Копец Иван Иванович

Родился  19  сентября  1908  года  в  городе  Царское  Село  ныне  Пушкин  Ленинградской  области  (Россия)  в  семье  слесаря.  Беларус  (поляк*).  С  11  лет  батрачил,  ходил  по  дворам  и  паял  посуду.  С  1916  года  по  1918  год  учился  в  городском  училище  Гельсингфорса  ныне  Хельсинки  (Финляндия).  В  начале  1918  года,  переехал  с  семьей  в  Тюменскую  область.  Окончил  8  классов  школы  2-й  ступени  им.  Карла  Маркса  в  Ишиме  Тюменской  области  в  1925  году.  С  1926  года  работал  счетоводом-практикантом  в  Ишимском  «Уралторге»,  с  марта  1927  года  -  забойщиком  на  постройке  дороги  в  горах  Самарканда,  затем  секретарём  окружного  суда  в  Ишиме. 
В  РККА  с  28  ноябре  1927  года. 
Окончил  Ленинградскую  военно-теоретическую  школу  лётчиков  в  1928  году,  а  в  1929  году  -  Качинскую  военную  авиационную  школу  лётчиков. 
Служил  летчиком-инструктором  в  Качинской  военной  авиационной  школе  лётчиков.
В  1932  году  в  авиакатастрофе  разбил  самолет  Р-5,  за  что  был  осужден  Военным  трибуналом  Московского  военного  округа  к  3-м  годам  лишения  свободы. 
С  декабря  1932  года  отбывал  наказание,  но  22  февраля  1933  года  был  освобожден  по  амнистии. 
Окончил  курсы  усовершенствования  высшего  начсостава  при  Военной  академии  Генштаба  в  1935  году. 
В  звании  старшего  лейтенанта  командовал  звеном,  а  позже  70-м  отдельным  истребительным  авиационным  отрядом  специального  назначения  при  Военно-воздушной  академии  им.  Жуковского,  как  один  из  самых  лучших  летчиков  участвовал  в  альпиниаде  на  Кавказе. 

     «…От  Каспийского  и  до  Черного  моря  протянулся  Кавказский  хребет.  Громадные  вершины  его  покрыты  снегом  и  вечным  льдом.  Сложнейший  лабиринт  этого  нагромождения  скал  прорезывают  ущелья.  В  этом  году  по  ущельям  шли  колонны  командиров  четвертой  альпиниады  РККА.  Авиазвено  альпиниады  обслуживало  эти  колонны.
     Среди  летчиков  авиазвена  особенно  выделялся  летчик  Иван  Иванович  Копец.  За  четкую  работу,  за  прекрасное  освоение  техники  полетов  командование  авиационной  части  выделило  его  для  полетов  в  горах. 
     Воздушные  потоки  ураганной  силы  бросают  самолет  на  острые  выступы.  Тут  выручают  лишь  исключительное  умение  и  мастерская  техника  полета.
     Летчик  Копец  быстро  «понял»  и  освоил  горы.  Узкой  полоской  ущелья  он  умеет  шнырять  на  своем  «У-2».  При  перелетах  через  перевалы  Кавказских  хребтов,  особенно  на  маломощном  самолете,  как  «У-2»,  надо  буквально  в  10  метрах  ползти  над  изломами  льда,  борясь  с  нисходящими  потоками.  Крепкая  рука,  упорная  воля  и  зоркий  глаз  -  вот  какие  качества  требуются  здесь  от  летчика…
     Все  задания  Копец  выполнял  блестяще.  Он  на  своем  самолете  пробирался  к  колоннам  в  такие  места,  что  у  стоящих  внизу  командиров  захватывало  дух.  Крутым  виражем  спускался  он  к  колоннам  и  доставлял  им  письма,  газеты,  снаряжение  и  продукты.
     Он  сумел  «оседлать»  воздушный  поток  у  Эльбруса  и  на  нем  набрать  5.400  метров.  Это  при  потолке  «У-2»  4.200  метров!
     Это  он  отлично  провел  буксировку  планера  «Г-9»  с  Баксанского  ущелья  в  центр  Кавказских  гор  -  в  Сванетию.  Одновременно  товарищ  Копец  -  и  инструктор  парашютного  дела.  Это  он  выбросился  на  парашюте  над  горами  Сванетии  и  точно  приземлился  на  Местийском  аэродроме  (высота  1.650  метров),  изумив  несколько  тысяч  сванов,  собравшихся  на  праздник  авиации.
     Помнится  мне  взлет  в  ущелье  Карачая  с  высокогорной  площадки  на  высоте  2.200  метров.  Садиться  было  хорошо,  а  взлетать…
     Я  посмотрел  на  него.  Прогрев  мотор,  прислушавшись  к  его  знакомому  голосу,  Копец  взялся  за  ручку.  Взлетели  на  бурную  речку  Улукам.  Указатель  скорости  не  доходил  до  50  километров.  Машина  «сыплется»  ниже  и  ниже…
     Но  опытная  рука  летчика  подчинила  себе  машину:  мы  низко  прошли  над  пенистой  речкой,  плавно  развернулись  и  вышли  на  склон  ущелья.  В  это  время  нас  так  болтало,  что  был  риск  зацепиться  за  утесы.  Когда  тов.  Копец  оглянулся,  я  увидел  капельки  пота  на  его  лице…
     В  другой  раз,  когда  тучи  захлопнули  перевал  и  отрезали  путь  на  аэродром,  Копец  сумел  проскользнуть  в  узкую  щель  облаков,  направив  свой  самолет,  как  снайпер  направляет  пулю.  У  этого  летчика  нет  страха,  потому  что  он  знает,  что  он  может  сделать.  А  может  он  многое,  потому  что  он  все  заранее  рассчитывает…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  26  октября  1935  года)

Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  сентября  1936  года  по  17  июня  1937  года  в  качестве  пилота,  затем  командира  26-й  группы  истребителей  И-15.  Летал  на  истребителях  Ньюпор-52,  Луар-46,  Девуатин-371,  И-15,  а  также  на  трофейном  итальянском  истребителе  Фиат-32.
Имел  псевдоним  «Генерал  Хосе».
Всего  в  Испании  совершил  более  200  боевых  вылетов,  сбил  5  самолетов  (2  лично  и  3  в  составе  группы).  По  другим  данным  сбил  6  самолетов  (2  лично  и  4  в  составе  группы).
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
20  июня  1937  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».
С  21  июня  1937  года  служил  заместителем  командующего  ВВС  Ленинградского  военного  округа.
22  февраля  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «комбриг».
В  ноябре  1939  года  был  назначен  командующим  ВВС  8-й  армии.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  30  ноября  1939  года  по  13  марта  1940  года,  командовал  ВВС  8-й  армии.
31  марта  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «комдив».
10  апреля  1940  года  был  назначен  командующим  ВВС  Западного  особого  Военного  округа. 
4  июня  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майора  авиации».
Осенью  1940  года  получил  тяжелую  травму  левого  глаза  и  почти  перестал  им  видеть. 
С  23  ноября  1940  года  по  11  марта  1941  года  учился  на  Курсах  усовершенствования  командного  состава  при  Академии  Генерального  штаба. 
В  первый  же  день  Великой  Отечественной  войны  22  июня  1941  года  авиация  округа  понесла  катастрофические  потери  -  из  1.560  самолетов  было  уничтожено  738,  что  составило  почти  половину  боевых  самолетов.  Потрясенный  трагедией,  И.  И.  Копец,  не  дожидаясь  ареста  и  предания  суду,  в  18  часов  того  же  дня**  застрелился  в  своем  штабе  в  Минске. 
Похоронен  на  Военном  кладбище  в  городе  Минск  (Беларусь).  После  войны  часть  территории Военного  кладбища  была  застроена,  поэтому  местонахождение  могилы  И.  И.  Копеца  не  известно.

Список  известных  воздушных  побед  И.  И.  Копеца:
04.11.1936     1        Фиат-32       Мадрид                лично
13.11.1936     1        Фиат-32       Мадрид                лично
00.00.1937     1/гр.   Хе-51          Испания                в  составе  группы
00.00.1937     1/гр.   Хе-51          Испания                в  составе  группы
00.00.1937     1/гр.   Хе-51          Испания                в  составе  группы

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  21  июня  1937  года,  за  мужество  и  героизм,  Ивану  Ивановичу  Копецу  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»  №  16).

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (21.06.1937,  19.05.1940),  орденом  Красного  Знамени**  (02.01.1937),  медалью  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938).

Примечание:
*     По  отцу  он  был  поляком.
**     По  другим  данным,  он  застрелился  23  июня  или  23  июля  1941  года.
***     Орден  имел  порядковый  №  876.


Рецензии
Трагическая судьба. Что дал расстрел военачальников? Все были опытными командирами, имели боевой опыт. Могли бы просто разжаловать.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   02.08.2015 10:54     Заявить о нарушении
Многих таки разжаловали, но не расстреляли.
С уважением,

Олег Каминский   02.08.2015 11:44   Заявить о нарушении