О патриотах и немного обо мне

Знаете, что такое – активная жизненная позиция? Рассказ  не обо мне. Я, к сожалению, не совсем патриотка… Я о других – рассказать хочу.
Давненько это было. Году, наверное, в 2007-м. Или позже? В моём путевом блокноте записи за несколько лет – об очевидном, невероятном и невероятно смешном. Пишу как хочу, где хочу (где место осталось, там и пишу) и что хочу. А кто мне запретит? Мой девиз… да нет никакого девиза, пишу, куда ветром несёт.
   Но ведь было же, было это всё, не стану же я в блокноте сочинения писать, они мне в школе надоели!

Итак, Крым. Год не помню, вроде бы 2007-й. Времена – ещё те (без подтекста, времена просто – прежние). «Власть на вилы!!!» - ещё не прозвучало. «Оранжевая революция» позади, «газовые контракты» впереди… Золотая середина, так сказать.
   В моей жизни – тоже была золотая середина (я о работе, о друзьях-товарищах, о достойной оплате труда и её в буквальном смысле сногсшибательной трате). Но я до сих пор люблю путешествовать, что называется, до упаду, в буквальном смысле. Люблю когда – мир, труд, май!
   Это так, к слову. Вообще-то я сентябрь люблю, потому что летом в Крыму народу как на демонстрации, а в мае  море холодное, не получается подолгу плавать, можно судорогу словить.

 …Тогда был сентябрь. Я ехала в автобусе по замечательно ровному и гладкому шоссе и наслаждалась скоростью, с которой водитель бесстрашно гнал автобус. Автобус  экскурсионный,  тоже замечательный. Сзади были свободные места, так что я пересела: не люблю общительных соседей, люблю экскурсовода слушать.  Экскурсовод попался – тоже замечательный! Он начал было рассказывать о Севастополе, но как-то незаметно переключился на «проезжаемые» достопримечательности, к радости всего автобуса.

Забыла сказать, эта история приключилась со мной в Алуште. Понравившееся мне шоссе – трасса Алушта – Ялта – Севастополь, экскурсия в Севастополь. Около трех часов туда, и столько же обратно. Я люблю кататься, и экскурсии выбираю «куда подальше».

 Сказать, что наш экскурсовод обладал даром речи – значит, не сказать ничего.  «А давайте о Севастополе – когда будем в Севастополе, а сейчас я вам расскажу о том, мимо чего мы проезжаем. Это тоже интересно. Прямо сейчас с левой стороны дача Михаила Горбачёва. Знаете, сколько раз Раиса Максимовна меняла уже настеленную черепицу, потому что  не нравился цвет? Пять! Чтоб ей жить на нашу зарплату…»

Я сижу как раз с левой стороны – со стороны моря. Справа вид ограничивает (затмевает) высоченная гора (в которую и «встроили» шоссе), слева глубоченная пропасть, в которой – виноградники, сады, поселки… городки, местечки… Виллы, коттеджи, усадьбы… Дворцы («Бли-ииин, бинокль надо было брать, а я взяла блокнот!») И буйное море зелени. А за ней – синее-синее Чёрное море. Голубая сбывшаяся мечта.

Так, значит, еду я, еду… Слушаю экскурсовода в пол-уха (три часа подряд слушать – ушей не останется) и в окно смотрю. И вижу… очевидное и невероятное!
У них тем летом –  выборов ждали, предвыборная агитация в разгаре. Медальные лица кандидатов на транспарантах, лозунги заходятся воплями,  слоганы «лепят» совсем уж несуразное… Потерпи, читатель, сейчас блокнот достану за тот год, наизусть не помню….
Нашла. Сейчас…

О-оой, не могу! Записи нашла, которые я с объявлений списывала, и  с ценников. Я ж языка не знаю, а когда не знаешь, он… интересно звучит! Вот примерно так.

«Бакклажаны»  ценник в магазине.

«Арахис в глазуре»

«100-процентный сик!» - на пакете с соком. ( А с мякотью – как? Cтопроцентный. Извините…) Соки у них обалденно вкусные, у нас таких нет.

