1 августа 2015

Солнца нет с раннего утра. Прошёл небольшой грибной дождик. Погода как раз для закапывания настоящего септика в углу поляны. Работы начались с раннего утра. По меньшей мере, два кубометра грунта из ямы для септика придётся потом вывозить за свой счёт. Но есть и светлый момент! Рыть и устанавливать дополнительный колодец не надо будет, поскольку рядом со старым канализационным колодцем проходит общая дождевая труба, в которую запросто можно врезаться. Много лет назад Михаила Сергеевича активные соседи заставили заварить трубу, на которую он рассчитывал как отводную. Теперь же отфильтрованная по всем правилам вода имеет полное право стекать куда следует! Так что наши строители, которые возобновят работы в понедельник, не только выведут нашу общую сливную трубу к септику, но и от септика отведут трубу с очищенной водой! Впрочем, чуть погодя, мы отказались от этой соблазнительной идеи, дабы не попасть впросак, и чтобы у фирмы не было никаких зацепок, причин отказаться от обслуживания нашей точки. Очистное сооружение работает беспрерывно и должно обслуживаться и в случае непредвиденной остановки агрегата помимо планового обслуживания хозяйства. Трубы будут проходить в глубине под полом, ведущим в наш жилой отсек, стало быть, его придётся снимать и делать новый проход к новой пристройке первого отсека. К полудню нашлись соседи, живущие неподалёку, которым понадобился наш грунт! Миша вчера привёз Лизу, которая пробудет до понедельника и уедет в Москву, чтобы поближе быть к роддому. И он будет с ней до победного конца. Возможно, и мне придётся побыть какое-то время в Москве, дождаться отремонтированного протеза. Одним словом, август начинается, и возобновляются дела на самом серьёзном уровне подготовки к зиме! В воскресенье ожидаются гости из Германии. Приедет племянница Анечка с детьми.
октябрь 1968 продолжение
Напряжённость, плотность и скорость мысли – динамика речи. Динамичнее и плотнее выраженная мысль – сильнее и ярче впечатления; а скорости парадоксального мышления нет равных. Для устной  и прозаической речи требуется помимо интересного материала достаточный жизненный и литературный опыт. Волнение и радость откровения – открытия, так или иначе, даёт «эффект благодарности», необходимое горючее для поддержания писательской страсти и поэтического воображения. Маяковский говорил постоянно о революционной задаче и динамическом синтаксисе в поэтическом искусстве, пользуясь примером творчества Пастернака:

«В тот день всю тебя от гребёнки до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал».

Да простит мне Б.Л. Пастернак и все его многочисленные почитатели, динамичность без революционного задания выглядела бы так:

В тот день бродил по городу
И вспоминал тебя
Всю неприступно-гордую
От головы до пят.

Никакой поэзии, а ведь мысль та же. Стиль песенный анонимный. Сколько таких пишут и поют. Другой пример:

Лайнера мигалка в небе
С реактивною струёй.
Побледнели и поблекли
Звёзды в шуме над Землёй.

Строфа насколько мобильная, настолько дауно-дебильная! Даём революционное задание:

Шум вырастал, что неба дрожжи
В ознобе тела и души.
Как от мигалки неотложки
Мурашки звёздные пошли.

Пример тоже примитивный про лайнер в ночном небе, людские достижения, нужды и интересы, только про сам лайнер ни слова не сказано: он показан через инерции памяти, сопровождающие его движение. Я сейчас не о динамическом синтаксисе: поэзии и в этом этюде маловато, мягко говоря. Но что главное? Необходима традиционная глубинная память культурного человека, встречная мысль читателя, как готовность к восприятию на заданном автором уровне. Лишь в этом случае состоится всплеск соответствия или «стыковка восприятий», говоря словами моего товарища, или просто контакт с читателем, оппонентом. А говоря моими словами, революционность, по сути, есть осознанная традиционность! Одна из важнейших черт такой революционности заключается в бессознательном поиске всевозможных инерций от движений предметов, чувств, звуков и т.д., хранящихся в человеческой памяти как неиспользованное сырьё, годное к употреблению. Факты бывают единичными, требующие свидетелей и авторитетных свидетельств. Возможностей иного факта, случая неизмеримое число. Не случившийся, но возможный случай может быть характерней, точнее и правдивей жизни, когда становится предметом искусства. Случайны ли аллитерационные связки? Конечно, нет! Но об этом не стоит задумываться, этим не надо заморачиваться, потому что сами слова и связанные выражения имеют изначальные характерные отзвуки предметов, которые они называют. Слово не только название предмета, но и первый образ, символ, метафора, наконец. Слова с избытком заключают в себе все качества и свойства материального и духовного мира, а любой национальный язык имеет в основе поэтическую сущность и совершенную форму отражённого предмета.

