Играем Диккенса

Родина вечно зеленых газонов, вечно  модного твида и вечно любимой группы «Битлз» - Англия, похоже, решила в начале XXI века задать моду и молодежным течениям  современной прозы. Как водится, у нас эту тенденцию чутко уловили в питерском издательстве «Амфора», которое, и я не раз говорил об этом, является законодателем моды среди молодежной читательской аудитории. Что и продекларировано в одном из девизов издательства: «Читать модно».
Коротко остановлюсь на нескольких романах, которые, на мой взгляд, просто обречены, стать лидерами продаж, потому что каждый из них, безусловно, бестселлер. Начну с «Команды» Дуги Бримсона. Этот триллер написан в стиле «саспенс», который подвешивает читателя с первых страниц и до самого финала. Излюбленный жанр  писательницы Патриции Хайсмит. Кстати, один из героев книги Дуги Бримсона Билли Эванс жутко отрицательный персонаж, которого многое объединяет с другим отрицательным персонажем, обаятельным героем романов госпожи Хайсмит мистером Рипли. Главное в этом романе – интрига. Противостояние, в котором полицейский инспектор Пол Джарвис вчистую проигрывает Билли Эвансу, эдакому профессору Мориарти в мире «хулс». Ведь речь пойдет о печально знаменитых «хулс» - английских футбольных хулиганах, при упоминании которых, по спинам европейских блюстителей порядка начинают бегать мурашки. Не стану открывать всей интриги романа, тем более что на выходе в «Амфоре» его продолжение, в котором смею предположить зло должно быть как-то наказано. По крайней мере, того требует литературная традиция идущая от мистера Чарльза Диккенса, бессмертный дух которого витал во многих, представленных в этом обзоре романах. Наказанное зло и торжествующая добродетель, если только это определение можно применить к симпатичному гиду Брэду, – таков финал романа Колина Баттса «Ибица». Пожалуй, это самая модная книга нынешнего летнего сезона, которую наверняка можно будет обнаружить на пляжах знаменитого молодежного курорта Ибица. Очень остроумный, смешной и оптимистичный роман об отдыхе у синего моря, чем он приятно отличается от близких по теме, но несколько мрачноватых  «Платформы» Мишеля Уэльбека и «Пляжа»  Алекса Гарленда.
Большинство восхитительных романов в серии «Романтическая комедия» написаны женщинами и про женщин. Но читать их легко и весело как женщинам, так и мужчинам. Опять же знаменитый английский юмор и  диккенсовская традиция способны превратить любой банальный сюжет в первоклассное чтение. Роман Франчески Клементис «Большие девочки не плачут» - история Марины, которая поняла, что счастье не в стройной фигуре, а в сохранении гармонии с самим собой, и история молодого ученого Дэвида Сэндхерста, который так и не понял, что таблетками для похудания сущности человека не изменить, а вот искалечить можно. Потому и здесь зло наказано, добродетель вознаграждена и все в финале хорошо.
Милли Брэди – героиня романа Джил Мансел «Милли Брэди меняет профессию» - отнюдь не доктор Фауст, а знаменитая писательница Орла Харт, которую Милли отвратила от самоубийства, совсем не похожа на Мефистофеля в юбке. Однако же приключения, выпавшие на долю скромной провинциалочки Милли, достойны знаменитых прототипов.
«Мучения Минти Мэлоун» Изабель Вульф -  роман, в  котором злоключения сыплются на героиню как из рога изобилия, но та переносит их с чисто британским чувством юмора, поскольку иначе ей и нельзя. А как бы вы поступили, если бы от вас жених отказался в момент бракосочетания? Обрыдались бы? Вот и Минти поначалу поплакала, а потом взялась за чтение романа Диккенса «Большие надежды». Так что и здесь все будет хорошо!
У героини романа Ильдико фон Кюрти «Тариф на лунный свет» тридцатитрехлетней немки Коры Хюбш (Милашки) те же проблемы, что и у англичанок, француженок, американок и россиянок. «Ищу мужчину!»
