Копец Иван Иванович
В РККА с 28 ноябре 1927 года.
Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков в 1928 году, а в 1929 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил летчиком-инструктором в Качинской военной авиационной школе лётчиков.
В 1932 году в авиакатастрофе разбил самолет Р-5, за что был осужден Военным трибуналом Московского военного округа к 3-м годам лишения свободы.
С декабря 1932 года отбывал наказание, но 22 февраля 1933 года был освобожден по амнистии.
Окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии Генштаба в 1935 году.
В звании старшего лейтенанта командовал звеном, а позже 70-м отдельным истребительным авиационным отрядом специального назначения при Военно-воздушной академии им. Жуковского, как один из самых лучших летчиков участвовал в альпиниаде на Кавказе.
«…От Каспийского и до Черного моря протянулся Кавказский хребет. Громадные вершины его покрыты снегом и вечным льдом. Сложнейший лабиринт этого нагромождения скал прорезывают ущелья. В этом году по ущельям шли колонны командиров четвертой альпиниады РККА. Авиазвено альпиниады обслуживало эти колонны.
Среди летчиков авиазвена особенно выделялся летчик Иван Иванович Копец. За четкую работу, за прекрасное освоение техники полетов командование авиационной части выделило его для полетов в горах.
Воздушные потоки ураганной силы бросают самолет на острые выступы. Тут выручают лишь исключительное умение и мастерская техника полета.
Летчик Копец быстро «понял» и освоил горы. Узкой полоской ущелья он умеет шнырять на своем «У-2». При перелетах через перевалы Кавказских хребтов, особенно на маломощном самолете, как «У-2», надо буквально в 10 метрах ползти над изломами льда, борясь с нисходящими потоками. Крепкая рука, упорная воля и зоркий глаз - вот какие качества требуются здесь от летчика…
Все задания Копец выполнял блестяще. Он на своем самолете пробирался к колоннам в такие места, что у стоящих внизу командиров захватывало дух. Крутым виражем спускался он к колоннам и доставлял им письма, газеты, снаряжение и продукты.
Он сумел «оседлать» воздушный поток у Эльбруса и на нем набрать 5.400 метров. Это при потолке «У-2» 4.200 метров!
Это он отлично провел буксировку планера «Г-9» с Баксанского ущелья в центр Кавказских гор - в Сванетию. Одновременно товарищ Копец - и инструктор парашютного дела. Это он выбросился на парашюте над горами Сванетии и точно приземлился на Местийском аэродроме (высота 1.650 метров), изумив несколько тысяч сванов, собравшихся на праздник авиации.
Помнится мне взлет в ущелье Карачая с высокогорной площадки на высоте 2.200 метров. Садиться было хорошо, а взлетать…
Я посмотрел на него. Прогрев мотор, прислушавшись к его знакомому голосу, Копец взялся за ручку. Взлетели на бурную речку Улукам. Указатель скорости не доходил до 50 километров. Машина «сыплется» ниже и ниже…
Но опытная рука летчика подчинила себе машину: мы низко прошли над пенистой речкой, плавно развернулись и вышли на склон ущелья. В это время нас так болтало, что был риск зацепиться за утесы. Когда тов. Копец оглянулся, я увидел капельки пота на его лице…
В другой раз, когда тучи захлопнули перевал и отрезали путь на аэродром, Копец сумел проскользнуть в узкую щель облаков, направив свой самолет, как снайпер направляет пулю. У этого летчика нет страха, потому что он знает, что он может сделать. А может он многое, потому что он все заранее рассчитывает…»
(Из газеты «Красная Звезда», 26 октября 1935 года)
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с сентября 1936 года по 17 июня 1937 года в качестве пилота, затем командира 26-й группы истребителей И-15. Летал на истребителях Ньюпор-52, Луар-46, Девуатин-371, И-15, а также на трофейном итальянском истребителе Фиат-32.
Имел псевдоним «Генерал Хосе».
Всего в Испании совершил более 200 боевых вылетов, сбил 5 самолетов (2 лично и 3 в составе группы). По другим данным сбил 6 самолетов (2 лично и 4 в составе группы).
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
20 июня 1937 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
С 21 июня 1937 года служил заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа.
22 февраля 1938 года ему было присвоено воинское звание «комбриг».
В ноябре 1939 года был назначен командующим ВВС 8-й армии.
Участвовал в советско-финляндской войне с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года, командовал ВВС 8-й армии.
31 марта 1940 года ему было присвоено воинское звание «комдив».
10 апреля 1940 года был назначен командующим ВВС Западного особого Военного округа.
4 июня 1940 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майора авиации».
Осенью 1940 года получил тяжелую травму левого глаза и почти перестал им видеть.
С 23 ноября 1940 года по 11 марта 1941 года учился на Курсах усовершенствования командного состава при Академии Генерального штаба.
В первый же день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года авиация округа понесла катастрофические потери - из 1.560 самолетов было уничтожено 738, что составило почти половину боевых самолетов. Потрясенный трагедией, И. И. Копец, не дожидаясь ареста и предания суду, в 18 часов того же дня** застрелился в своем штабе в Минске.
Похоронен на Военном кладбище в городе Минск (Беларусь). После войны часть территории Военного кладбища была застроена, поэтому местонахождение могилы И. И. Копеца не известно.
Список известных воздушных побед И. И. Копеца:
04.11.1936 1 Фиат-32 Мадрид лично
13.11.1936 1 Фиат-32 Мадрид лично
00.00.1937 1/гр. Хе-51 Испания в составе группы
00.00.1937 1/гр. Хе-51 Испания в составе группы
00.00.1937 1/гр. Хе-51 Испания в составе группы
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1937 года, за мужество и героизм, Ивану Ивановичу Копецу было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 16).
Награжден двумя орденами Ленина (21.06.1937, 19.05.1940), орденом Красного Знамени** (02.01.1937), медалью «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938).
Примечание:
* По отцу он был поляком.
** По другим данным, он застрелился 23 июня или 23 июля 1941 года.
*** Орден имел порядковый № 876.
Свидетельство о публикации №215080200450
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 02.08.2015 10:54 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 02.08.2015 11:44 Заявить о нарушении