Великие уходят незаметно...
великого художника, скульптора, педагога,поэта Игоря Федина.
Конечно,Россия не вздрогнула,да и вообще,мало кто заметил его ухода...
Таков негласный закон...САМЫЕ ВЕЛИКИЕ УХОДЯТ НЕЗАМЕТНО....
Дружить с гениями - эта особая тема для разговора.
У него был,мягко говоря, нелучший характер для дружбы.
Воспитанный единственным в семье ребенком, как самое любимое дитя матери,
при живом отце, но устранившимся от воспитания.
И еще, И.Ф. умудрился не попасть на переработку в детский садик.
Потом непрекращающийся разлад со здоровьем и затянувшаяся на многие годы материальная неустроенность, постоянные проблемы во взаимоотношениях с обществом, с женщинами,у которых превалируют материальные интересы..
Конечно, не все было в его жизненной картине написано черными красками.
Более того,если вы посмотрите на его радужную живопись,вам и в голову не придет, как непросто было жить этому человеку.
Он мог, если того хотел,даже показаться весельчаком.Он мог так смеяться, что заставлял смеяться других...
Вообще, я сейчас только задумался над вопросом, как определить, что в человеке является маской, а что его сущностью? И понял, как трудно, а порой даже невозможно это сделать.
Ему было тягостно среди людей,при этом он тянулся к ним. Стал даже непревзойдённым педагогом.
Он тяготился мира взрослых, где все построено на конкуренции и продаже. Людей, которые жили другими интересами, которые были равнодушны к искусству.
Говорю не об искусстве вообще,а об искусстве неофициозном, необщепринятом.
Встречаясь с непониманием своего искусства, он говорил с сарказмом в голосе:- В нашей ГАЛАКТИКЕ этим не интересуются.Это звучало из его уст, как диагноз серьезного заболевания.
Он предпочитал общение с духами деревьев,чем с людьми, но при этом их изображения,сделанные им, очень сильно напоминали человеческие лица.А это означало, что людей он всё же любил...Может их не раскрытую глубинность?
Он был часто раздражительным, на первый взгляд мог показаться мелочным..
С этой стороной его личности я старался не общаться.
Скажу, что я дружил лишь с одной его составляющей,
а именно ПОСВЯЩЕННОСТЬЮ в искусство.Это то что не имело цены, более того - вообще не поддавалось каким бы то ни было единицам измерения.
Что это такое,трудно объяснить, но легко почувствовать, когда такой
человек начинает говорить с тобой на тему,которая для него, как невидимое Солнце,
очень необходима для существования.
То без чего,его лучшие части души перестали бы существовать и засохли бы, как зеленые листья без света Солнца.
Для Игоря Ф. такой темой было искусство. Мне посчастливилось несколько раз ходить с ним на выставки, слущшать его рассуждения и замечания.
И.Ф., когда стоял перед копиями скульптур Огюста Родена,кажется переставал видеть и слышать всё остальное.Во всяком случае менялся масштаб соотношения не в пользу привычного мира.
Мне,бывшему охотнику,глядя на него в этот момент, приходило сравнение, его состояния с охотничьими собаками. ( Да простит он меня за такое сравнение.Но кто хорошо знает собак, никогда не сочтет оскорбительным такое сравнение)
Собаки, когда нападут на горячий след перестают воспринимать мир. Мир в этот момент суживается для них до запаха зверя.У него - до понимания гармонии и красоты.
В каком бы скверном он не был настроении, стоило только спросить его о картинах Поля Гогена или Эрнста Макса, как тотчас же он преображался.
Перед вами уже был другой человек. Он мог часами говорить об искусстве, о своих любимых художниках, скульпторах.
Однажды,я прочитал историю про одного еврейского пианиста, который оказался в сталинские времена правления в одном ГуЛаге.
Заключенных заставляли выполнять тяжелые сельскохозяйственные работы.Этот пианист видя, как от таких работ у него деревенеют пальцы рук, отказался выйти на разнарядку и был за это расстрелян.