И жужжат провода над перроном,
как на грифе колебля звезду;
со смычком по струне оголённой
электричка ушла в темноту.

В струнах лопнувших будущность сгинет,
но мгновение выпадет мне
отыграться, как бес Паганини
на единственной верной струне!

Здесь, напротив, дан предмет, но ищется совершенно новая неожиданная инерция, что также является революционным заданием. Классический пример «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. Шмель и только шмель в этих симфонических звуках. Поэзия в отражении звуковой стороны предмета выливается в музыку речи, используя, как было сказано, звуковые инерции памяти.

«Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой» – изумительные строки Пушкина. Случайны ли здесь аллитерации? Нет. Это абсолютная звуковая и зримая поэтическая картинка, вызванная воображением гениального человека. А также бессознательная демонстрация таланта! Поэт сравнил и передал инерции движения образов и звуков, почерпнув их в своей живой памяти. Кто задумается, читая эти строки, что сами по себе бокалы шипеть не могут? Например, «зашипели бокалы» неправильно по-русски. Да и нас интересует в данный момент звуковое и зримое впечатление бокалов, наполненных пуншем, которые ещё как шипят! Но поэт в погоне за точным изображением всё же нарушил какую-то норму русского языка или обычного представления о вещи. На то он основоположник и новатор и потому же является современником всех передовых людей многих поколений в настоящем, прошлом и будущем времени. Продолжение следует.


Рецензии
Здравствуйте, Игорь (если Вы в самом деле Игорь).

Ваш вчерашний визит пробудил во мне желание вернуться к Вашим стихам. (Неизвестный читатель 146 - это я).

Снова хочу отметить, что Ваша ранняя лирика производит самое благоприятное впечатление. Конечно, бывают строфы, которые не отзываются в сердце вообще никак. Но в основном: мурашки пробегают, дыхание перехватывает, картинки вспыхивают в мозгу, вызывая болезненно-реальные, яркие ощущения уже на телесном уровне. Самое замечательное, когда после прочтения внутри долгое время "не смолкает пасхальный звон", (как удачно выразился один великий философ), и надолго сохраняется ощущение просветления и приподнятости над обыденностью.

Очерк Ваш о "революционном задании" просто великолепен. Впечатляет глубина и сила мысли, мастерство и умение заставить читателя смотреть на мир глазами автора, как своими собственными.

До встречи.

Ирина Ринц   02.08.2015 11:26     Заявить о нарушении
Бесконечно благодарен, Ирина за интерес, внимание, хорошие рецензии. Извините, что отвечаю с опозданием. Опять гости, дела, проблемы. И завтра дела и проблемы с поездкой в Москву. Ещё раз спасибо. До встречи.

Игорь Миллер   02.08.2015 22:25   Заявить о нарушении
Удачи и успешного разрешения проблем.

Ирина Ринц   02.08.2015 23:12   Заявить о нарушении
Да, я давно на самом деле Игорь, с тех пор, как старшей дочери пришла пора получать паспорт. А если вы добрались до меня в Одноклассниках, то видели, вероятно, в скобочках моё уменьшительное имя, которым меня назвали родители "хорошо, но недальновидно" как пишу в одном из своих многочисленных опусов.

Игорь Миллер   07.08.2015 12:47   Заявить о нарушении
Да как же бы я добралась до Вашего профиля в "Одноклассниках", если на Вашей странице нет на него ссылки? Да и не шарюсь я в социальных сетях - без того тошно.

