Игра в кошки-мышки глава 2

       НА КРЕПОСТНОМ ПРУДУ. Глава 2


       ИГРА В КОШКИ-МЫШКИ.

                « От сумы и тюрьмы не зарекайся.»
                «Зерно перемелется-мука будет»


      Речка Карасуйка , спустившись с гор, бежала через село арыком по улице Астраханской(Красноармейской) и, пройдя под мостом сошейки, разливалась в низовьях села в зарослях камыша.

       Ещё в стародавние времена-до революции,кто-то из детей перво переселенцев не то Краснобородкиных, не то Бачевских-соколовых, а может и Белимовых-Елеференко у развалин старой крепости шелкового пути ,где начинался обрыв, перекрыли русло этого ручья широкой земленной дамбой,так сказать,запрудили её,чтобы вода не бежала дальше, и образовался водоём, или иначе говоря пруд, в котором зерколо воды поднялось на 10-15 метров от подошвы.

      Ниже пруда у подножья обрыва была сооружена водяная мельниц, каменные жернова которой приводились во вращение большим деревянным колесом, метров 5 в диаметре, с лопастями-карманами, .на которые из пруда по жёлобу падала вода и вращала колесо. Накопленная в пруду энергия воды передавалсь жерновам.Вода с гор и родников постоянно накапливалась в пруду, излишки её сбрасывались через окошка в желобе на время остановки работы мельницы.
     Со временем пруд зарыбился и был притягательным местом для беловчан и даже для заезжих рыбаков.

    С развитием электрификации колхозов села нужда в водяных мельницах отпала, а пруд сохранился на радость детворы. Беловодское училище располагалось у пруда по другую сторону канала БЧК. Заезд и вход в училище был улицы Кирова, сразу за Пивзаводом, по мосту через канал налево по дамбе мимо крепости, которую от территории училища разделяло широкое, метров на 500, русло древнего потока с гор и теперь заросшее камышом.

         Территория училища была на противоположном от крепости бугре. Всякий раз беглецам,прежде чем выйти на дорогу к  селу или городу,  приходилось преодолевать заросшую лощину и поэтому, если побег совершался, что говориться на рывок, то есть на глазах работников, которые тут же начинали преследование их, и многих задерживали именно в этих зарослях камыша, в которых они прятались ,как фазаны.

       В жизни мне всегда везло на хороших людей.Вот и на этот судьбоносный раз жизнь столкнула меня лицом к лицу с большим коллективом сотрудников, о которых я храню добрые воспоминания. Не о всех, но абсолютно о многих.

     В силу служебных обстоятельств и благодаря массовому побегу учащихся я раньше всех сотрудников  на деле познакомился и вошёл в близкие, дружеские отношения  с помощником директора по режиму и надзору за воспитанниками Анатолием Ивановичем Кандауровы. Ранее он служил в МВД, носил звание  старшего сержанта, и работал в детской воспитательной колонии до реорганизации её в 1964 году в спецшколу для пацанов возрастом в 11-14 лет и в спец училища с 14 до 18 лет.

     Этот,своего рода последний из могикан сержант, носил форму с погонами и фуражку с кокардой, и поэтому был в буквальном смысле находкой для училища, как своего рода представитель власти, который так необходим при розыске и задержании «беглецов».

     После такого массового побега среди белого дня на глазах сторожей,мастеров и воспитателей, я был едва не в шоке. Первым, кто мне об этом доложил, был Кандауров, и он же первым и главным, с кем мне  надо было решать внезапно возникшую проблему.

        « Ну что, Анатолий Иванович,  это что  такое и как будем водворять на место сбежавших ловкачей?»-спросил я его.
         « Не беспокойтесь , товарищ директор, это не первый и не последний раз,»- «успокоил» он меня.
            « Да что вы говорите? Как так можно??»-возмутился я.
                «  Сейчас мы проверим камыши у крепости, а кого не найдём поедим вдогонку. Разрешите нам взять автобус с водителем Мецкер Владимиром,мастера Дубовик Владимиром и воспитателя Долбня Николая.  И прикажите выписать командировку в город Фрунзе."-я согласился, потому что ещё не знал всех обстоятельств.

       Позже я и сам непосредственно принимал участие в рейдах по розыску и возвращению беглецов в училище и на практике убедился, какая это не простая работа, требующая  не только мужества ,смекалки, интуиции, но и деликатности и такта в разговоре с не трезвыми, запитыми родителями  беглеца.

