Эссе Памяти Игоря Талькова и Александра Башлачева

Памяти Игоря Талькова и Александра Башлачева

Эссе

Имена Игоря Талькова и Александра Башлачева навеки вписаны в историю Русской национальной Культуры. И если имя Игоря Талькова, замалчиваемое в последнее время, еще как то более или менее известно, то творчество Александра Башлачева знают и ценят по достоинству пока немногие.

Вспоминаю середину восьмидесятых  годов времена горбачевской «перестройки». У меня приподнятое настроение в ожидании грядущих перемен. В системе бытового обслуживания, где я работал, ввели договорные отношения и мы стали зарабатывать легальные нормальные  деньги. В общественной жизни зазвучали мотивы новых веяний. И вот я как то в компании слушаю плохонькие записи хватающих за душу, и уже не отпускающих ее, песен неизвестного исполнителя. Мы сразу для себя определили его как «человека без кожи» с предельно обнаженными нервами. Это были авторские песни в исполнении Александра Башлачева. Сразу стало ясно в Русской музыкальной, поэтической Культуре появилась феноменальная, ни на кого не похожая яркая звезда. Затем вскоре последовало известие о его «самоубийстве» (у него в конце 1987 года родилась дочь, появилась какая никакая семья и вдруг ни с того ни с сего он среди дня выбрасывается из окна восьмого этажа, без записки). Александр Башлачев прожил короткую жизнь всего неполных 28 лет. Вот его официальная биография:

  БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич (27.05.1960, Череповец – 17.02.1988, Ленинград) – поэт, композитор, певец. Родился и вырос в Череповце. Окончил факультета журналистики Свердловский университет. В 1984 приезжает в Ленинград. Последующие три года ведет жизнь бродячего музыканта, работает дворником, кочегаром. Выступает на квартирах, изредка в залах и на фестивалях «альтернативной культуры» (Ленинград, Черноголовка, Свердловск). Выступал с купленной еще в студенческие годы акустической гитарой, не соглашался записываться в «электрическом» варианте.

В течение 1984-1987 годов Александр Башлачев создал около шестидесяти песен. Наиболее полно они были представлены в его «концерте для голоса с душой», состоявшемся в Москве, в Театре на Таганке  1986 года. На Таганке прозвучали песни, связанные как бы в единый цикл. Открывшая концерт «Посошок», она подводила к знаменитой программной песне «Время колокольчиков», затем следовали известная «Петербургская свадьба» и наиболее знаковые великоруские типологические песни: «Случай в Сибири», «Лихо», «Мельница». Они подводили к развернутой восемнадцатиминутной «Егоркиной балладе». Взрыв веселых и злых песен «Подвиг разведчика», «Слет-симпозиум» – переходил в песни-размышления «Тесто», «Сядем рядом», «Как ветры осенние», а завершала цикл маленькая поэма «Ванюша».

Как одно из самых ярких явлений отечественной великоруской культуры оценен посмертно (рок-культура лживый миф либералистики В.М.).

Немногим более Александра Башлачева прожил Игорь Тальков (1956 – 1991).   

Тальков долгое время пытался найти свой путь в творчестве, работал, как музыкант, писал и исполнял свои песни. Он осознанно справедливо считал, что русская по культурологии песня это кратчайший путь донесения своих мыслей до слушателя. И многое изменила трансляция песни «Россия» по первому каналу телевидения в программе «До и после полуночи». Эффект от ее исполнения был похож на взрыв бомбы. Люди поняли, что наконец-то появился русский певец, которому дорого все то, что называется Родиной.

Вспоминается один эпизод сразу после  убийства Игоря Талькова. Меня познакомили в моем Краснодаре с двумя молодыми ребятами, православными верующими, исихастами, последователями св. Григория Паламы, просидевшими в уединении поодиночке в затворах Ново – Афонского монастыря по нескольку лет. Я их увидел  в Краснодаре по дороге домой в Москву дня через два после возвращения их в Наш с Вами Мiръ. В разговоре с этими очень необычными людьми (а это было видно сразу), был упомянут и Игорь Тальков. И тогда один из них при одобрении другого сказал, что Тальков при всех его достоинствах погиб неразборчиво допустив близко к себе нечистую силу в свое творческое окружение. Увидев мое сомнение, сказал что ручается за свои сведения, полученные свыше.   

И Башлачев и Тальков причисляются официозом музыкальных критиков в ряды рок музыкантов исполнителей, но этот миф давно пора развеять так, как они традиционные русские певцы музыканты и никакого отношения к примитивной западной рок культуре не имеют. Их недалекий предшественник Великий Русский поэт Николай Рубцов (1936-1971) также был хорошим музыкантом гармонистом и исполнителем своих песен. Остались записи песен в его талантливом, профессиональном исполнении, которые я слышал, но, к сожалению, не имею.

Вершина творчества Александра Башлачева его песня-шедевр «Время колокольчиков». Фабула ее проста и вечна – раз угнетатели нашей культурной жизни разрушили, уничтожили наши святыни, как и уничтожили для Нас с Вами очистительный колокольный звон их колоколов, как символ несгибаемого Русского Духа, то Мы с Вами все (кто может)должны зазвенеть колокольчиками своих  Душ и через него восстановить порушенный Русский Мiръ. Поэт поет через раз и «время колокольчиков» и «бремя колокольчиков», подчеркивая Нашу с Вами обязанность (всех кто может)звенеть по жизни своей Великоруской расовой Душой.

К той же категории относится песня «Родина» Игоря Талькова и все его творчество последних лет жизни. А всенародный оглушительный успех «Родины» и других песен автора предопределил дальнейший ход событий.

Случайны или преднамеренны были  уходы Александра Башлачева и Игоря Талькова из нашей жизни сейчас сказать трудно, но в то время они изначально, предопределенно практически не могли уцелеть. Уж слишком угрожающим для рвущимся к власти любым путем либералам - модернистам было творчество русских исполнителей. И Башлачев и Тальков были устранены той злой силой человеконенавистников.

Что хочется сказать в заключение. Александр Башлачев и Игорь Тальков гигантские явления нашей Типологической Культуры и они «свои» для Нас в расовом различии «свой-чужой». Именно поэтому наши Таланты в забвении, а процветают «макаревичи», «шевчуки», «пугачевы», всевозможные «шутники» и прочие представители масс - культуры так, как они «свои» для Них носителей культуры цивилизационного «торгашеского» одичания.   


Рецензии