Ирина Ринц   07.08.2015 14:05   Заявить о нарушении
Это я предположил, прошу прощения, поскольку только там и в двух трёх стихах упоминается моё детское имя. Но мне честно пришлось отвечать на ваш вопрос и я после некоторой затяжной паузы попытался ответить.


Игорь Миллер   07.08.2015 14:33   Заявить о нарушении
Герр Миллер, нельзя себя настолько любить, что даже ненужные обрывки прошлого бережно хранить и на них умиляться. Отпустите Вы его (прошлое я имею в виду), не сообщайте миру своё детское имя. Может я не права, но это попахивает занудством.

Ирина Ринц   07.08.2015 15:06   Заявить о нарушении
Зря колетесь, Ирина. Не по адресу. Имя своё написал в скобках, чтобы меня узнали те, кто никогда не знал меня под другими именами, чуть не вырвалось в других ипостасях. Но это тоже было уже давно и неправда. Вопрос с именем исчерпан раз и навсегда. И я ни о чём не сожалею. Прошлое никого не отпускает, а будущее ни о ком не заботится. Вот так обстоят дела на самом деле.

Игорь Миллер   07.08.2015 17:50   Заявить о нарушении
А вот это Вы зря. Прошлое очень легко развеять по ветру. Надо только его перерасти. Ну и с долгами разобраться.
А будущее - это моя любовь. Заботится оно о нас, или нет - дело десятое. Оно нам светит, нас греет, пьянит и вдохновляет, делая нас счастливыми уже сейчас.
И настоящее принадлежит либо прошлому, либо будущему в зависимости от того, чем человек живёт.
Я так и не поняла, что там у Вас с именем. В любом случае - извините, я не думала, что это такая запутанная история. Мне просто показалось, что имя не Ваше, я и сказала об этом про между прочим.
P.S. Какой же Вы основательный человек! Я полагала, Вы просто мимо ушей моё замечание пропустили, а Вы столько времени размышляли и даже прокомментировали! Уважаю.

Ирина Ринц   07.08.2015 18:24   Заявить о нарушении
Ну, а как вам грядущее, погребённое в прошлом?! Разгребёте.

Игорь Миллер   07.08.2015 18:54   Заявить о нарушении
Это Вы о нереализованном? Так оно уже умерло - какое оно теперь грядущее? И зачем его теперь разгребать? В назидание потомкам?

Ирина Ринц   07.08.2015 19:10   Заявить о нарушении
Ирина, я никогда не пишу только о себе даже тогда, когда выдаю сугубо личные вещи, но всегда о себе, стране и мире.

Игорь Миллер   07.08.2015 19:25   Заявить о нарушении
Это нормально. Чем масштабнее личность, тем значительнее её произведения. Настоящий талант всегда через личное выходит на общечеловеческое, всегда помогает через любую самую маленькую скважину увидеть вселенную.
Но Вы, как я понимаю, хотите сказать, что способны менять историю?

Ирина Ринц   07.08.2015 19:47   Заявить о нарушении
Какой же человек может менять стихию, которую надлежит уважать ради сохранения жизни и возможности, имея свою точку наблюдения и поддержку бессмертного большинства, жить всегда по общечеловеческим законам. Примерно так, очищая по возможности свой пятачок пространства.

Игорь Миллер   07.08.2015 19:57   Заявить о нарушении
Ну слава Богу! А то я уже напряглась.
Тогда что Вы имели в виду, предлагая мне разгребать грядущее, погребённое в прошлом? Или это была ирония? Если ирония, тогда ладно. Тогда можете не объяснять. Всё равно у меня чувства юмора нету.

Ирина Ринц   07.08.2015 21:07   Заявить о нарушении
Я вам ничего не предлагал, но задал риторический вопрос в виде цитаты из своего стиха. С этим вы ещё не раз столкнётесь, если изредка будете заглядывать на мою страницу.

Игорь Миллер   07.08.2015 21:29   Заявить о нарушении
Буду, непременно буду. Ваше творческое наследие столь богато, что изучать его можно годами.

Ирина Ринц   07.08.2015 21:48   Заявить о нарушении
Спасибо. Жду.

Игорь Миллер   07.08.2015 21:50   Заявить о нарушении