Хроники моего детства

     Моё далёкое раннее детство… Я иногда вспоминаю его, вспоминаю смешные и интересные моменты и понимаю, что оно не вернётся уже никогда. А я всё дальше и дальше ухожу от него. Почему-то не всё стёрлось в моей памяти и некоторые эти моменты я вспоминаю опять и опять.
    В тот 1962 год, когда я родился, наша семья проживала, как и несколько ещё несколько семей, которым временно дали жильё от организации Тюменского водоканала, в храме Святых Петра и Павла, который находился на территории в то время не действующего  мужского Троицкого монастыря. Жильё было, не ахти какое, но всё-таки, это была крыша над головой.  Родители были весь день на работе.  А мы с сестрой были предоставлены сами себе, хотя и под небольшим присмотром бабушки Дарьи.  Мы проводили своё свободное время  и развлекали себя как могли.  На территории бывшего монастыря  находились конюшня, стоянка автомобилей, остатки небольшого кладбища. В здании самого монастыря, находилась огромная мастерская скульптора  А. Портянко, где он делал огромную скульптуру вождя революции В. И. Ленина высотой девять метров. Эта скульптура теперь стоит  в центре города на улице Республики. Я был частым гостем в его мастерской. Мне нравилось  наблюдать, как работает скульптор над своими шедеврами. Он часто дарил мне разные маленькие фигурки.
Рядом за забором раскинулась река Тура, где проплывали большие гружёные баржи и теплоходы. Нашей босоногой команде ребятишек было где развернуться в близ лежащих окрестностях.  Тем более к нашей ватаге присоединялись и ребята с соседних  домов. Мы лазили по всем башням двух храмов на свой страх и риск. Залезали в глубокий монастырский подвал, откуда шёл, к тому времени уже обвалившийся подземный ход. Старый татарин, который работал на местной конюшне, катал нас на лошадях, и разрешал ездить верхом самостоятельно по двору монастырского комплекса. Ещё одним интересным местом была столярная мастерская, где постоянно что-то строгали, пилили и ароматно пахло столярным клеем и древесной стружкой. И во всём, что нас окружало, мы принимали непосредственное участие. Более старшие ребята старались брать  нас везде с собой. Они с нами нянчились и присматривали, чтобы с нами ничего не случилось. И мне было тогда всего года четыре.
    Однажды моя мать купила три десятка яиц и поставила их на подоконник. Ну, а мы как раз с сестрой,  которая была меня старше на три  года, играли в жмурки. Почему то,   именно в той комнате, где и лежали эти яйца. Мы по очереди ловили друг друга, и каждый уворачивался как мог, залезая куда угодно, лишь бы не  быть пойманным. И вот я в какой то момент заскочил на табурет и приземлился со всего маху на подоконник. А там же яйца! Но я с горяча и не понял ничего. Сижу я  хорошо на подоконнике, ещё ёрзаю так, чтобы удобнее было, но в этот момент заходит мать. Я улыбаюсь и смотрю на неё, а её  лицо вытянулось от удивления. И она какое-то время стояла с открытым ртом.  Я медленно поднимаюсь с ячеек с яйцами, а у меня со штанов эти яйца текут. Я помолчал и говорю онемевшей матери одно простое слово: «Кака!», и развожу руками в разные стороны. Как будто говоря этим, что ничего уже не поделаешь! А сам начал понимать, что очередной порки не миновать! Так оно и вышло. Сначала меня мать образцово выпорола, а потом присела в изнеможении и долго хохотала до слёз.
   По выходным бабушка Дарья организовывала большую стирку. А в те времена были для воды огромные оцинкованные вёдра и корыта. Бабушка налила два таких ведра прохладной воды и ушла на минутку за бельём домой. А на улице лето! Ну, просто грех не освежиться! А мы тут как тут. Я, недолго думая, залезаю в одно ведро, сестра в другое. А перед купанием мы вывалялись в куче песка. Бабушка выходит, и бельё у неё из рук падает от такой  картины!  Из двух вёдер торчат детские белобрысые головёшки. А воду бабушка носила с дальней колонки! Вода конечно была испорчена!  Мы из вёдер выскочили и врассыпную! Бабушка гонялась за нами, пытаясь шлёпнуть нас мокрым бельём.
   Немного освежившись, мы  решили, что купания с нас хватит. И решили заняться чем-то другим.  А я как раз подглядел, как водитель автопогрузчика заводит свою технику  согнутой проволочкой. Тут ещё ребята другие подошли, и я решил похвастаться, что могу включать замок зажигания у автопогрузчика. И даже прокатиться! Они конечно не поверили и мне пришлось доказывать свою правоту, дабы не посрамить свою пацанскую честь!  Ехать со мной на автопогрузчике вызвалась как всегда сестра. Все с замиранием сердца смотрели и ждали, что же дальше будет!  А мы спокойно, со знанием дела залезли в кабину погрузчика, предвкушая, как утрём всем нос. «Эх, прокачу!», - говорю я. Согнул проволочку, так же как дядя шофер, воткнул в замок зажигания и повернул на пол оборота. Двигатель автопогрузчика натужно заурчал, и я надавил до отказа педаль газа!  Как потом оказалось, автопогрузчик стоял уже на скорости. Наша техника содрогнулась всем своим нутром, и мы рванули навстречу неприятностям, которые не пришлось долго ждать!
