Искусство дипломатии. Атака

 Искусство дипломатии. Психологическая атака. (Отрывок.)

   Один из мудрецов рассказал мне легенду об искусстве уходить, предвидя действия врага, даже если ты повернулся к нему спиной.
    Вот эта легенда: однажды суслик вылез из норы и, видя, что никого нет, негромко крикнул и стал смотреть – никого не было.   
    Значит, мой крик отпугнул всех, кто мог бы сейчас здесь пройти, – подумал он и залез на всякий случай обратно в нору.
   На следующий день суслик опять вылез из норы, но теперь стал кричать громче. Никого опять не было. Ему надоело кричать. Его, видимо, запомнили и все, наверное, стали боятся и потому обходят стороной.
   Он, раздувшись от гордости за свой ум, полез обратно в норку.
   На третий день суслик увидел, что вход в его норку потемнел. Он вылез из норы и перед ним оказалось кобра во всем своей великолепной, грациозной стойке. Суслику это не понравилось – кобра загородила свет от Солнца в его норку.
    Он помнил, что вчера он покричал и никто не появлялся.
    Значит, надо покричать, тогда она от страха уползёт, – подумал суслик, – вот это я! Вот что значит придумать психологическую атаку – знай погромче кричи и все тебя боятся!
    Он стал кричать на кобру, ругаться на своём свистящем языке и распалялся всё больше и больше. Кобра от такого шума стала прижиматься к земле и сжиматься в кольцо. Когда она почти вся сжалась, как пружина, до самой земли, суслик подумал: вот так надо психологически атаковать, пусть теперь высыхает на Солнце от страха, да и свет Солнца уже опять попадает в норку.
    Он повернулся и решил вернуться в норку, но кобра быстро распрямилась, как пружина, и молча прыгнула в сторону суслика и ужалила его. В последние секунды своей жизни суслик прошептал: психологическая атака – не крик, крик – признак бессилия.
     Ни один суслик в округе больше не кричал ни на кого. Крик на других оказался признаком глупости...
    Лишь крик для спасения, – сказал мудрец  – сильнейшее средство спасения, если кто-то, желающий спасать, услышит или хотя бы сообщит спасателям о чьём-то крике в беде.
   Есть ещё крик на врага, как взрыв, но это уже иное, не искусство дипломатии, но подавление воли, отвлечение от своей же вины. Виновные так и делают обычно: кричат на весь мир на невиновных, чтоб отвлечь от своей вины, кричат громко, чтоб другие боялись и не возражали. Но это не дипломатия.
   Искусство дипломатии – в разуме действий, ибо крик говорит о наглости кричащего, но выдаёт и местонахождение его, и цель его возможных намерений, как правило, опасных для всех.


Рецензии