкции были несложными и имели собирательное название - агыл. Среди них различались: 1) конюшня; 2) помещение из камыша для овец; 3) загон для скота. Агылом в переносном смысле называли также участок зимнего пастбища и кормушку для скота.

Особое внимание скотоводы уделяли загону для только что родившихся ягнят. Это помещение имело различные локальные названия - демек (Зангилан), "кейе бахан" или "айа бахан" (Абшерон и Муган), "бала кюз" (Гядабей - Дашкесан), "керпелик" (с. Гобу и прилегающие местности) и др. В керпелике ягнят держали до тех пор, пока те не могли твердо встать на ноги, после чего их переводили в кюз. Кюзы по своему размеру делились на "орта кюз" и "беюк кюз". Размер кюза зависел от количества ягнят. Слово "кюз" встречается и в языках других тюркских народов.

Кроме временных загонов для скота на гышлагах строили и каменные хлевы. Они несколько превышали человеческий рост и покрывались двускатной крышей (балыг бели), покрытой камышом и засыпанной землей.

Шерсть азербайджанских овец отличалась большим разнообразием как в отношении цвета, так и по другим качествам. Преобладающими цветами шерсти были светло-серый (бозах), пепельно-серый (кюль ренги), белый, черный, темно-бурый и красно-коричневый. Помимо цветовой гаммы велико было разнообразие по таким качествам, как длина, тонкость, мягкость, густота и др., зависящим главным образом от совокупности различных местных условий. Кроме того, на качество шерсти влияли также особенности содержания и кормления овец. В тех овцеводческих районах, где основное внимание обращалось на производство молока и молочных продуктов, например, у крестьян нагорной полосы Малого Кавказа, период доения овец был продолжительным. Там, где овцеводы рассчитывали на доход от шерсти (например, Газахская, Губинская и Гарабагская зоны), овец доили мало, оставляя молоко для ягнят. Наконец, в тех районах, где скотоводы уделяли основное внимание получению мяса, стада составлялись из валухов, которых практически не стригли, что позволяло сохранить тело животного в хорошем состоянии. Стрижкой овец занимались обычно сами чобаны. Это операция производилась ножницами особой конструкции (гырхылыг). Шерсть весенней стрижки (яз гырхымы) называлась "йапагы". Шерсть осенней стрижки, производившейся перед спуском с йайлагов, называлась "кюзем".

Коз, так же как и овец, стригли весной. После стрижки вычесывали пух - гезил, тифтик. Гезил употреблялся для изготовления зимних перчаток, руковиц, а тифтик служил главным образом для изготовления веревок (чаты, сичим), бечевок и отчасти паласов. В организации скотоводческого хозяйства большое значение имел процесс найма чобанов как для крупного, так и для мелкого рогатого скота. Чобанов обычно нанимали или отдельные скотохозяйства или группы мелких скотоводов. Для каждого вида скота, в зависимости от возраста, нанимали специальных чобанов: для крупного рогатого скота - нахырчи (или сыгырчы), для телят - бузовчи, для овец - чобана, для ягнят - гузучу. Нанимались чобаны из бедных односельчан, чаще из родственников. Для охраны и пастьбы стада существовало разделение на группы - старший чобан (баш чобан, беюк чобан) и младшие чобаны (кичик чобан, бала чобан). В летний период в обязанности чобана, кроме пастьбы овец, входила и охрана стада от нападения воров, хищников, а также защита от стихийных бедствий. Поэтому выбору чобанов для летного сезона уделяли особое внимание. Исходя из этого оплата их была выше, чем зимних чобанов. В Шеки-Загатальской зоне в прошлом чобан за один сезон получал 15 овец (число ягнят, выдаваемых чобану за пастьбу овец называлось "чобанлыг"). Кроме того, его обеспечивали одеждой и пищей. Питание, получаемое чобанами от скотовладельцев, носило название "чире". Часто вместо печеного хлеба чобанам выдавали условленное количество муки. Среди скотоводов северо-восточной и центральной зон Малого Кавказа шестимесячный срок найма чобанов назывался "луган", различали "гыш луганы" (с 15 сентября до 15 марта) и "йай луганы" (с 15 марта до 15 сентября). По истечении шести месяцев, т. е. за один луган, пастух получал одного барашка с 25 овец, а если овец было меньше одного тоглулуг, то ему давали козленка. Для пастьбы ягнят нанимали подпасков (гузучу). Вознаграждение их было меньше, чем у чобанов. В некоторых местах оно заключалось в молоке овец, получаемом раз в неделю. Этот день среди скотоводов был известен как "сюд поню". Плата натурой, выдаваемая гузучу и бузовчу, называлась "базар".

Образ жизни и быт азербайджанских скотоводов можно разделить на два периода -летний, время пребывания на йайлаге и зимний, время пребывания на гышлаге. Каждый из этих периодов имел свои особенности в организации трудовой деятельности и быта.

