Как возлюбить ближнего и не быть обманутым

Христианство учит милосердию, сопереживанию, и одна из главных заповедей призывает нас возлюбить ближнего, как самого себя. Но каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ближним страждущим, который на поверку оказывался обманщиком, мошенником… После подобных поворотов сюжета не каждый поспешит на помощь тому, кому это действительно необходимо. Итогом может стать чувство вины, из-за которого в следующий раз поможешь и явному проходимцу, лишь бы стыдно не было… Как вырваться из подобной психологической ловушки? Как не пасть жертвой обмана, пытаясь помочь кому-то? Мы решили спросить об этом у профессионалов в деле милосердия и благотворительности.


«Погуляйте минут двадцать…»
В Москве существует проект помощи бездомным автобус «Милосердие». Участники проекта собирают по улицам столицы замерзающих бездомных, кормят, отправляют при необходимости в больницы, занимаются ресоциализацией этих людей (восстанавливают документы, находят родственников, устраивают на работу и т.;д.). Руководитель проекта диакон Олег Вышинский говорит, что считать человека, который хочет так или иначе получить деньги, мошенником — не совсем правильно. Люди попадают в очень трудные ситуации, и даже если обманывают — они все равно страждущие. Долг христианина — помогать всегда.
—;Но все-таки наличных денег никому давать не нужно — впрок не идут,;— говорит отец Олег.;— А еще нужно предоставить человеку путь к отступлению. Например, если кто-то просит денег на билет до дома, сообщите просящему, что денег он не получит, билет мы сами купим.
Дальше, по словам отца Олега, должен состояться приблизительно такой диалог: «Вы согласны, что мы сами купим Вам билет и посадим на поезд?».;— «Согласен».;— «Ну, погуляйте минут двадцать, я пока компьютер перезагружу…». С одной стороны, человеку предоставляется путь к отступлению — если была попытка вас обмануть, мошенник исчезнет.
В некоторых храмах выбирают такой подход, говоря просителю: «Здесь храм, сюда не за деньгами приходят. Вы можете помолиться». Многие после этого разворачиваются и уходят — лишь некоторые соглашаются на молитву. Тогда просящему в помощи могут дать денег. Этот «миссионерский» подход, по мнению отца Олега, не учитывает возможностей «цыганского интернета», по которому вся информация очень быстро распространяется в бродяжьей среде. Вполне возможно, что этот вариант скоро будет расшифрован, и храм наполнится «усердными молитвенниками», ожидающими вознаграждения за свое «правильное» отношение.
—;Если вы очень решительно настроены заняться структурированной помощью ближнему, советую в первую очередь провести опрос обратившегося к вам человека. Подопечный должен понять, что вы никуда не спешите и готовы выслушать его правдивую, а не наспех выдуманную историю. Во вторую очередь необходимо структурировать проблему. Пример неструктурированной проблемы: «Батюшка! Помоги хоть чем-нибудь! Болею, три дня не ел, документов нет, украли, ночевать негде, полицейские бьют, на работу нигде не берут, вши заели, помыться негде, обувь прохудилась…» и т.;д. Если просьбу структурировать, получится несколько проблем, исходя из которых можно выстраивать стратегию помощи. Медицинские проблемы: «Болею, не ел три дня, вши заели» — значит, потребуется участие медиков; социальные проблемы: «Помыться негде, ночевать негде, обувь прохудилась» — надо знать, где и кто эти проблемы решает; юридические проблемы: «Документов нет, украли, полицейские бьют, на работу не берут» — требуется участие юриста, надо искать такового; психологические проблемы: растерян, дезориентирован или, напротив, агрессивен, обидчив — возможно, потребуется психолог или психиатр.
Важен контроль
Ирина Соловьева, секретарь Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете Москвы, проверяет просьбы о помощи. Она говорит о благотворительности подобного рода следующее:
— Работа с просьбами напоминает работу следователя — это прежде всего проверка фактов, рассказанных клиентом. Если вы приняли решение помочь, то просящий должен принести справки, соответствующие просьбе: личное прошение, паспорт (если это бездомный, не имеющий никаких документов, нужен другой подход), выписка из истории болезни, счет из той больницы, где будут произведены медицинские услуги, рецепты на лекарства, если нужны лекарства, фотография того человека, который нуждается в услугах. Если речь идет о помощи ребенку, необходимо свидетельство о его рождении. Часто с просьбой помочь приходят мамы, дети которых находятся в социальных учреждениях, больницах, домах ребенка, детских домах, приютах, и просят помощи, предъявляя, например, свидетельство о многодетности. Однако следует помнить, что этот документ остается на руках у матери и после того, как дети отданы на воспитание государству. Документ, по которому можно оказать помощь ребенку, это свидетельство о рождении, опекунское удостоверение, решение суда об усыновлении или удочерении.
