Вся правда

отрывки из книги "Бизнес-школа негодяев"
 

«...Наконец в этой глухой, уединенной деревушке его поиски закончились. В ветхой избушке у огня сидела Правда.
Он никогда не видел более старой и уродливой женщины.
— Вы — Правда?
Старая, сморщенная карга торжественно кивнула.
— Скажите же, что я должен сообщить миру? Какую весть передать?
Старуха плюнула в огонь и ответила:
— Скажи им, что я молода и красива!»
Роберт Томпкинс. «В поисках Правды».

Ну да, безусловно – название этой главы несколько претенциозно, поскольку ВСЮ правду высказать невозможно, тем более в рамках одной небольшой главы или даже в рамках одной очень толстой книги. Ибо ВСЯ правда – по определению всеобьемлюща, неисчислима и потому неописуема каким-либо одним произведением. А потому любые авторы и их произведения, претендующие на то, что именно они сейчас расскажут вам абсолютно всю правду обо всем – изначально являются отвратительным фэйком и подлежат публичному аутодафе.
Но я на самом деле вовсе не собираюсь излагать вам всю правду обо всем, а лишь обязуюсь изложить по возможности правдивую, но все-таки ограниченную информацию о достаточно специфичном аспекте человеческой деятельности, обычно именуемом английским словом «бизнес».
Любопытно, кстати, что в буквальном переводе с английского языка слово это означает «род занятий» или «вид занятости». И связано это с тем, что в совсем недавние времена у каждого человека действительно был его отдельный конкретный  «род занятий» и «вид занятости», то есть в то время каждый человек был «бизнесменом» (если только не являлся алкашом-тунеядцем, разумеется). Это в наше время это слово приобрело именно то значение, которое мы в него сегодня вкладываем – то есть человек, являющийся владельцем или совладельцем какого-либо предприятия или финансового, торгового или производственного обьединения. В те не слишком далекие времена каждый отдельный человек был таким «предприятием». Об этой словесной метаморфозе мы еще упомянем в дальнейшем по ходу этого повествования.
Однако разговор мы начнем не с этого, а с гораздо более важного – с побудительных мотивов. Что именно приводит к тому, что некоторые люди становятся самостоятельными предпринимателями и бизнесменами, а другие – нет? Было бы любопытно разобраться в тех механизмах, которые приводят конкретного человека к стезе предпринимательства и заставляют его на ней оставаться, несмотря на колоссальное напряжение, которое для этого требуется, а также многочисленные мелкие и крупные неприятности, которые непосредственно связаны с этим родом деятельности.
Прежде всего – при пристальном рассмотрении картины населения нетрудно заметить, что на данном отрезке исторического времени подавляющее большинство этого самого населения «бизнесменами» в старинном значении этого слова вовсе не являются, а являются они совсем наоборот – наемными работниками, то есть служат неким подобием деталей в определенных производственных процессах. Связано это отнюдь не с чьим-либо злым умыслом, а с историческим процессом промышленной, а затем и информационной революций, начавшихся еще в 19 веке и продолжающихся поныне.
 Начало ранней эпохи промышленной революции было обусловлено накоплением обширной научной базы в различных областях знания, что привело к множеству научных открытий и технологических прорывов, появившихся за относительно короткий промежуток времени – от парового двигателя до электричества и воздухоплавания. В результате этих открытий стало возможным быстрое укрупнение производства и его автоматизация, возникло понятие стандартизации товаров и услуг, и, наконец, появилось «массовое производство». На самом деле – мало кто понимает колоссальное влияние этого процесса на всю цивилизацию в целом. До эпохи стандартизации и поточного производства все товары изготовливались отдельными ремесленниками или, в лучшем случае, ремесленными артелями. А это означало, что влияние «человеческого фактора» на качество и количество товара было колоссальным. Два разных кузнеца изготавливали совершенно разные гвозди и могли за день произвести разное их количество, разница между костюмами, сшитыми разными портными, могла быть больше, чем разница между заурядным астероидом и звездой Альтаир. В Италии существовало несчетное количество изготовителей скрипок, однако большинство из нас знакомы только со Страдивари. То есть повсеместно промышленный процесс представлял собой некую фабрику по производству снежинок – каждый раз конечный продукт был абсолютно уникален и непредсказуем. Это приводило к невозможности точной сравнительной оценки товаров одной категории и, соответственно, затрудняло определение их реальной стоимости и предсказание степени удовлетворенности потребителя. Что, как вы понимаете, «не есть хорошо» для широкого рынка.
