Книксен, лопатка и мороженое

В Москве, начиная с осени, когда возвращались с дачи, меня водили в "группу" на Гоголевский бульвар. Тогда были такие удивительные "группы": детей четырех-шести лет приводили на бульвар и оставляли на несколько часов гулять с милой интеллигентной старушкой. Таких групп в центре Москвы было несколько, в каждой было человек по десять.
С нами гуляла Наталья Сергеевна, дореволюционная старушка, "из бывших". Скорее всего, она успела закончить какую-нибудь хорошую женскую гимназию. Приезжала она с нами гулять из Очаково, где жила очень одиноко и бедно в своей маленькой комнатке.
Наталья Сергеевна разучивала с нами старинные стихи типа надсоновских (что интересно, - еще и Благининой: ее теперь, наверно, никто не помнит), учила вытирать носик платком, а еще мы все умели делать реверанс и книксен.
Мальчики шаркали ножкой и были вежливы. Надо было видеть этих советских пятилетних малышей, закутанных в шубы и обмотанных шарфами, старательно шаркающих ножкой по снегу, в синих сумерках Гоголевского бульвара.
Мальчик Андрюша четырех лет от роду был в меня влюблен. Но он часто плакал, поэтому мне не нравился. Я собиралась замуж за Егорушку, нам было по пять лет, он был армянским мальчиком и у него были черные глаза и длинные ресницы. Егорушке я так прямо и объявила, что мы скоро поженимся. Он был не против.
У Натальи Сергеевны был во всем порядок. Мы ходили по бульвару парами.
Зимой выпал снег, и всей группе заказали деревянные лопатки, а когда их принесли, мы могли выбирать; но первыми выбирали самые послушные дети. Помню, я выбирала второй... Мне до сих пор от этого стыдно. Лопатка была гладенькая, некрашеная, из липы, и на ней красиво проступал древесный узор.
Душа моя, как я вспоминаю,  страдала от этого гимназического благообразия. И один раз, когда Наталья Сергеевна объясняла Леночке, что деткам нельзя мороженое, у них может заболеть горло, и что деткам дают только мороженое, растопленное на батарее, - я заплакала.
Но Андрюша меня утешил. Он сказал: "Это еще ничего! Вот моя мама говорит про глазированные сырки, что это и есть детское мороженое."


Рецензии