До моего знакомства с И.Ф. мне не была понятна позиция (мне казалось в ней не хватало гибкости.Да, возможно он потерял подвижность своих пальцев, но остался бы живым и мог в будущем стать преподавателем для новых талантов) этого заключенного,который явно знал, что последует за такой отказ.
Хотя И.Ф. не коснулся этого режима никоем образом, мне глядя на него, легко было представить такой вот поступок. Потому, что для таких людей жизнь теряет всякий смысл, если в нем нет места для их искусства даже на короткий период...
Еще у него была одна странность, благодаря которой он мне был интересен, как нечто необыкновенное....
Он,от матери украинец, рожденный и воспитанный в России,обожал Японию и все, что с этой страной связано: синтоизм и буддизм - религии этой страны, поэзию, восточные единоборства, икебана и многое другое. Просто не перечислить.
Фильм "Семь самураев" Акиры Курасавы ( как в прочем все остальные фильмы этого режиссера) он мог смотреть бесконечное число раз.
Самое забавное, что на некоторых своих фотографиях он имел черты восточного типа.
Его жена и близкие друзья звали И.Ф. по этой причине Игорь Сан.
Сам я верю в закон реинкарнации и думаю, что в одном из своих воплощений И.Ф. был японцем.
Вчера открыл книгу Юкио Мисима "Несущие кони" из личной библиотеки И.Ф.
Страницы книги были испещрены его прочерками,замечаниями. А на одной странице, словно на листе блокнота, было записано стихотворение в прозе, которое вероятно, у него спонтанно возникло во время чтения этого романа.
ЗЕМЛЯ - ВЕТЕР УСИЛИВАЕТСЯ - ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР.
ПРОСТРАНСТВО КИШИТ ЗВУКАМИ МЫШЕЙ-ПОЛЕВОК;
КРАСНАЯ ЗЕМЛЯ ДЫШАЛА СЫРЫМ ВЛАЖНЫМ ВОЗДУХОМ И ДУМАЛО О ЖИВОТВОРЯЩЕЙ СИЛЕ;
ВЛАЖНЫЕ МХИ ВОКРУГ ОГРОМНЫХ ВЕЛИКАНОВ-БЕРЕЗ ЗЕЛЕНЕЛИ И ЧУВСТВОВАЛИ
ПРОБУЖДЕНИЕ НЕЖНЫХ СНОВ ПАПОРОТНИКОВ-МУДРЕЦОВ.
ВОДА В РЕКЕ НЕСЛА СВОЕГО МЛАДЕНЦА - ПОДЫМАЮЩИЙСЯ ТУМАН
В ТИШИНЕ.
ТОЛЬКО ШЁПОТ ПОСВЯЩЕННЫХ В ТАЙНУ ОЛЬХОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ НА БЕРЕГУ...
МНЕ ПРИСНИЛСЯ ИССА*,
А МОЖЕТ НА ТОМ БЕРЕГУ И Я ПРИСНИЛСЯ ЕМУ?..
Я думаю, что И.Ф. так же сейчас где-то плывет и, как сны,внимает Тайнам Мира.
И КОНЕЧНО, ЕСЛИ ОН САМ НЕ БЫЛ В ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ ЯПОНСКИМ ПОЭТОМ ИССОЙ,ТО НЕПРИМЕННО С НИМ ВСТРЕТИТСЯ...
К этому эссе прилагается одна из бесчисленных работ И.Ф..
Да будет Свет на его Дорогах!
* - Кобаяси Исса (яп. ;;;;, также известен как Ятаро (яп. ;;;, Ятаро:; 15 июня 1763 — 5 января 1828) — японский поэт, мастер хайку.)
Свидетельство о публикации №215080100727
Нашла сайт с его картинами. Великолепно.
Бердникова Юлия 03.08.2015 17:02 Заявить о нарушении
У-Вей Гоби 04.08.2015 20:10 Заявить о нарушении