С началом промышленной революции производство резко укрупнилось и ускорилось за счет возникновения фабрик, заводов, а затем корпораций и монополий. Чтобы эффективно управлять столь масштабным производством, требуется стандартизация всего – от самого производственного процесса до системы управления им же. В результате же создания шкалы стандартов – эти крупные производства стали выпускать продукцию с абсолютно одинаковыми и предсказуемыми характеристиками. И назначали за эту продукцию одинаковую цену (которая, кстати, была невысока именно из-за обьема производства и сбыта). Этот процесс вывел из игры подавляющее большинство кустарных предприятий – никакой ремесленник не может конкурировать с гидравлическим прессом и конвейерной лентой. Как результат – вчерашние разорившиеся ремесленники устраивались рабочими на тот самый завод, который привел их к разорению. И устраивались они как раз на ту работу, которую сами умели исполнять лучше всего – так возникла работа «по профессии». Они также обучали новых работников, приходящих на завод, выполнять эту работу и делились с ними своими профессиональными навыками. Так возникло «профессиональное обучение».
За несколько поколений этот процесс так укоренился в сознании населения, что воспринимался как абсолютная и непререкаемая данность и никакой альтернативы не подразумевал. И это именно та картина мира, которую мы наблюдаем и сейчас.
Однако среди общего множества людей, являющихся наемными работниками, можно провести некую умозрительную черту и разделить их на две неравные части. Подавляющая масса  наемных работников абсолютно убеждена, что описанный выше порядок вещей совершенно нормален и неизменен, а следовательно - их задача состоит в том, чтобы всю свою жизнь быть наемным работником и стараться по возможности не быть уволенным и выторговать себе зарплату и пенсию повыше. Такое положение вещей дает им эфемерное ощущение безопасности и позволяет избегать ответственности («я же не один тут работаю») и риска принятия самостоятельных решений («а я что – я как все, как начальство скажет – так и сделаем»).
Но имеется и некоторая малочисленная категория людей, которая таким положение дел недовольна. И, между прочим – это как правило лучшие люди на своем рабочем месте, самые грамотные и трудолюбивые, самые креативные и порядочные. Им мало просто получать зарплату, им надоело подчиняться идиоту-начальнику отдела, им хочется, чтобы кто-нибудь прислушался к их ценным советам по улучшению производства. При взгляде на ту область, в которой они сами являются специалистами, у них часто болит душа за многочисленные просчеты и технические недоработки, за зачастую неэффективное управление или безответственность коллег. Они мечтают о свободе принятия решений. Они пытаются что-то улучшать и кому-то что-то советовать. За что быстро прослывают «умниками» и регулярно получают по кумполу как от начальства, так и от дружного коллектива сотрудников. В результате – в еще звенящем после последней начальственной нахлобучки кумполе все чаще возникает мысль «я бы смог сделать это лучше». И постепенно эта мысль перетекает в другую – «а может и в самом деле попробовать?». А затем и в третью – «уйду нахрен и открою свое дело – буду сам себе хозяин, никакой придурок не сможет навязать мне свое мнение, я ведь умею делать все это гораздо лучше, чем они». Со временем критическая масса этих мыслей накапливается и в один прекрасный день выдает цепную реакцию – со взрывом (в виде бития морды ненавистному начальнику) или без оного (в виде тихого податия заявления об увольнении по собственному желанию) – сие напрямую зависит от индивидуального темперамента. И, вдохнув полной грудью воздух свободы, с колотящимся сердцем и со звуками скрипок в голове, играющих марш Мендельсона, наш герой идет оформлять документы на открытие собственного бизнеса.
И вот тут мы и подходим к первому из наших неприятных открытий. С прискорбием сообщаю вам, что на сегодняшний день наиболее частым побудительным мотивом для открытия собственного бизнеса является простое стремление к большей самостоятельности в работе и нежелание подчиняться чужим приказам (кстати говоря – те же побудительные мотивы стоят и за дезертирством).  То есть этот человек, открывший «свой бизнес», на самом деле вовсе не бизнес желал открыть, а просто хочет получить более перспективное рабочее место, которое позволит ему наконец-то проявить себя по-настоящему и реализовать свои профессиональные таланты. Иными словами – он хочет купить себе «идеальную работу».
Определимся сразу – такой подход с первого же шага обречен на сокрушительный провал. Этот бизнес умрет в младенчестве. Ибо этот человек – вовсе не бизнесмен, он свободолюбивый наемный рабочий, менеджер-революционер, чиновник-анархист. Он не знает о ведении бизнеса абсолютно ничего, он понятие не имеет что это такое – ведение собственного дела, с какими процессами и сложностями это сопряжено и какими критериями руководствоваться при его организации. При том, что он чаще всего специалист в своей профессии (а иногда и очень высококлассный профессионал), он просто перепутал понятия и со стороны напоминает краба-отшельника, который пытается влезть в раковину не по размеру.
