Как я разочаровался в Сталине

          Случилось это то ли в 51, то ли в 52 году, точно уже не помню, а уточнить не у кого, все уже ушли.  В начале ноября поехали мы со старшим братом Эриком в Москву, к папиной маме, то бишь бабушке. Из поездки помнится только полумрак вагона, большое количество дяденек и тетенек с узлами и баулами. Сам приезд в Москву не помню, помню только, что это была почему-то не Москва, а какие-то Люберцы. Рядом с бабушкиным домом за очень высоким забором был военный аэродром. Оттуда постоянно с ревом взлетали  самолеты, тетя Нина, папина сестра, называла их Дугласами. Что это такое, я не знал, но в этом слове мне слышалось что-то типа тяжелых мыльных пузырей, которые солидно лопаются.
         Каждый день мы садились на электричку и ездили, как все говорили, в Москву. В Москве было шумно, кругом толпились люди и по улицам гоняли машины. Пахло невкусно, чем-то едучим, не то, что у нас. На третий день тетя Нина подняла меня очень рано, и мы поехали на демонстрацию, на Красную площадь. Я уже знал. что такое мавзолей, Красная площадь. Знал, кто такой Сталин. В моем представлении это был огромный силач, который запросто мог всех победить одной левой.  Я так думал потому, что все о нем говорили очень уважительно, а у нас в селе уважительно говорили только о кузнеце Солуянове, мужике очень сильном и огромного роста, и о моем папе. Папа тоже был высокий и очень сильный, запросто подкидывал меня высоко в воздух  А Сталин был самый сильный, его все боялись. Помнится, что мы куда-то приехали, очень долго стояли в какой-то толпе. Наконец, пошли. Через некоторое время подошли к Красной площади, тетя Нина мне сказала: Гера, смотри, вон Сталин, и показала на мавзолей. Там стояли  какие-то люди. Потрет Сталина я уже видел, поэтому узнал его не только по лицу, но и по фуражке. Он был самым маленьким среди стоявших людей. Это меня просто сразило наповал и я, не сдержав эмоций, громко сказал тете с оттенком недоумения, недоверия, и даже какого-то возмущения: это Сталин?!!  Это не Сталин, это не Сталин! Тетка зажала мне зачем-то ладошкой рот и, дернув за руку, увлекла в толпу, в которой мы шли.   До самого  возвращения домой к бабушке я все переживал своё разочарование: могучий силач Сталин на самом деле оказался совсем не силачом.  Было очень непонятно, почему все боялись такого маленького дяденьку.


Рецензии