     Анатолий Иванович приносил училищу исключительную пользу и был не заменим на своём месте. Прежде чем организовать и обеспечить  учебно воспитательный процесс с воспитанниками училища,необходимо было обеспечить их присутствие в училище. Бывают такие трудяги- работяги,.которые, как бы собой олицетворяют положительный тип человека, и являются  другим в пример добросовестности, деловитости,скромности.Он как все,но лучше каждого. Он принадлежал к поколению людей, рождённых уже при советской власти в 30-х годах, чьё раннее детство пришлось на холодные и голодные годы Отечественной войны, которые знали цену чёрного хлеба, и у нас была высоко патриотическая закалка.

       Дети же  рождённые в 50-е годы росли уже в других условиях. А чем больше имеешь, тем меньше хочется трудиться,но при этом больше иметь.Красиво жить не запретишь, появились стиляги, как альтернатива комсомольцам-добровольцам фронтовикам, строителям метро и энтузиастам поднятие целины.

     Ни что так не нарушает ритма жизни и учебного процесса в спец училище, как побеги учащихся.Точнее сказать ,это не побеги,а самовольная отлучка. Направление несовершеннолетних правонарушителей в специальное учебное заведение не носит судебного решения о лишении их свободы, изоляции от общества и заключения под стражу.Поэтому и самовольное оставление училища юридически не квалифицируются как преступление -побег,и не карается новым наказанием до 3-х лет лишения свободы,согласно Уголовного Кодекса. Поэтому они могут "бегать" сколько хотят, пока не подрастут и совершат нового преступления.

      Стремление к свободному время препровождения и бродяжничеству формируется с первых классов общеобразовательной школы, когда ученик начинает отставать в обучении по тем или иным причинам,теряет интерес к обучению и из-за постоянных укоров в своей нерадивости, сначала начинает «сбегать» с уроков в классе, а потом и из дому, где его ждёт наказание за плохую  учёбу и дисциплину.Таких учеников с 11 до 14 лет решением Комиссии по делам несовершеннолетних направляли в спец школы, к нам в спец училище направляли уже закалённых «бойцов» с 14 до 18 лет. И поэтому способность и умение удержать  «любителей свободы и воли» в пределах учреждения заслуживает уважения и благодарности.

     Укрепление трудовой и учебной дисциплины я начал с проведения собраний, на которых изложил свои тезисы к единым педагогическим требования в училище и все последующие годы добивался исполнения их всеми без исключения.

      В воскресный день  перед обедом все мальчишки собраны в клуб для общего собрания.В зале приглушённый гул, как у роя пчёл. То в одном ряду,то в другом, кто-то лыснул по затылку впереди сидящего, тот моментально поворачивается чтобы дать сдачи, но сзади сидящие поднимают большие пальцы:отгадай кто?. Обиженный что-то шепчет угрожающе и отворачивается. И тут его снова шлёпают ладонью по затылку, он резко поворачивается и даёт сдачи, да не тому, кому следовало. В ответ возмущение одного и смех остальных.

       Старший воспитатель Гречанин Александр Григорьевич,прихрамывающий на правую ногу и потому всегда с тросточкой,по прозвищу «боцман», решительно: «Пацаны,пацаны!!! А- ну, прекратили!Успокоились!. Миллимеров, кому я говорю?!Всё, будем начинать..»

      Кандауров с воспитателем Лазоренко Иван Степанович,приезжающий на работу из соседнего села Петровка на «Москвиче»-букашки первого после войны выпуска и прозванного «Антилопа-Гну»,прошли на задние ряды зала.

       Воспитательница Сара Алманкулова, по образованию актриса драм театра села в середине зала.

      Наконец,воспитанники успокоились, и 140 глаз с любопытством уставились на меня.

     С чего начать? Мне было важно показать им, кто теперь в училище хозяин, и посеять свои семена добра и справедливости...

       Я не нашёл ни чего лучшего,как спросить: « Какие ко мне есть вопросы?»-Повисла тишина. Потом с места не поднимаясь и пригнув голову, чтобы его не узнали: «А вы по фени ботает?»- " Ботаю, а ты?»- «Я?-нет»- «А за что ты тогда сюда приканал?»-по залу смешок. Потом я узнал, что вопрос задавал воспитанник Васейкин Кирил,1953 года рождения из города Фрунзе, позже был осужден за мужеложство.

       Я продолжил: « Поднимите руки, кому нравится , когда его унижают и бьют, глумятся над личностью? Вижу, таких нет.  Значит, не кому.