Согласно международной статистике – лишь 10% всех вновь открытых бизнесов доживают до конца первого года своего существования. И лишь 1% остается в живых через 3 -5 лет. То есть 99 процентов бизнесов умирает, зачастую даже не успев вернуть суммы, которые были затрачены на их открытие. Как результат – это оставляет людей, попытавшихся стать владельцами такого бизнеса, не только разоренными, но чаще всего также раздавленными морально, с уничтоженной мотивацией и самооценкой, а иногда – еще и брошенными семьей и друзьями.
То есть сам душевный порыв был прекрасен, но, к сожалению, удел большинства прекрасных порывов – это провал и горькое разочарование. Чаще всего внезапные прекрасные порывы до добра не доводят. А потому – лучше по возможности от них воздержаться. Как говорится в старинной шутке – во фразе поэта «души прекрасные порывы», слово «души» - это глагол в повелительном наклонении. 
Прежде чем пробовать открывать собственный бизнес – неплохо было бы в принципе ознакомиться с тем, что это вообще такое и как это работает. Проблема любого наемного работника заключается в том, что он на своем рабочем месте видел лишь маленькую часть общей картины и, даже если он в совершенстве знаком с этой частью, все остальные аспекты деловой деятельности для него «terra incognita» - он вообще не подозревает об их существовании. А ведь на самом деле ведение бизнеса – это многоплановый процесс с массой аспектов, которые должны быть учтены и просчитаны заранее, причем именно профессиональный аспект (который как раз лучше всего знаком нашему специалисту и который является его наиболее сильной стороной) составляет наименее важную часть целого.
Чтобы создать успешный бизнес, необходимо четко разбираться в нескольно критически важных вещах, а именно:
Какова конечная цель этого бизнеса? Как правило люди не понимают, что сам бизнес – это никакая не цель, а всего лишь средство. Цель бизнеса – это по возможности обеспечить вам достижение тех или иных ваших персональных жизненных целей. Вы должны использовать ваш бизнес как входной билет на вашу личную шоколадную фабрику. Поэтому еще задолго до открытия самого бизнеса нужно определиться с личными целями. К сожалению – большая часть людей в принципе живет бесцельно и к четкой формулировке жизненных задач не приучена. Но если у вас нет цели в жизни – открытие бизнеса уж точно такой целью не станет.
Психология бизнеса. Чтобы создать и развивать успешный бизнес, человек из Специалиста должен превратиться в Предпринимателя. Предприниматель – это совсем другой человек. Он обладает абсолютно другими психологическими характеристиками, чем Специалист, а иногда даже совершенно противоположными характеристиками (например – Специалист влюблен в качество продукции, Предприниматель же влюблен только в прибыль). Поэтому, чтобы стать успешным бизнесменом и чтобы ваш бизнес выжил и расцвел – вам придется подвергнуться нескольким весьма болезненным хирургическим операциям на мозге, включая лоботомию. Ладно, не пугайтесь – пошутил я. На самом деле, придется здорово поменять тип мышления и процесс установления приоритетов, а заодно и правила поведения и отношения с людьми (иначе вы никогда не сможете стать настоящим Боссом для ваших наемных работников).
Технология бизнеса. Сегодняшний бизнес – это высокотехнологичный процесс с множеством этапов. Этапы эти включают долгосрочное и краткосрочное планирование, производство и хранение, маркетинг и рекламу, распространение и сбыт, финансовую регуляцию и учет, контроль рынка, политику взаимоотношений с клиентурой и поставщиками, установление правил противостояния конкуренции, прогнозирование роста компании, а также возможных слияний и поглощений и еще чертову уйму всякой всячины. Предприниматель должен разбираться во всем перечисленном, но при этом заниматься лично лишь его малой частью. Иначе, как говорила леди Макбет своему супругу «ты совсем сойдешь с ума». Вам понадобятся другие люди. Бизнес – ролевая игра, а вы – ведущий в этой игре. Вы шахматист, двигающий фигуры по доске.  Ваша задача как владельца бизнеса – правильная расстановка фигур (то есть правильных людей на правильные должности). Ошибся – проиграл. Поэтому предприниматель должен уметь полностью контролировать свой бизнес и свои кадры.
К сожалению, как мы уже упомянули ранее – обычный человек, решившийся на эмоциональной волне открыть свой бизнес, ни о чем перечисленном понятия не имеет. А потому и результаты его «биснесменства» оказываются предсказуемо плачевными. Но «кто предупрежден – тот вооружен»! Если вовремя предоставить такому человеку всю эту информацию – то он может и не свалиться в ту яму, в которую сыплются 99% неопытных предпринимателей-новичков. И бизнес его выживет. А то и, глядишь, возьмет и дорастет по размеров международной корпорации. Чем черт не шутит. Бывали преценденты.
А посему, окрыленные этим оптимистичным настроем, мы двинем вперед  - к подробному обсуждению перечисленных выше аспектов бизнеса и рассмотрению решений для всех тех катастрофических проблем, которые могут возникнуть перед нашим начинающим бизнесменом.

