О проблемах литературного краеведения

На стыке тысячелетий особо остро ощутима преемственность поколений. От того, насколько наше юношество знает историю и литературу родного края, своей малой родины, где молодым людям предстоит жить и трудиться, зависит многое – то, кем вырастут нынешние дети – иванами, не помнящими родства, или истовыми ценителями мудрости предков.

Расширение регионального кругозора школьников в полной мере способствует введению в программу гимназических образовательных учреждений лекционно-практических занятий по литературному краеведению с элементами научно-исследовательского реферирования в старших классах.

За несколько последних десятилетий было предпринято немало попыток обобщения и внедрения опыта работы преподавания литературного краеведения. В 1997 году областным Астраханским институтом усовершенствования учителей была издана программа по литературному краеведению для средних образовательных учебных заведений «Астраханский край в русской литературе и фольклоре». В 1998 году по решению редакционно-издательского совета Астраханского областного института усовершенствования учителей был издан сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой проблемам литературного краеведения Астраханского региона, где в плане системного литературно-краеведческого аспекта анализируется наследие писателей-астраханцев В. Хлебникова, А. Шадрина, Н. Мордовиной и других, а также рассматривается методика изучения их творчества в школах. Ряд публикаций сборника, ответственным редактором которого стал доктор филологических наук, профессор АГУ Г.Г. Исаев, связан с рассмотрением проблем лингвистического краеведения.

Однако целостных литературно-критических обзоров, поэтапно и детально отражающих основные фрагменты творчества и индивидуального стиля писателей и поэтов Астрахани трёх последних десятилетий предпринято не было, за исключением книги очерков «На грани веков». В прежние годы в литературно-краеведческой сфере плодотворно работали доцент АГПИ Д.Т. Чиров (книга критико-биографических этюдов «Писатели Нижней Волги» (Волгоград, 1973, 222 с.) и профессор АГПИ Н.С. Травушкин (книги «У Волги, у Каспия» М, «Современник, 1985) и «В краю тысячи рек» (Нижне-Волжское книжное издательство, 1988).

Предпринятая в 1995 году попытка преподавателя кафедры зарубежной литературы АГПИ Г.Г. Подольской систематизировать три века астраханской поэзии, ожидаемым успехом увенчалась лишь частично. Осенью 1995 года издательством Астраханского педагогического института была выпущена первая поэтическая антология поэтов-астраханцев «Где Волга прянула стрелою…», составитель которой – Г. Г. Подольская – в большой вступительной статье отозвалась более чем о тридцати поэтах, живших в Астраханском крае в разное время и представила краткие справки об авторах перед каждой подборкой стихотворений. Своеобразная поэтическая летопись нашего города впервые собрала под одной обложкой творчество полусотни астраханцев – от Василия Тредиаковского до авторов, едва ступивших на литературную стезю. При этом стихи М. Луконина, Ю. Окунева, В. Филина впервые вошли в книгу, изданную на их родине. В литературно-критическом очерке, которым открывается издание, Подольская пишет о родной Астрахани с неподдельной любовью, напоминая читателям, что ещё древнегреческим воинам, героям легендарной «Одиссеи» в краю скифов-«каспиев» открылся ослепительно прекрасный «Пруд Солнца», в котором каждое утро зарождались золотистые «лучи быстрого Гелиоса», стремительно распространившиеся по глади необозримого неба. Это был Каспий, и стихи поэтов трёх веков, включённые в поэтическую антологию, подбирались её составителем с особым вдохновением – ведь в облике нашего города поэзия воплощена изначально. Одним из главных и несомненных
достоинств Г.Подольской, как составителя книги, стало то, что её труд позволяет судить о месте поэтического слова астраханцев в контексте историко-литературного процесса России. Тем не менее, многих по-настоящему знаковых имён поэтов, определяющих истинное лицо поэзии региона середины и конца двадцатого столетия, в антологии не оказалось, зато в книгу попала масса графоманов.

Куда более ценной для изучения и исследования стала «Антология астраханской поэзии» под редакцией и с великолепным предисловием П.В. Морозова, вышедшая в свет в 2003 году и ставшая «лебединой песней» большого русского поэта Павла Морозова, который успел сделать своим землякам поистине щедрый подарок. Редактор-составитель второй и, по моему глубокому личному убеждению, лучшей и на сегодняшний день «Антологии астраханской поэзии» предваряет издание словами Виктора Астафьева: «Кланяйтесь, люди, поэтам и творцам земным – они были, есть и останутся нашим небом, воздухом, твердью под ногами, нашей надеждой и упованием. Без поэтов, без музыки, без художников и созидателей земля давно бы оглохла, ослепла, распалась и погибла. Берегите, жалейте и любите, земляне, тех избранников, которые даны вам природой не только дня украшения дней ваших, в усладу слуха, ублажения души, но и во спасение всего живого и светлого на нашей земле».

К полувековому юбилею Астраханского регионального отделения Общероссийской общественной организации Союза писателей России увидела свет антология астраханской поэзии «Свет мой безмерный» (2013). Название антологии – почти цитата из стихотворения В. Тре­диаковского «Стихи похвальные России», где есть строка «Россия-мати! Свете мой безмер­ный!»… Редактором-составитель третьей по счёту антологии астраханской поэзии стал Сергей Золотов, проделавший солидный объём рабо­ты по подготовке этого издания и написавший интересное предисловие к нему. Солидный объёмный том почти в 700 стра­ниц включил в себя творчество 35 авторов. Ти­раж - тысяча экземпляров, что по нынешним временам немало. Антология под редакцией С.А. Золотова стала замечательным подарком для всех, кто любит и ценит поэтическое слово.

Однако детального, систематизированного анализа творчества прозаиков-земляков второй первых десятилетий XXI века до сих пор предпринято не было. При изучении творчества астраханских поэтов и прозаиков второй половины XX века рекомендуется опираться на учебное пособие «На грани веков: Очерки». - ISBN 5-85320-321-5, Астрахань: Астраханское отделение Союза писателей России при участии астраханского отделения Литературного Фонда России, 2000.- 208 стр. Рекомендовано Астраханским отделением Союза Писателей России в качестве учебного пособия по литературному краеведению, ©. Д.Л. Немировская, 2000.

Предпринимает активные попытки в плане систематизированного анализа творчества как поэтов, так и прозаиков современности литературовед Олег Севастьянов, подготовивший к изданию солидный труд.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания астраханцев о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.


Рецензии