«Спокуслыво смачни чипсы» - реклама чипсов. В рот их не беру. Тем более, кем-то спокусливо... Для кусачих собак, что ли?

«Ролл с курицей и ветчиной в лаваше, 15 грн»  ценник в кафе. Это – да, это совершенно по-нашему. Японцам такое не снилось. У них роллы неразбери-поймёшь и маленькие, хоть в бинокль их разглядывай.  И рис какой-то недоваренный и без шафрана. И аджику добавить забыли. И гадкое что-то сверху. Наши роллы вкуснее, их хоть в руки можно взять и почувствовать, что держишь – еду!

Равнодушно прохожу мимо, предпочитаю курицу без ветчины и с ткемалевым соусом (здесь его не умеют варить), а их «лаваш» не лаваш, а одно название. Всё-всё-всё, я молчу.

«За 30 хвылын! Без заставы! Минимальный пакет документов!» - реклама  банка.
«Живи гроши – на будь-що!» (превратим ваши грОши в грошИ и спишем на инфляцию…)

«Нижнисть» - название туалетной бумаги. Без комментариев. Но производителю этого показалось мало, и он дописал: «100% наслаждение» Чем, простите, наслаждение?!

«Надийность – початок безконечнисти» - такой вот жизнеутверждающий лозунг.
Пытаюсь понять его смысл. Слова вроде бы знакомые, но получается полный бред. Надежда (или надёжность?) – початая бесконечность. Начатая то есть.(А безнадёга – непочатая!) Но бесконечность не кончится, даже если её начать, отломить от бесконечности (или от надёжности отломить, запуталась совсем...) кусочек, «почать».
Лущить, как кукурузный початок, и лакомиться сладкими зёрнами надежды. Отделять, так сказать, зёрна от плевел. Сколько ни лущи бесконечность, она  всё равно никогда не кончится. В чем смысл этого лозунга?  Так и не поняла…

«Булка з наповнювачем» - С чем, простите? – «З наповнювачем» (с начинкой, с повидлом, наверное, ммм-ммм… Кстати, булочки в Крыму пекут просто бесподобные, даже магазинные, с хлебозавода, а на пляжи приносят горячие, из мини-пекарен… О них лучше не говорить, их лучше попробовать!)

«Смачно та корисно» - надпись на киоске с мороженым. Перевод я знаю: «Вкусно и полезно». Но всё равно в мою восторженную, насквозь продутую ветрами странствий голову лезут непрошеные ассоциации. Корисно – корыстно – полезно.. Подставляем «не» - и получаем… а интересно получается! «Не корысти ради – не для пользы дела. Бескорыстный поступок – бесполезный. Надо же,  вот не знала…

«1969 год. Американцы летять на мисяць, а мы сберегаемо гроши» - этот перл я углядела в Симферополе. Нашли чем гордиться…
Из высказываний в СМИ: «Летали ли американцы на Луну? То обстоятельство, что после  декабря 1972 года американцы ни разу не летали на Луну и не собираются больше туда летать в обозримом будущем, вызывает определённые подозрения»

Дорожный знак «Внимание! Опасный участок» на украинском звучит так: «Увага! Небезпечна делянка!»

Заголовки в газетах тоже дивно хороши, просто дивно! – Как вам понравится «Киев без брехни»?
А если учесть , что тогда был то ли 2007, то ли 2008 год (не помню, каждый год езжу, «черепица впечатлений» впечатляет), следующий текст-предсказание лучше не читать:
«2014 – химическая авария.
2016 – вымрет Европа.
2018 – победит Китай.
2023 – изменится орбита Земли»

Сейчас 2015-й. Пока всё  более или менее «соответствует». Изменится орбита – это я  люблю, это «будем посмотреть». Но хочется думать, что с 2018 годом оракул всё-таки ошибся.