Очень важен контроль! Необходимо контролировать процесс на протяжении всего периода — от первичного приема просящего до удовлетворения просьбы. Если собраны деньги на операцию, нужно перевести деньги на счет клиники, оказывающей медицинские услуги. Известен случай, когда мама, собиравшая деньги на операцию дочери (действительно больной), в итоге на собранные людьми деньги купила себе машину, оправдываясь впоследствии тем, что шансов выжить после операции у дочери было немного, а ей еще жить и жить. Ошибка была в том, что деньги собирались на книжку маме, а не на специальный счет, откуда можно было бы гарантированно перевести необходимую сумму в клинику.
Милосердие должно осуществляться свободно
Владимир Берхин, президент благотворительного фонда «Предание», так определяет признаки и виды мошенников:
— Признаки мошенника достаточно просты. Мошеннику всегда нужны деньги, как правило, он исчезает при попытке помочь ему не деньгами: купить еды, лекарства и т.д. Мошенники очень неохотно демонстрируют, кто они, не хотят предоставлять документы. Также мошенники очень любят просить деньги на то, что непроверяемо: например, деньги на взятку чиновнику или чтобы откупится от бандитов.
Можно различить несколько видов мошенников. Первый — уличные попрошайки. Они, как правило, члены организованной группировки. За большинством уличных попрошаек стоит хозяин, которому платят за право просить милостыню именно в этом месте. Кстати, просящие на улицах священники и монахи — мошенники на все сто процентов. Иногда (довольно редко) встречаются честные бабушки. И единственными честными просителями в большинстве своем бывают музыканты. Уличные попрошайки рассчитывают на то, что человек быстро даст деньги и быстро уйдет. Дети или животные, которые находятся при них, в основном накачаны наркотиками — чтобы не шумели и не мешали. Второй вид мошенников назовем условно «транспортными». Это люди, которые просят на билет до дома. Я не знаю, почему так, но у нас в Москве почему-то все просят деньги на билет в Липецк. Так вот, проверено — если человеку купить билет в Липецк и посадить в автобус или поезд, то до Липецка они не доедут. Одного просителя недавно посадили на подвернувшуюся попутку, так он через километр в туалет попросился и сбежал. А если просят на билет куда-то очень далеко, то когда покупаешь билет, просители сразу же исчезают. Есть люди, которые ходят по электричкам, автобусам, просят денег на лечение ребенка, например. Они носят ксерокопии документов, подтверждающие болезнь. Среди них очень редко встречаются те, у кого действительно болеет ребенок, в основном это такие же мошенники, как и уличные нищие. То есть им кто-то дал документы и отправил собирать деньги. В этих документах содержатся чудовищные ошибки, причем сборщики милостыни, как правило, эти документы не читают. Например, тетенька с огромной табличкой «Помогите, у моего ребенка рак» предоставляет документы из кардиоцентра.
О милосердии Владимир Берхин говорит замечательные слова:
— Милосердие должно осуществляться свободно, а не под давлением чувства вины, без страха, потому что любовь, свобода и страх — несовместимы. Настоящее милосердие оказывается не потому, что «иначе мне будет очень плохо». В подобного рода жертве не больше добродетели, чем в кошельке, отнятом под угрозой оружия, ибо она не меняет сердце человека, а просто позволяет избежать боли.
***
Напоследок мы решили поговорить с Татьяной Синяевой, руководителем группы работы с просителями московской православной службы помощи «Милосердие». Она посетовала на то, что несмотря на большой опыт работы в этой сфере обманутыми работники группы оказываются очень и очень часто.
— Выявить в просителях мошенника — это искусство из искусств, порой такие виртуозы в своем деле попадаются, что с легкостью обведут вокруг пальца и профессиональную разведку!
Именно поэтому в завершение статьи хочется пожелать читателям не расстраиваться, если вас все же обманули. Главное — намерение оказать помощь несчастному, возлюбить ближнего своего — кем бы этот ближний ни был.

Газета «Православная вера» № 7 (507)Саратов


Рецензии