 Цели
«Если ничто другое не помогает - наверное, лучше прочесть инструкцию!» 
Аксиома Кана-Орбена

«Любой бизнес – это бизнес по производству денег».
Ден Кеннеди

Как мы с вами условились выше – целью открытия и развития вашего бизнеса является попытка достижения ваших личных жизненных целей. То есть бизнес есть подобие отмычки к сложному замку или обьездной скоростной трассы, позволяющей обогнуть километровую пробку. Иными словами – вы используете бизнес как инструмент для получения от жизни того, чего вы сами хотите. И потому отношение ваше к бизнесу должно быть совершенно особым – оно должно быть абсолютно утилитарным и хладнокровным. Запомните: БИЗНЕС – НЕ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ! НИКОГДА НЕ ВЛЮБЛЯЙТЕСЬ В СВОЙ БИЗНЕС!   Прочтите эту фразу несколько раз, пока она окончательно не осядет у вас в мозгах. А еще лучше – напишите ее на листке бумаги и повесьте над своим столом. И не забывайте ее перечитывать каждый день.

Одной из самых ужасных ошибок начинающих предпринимателей является то, что они задумывают свой бизнес и относятся к нему как к первой и последней любви в их жизни – они не спят по ночам, думая о нем, они без оглядки тратят на него все свои (и не только свои) деньги, они уделяют ему все свое (и не только свое) время, они ревнуют его к конкурентам как свою целомудренную невесту, а когда этот бизнес скоропостижно отдает концы вследствие бездарного управления и их собственной неподготовленности – они, рыдая в голос, пытаются его реанимировать, а иногда вдобавок решают остаться с ним навеки, охраняя холодный труп. Я пишу эти строки без всяческого сарказма или попытки кого-либо обидеть, как могло бы показаться с первого взгляда – дело в том, что я сам много лет назад грешил тем же самым. При создании моего первого бизнеса и его развитии я (по словам очевидцев событий) находился на грани невменяемости. Я не спал по ночам, я страдал приступами паники и немотивированной агрессии перед заключением каждой крупной сделки, я был абсолютно некритичен к себе и неадекватен в восприятии чужих мнений и советов (даже если они были действительно дельными). При взгляде со стороны я наводил на мысль об отвратительном антисоциальном маньяке, страдающем при этом тяжелейшим нарциссизмом. Лишь по прошествии некоторого времени и по мере накопления опыта я несколько поумнел и изменил свое поведение и отношение к ведению бизнеса. Сейчас я, руководя и направляя свой бизнес, ощущаю себя в некоторой степени сторонним наблюдателем, способным хладнокровно оценить все недочеты и промахи собственного руководства. И, обнаружив эти промахи, с холодным презрением обозвав себя безмозглым поленом и феноменальным имбецилом, я способен так же трезво их исправлять.   
А потому – прислушайтесь к моему совету. Перед тем, как вы решитесь на открытие своего собственного дела – осознайте, что вы просто собираетесь создать инструмент, который призван решить некоторые из ваших проблем в жизни. И если этот инструмент по какой-либо причине не подойдет для решения этих проблем – вы его без малейших колебаний немедленно выбросите вон и взамен возьмете другой, более подходящий. Поверьте мне – вам неоднократно придется этим заниматься. Ибо никто не рождается на свет с заложенным в нем высшим знанием и никто не может знать заранее, что его ожидает на его предпринимательском пути.

Итак, поскольку задача бизнеса – это решение ваших проблем и достижение ваших личных целей – прежде всего необходимо определиться с самими целями. Поскольку бизнес – это не джин из лампы и абсолютно все ваши проблемы он, безусловно, не решит. Стоит постараться быть реалистичным в предварительной оценке и установлении этих целей. Давайте же определимся – каких целей бизнес позволяет достигнуть, а каких – не очень.
Во-первых – бизнес позволяет создавать материальное благополучие. Причем в потенциально неограниченных обьемах и с несравнимо большей скоростью, чем практически все остальные способы зарабатывания денег. Если, к примеру, другие виды вложения средств (такие как биржевые инвестиции или вложения в недвижимость) приносят в лучшем случае 10-15% годового дохода, то успешный бизнес способен генерировать и 50% и 100%, а у некоторых, особенно удачных – и 1000% в год прироста капитала. Иными словами – бизнес способен колоссально повлиять на  скорость увеличения вашего материального благосостояния. При успешно работающем бизнесе и при условии, что вы знаете правила его развития и стабилизации – вы получаете индивидуальную машинку для печатания денег в тех количествах, которые лично вам требуются. А это позволит вам навсегда избавиться от извечного страха нужды, позволит жить в том месте, в котором вам хочется, позволит обеспечить  вашим детям желаемый уровень образования, а вашим престарелым родителям – приличный уровень жизни на склоне лет. Да и вы сами будете чувствовать себя достаточно уверенно и с оптимизмом взирать в будущее. 
Поэтому, еще до открытия бизнеса вам необходимо проделать очень важную домашнюю работу, а именно – четко определить для себя сумму денег и уровень благосостояния, которого вы желаете достигнуть в результате предпринимательской деятельности. Ваша финансовая цель является одной из наиболее важных, поскольку именно она определяет в какой области вам стоит открывать бизнес, а также и потенциальный размер вашего будущего бизнеса, его стратегию, планируемую скорость роста и множество других необходимых факторов. Например, если вы ставите перед собой задачу получения личного дохода от бизнеса в размере не менее 10 миллионов$ в год – вам стоит задуматься об открытии банка, казино  или оружейного концерна (как удачная альтернатива может быть рассмотрен также наркокартель, но обычно это слишком конкурентный бизнес, а потому новичкам не рекомендуется – слишком высок шанс отметить первую годовщину вашего бизнеса в тюрьме или в гробу). Если же ваша планка не столь высока , к примеру 50-100.000$ годовых – то открытие небольшой транспортной фирмы, хорошего ресторана или успешной адвокатской конторы позволят вам без труда справиться с этой задачей. Разумеется – аппетит приходит во время еды и, достигнув планируемого дохода, вам вовсе не захочется останавливаться. А потому и начальная установленная цифра в дальнейшем может быть вами пресмотренна бесконечное количество раз. Однако – перед открытием бизнеса вам необходимо иметь в голове точную сумму – без этого этапа начинать нельзя!