Место для стоянки йайлагов обычно выбиралось у источников воды - родников и горных ручейков. Эти места располагались там, откуда удобно наблюдать за скотом. Жилища скотоводческого населения Азербайджана, основной особенностью которых являлись разборность и подвижность элементов, имели несколько разновидностей - колух, аг чадыр, алачыг, рус чадыры, джома, дейе, гара чадыр13, мухуры, каракеча. Существовали также и локальные варианты этих видов - алакече (временная палатка – как например, в Али-Байрамлы), гуч (каменная пастушья землянка – в Огузе), чатма чавых, гелиби чадыр и др. Несмотря на множество локальных названий и разновидностей, все эти виды жилища объединялись под общим названием "дейе" и "алачыг". Определить область распространения того или иного типа алачыга весьма трудно. Это было связано с тем, что на многих йайлагах сосуществовали самые различные виды дейе и алачыга. Вместе с тем для каждого региона Азербайджана были характерны определенные виды этих сооружений. Так, например, колух, аг чадыр или тенефли чадыр, рус чадыры были распространены в Нахчыванском крае, чома встречалась и в Нахчывани, и среди скотоводов северо-восточной и центральной зон Малого Кавказа, мухуры в Гарабагской зоне, каракеча в Ширванской степи и на южных отрогах Большого Кавказского хребта .

Алачыги сооружались разных размеров, что зависело от состава семьи и ее благополучия. Внутри они разделялись камышовой перегородкой или циновкой на две половины, одна из которых служила жильем для семьи скотовода, а другая под названием "неми" или "бумаг" - для хранения продуктов, главным образом молочных. В алачыг складывали весь домашний скарб, необходимый в условиях яйлажной жизни, начиная от хозяйственных орудий и кончая постелью и посудой (маслобойки, ручные мельницы, прялки, веретена, саджы для выпечки хлеба, корыта разного назначения, медные котлы и др.). У задней стены помешалось йук йери - место для постельных принадлежностей, сооружаемое из досок или балок. В ненастную погоду в алачыг загоняли новорожденных ягнят и телят, В зимних алачыгах очаг, используемый для приготовления пищи и обогрева, находился у входа или, что встречалось довольно редко, в середине помещения. Земляной пол застилался обычно паласом, ковром или войлоком.

На гышлагах выбор места для стоянки определялся теми же условиями, что и на йайлагах. Жилище устраивалось ближе к источникам воды, к кормовой базе, на склонах гор в неглубоких оврагах и лощинах, защищенных от холодных зимних ветров. Скотоводы, не имевшие собственных зимовок или жилищ, на зиму снимали их у местного земледельческого населения за натуральную плату продуктами скотоводческого хозяйства. Кроме того, в некоторых местах для жилья устраивались полуземлянки под названием "газма". Таким образом, можно констатировать, что во время гышлачного периода скотоводы использовали различные типа жилища - от землянок и алачыгов до постоянных построек. Например, у скотоводов юго-восточной части Ширванской степи жильем служили войлочные алачыги, землянки, камышовые сооружения (човустан), каменные и кирпичные строения.

Вся одежда скотовода состояла из шерстяной ткани (шал) местной выделки. В состав одежды чобана входили: шерстяная чуха, стеганый архалыг, шерстяные шаровары (лифэли шал вар), обувью служили чарыхи, иногда сапоги или резиновые галоши. Головной убор состоял из шерстяной конусообразной папахи различной формы (мотал папах). Поверх чухи одевали шубу-тулуп (кюрк). Она не пропускала воду и поэтому ее одевали в ненастную погоду, а также ночью. Богатые чобаны носили еще и бурку (япынчы).

Пища чобанов главным образом состояла из мясных, мучных и молочных продуктов. Для обеспечения чобанов мясом среди йайлажников бытовали особые правила. В западной зоне Азербайджана, например, для обеспечения чобанов мясом им разрешали брать одну овцу из 20. Иногда по договоренности между чобанами резали барана и сваренное мясо делили между собой соответственно числу овец, выпасаемых каждым чобаном. Обед обычно готовил сагмалчы чобан (чобан дойных овец).

Значительное место в хозяйственной деятельности азербайджанских крестьян занимало производство молочных продуктов, что было обусловлено высоким уровнем развития скотоводства. Были известны многочисленные методы, способы и приемы использования молока и приготовления продуктов из него применительно к особенностям местных условий, бытовому и экономическому укладу населения Азербайджана.