        Но тогда, может быть , кто мне ответит, почему в нашем училище  бытует издевательство друг над другом? А точнее над слабыми и новичками, так называемая  "прописка"?

         А я вам отвечу, потому что  это выгодно "амбалам".Этим " проглотам", которые по сути своей на самом деле сами хуже  "помоек". Это захребетники, которые своё благополучие создают за счёт слабых и запуганных.Их можно сравнить с капиталистами   американскими. И знайте, что к ним будут применяться строгие меры.

       Особо будем взыскивать за  «прописку» новичков, особенно за избиение и «вафлёрство» вплоть до привлечение к уголовной ответственности. И запомните, я слов своих на ветер не бросаю.

        Надо положить конец и игре в кошки-мышки. Я имею в виду, вы убегаете,мы вас ловим и возвращаем назад. Всякое бегство это не только пустая трата времени, но и реальная угроза по настоящему оказаться в тюрьме за железными решётками, где с юных лет счастья нет. Вот вам конкретный пример, Карнаухов и Сбигнев сбежали ,а на второй день были арестованы за ограбление женщины, которая может быть чья-то ваша мама.

      Все ваши примочки и подлянки мне известны, и мы их будем выкорчёвывать с корнями.Тот, над котором издеваются , трус как заяц, но ещё больший, подлый трус, тот, кто издевается, потому,что он молодец против овец, а против молодца, сам овца. Запомните, каждый сам себе капает яму, если не сделаете правильного вывода, то рано или поздно  туда попадёте.

     Поднимите руку и скажите, кому из вас хочется сидеть в тюрьме? -Нет желающих . И правильно. Овладевайте трудовой специальностью в установленные сроки и мы вас сами выпустим.Вопросы о выпуске из училища будут от ныне рассматриваться педсоветом регулярно по итогам учёбы и дисциплины.

      Вопрос об увольнении в отпуск домой будет рассматриваться тоже регулярно с учётом заявлений родителей, личной дисциплины и  дисциплины в группе,в которой нет побегов.

       Летом нас  ждут туристические походы и экскурсии, летний  лагерь отдыха и производственная практика.

       Запомните, в жизни человека  всё зависит от его самого. Каковы дела человека, такова и жизнь человека. Не зря в народе говорят,каждый человек сам себе кузнец счастья.»

      Зал присмирел. Мальчишки  на удивление сидели тихо.Все они были моложе и как бы пожиже моих воспитанников,с которыми я проработал в колонии в Вознесеновке . На них ещё не было той крутизны, которая накладывается на души подростков тюремными порядками, просидевших в КПЗ и в следственных изоляторах перед судом. Хотя многие учащиеся считают себя блатными и этим бравируют друг перед другом, но они ещё не успели наблатыкаться благодаря направлению в училище. Однако нет и добра без худа, потому что собранные вместе в одно училище, они взаимно обогащают друг друга худшим,а не лучшим, что есть в каждом из них.

      Всякий человек состоит как бы из двух половинок-добра и зла. Моя задача заключалась в том, чтобы в каждом воспитаннике увеличить первую и уменьшить вторую. Вообще-то человек рождается никаким,точнее чистым листом, на котором  жизнь выписывает свои кренделя-вензеля. А как известно: «собака бывает кусачей от жизни собачей». И от этого никуда не деться.

        Хотя я последние 2 года проработал с трудными юношами,но эти были знакомые незнакомцы. Я напрягался,как мне проникнуть под их черепные коробки и разбудить в их мозгах всё то хорошее, что есть у каждого, а если и нет, то должно быть.Однако дело осложнялось ещё тем,что у некоторых из них там , где должна быть совесть, раньше времени вырос хрен и стал выше головы. А от сюда парок закрытых учреждений , так называемое «вафлёрство»,т. е. минет и мужеложство. В природе даже трёх дневные ягнята прыгают друг на друга.

       Пока проходило собрание на дворе выпал новый снег. Белым ,пушистым покрывалом он снова прикрыл всё в округе. Припорошил черноту деревьев. Наша задача  была не в том, чтобы подбелить,а выбелить в душах детей ту черноту, которую успели нагадить чёрные мухи в их жизни..

       Когда я возвращался домой, беззвучна звучала : « Сыпал снег буланому под ноги,Дул в лицо холодный ветерок. Ехал долгожданной дорогой, заглянул погреться в хуторок...» М, да! А  «дорога предо мной далека, далека...»


Рецензии