Во-вторых – бизнес позволяет приобрести довольно значительное влияние на людей. Конечно – не на всех людей в мире (а нафиг они вам все нужны?), но на определенную группу населения вы окажете безусловное влияние. Кого именно я имею в виду? Да прежде всего ваших клиентов – если человек согласился стать вашим клиентом, то это однозначно означает, что он находится под вашим влиянием. Он сам может этого и не осознавать. Он говорит, что решил купить вашу продукцию или ваши услуги просто потому что ему понравилась обертка, или потому что ему ее порекомендовали, или даже просто случайно – «мимо проходил – ну и купил». Однако – его решение говорит именно о том, что он находится под вашим влиянием (или влиянием вашей торговой марки или качества вашей продукции или даже того, что ваш бизнес находился у него на пути, потому-то он в него и зашел).
Кроме того – под вашим влиянием, несомненно, находятся ваши подчиненные (и самое приятное в этом то, что вы можете грубым принуждением или административными мерами оказывать на них давление в нужную вам сторону и заставлять их действовать в ваших личных интересах). Они-то как раз находятся под самым сильным вашим влиянием -  и это влияние они должны ощущать. Влияние это должно вызывать в них щенячий восторг и благоговейный ужас – в этом случае они безоговорочно согласятся трудиться на вас, не покладая рук. Как именно добиться от них этого эффекта – мы обсудим позже.
Под вашим влиянием окажутся ваши поставщики, бизнес-партнеры, смежники и распространители – все те, кому выгодно сотрудничество с вами и кто лично заинтересован в том, чтобы вы и ваш бизнес жили вместе долго и счастливо и, в отличие от традиции народных сказок, не умирали бы никогда (ну, или хотя бы не умерли в один день – то есть, чтобы ваш бизнес продолжал здравствовать и после вашей кончины). На этих людей вы тоже можете оказывать очень сильное влияние – вследствие их непосредственной заинтересованности в сотрудничестве с вами, вы можете построить с ними по возможности удобную вам систему взаимоотношений, вы можете путем договоренностей, а иногда и жесткого нажима менять их манеру ведения дел и отношение к вам. О том, какие методы для этого можно использовать, мы тоже поговорим в дальнейшем.
И, наконец – вы сможете оказывать значительное влияние на круг ваших родных и знакомых. Статус успешного предпринимателя, владельца бизнеса с миллионными оборотами как правило заставляет прислушиваться к вашему мнению. А угроза внести небольшие изменения в завещание обычно производит прекрасный воспитательный эффект на ваших непослушных детей или других излишне строптивых родственников.

В-третьих – занятие бизнесом позволяет достигнуть очень высокого уровня развития вашей личности. Поскольку бизнес основывается на презумпции личной ответственности и самостоятельности принятия судьбоносных решений – эти качества очень быстро развиваются у любого предпринимателя. В противном случае он не станет таковым. А развитие этих качеств личности, в свою очередь, позволяет решать множество проблем в иных областях, с бизнесом никак не связанных, и находить оригинальные и нестандартные решения для всевозможных жизненных ситуаций или конфликтов. Это влияние предпринимательства на черты характера очень выражено. Путем многочисленных проб и ошибок, катастрофических провалов и головокружительных побед вы научаетесь сначала противостоять таким жизненным обстоятельствам, от которых как правило с криками ужаса убегают обычные люди, а затем, по мере накопления опыта, вы начинаете некоторые из них даже предвидеть. И при необходимости принимать превентивные меры. В результате этого процесса – некоторые особо упешные предприниматели приобретают у толпы статус «провидцев» - им приписывают волшебное свойство предвидения еще не произошедших событий и говорят, что «он заранее все предсказывал и потому решил создать этот продукт или совершить эту сделку». Что придает такому предпринимателю чувство уверенности в себе и харизматичность. А эти качества,  в свою очередь, помогают в общении с подчиненными, партнерами по бизнесу и просто со всякими разными окружающими. То есть получаем круговое движение, повышающее качество характера бизнесмена. В результате – выковывается характер настоящего лидера, «гроза врагам, отец солдатам». И это приобретение является одним из самых ценных в бизнесе – оно на самом деле гораздо дороже денег и материального благосостояния, поскольку, обладая этими качествами, вы завоевываете безоговорочное уважение семьи и окружающих и авторитет, который в дальнейшем еще не раз вам послужит.
Кстати говоря – в некоторых случах предпринимательская деятельность провоцирует и негативные стороны характера человека (излишлюю алчность, лживость, тщеславие, отсутствие вкуса и т.д.). И они вдруг начинают фонтаном переть наружу, вызывая некоторую оторопь у окружающих. Однако тут уж ничего не поделаешь, как говорится «если уж человек, извините, гондон – то и отношения с ним будут несколько натянутыми». Просто не имейте дело с такими предпринимателями и не делайте с ними бизнес, дабы не пачкать дерьмом собственное реноме.