Во многих зонах Азербайджана, где было развито скотоводство, значительное место в хозяйстве и быту местного населения занимало изготовление войлока (кече). Для этого использовали особо прочную шерсть - позем. Размеры войлока не превышали 2-3 м. Во время выделки на полу расстилали грубую материю, на которую клали слой шерсти, на шерсть - слой оческов (килке) и, наконец, поверх всего этого еще один слой чистой шерсти. После обрызгивания кипятком все три слоя вместе с материей наматывали на скалку. Образовавшийся цилиндр крепко обвязывали шнурками и раскатывали до тех пор, пока все слои не слеплялись между собой. Таким образом получали простой войлок. В ряде городов, в частности в Шеки и Гяндже, существовали специальные кварталы или ряды, где были сосредоточены войлочники (кечечилер), занимавшиеся производством и продажей различных видов войлока. Он использовался для покрытия алачыгов, застилки земляных полов, а в некоторых случаях заменял ковры, паласы, постель. Среди различных видов шерстоткацкого производства в Азербайджане наибольшую славу завоевало ковроделие. Оно имеет древнюю историю, о чем свидетельствуют как материалы археологических раскопок, так и сообщения античных авторов. По своему характеру и функциям азербайджанские ковровые изделия имели различное назначение: хозяйственное, бытовое и декоративно-художественное. Это обусловило появление различных видов указанных изделий, среди которых особый интерес представляют ворсовые (ховлу)   ковры - халча, халы, габе, намазлыг, тахт устю, дест халча и др. Безворсовые ковры (ховсуз халчалар) по технике производства, своему назначению, характеру орнаментальных мотивов и композиционному строению узоров были более разнообразны, чем ворсовые. Все эти изделия имели свою технологию производства: килимы, сумахи, верни, шадда, и зили - изготовлялись односторонними, они имели гладкую лицевую сторону и мохнатую изнанку, паласы и джеджимы - двусторонними. Перечисленные изделия играли важную роль в быту населения Азербайджана. Следует отметить, что каждое из этих изделий имело свои разновидности и различные локальные названия. Например, только на Абшероне встречаются несколько названий паласов - тифтик палас, поллу палас, парча палас, чийи палас (изготовляли их из отходов шерсти). В северо-восточной и центральной зонах Малого Кавказа выделывали килимы различных видов, как-то: бучаг килими (употребляется вместо скатерти), чахмахлы килим, кулвенги килим, тахта килим . По художественным и технологическим особенностям производства безворсовых ковров выделяются следующие самостоятельные центры: Гарабаг, Ширван, Газах, Абшерон, Губа, Тебриз. Среди шерстяных изделий особняком стоят хирсаки и кунты, широко бытовавшие среди скотоводов Шеки-Загатальской зоны. В этой зоне изготовляли два вида хирсека-гюллю (цветастый) и габыргалы (ребристый). Хирсеки ткались с длинным и нежным начесом, кунты - из очень толстой ткани с грубой фактурой.

Азербайджанское ворсовое ковроделие имеет множество разновидностей и широкую область распространения. В основном выделяют четыре типа ковров: губа-ширванские, гянджа-газахские, гарабагские и тебризские, которые, в свою очередь, подразделяются на группы, а затем и на виды. Самым крупным ковровым центром является Губа-Ширванская зона, где выделяются три группы ковров - губинские, ширванские и бакинские. В этой зоне было известно 66 видов ковровых композиций, среди которых наиболее ценными считаются "Чичи" (образец классической завершенной композиции), "Гымыл", "Гонахкенд", "Пиребедил" и др.

Гянджа-Газахская ковровая зона охватывает гянджинскую и газахскую группы ковров с 24 видами. Наиболее интересными среди них являются "Чирахлы", "Гянджа", "Самух", "Шихлы" и др. Гарабагская ковровая школа охватывает три группы ковров - гарабагские, шушинские и джебраильские. Эти группы представлены 33 видами ковров, наиболее известными из которых считаются "Балыг", "Буйнуз", "Ханлыг", "Касым ушагы" и др.

Тебризский регион ковроделия включает тебризскую и ардебильскую школы с 21 видом ковров, наиболее известными образцами которых являются "Шейх Сефи" (XVI в.), "Агаджлы", "Сарабы", "Овчулуг" и др. Для изготовления ковровых изделий использовали стоячий деревянный станок (хана) различных локальных типов. Все орудия труда (дараг, чехре, киркит и др.), за исключением металлических, изготовлялись самими крестьянами. Станок был долговечным и переходил по наследству. Азербайджанские ковры отличаются своей особой композицией и декоративностью, колоритом, богатством узора, цветовой гаммой. В них отчетливо видны характерные черты художественного мышления народных мастеров, ритма труда и духовной жизни народа. Многие декоративные орнаменты азербайджанских ковров связаны с художественным наследием древнего населения Азербайджана, других стран Переднего и Среднего Востока. Изделия, производимые из шелка, были многочисленны и разнообразны: дараи, канаус, тафта, намази, шелковые коврики, головные платки, чадра, верх для одеял и матрацев, шелковые джеджимы (полосатая ткань) и др. Все они отличались исключительно сложным, многоцветным и изящным рисунком. Шелковые ткани употреблялись во всех сферах народного быта.


Рецензии