Всего за шесть с небольшим часов, которые Кора Милашка проводит у телефона в ожидании звонка от любимого человека, мы не только узнаем о ее увлечениях, разочарованиях, тревогах и маленьких радостях, но и в полной мере насладимся остроумием Ильдико фон Кюрти. Замечательно смешная и радостная немецкая книжка!
Представлять роман Ф. Дж. Лаурии «Невыносимая жестокость» особой нужды нет. Триумфальное шествие одноименного фильма братьев Коэнов, в котором бесподобные Джордж Клуни и Кэтрин Зета-Джонс разыграли комедию положений, завершается появлением на книжном рынке бестселлера. В этой книге от непредсказуемых поворотов сюжета просто захватывает дух.
Даниэль Пеннак – один из самых читаемых во Франции сочинителей детективов.  Центральный герой его полицейской саги - Бенжамен Малассен -  профессиональный «козел отпущения», которому достаются сплошные синяки и шишки. Малоссен, - чем-то напоминающий персонажей романов Сан-Антонио, – весьма симпатичная личность. А потому всегда с честью выходит из абсолютно безвыходных ситуаций. «Амфора» приступила к выпуску серии романов Даниэля Пеннака. В новую книгу вошли два первых романа о господине Малоссене «Людоедское счастье» и «Фея карабинов». Два романа под одной обложкой, на которой изображены Робинзон Крузо и Пятница, которых мы с детства привыкли узнавать в рисунках Жана Гранвиля, вроде бы о Робинзоне с Пятницей, но в то же время совсем об ином. Небольшой роман лаурета Нобелевской премии Джозефа М. Кутзее «Мистер Фо» об одиночестве среди людей. И главная героиня в нем – Сьюзен Бартон, а не Робинзон, который умирает на корабле по дороге в Англию. Дело не в Робинзоне, и не в Пятнице. Дело в ответственности писателя, дарующего бессмертие своим персонажам. «Мистер Фо» — самая чарующая книга, которую прочел за последнее время. Второй роман «Пятница» лауреата Гонкуровской премии Мишеля Турнье, ранее уже издавался в «Амфоре». Но, тем не менее, экзистенциальная проза Турнье   прекрасно дополняет «Мистера Фо», развивая тему ответственности человека за ближнего своего.
 Еще один нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер, чей роман «Шоша» критики называли «еврейской Лолитой», стал известен широкой читательской аудитории лишь после того, как его книги начали переводить на английский язык. В этом отношении русскоязычным еврейским писателям повезло куда больше. За их плечами могучая литературная традиция. Но никакая великая литература из посредственности таланта не сделает. А  Зингер в литературе - то же, что  Шагал в живописи. Это отчетливо просматривается в его рассказах, которые вошли в сборник «Суббота в Лиссабоне». А еще почему-то сразу начинаешь думать об американских рассказах Довлатова, хотя вряд ли Сергей Донатович был знаком с творчеством Зингера. Просто есть какие-то совпадающие интонации.
Новая книга, ушедшего на время из мира фэнтези, Макса Фрая называется, как все у него, бесхитростно – «Книгой одиночеств». Я бы назвал ее «Книгой от девичеств». Но я далек от постмодернизма, поэзии и ностальгии по былым временам. Что было, то прошло. И не вернется. Даже если позвать в соавторы Линор Горалик. Но Макс Фрай не был бы тем, кто есть, если бы не нашел я у него такого отрывка:
«После их визита морозильная камера моего холодильника представляет собой дивное зрелище. Там лежат:
- бутылка водки, принесенная гостями;
- полубутылки горилки, не допитой вчерашними гостями;
- пакеты с замороженным кормом для рыбок (они всегда там лежат).
Шерлок Холмс небось решил бы, что в доме проживает шибко пьющий Ихтиандр».
Все-таки талант не пропьешь!
На этой оптимистической ноте я завершаю обзор некоторых новинок питерского издательства «Амфора», дабы предаться модному увлечению – чтению книг!


Рецензии