Не успели мы вдвоём повернуть руль и выехать со стоянки, как наш механический монстр на всём ходу протаранил стоящий на нашем пути воздушный прицепной компрессор на колёсах, и проткнул его рогами насквозь. У нас хватило ума повернуть в обратную сторону проволочку в замке зажигания и наш монстр заглох. Ребятишки конечно врассыпную. А мы сидим в кабине ошарашенные неудачной поездкой и видим, как к нам бежит сторож и наш отец. Нам конечно здорово попало и  отцу целый месяц пришлось за свой счёт восстанавливать испорченный  компрессор.
   Однажды отец с получки купил мне пистолет, который стрелял шариками для тенниса. В нём стояла мощная пружина и рычаг с силой выбрасывал шарик, если нажать на курок. Игрушка показалась мне интересной. Я бегал и стрелял во все стороны и во всех кто попадался мне навстречу. Потом мне наскучило однообразие и я решил, что надо придумать что-то новенькое. Отец как раз прилёг отдохнуть и лежал, закрыв глаза. Я тихонько подкрался к нему. Приставил пистолет без  шарика к носу, так что нос теперь выполнял функцию шарика. Со словами «Руки вверх!»  я нажал на спусковой крючок и рычаг со звоном  и бешеной силой щёлкнул отца по носу так, что тот подпрыгнул от боли и неожиданности. Отец сначала спросонья не мог понять, кто же это его так треснул по носу. Он бегал по комнате и держался за нос. Пришлось на следующий день идти отцу на работу с лиловым носом. Я понял какую неприятность я доставил отцу и боль своим необдуманным поступком. Очень долго переживал и чувствовал себя виноватым.
    Отец часто любил садить меня маленького к себе на плечи. А он мужчина был высокого роста и мне казалось, что я сижу выше всех. Он всегда покупал нам с сестрой сахарную вату и леденцовые петушки на палочке.  Зимой отец делал огромные сачки из сетки. А затем мы шли на реку, долбили лёд и вычерпывали задыхающуюся рыбу из проруби. Потом приходили с рыбалки и мать варила вкусную уху.
   Летом я с ребятами любил ходить купаться на речку. Однажды произошёл случай, когда я чуть не утонул на реке во время очередного купания.  Отца рядом не было, но с нами купался взрослый парень Равиль, сын конюха. В какой-то момент  я зашёл слишком далеко, оступился на глубине и стал тонуть. Не долго думая Равиль бросился в воду спасать меня. Нырнул и за волосы вытянул меня из воды. Наглотался я  воды очень сильно. Но главное я не утонул. Татарин Равиль спас мою маленькую детскую жизнь. Это было моё второе рождение.
   На речке отец иногда подшучивал надо мной, когда мы с ним рыбачили. Он ловил сам длинной удочкой, а у меня была простая обычная палка с верёвкой и привязанным крючком из проволоки. На моей удочке не было ни грузила, ни поплавка, но меня это нисколько не расстраивало. Естественно я ничего поймать не мог. И отец, видя моё расстройство и жалея меня, посылал меня за дровами для костра или ещё куда, а сам прицеплял к моей чудо-удочке свою рыбу. Затем кричал мне, что у меня клюёт. Чему я был несказанно рад.
   А когда я с отцом ходил за грибами, то он делал со мной такой же фокус, как на рыбалке. Он сначала насобирает грибов и видя, что я ничего не нахожу, подзывал меня к себе. При этом сначала заранее найдя семейку грибов. Он просил меня несколько раз топнуть ногой, чтобы грибы сразу же вылезли. Я топал ногой и к своей радости находил грибы. 
    У моего отца ещё было замечательное хобби в жизни, а может даже одна из тех  многочисленных профессий, которыми отец в совершенстве владел, не смотря на четыре класса образования и ремесленное училище в Клайпеде. Мой отец в армии в 1954 году служил в полковом оркестре в городе Гусеве, что рядом с Кёнигсбергом, нынешним Калининградом. И уже став семейным человеком он стал всё своё свободное время  отдавать музыке. Сам писал ноты для всего оркестра. Сам собирал хороших музыкантов и руководил оркестром. Впоследствии он руководил оркестрами  и сам играл в клубе железнодорожников, на заводе КПО, и на заводе АТЭ.
   Мне ужасно нравилось ходить с отцом и его оркестром на все демонстрации в праздники. Мы приходили раньше всех музыкантов в клуб, где они репетировали и где хранились все музыкальные инструменты. И пока народ не собрался, я по очереди дул во все трубы, барабанил в разные барабаны. Это было очень интересно. А потом мы с отцом после демонстрации приходили уставшие домой, где нас ждал роскошный стол с пирогами и вкусностями, которые приготовила мать. А она была мастер в этом деле.
   Где-то в 1967 – 1969 году отцу на новой работе дали другую благоустроенную  квартиру, где мы всей семьёй жили дальше. Но это уже другая история!


Рецензии
Как будто я и в своё детство окунулась. Как жаль, что дети нынешние лишены такого раздолья и свободы.
А сколько же любви, юмора и нежности сквозит в ваших воспоминаниях о ваших чудесных родителях. Спасибо!

Марина Ермошкина   13.08.2015 13:26     Заявить о нарушении