Через Неву

Зима в Петербурге, несмотря на холод и никуда не исчезающую промозглую сырость, нравится мне куда больше всех остальных времен года. Когда температура опускается ниже отметки в минус десять, на город неизменно спускается яркое, счастливое солнце, заставляющее все вокруг сиять и искрить. Горделивая Нева сковывается снегом и льдами, а "маркизова лужа" превращается в бескрайнюю белую пустыню, тянущуюся, кажется, до самого Северного полюса.

Я медленно прогуливаюсь по набережной Лейтенанта Шмидта, возле которой обязательно стоят корабли. В моем воображении они являют собой особую экспедицию, затерявшуюся во льдах, но выполнившую свою важную миссию ради блага человечества. Я останавливаюсь, раскидываю руки в сторону и долго смотрю белые просторы, борясь с искушением побродить по насту над водой.

Я переходила Неву дважды. Первый раз в пятнадцать, от пляжа Петропавловской крепости до Эрмитажа, вместе с приятельницей из класса во время зимних каникул. Двадцатиградусные морозы стояли аж с ноября месяца, поэтому мы не боялись. Вначале решили прогуляться чуть подальше, чем остальные смельчаки, потом, оказавшись на середине огромнейшего основного русла, постыдились возвращаться, решившись испытать судьбу. На самом последнем участке, уже у Дворцовой набережной, лед был талым, кое-где виднелись настоящие лужи. Неужели вот здесь, в паре минут до триумфального выхода на сушу, придется повернуть назад? Конечно, нет!

Мы, учащиеся физико-математического лицея, рассуждаем, что если пересечь проблемный участок бегом, то соприкосновение нашего веса с неустойчивой поверхностью будет меньше, а значит, есть шанс добраться целыми и невредимыми.

Так и вышло, и потом, возвращаясь пешком через Дворцовый мост, довольные и непередаваемо счастливые, мы видели огромную вереницу искателей приключений, устремившихся по проложенному нами пути. Мы переходили Неву не менее сорока минут, тогда как по мосту не удастся гулять больше десяти минут, даже если фотографироваться на каждом углу.

Так, впервые в жизни я по-настоящему осознала, как велика наша Нева, как громадна и необъятна - и как опасна, ибо там, посреди льдов, смерть подстерегала под каждой трещиной, могла стать ценой каждого неверного шага. В этот январский день Река пощадила девчонок-мечтательниц, вовсе не желавших испытывать судьбу и тем более бросать ей выбор.

Второй раз мне довелось пересечь водную артерию нашего города через три года, в первых числах апреля. Суровая зима, державшаяся почти полгода, медленно шла на убыль, в воздухе уже ощущалась весна, но всюду лежал снег и лед. Я пропустила лекции в университете, чтобы провести время с бывшим одноклассником, который вновь появился в моей жизни так же неожиданно и необъяснимо, как почти год назад из нее исчез.

В тот день было много алкоголя, странных разговоров, невозможно теплых объятий и даже песен, исполненных мной для этого слушателя в первый и последний раз. А потом мы вновь болтались по улицам, стремясь протрезветь прежде, чем показаться на глазах родителям. Незримая ниточка близости, связывавшая нас около шести часов подряд, готова была вот-вот разорваться, и ничто в нем не напоминало о человеке, слушавшем мой голос и игру со слезами на глазах.

Я останавливаюсь и курю, он оборачивается, какое-то время смотрит на меня и, не говоря ни слова, прыгает на неубедительный апрельский лед Малой Невки неподалеку от Тучкова моста. Я вскрикиваю, спрашиваю, что он творит, прошу вернуться, но он отрицательно качает головой и уверенно движется вперед.

Из моих уст вырывается его имя, и этот истошный вопль, кажется, мог бы выбить стекла соседних домов, не будь они заморожены.

Он оборачивается и ухмыляется, протягивая мне руку, и предлагает мне выбор: идти с ним или остаться здесь.

- Спрыгнешь ты - спрыгну я, - фраза из "Титаника" как нельзя кстати выстреливает в моей голове, и я бегу на лед, смиряясь с неизбежностью.

Лучше провалиться вместе с ним, чем смотреть, как он тонет, и столь страшным образом потерять его вновь, уже окончательно.

Мы идем вместе, крепко держась за руки, молча, напряженно всматриваясь в путь. Слава Богу, он не такой долгий, как в прошлый раз, но все-таки куда более страшный, потому что на дворе апрель, и весь лед в той или иной мере покрыт водой.

- А если мы провалимся? - робко интересуюсь я.

- Значит, утонем, - отрезает он, но этого не происходит.

Река пощадила меня вновь, и когда я еду в маршрутке через Тучков мост, не могу отделаться от стойкого ощущения, что это в последний раз. Первый переход дал мне счастье, свободу и адреналин, второй оставил после себя одно опустошение.

Третий переход Невы обязательно будет стоить мне жизни, поэтому я сделаю все, чтобы этого не произошло. Ведь даже в первую Блокадную зиму, когда стоял сорокаградусный мороз, моя прабабушка, торопившаяся домой к детям, провалилась под лед Реки и спаслась чудом, благодаря другому человеку, невесть откуда оказавшемуся неподалеку.

Я обещаю себе больше не искушать судьбу - по крайней мере, таким образом - и впредь любуюсь замороженными водами только с берега.

2013 г.


Рецензии
Карина! У меня аж мурашки пошли! А если бы провалились? Тут прочитал у одного автора, это же был кошмар!

http://www.proza.ru/2016/04/30/2053

Фома Неверующий   21.11.2016 18:42     Заявить о нарушении
Да сама в ужасе, вот уже сколько лет! Каждый раз как смотрю на Неву, в дрожь бросает. Ходила, думаю, вот она, безрассудная молодость.
Моя прабабушка в блокаду провалилась под лёд (и это в ту-то зиму с -40! Все равно провалилась). Ушла под воду мгновенно. Самой без посторонней помощи не вылезти, лёд крошится. Спас человек, который следом шёл. Вытащил.

Карина Буянова   27.11.2016 10:06   Заявить о нарушении
Невероятные ужасы

Фома Неверующий   01.12.2016 11:51   Заявить о нарушении