Под сенью девушек в Леванте

Лоренс Даррелл долгое время пребывал в тени своего знаменитого братца Джеральда, который был весьма популярен в Советском Союзе со своими книгами об экзотических зверюшках. Время тогда было такое. Анималистов печатали охотно, а вот антропологов, да еще с явно выраженными модернистскими устремлениями, не очень жаловали. А между тем Лоренс Даррелл – один из крупнейших европейских прозаиков второй половины ХХ века. Есть соблазн поставить  его книги в один ряд с романами Марселя Пруста и Генри Миллера, но делать этого не стану. Лоренс Даррелл, будучи непревзойденным стилистом, стоит сам по себе. А некоторый детективно-мистический налет, характерный для его книг, возможно, объясняется дипломатической деятельностью писателя. Тем более что в ней была изрядная толика шпионажа. Первая часть дилогии «Бунт Афродиты» - «TUNC» пропитана некоей тайной женщин, которые окружают главного героя, талантливого ученого Феликса Чарлока. Чтение романа Лоренса Даррелла – занятие непростое, но оно втягивает читателя в омут византийских страстей и коварства. И до конца книги от нее уже не оторваться. «Бунт Афродиты» Лоренса Даррелла вышел в очень стильной серии «Оранжевый ключ», которую запустило петербургское издательство «Азбука-классика».
Итальянского писателя Джузеппе Д, Агата можно считать одним из самых ярких представителей современного мистического реализма.  С этой неожиданной для русского читателя стороны Джузеппе Д, Агату открыла все та же «Азбука-классика». Два романа писателя «Римский медальон» (о нем я рассказывал в своих обзорах) и «Memow, или регистр смерти» читаются буквально на одном дыхании. Д, Агата утверждает: от предначертаний судьбы уйти невозможно. Герой его романа «Memow, или регистр смерти» бухгалтер Аликино Маскаро пытается отсрочить свою смерть, для чего переселяется  в придуманную компьютером жизнь другого Аликино Маскаро. Но финал предопределен. Блестящее детективное повествование, насквозь проперченное философскими максимами.
Еще один маленький шедевр интеллектуального детектива преподнес читателям живущий в Испании писатель Антонио Ларрета. Его роман «Кто убил герцогиню Альба, или Волаверунт», построенный в несколько витиеватой манере Уилки Коллинза, восхищает неожиданностью развязки. История знаменитой герцогини, которую обессмертил в своих полотно гениальный Гойя; история мадридского двора и всесильного министра Годоя; история любви и предательства; история ядов и красок…Но самое интересное - это художественное построение романа, которое Ларетта выстраивает в стилистике историй Шехерезады.
Американская писательница Ширли Джексон наверняка восхищалась ранним романом Фолкнера «Шум и ярость», а знаменитый режиссер Ларс фон Триер, потрясший зрителя фильмом «Догвиль», вне всяких сомнений знаком с романом Ширли Джексон «Мы живем в замке». Этот небольшой роман, который издательство «СЛОВО/SLOVO» включило в потрясающе успешную серию «Вот эта книга», просто пронизан повседневной жестокостью деревенской Америки. «В этом поселке мужчины никогда не стареют и вечно сплетничают, зато женщины быстро старятся от пепельной, злой усталости и всегда молча ждут, когда же мужчины сподобятся встать и пойти домой». Таково наблюдение слабоумной Мари Клариссы Блеквуд, по прозвищу Маркиска, которая однажды отравила своих родителей и тетю, а потом, как бы невзначай, подожгла свой дом… Впрочем, для этого у нее были свои резоны. Если фильм «Догвиль» потряс ваше воображение, непременно прочитайте маленький шедевр Ширли Джексон «Мы живем в замке». Еще одна книга серии – роман итальянского писателя Андреа Де Карло «Уто». Не знаю как составителям серии «Вот эта книга» это удается, но все пять книг, которые в ней вышли, объединены одной темой – взросления и воспитания чувств. История Уто – рассказ о юноше, который с одной стороны не приемлет никакой лжи в человеческих отношениях, однако в силу своей патологической правдивости попадает в довольно странное для себя состояние. Вопреки какой-то логике он становится  новым гуру общины, которая живет в экстатическом самообмане.
 В английской литературе армейская тематика проделала странную эволюцию от героизации в рассказах Киплинга до профанации в романе Ивлина Во «Меч почета». В романе Лесли Томаса «Девственники в хаки», - эта книга вышла в издательстве «Махаон» в серии «Современная классика», - заштатный гарнизон на окраине Сингапура описан в лучших традициях русской литературы конца 19-го века. Поначалу роман вызывает массу ассоциаций с «Поединком» Александра Ивановича Куприна, но затем плавно переходит в стилистику бессмертного «Швейка» и также незаметно перетекает к ярости фильма Оливера Стоуна «Взвод». Образы, которые создал в романе Лесли Томас, комичны и незабываемы, как монстры Иеронима Босха. Наверное, это одна из самых ярких книг на тему идиотизма армейской жизни и абсурдности всякой войны.
А вот две другие новинки, на которых я хотел бы остановить ваше внимание, рассказывают об одной и той же   войне с разных точек зрения. Первая книга - о трагических событиях в бывшей Югославии написана хорватом Неделько Фабрио, вторая – все о том же - испанцем Артуро Пересом-Реверте. «Смерть Вронского» Неделько Фабрио («Амфора», СПб,2004 г.) – антисербский роман с использованием знаменитого русского персонажа графа Алексея Вронского. Поскольку на войне  у каждого - своя правда, не стану обвинять Неделько Фабрио в очернительстве, но нарисованные им страшные картины войны все же шаржированы и не столь не столь ярки, как у Артуро Переса-Реверте в его небольшой повести «Территория команчей» («Эксмо», 2003 г.). Хотя хорватский писатель пытается показать всю жестокость сербских четников глазами русского добровольца, для чего ему пришлось переместить, (довольно неуклюже),  толстовского литературного героя на сто лет вперед, ему как-то не веришь, равно как и Вронскому. Зато все конфликты последнего времени, в частности бойня в Боснии, у Переса-Реверте абсолютно достоверны, хотя их фиксируют телекамеры и фотообъективы иностранных журналистов, чьи дома, в отличие от хорвата находятся далеко от войны. Перес-Реверте – мастер интеллектуального детектива -  создал потрясающее антивоенное произведение, которое звучит как реквием всем репортерам мира, погибшим в «горячих точках» планеты. Самая «хемингуэевская» книга последних лет!   


Рецензии