В-четвертых – личная свобода. Старая американская поговорка гласит «сколько у тебя денег – на столько у тебя и свободы».  И это правда. В качестве производной от достаточного количества денег, от достигнутого уровня развития личности и навыков управления людьми и ресурсами – вы и в самом деле обретаете достаточно высокий уровень личной свободы. Вы можете позволить себе делать или не делать отределенные вещи, которые вам нравятся или не нравятся. Вы научаетесь отстаивать свою точку зрения и свои интересы. Вы приобретаете независимость от различных жизненных коллизий, которые способны разрушить жизнь других людей. В некоторых случаях вы даже можете приобрести определенный иммунитет к давлению со стороны законов и государственной власти (однако этот уровень достигается крайне нечасто – для этого ваш бизнес должен обладать национальным или даже интернациональным влиянием. Некоторые транснациональные корпорации без особых помех могут устроить государственный переворот с помощью взяток, внутриправительственных связей или силами наемных легионеров в какой нибудь захолустной стране, если ее правительство слишком непонятливо и недостаточно охотно откликается на интересы этой корпорации. Тем не менее – мы не станем в рамках этого произведении подробно рассматривать эти технологии, поскольку как правило это вне сферы наших интересов и мы не претендуем на такой размах влияния).
Некоторые могут не согласится с утверждением о личной свободе, поскольку известно, что владелец частного бизнеса зачастую выглядит как раз наоборот – как усталая, замученая до полусмерти белка, мечущаяся в колесе своего бизнеса, всеми силами пытаясь удержать его на плаву и свести концы с концами. И это тоже верно  - однако это характерно как раз для тех владельцев бизнеса, которые понятия не имеют о том, чем они занимаются. То есть – это как раз непрофессионалы в бизнесе, те самые, которые купили себе «идеальную» работу, как им вначале показалось, а затем выяснили, что этот идеал выглядит как каторжное ядро, приклепанное к ноге. И именно эта категория сдается через 1-5 лет, так как ни у кого на свете не хватит сил пожизненно отбывать такую каторгу по собственному желанию.
Тем не менее – если бизнесмен вовремя одумался и освоил правила построения бизнеса, если он стал профессионалом – то его жизнь выглядит совсем иначе. Он действительнол приобретает все те свободы, которые мы перечислили выше. Поэтому – чтобы освободиться (в том числе – и от собственного бизнеса) – продолжайте читать и вы обнаружите в этой книге важные принципы профессинального предпринимателя, которое вы сможете использовать для вашего бизнеса и для себя лично.

Итак – пока что все вроде бы выглядит неплохо. Однако уже начинает походить на «слишком хорошо, чтобы быть правдой». Бизнес – не волшебная палочка, за все в жизни приходится платить. Так где же этот подвох предпринимательства? Это мы сейчас и обсудим.

Какие же ваши цели не могут быть достигнуты с помощью занятия бизнесом?
Здоровье. Это поистине больной вопрос (уж простите за дешевый каламбур). Обычно бизнес (особенно на первых порах) требует от начинающего предпринимателя чудовищного напряжения сил, как физических, так и душевных (душевных в особенности). Что весьма пагубно сказывается на состоянии здоровья, как физического, так и душевного. Человек, до крайности увлеченный развитием своего бизнеса и бесконечно борющийся с лавиной льющихся на него проблем, абсолютно не обращает внимания на себя самого (то есть, как мы упоминали выше – напоминает влюбленного юношу в приступе любовной горячки). На этой волне без особого труда можно догнать гипертонию, инфаркт, нервное истощение, а то и вьехать в ворота психиатрической больницы. Предприниматель, с утра до вечера занятый лишь мыслью о том, как достичь минимальной выручки к концу месяца, не контролирует количество выкуренных за час сигарет и рюмок виски, выпитых в конце дня. А мысль о необходимости регулярных визитов к врачу, высказанная кем-либо из окружающих, вызывает в нем такое же недоумение, как попытка изложения теории струн в квантовой физике выпускнице курсов кройки и шитья.
 У Дена Кеннеди, известного американского маркетолога, имеется превосходная, на мой взгляд, иллюстрация подобного подхода бизнесмена с самому себе:
«Представьте себе, что у вас есть великолепная чистопородная скаковая лошадь стоимостью полмиллиона долларов. И, возможно, она принесет вам в будущем миллионные призы и международную славу. Позволите ли вы этой лошади не спать ночами, сжирать за раз по 3-4 гамбургера, запивая их литрами пива и выкуривать по полторы пачки сигарет в день?»
На мой взгляд – любые дополнительные комментарии тут излишни. Позволю себе еще раз повторить сакраментальную фразу: НЕ ВЛЮБЛЯЙТЕСЬ В БИЗНЕС! Лучше влюбитесь в себя – вы есть самый важный капитал этого бизнеса. Все остальное является вторичным и производным от вашей возможности построения этого бизнеса. Если вы уморили себя настолько, что сам бизнес стал вам противен или свалились с инфарктом, пытаясь в очередной раз свести концы с концами – вы просто обкуреная лошадь, а не бизнесмен. Никакие суммы в банке не порадуют вас, если вам придется провести остаток дней на транквилизаторах и антацидах.
Поэтому с самого начала определитесь с тем, что ваш бизнес не будет построен на ваших костях. Не жертвуйте собой ради лишней прибыли – бизнесов полным-полно, а вы у мамы один такой красивый.