Ага-ага, «политика» пошла. Повалила! Мне сегодня повезло. Вдоль дороги мелькают транспаранты, плакаты, лозунги… Скорость небольшая (поворотов много), и я успеваю разглядеть. (Я по жизни – везде успеваю, к сожалению, там, где не надо!).

«Настав час удара!» (партия «Удар»)

«Эй, власть! Чтоб тебе не намяли бока, даёшь 10% тариф ЖКХ» (Что так мало? Больше надо просить! Проси больше, дадут всё равно меньше…Но чем больше просишь, тем больше дадут. Логикой не владеете, господа-товарищи) 

«Украина, вперёд!» (Смело. Осталось определиться – где «перёд», и шкирдовать в том направлении).

И наконец! Вот оно. То, ради чего я мотаюсь  по экскурсиям, хожу-брожу  по улицам, улочкам, закоулочкам… Ищу как собака, натасканная на элитные, бесценные, дефицитные, страшенно-дорогущие трюфеля. – И нахожу!
 
Вот он: огромный транспарант-щит, на котором – лицо Украины, женщина с косой. Баллотируется, куда ж без неё Украине, только в петлю. Это не я, это Юля так считает.
Впрочем, она красивая женщина, и фигура в верхней части блеск, ниже – поздний-поздний Рим (слова не мои, это в интернете голую статую (!) "выложили" и прокомментировали ахово, блеск!). А красота, если у неё к тому же недюжинный ум, впечатляющая родословная и активная гражданская позиция,  всегда котируется и баллотируется).

«Юлин» щит закреплен на высоченном столбе, чтоб не дай бог не достали.
Достали. Не мытьём,  так катаньем. Не рукой, так из рогатки. Или из чего они там стреляли, может из пистолета спортивного, но результат – налицо. Точнее, на лицо, такой вот каламбур: оба глаза на портрете заляпаны черной краской (оппоненты стреляли без промаха).
   Начинаю хохотать, не могу удержаться. Не могу! Достукалась Юля! Аааа…ха-ха-ха-ааа… Впереди тоже хохочут-заливаются. Экскурсовод молчит, «переваривает» увиденное… Так и едем – кто хмыкает, кто крякает, кто, как я, помирает со смеху, сложившись в кресле пополам. Весело. Экскурсия удалась, что и говорить.

На следующем столбе – транспарант с тем же портретом и тем же результатом. Краску размыло дождем и она потекла по щекам… Глазницы пусты, как её обещания, и черны, как её помыслы… Впечатляет.

- Впечатляет! – громко высказываются с передних сидений. Экскурсовод, кашлянув в микрофон, выдает что-то вроде: «Ну, у нас предвыборная агитация…  Сами видите. О, ещё одна – безглазая с косой!»

Хохот стоит гомерический, взмахи рукой в сторону окон – «А вон ещё один… одна, то есть. Приложили Юльку! А снять нельзя – агитация… Да и лезть высоко, с машины только, с краном. Вот и возьми её  за рупь-двадцать!  Ну, ёрш твою, ну – приложили…»

Отсмеявшись, экскурсовод вытер слёзы умиления и продолжил рассказ. Столбы с портретами Тимошенко мелькали на протяжении  всей дороги до Севастополя. На каждом зияли чёрные провалы глазниц. «Патриоты!» - восхитилась я. – Ни одного столба не пропустили, красиво работают!»

Ещё не было путча, не было расправы над газовой принцессой (конкуренты расправились с ней садистски жестоко, и мне было ее по-человечески жаль). Не было ещё Донбасса и Одессы. Был – мир. Труд. Выборы.
А мы всю длинную дорогу до Севастополя смотрели и радовались – за Украину, за крымчан и за Юлю.   Поделом ей досталось. По делам то есть. Ещё раз простите за каламбур.

Так кто же они – патриоты? Ответ предельно прост: люди, которые любят свою родину не на словах, которые пытаются что-то делать, и даже если они не правы, они всё равно достойны уважения.
А Крым, который (верю!) в заботливых и любящих руках станет – как и был когда-то – раем на земле… Крым исторически наш. Всё.


Рецензии