Семейные отношения. Тоже неоднозначный аспект. Наверняка, все слышали холодящие сердце истории о людях, увлекшихся деланием денег и при этом полностью забывших о семье, утративших связь с родителями, супругами и собственными детьми. В конце такого повествования как правило описывается брошенный семьей мультимиллионер, жестоко страдающий от одиночества и проливающий слезы по своей загубленной жизни (эдакая картинка из диснеевской «Рождественской истории») и, заключительным аккордом, подается гениальный вывод – «деньги и семейное счастье несовместимы».  Как и большая часть фольклорных мудростей – это полнейшая ерунда.  На самом деле тут все несколько тоньше и зависит от отношения к бизнесу обоих супругов. Дело в том,что занятие бизнесом укрепляет семейные отношения в том случае, если оба супруга поддерживают эту идею, но полностью разрушает их, если один из супругов против. То есть – если один из партнеров решается на открытие бизнеса, а второй соглашается его в этом поддерживать и принимать вместе с ним все риски и невзгоды, связанные с этим решением – то я могу вас сразу поздравить. Во-первых – у вашего бизнеса теперь вдвое больше шансов выжить, так как за него болеют уже двое болельщиков. А во-вторых – даже если этот конкретный бизнес провалился в тартарары – вы можете быть уверены, что рядом с вами по-прежнему находится настоящий друг, который поддержит вас в трудную минуту и согласится сходить с вами в разведку, даже с риском остаться при этом без задницы.
Если же второй партнер противится открытию бизнеса – вы практически на 100 процентов обречены на провал. Поскольку имеется широко известное правило – нельзя делать хороший бизнес с плохими партнерами.  Ваш плохой партнер немедленно начнет дело разрушения вашего детища, причем на самых ранних этапах. При этом сам процесс разрушения будет абсолютно не связан с успешностью конкретного бизнеса. Если бизнес не пошел – супруг, ранее противившийся этой идее, станет теперь это делать с удвоенными усилиями, полагая, что он теперь обретает полное моральное право сказать «ну я же говорил/говорила» и попытается подмять под себя партнера, педалируя его чувство вины и обескураженности предпринимательским поражением. Если же этот бизнес вдруг выстрелил и начал приносить доход – второй супруг начинает спекулировать демагогическими заявлениями типа «ты бросил меня и детей ради денег». Профессиональным психиатрам и психологам прекрасно известен этот подсознательный психологический механизм, называемый пассивно-агрессивным поведением. Противоборствующая сторона в данном случае выступает в роли провокатора, пытающегося противопоставить цели бизнесмена целям его семьи, выставляя его не человеком, старающимся улучшить семейные перспективы и реализовать свой предпринимательский потенциал, а наоборот – бессердечным подонком, готовым пожертвовать счастьем своих близких ради сиюминутных эгоистических интересов. И это очень сильно подрывает моральные силы даже удачливого предпринимателя – не слишком приятно чувствовать себя предателем интересов своих близких людей. Я в данном случае говорю о «супругах», но на самом деле эта ситуация может относиться и другим категориям отношений – родителям, близким друзьям и т.д., то есть к тем людям, мнение которых для предпринимателя является решающим.
Выхода из такой ситуации есть только два: первый – вы навсегда забываете о бизнесе и продолжаете послушно выполнять то, чего от вас требует вторая сторона. При этом вы пожизненно останетесь с личным комплексом «недостигнутого счастья» и вдобавок – вас до конца дней при каждом удобном случае будут тыкать харей в ваше темное прошлое - «ты один раз уже хотел нас продать за деньги». Так что в дальнейшем веселая жизнь вам практически обеспечена.
Второй путь – вы немедленно и безоговорочно прерываете отношения, которые мешают вам заниматься бизнесом. Это, кстати, один из самых суровых экзаменов на право быть бизнесменом. Если вы сможете найти в себе силы для такого шага – это является показателем того, что у вас хватит душевных сил и для противостояния другим конфликтам, поджидающим вас в будущем. Именно это и описывают упомянутые выше страшилки о «бросившем семью» бизнесмене – просто он отказался идти на поводу у шантажистов и похоронить собственную мечту. А вместо этого он как правило со временем находит для себя в жизни «хорошего партнера» - человека, который мыслит его категориями, разделяет его убеждения и по своему уровню соответствует уровню самого предпринимателя. А проливающие слезы «брошенные на произвол судеб» бывшие родственники и домочадцы - на самом деле просто трусы и шантажисты-неудачники. Так что не судите строго предпринимателей со сложным семейным анамнезом – как правило это было необходимым условием для его движения вперед.
И снова – на заметку начинающему бизнесмену. Если вы изначально не чувствуете в себе сил для бескомпромисного разрушения ставшей слишком тесной для вас семейной клетки – может быть, вам лучше просто отказаться от мыслей о собственном деле, поскольку уж лучше не начинать совсем, чем потом остаться с эмоциональной инвалидностью и с клеймом пораженца.

Счастье. Нет, не надейтесь. Бизнес, деньги, свобода, дорогие вещи, поклонение окружающих и высокая самооценка не принесут вам счастья. Однако я вам больше скажу – бедность, аскетизм, полное самоотречение, богобоязненность, самобичевание, мучительные недуги тоже не принесут вам счастья. На мой взгляд – ничто из того, что существует на этом свете, не может принести вам счастья. Нет, не подумайте – я не собираюсь сообщить вам, что счастье ожидает вас на том свете, в «лучшем мире». На том свете тоже нет никакого счастья, а есть лишь очень холодный и скучный вакуум. Просто вероятнее всего, задача сделать человека счастливым не была прописана в смете при сотворении мироздания. А если серьезно, то счастье – это субьективное ощущение мимолетной эйфории, кратковременная химически обусловленная эмоция, возникающая в мозгу и генерируемая взаимодействием определенных веществ в нервной системе. Наверняка, каждый из вас неоднократно испытывал ощущение «счастья» по ходу жизни. И у каждого это ощущение возникало в результате совершенно разных воздействий и при совершенно индивидуальных обстоятельствах. Что у одного вызывает это ощущение – другого оставит абсолютно равнодушным. Или вызовет совершенно иную эмоцию. И длится эта эмоция совсем недолго, что неудивительно – слишком большая нагрузка на систему. Непрерывное счастье нефизиологично, нефункционально, а потому и принципиально невозможно.
Поэтому верхом глупости было бы ожидать от конкретной физической деятельности, называемой «бизнес», непрерывного эйфорического воздействия на мозг с заранее запрограмированный нейрологическим эффектом. Всем жаждущим непрерывного «счастья» могу порекомендовать героин – очень способствует. Остальным же здравомыслящим советую ограничиться более реалистичными и стабильными достижениями, коих, как мы упоминали выше, у предпринимательства немало.

Movable horror или Ужас, который всегда с тобой
«Чем крепче нервы – тем ближе цель» 
Мичман Джон (слова из песни британских моряков-смертников атлантических конвоев времен 2-й мировой войны).

Ну что ж, в этой главе мы подойдем вплотную к самой большой проблеме бизнесмена, к самому краю пропасти, в которую все бояться заглянуть. Потому что на дне этой пропасти прячется главный враг каждого предпринимателя. И имя этому врагу - СТРАХ.
На начальных этапах обдумывания и планирования своего бизнеса самая большая проблема, встающая перед потенциальным предпринимателей – это страх начать что-либо делать. Обусловлен он прежде всего отсутствием всякого опыта в открытии и ведении бизнеса, а также опасениями, связанными с реакцией окружающих на его возможный провал. Страх этот так велик, что зачастую просто удерживает человека от каких-либо дальнейших шагов – он настолько боится провала и общественного осуждения, что не предпринимает никаких практических действий, а вместо этого предпочитает бесконечно прокручивать в голове схему «виртуального бизнеса» – сидит он, значит, на лавочке и мыслит себе как бы он все круто  организовал, да как бы у него все здорово получилось и какую бы кучу денег он на этом заработал, да как бы поехал с этой кучей на Канары... И тут открываешь глаза - и наблюдаешь персональное разбитое корыто.
И вот тут есть два возможных варианта. Вариант первый - ты встаешь и бегом (пока не передумал) идешь и затеваешь всю ту крутизну, которую себе надумал. Вариант второй – быстренько закрывашь глаза и продолжаешь галлюцинировать. Большая часть людей выбирают второй вариант. Это ужасно. Но это правда. К сожалению – потом они по ходу жизни наталкиваются на собственные идеи. воплощенные в жизнь другими людьми (поскольку хорошие идеи приходят в голову многим людям сразу, но лишь немногие люди способны их реализовать). И, натолкнувшись на свою собственную идею, воплощенную в жизнь кем-то другим, они испытывают чувство, сравнимое с муками инквизиции – они видят собственную неосуществленную мечту. Которая отныне принадлежит не им, а кому-то другому. И они даже могут купить у этого другого свою бывшую мечту за свои собственные деньги (а иногда даже со скидкой). И никогда никому не докажешь, что это ты придумал, что ты бы тоже так смог. Потому что не смог.  И это очень печально. Я говорю это как очевидец, поскольку мне однажды в жизни пришлось изведать  это чувство. Поверьте мне – это очень больно и обидно. Но уже поздно – можно до завтра кричать на каждом углу «это я придумал еще в тысяча-девятьсот-мохнатом году» - все окружающие будут многозначительно улыбаться и отворачиваться.
Поэтому – конечно лучше использовать первый вариант и побежать что-то делать. Но ведь страшно же! И как же быть? Я весьма далек от мысли прочитать вам приторную лекцию о «положительной мотивации» и «позитивном мышлении». Массы этой псевдо-научно-публицистической дури заполонили пространство и все они годны лишь на растопку камина. Невозможно искусственно поддерживать в себе этот липовый религиозный экстаз хоть сколько-нибуть продолжительный период времени.
Я хочу предложить нечто гораздо более действенное и проверенное опытом поколений. Тут хорошо срабатывает ситуация с отсутствием выбора. Когда нечего терять – страх становится маленьким, а злость и решимость ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ. Поэтому я могу посоветовать сомневающимся и колеблющимся – поставить самого себя в ситуацию с отсутствием выбора.


Рецензии