Олег Видов Часть 2 Глава 27 Джентльмены удачи

                ГЛАВА 27 – 1971   Кинофильм  « Джентльмены удачи »   

Начало 1971 года и его продолжение, так или иначе, было связано с участием в   съемках фильма « Джентлмены удачи »
 
      Подготовка к съемках фильма происходила еще в конце 1970 года.

Сам же фильм,  со слов его создателей, представлял собой криминальную комедию.

Фильм начинается с того, что во время раскопок в Средней Азии археологи нашли древний золотой шлем, возможно,  Александра Македонского.  Об этой находке становится известно одному из уголовников – бандиту по кличке «Доцент»                известно, очевидно, из газет.  Они до сих пор любят развлекать читателей занимательной информацией) .

Он организует похищение  этого шлема.  И мы сразу знакомимся с его двумя помощниками, которых сыграли  прекрасные актеры Савелий Крамаров и Георгий Вицин.               
Милиция начинает поиски украденной реликвии. Но больше всех сокрушается ученый -археолог, нашедший шлем.
 
  Образ этого чудака – ученного нам подарил бесподобный  Эраст Гарин.  Я уже  рассказывал об этом человеке, который сыграл важную роль в жизни Олега Видова                и о том, что после 1966 года он в результате аварии во время съемок, почти                перестал видеть... Вот и  эту, одну из своих последних ролей,  он создавал совершая ежедневный актерский  и человеческий подвиг.   
   
    Так вот,  следователи  показали археологу  фотографии предполагаемых похитителей. 
               
                ( На фото кадр из фильма )

И вот он в троллейбусе случайно встречает человека похожего на того, кого ему показывали. И археолог идет за ним и выясняет, что это Заведующий детским садом Трошкин (Евгений Леонов)

      А тот очень похож на бандита "Доцент", похитившего уникальный шлем...               

Преступников удается арестовать, но  золотого шлема при них не нашли. Вот и возникает операция  по  внедрению  доброго, любящего детей Трошкина в среду тех, кто похитил шлем.  И доброму воспитателю детей ничего не остается,  кроме как старательно выполнять роль своего двойника - злодея.   Что из этого получилось,  мы все знаем. Наверно нет человека, кто не видел этот фильм.

   Режиссёр фильма Александр Серый сам побывал в местах заключения и уголовный жаргон  знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь коллеге, недавно вернувшемуся из-заключения,  и совместно с Викторией Токаревой написал сценарий. Также  Георгий Данелия  принимал участие во всем, что касалось создания фильма.  Свою   роль   в этом  Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя  режиссёром оставался Александр Серый.               
               
                *   *   *

    Ну, а теперь, как все это происходило – или история создания " Джентльменов удачи »

  У Георгия Данелия, как сценариста был замысел сюжета  фильма  «Рецидивисты».
Он и  решил его использовать  для  создания сценария фильма, который мог бы                снять его  друг А. Серый.  Быть  соавтором  сценария  он предложил  28 летней  писательнице  Виктории Токаревой, которая ему очень приглянулась, как говорили                в то время.   
               
                Как это произошло рассказывает он сам. :

    Я понимал, что если у Шурика (Александр Серый) будет твердый, "верняковый" сценарий, то появится шанс, легче будет разговаривать с начальством. Я предложил Токаревой написать для Шурика сценарий. Она согласилась, я познакомил ее с Серым,...  и предложил им сюжет, который когда-то оговаривал с Валентином Ежовым: человек заставляет работать жуликов, убеждая их, что они не работают, а воруют.   

             Серый и Токарева сказали, что подумают.

А через день они пришли и сказали, что решили писать на мой сюжет, но никак не получается начало:               
               
    — Давай начало напишем вместе. Токарева села за машинку, и мы начали:

 “По желтой среднеазиатской пустыне шагал плешивый верблюд. На верблюде сидели трое  в восточных халатах и тюбетейках. За рулем  (то есть у шеи) восседал главарь — вор в   законе и авторитете по кличке Доцент. Между горбами удобно устроился жулик средней руки Хмырь, а у хвоста, держась за горб, разместился карманник Косой.

        А на следующий день (ровно в девять) — звонок в дверь. Токарева.               

                — Я не опоздала? — спрашивает.

   Они начали работать над сценарием вместе. Совместная работа его еще больше                распаляла и он начал добиваться ее взаимности и преуспел в этом деле. Ему тогда                было всего 36 лет. Появился сценарий, в котором добрый лейтенант, а может быть                капитан милиции перевоспитывает криминальных типов.  У того Доцента было         четыре подельника:

- фальшивомонетчик по кличке Миллиметр, в роли которого предполагалосьс снимать   Ролана Быкова,               

-   профессиональный альфонс (Юрий Никулин),               

-  жулик Пижон (Андрей Миронов) и               

-  мелкий карманник по прозвищу Косой в исполнении Крамарова.

Чтобы убедиться в  правдивости того, что у них получилось, авторы обратились за советом   к профессиональным милиционерам в районное отделение милиции.

Милиционеру  Голобородько сценарий не понравился: «Если жуликов можно воспитать добротой, то    зачем карательные органы?»

Поняв, что они сделали немного не то, сценарий переделали.  Появились существенно                другие герои и иной сюжет.

      Вот как сам Дданелия вспоминает процесс написания этого сценария,  который                «рождался»  у него дома:

 Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное, и Вика хохотала так, что у собаки, которая дышала воздухом на соседском балконе, через   неделю случилось нервное расстройство. Хозяева вызвали доктора. Доктор выписал собаке успокоительные капли и велел на балкон ее больше не выпускать.

Мы писали комедию. И я впервые дал себе волю – вставлял в сценарий проверенные репризы, – те, что всегда вызывают смех:  двойники, переодевание мужчин в женское платье и т. д. ».

 После каждого смешного диалога Данелия стремился поцеловать Вику. Его мудрая супруга  актриса Людмила Соколова встречала Викторию Токареву, как лучшую подругу,  угощала борщом, пирогами.  Когда надо — уходила и делала вид, что ничего не замечает. Чего не скажешь о Коле - их сыне. Ему были чужды взрослые хитрости, и он порою,  старался как то насолить чужой тете.  Один раз подождал, и когда Токарева выходила из подъезда,  вылил ей   на  голову содержимое своего горшка.  Их  балкон как раз приходился над подъездом…    
               
             Чем   это для него закончилось, теперь сказать трудно.

    Вот так, по жизненному прозаично, рождался этот  шедевр советского кино.

 Когда сценарий был готов, его разослали для проверки разным милицейским начальникам. Вот отзыв одного из них - первого заместителя начальника ГУИТУ МВД СССР Ф. Кузнецова:

 «Авторам в основном, бесспорно, удалось, используя острый комедийный сюжет, обнажить и осмеять ложную романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления. < …> Вместе с тем нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его                общественное звучание. Вызывает недоумение образ полковника Верченко – представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко – образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться  с преступностью».               

   Милиция отнеслась к сценарию будущего фильма в целом благосклонно, но               попросила избавиться от настоящего бандитского жаргона. Пришлось придумывать собственный «уголовный» лексикон, который очень хорошо вписался в   комедийную структуру  фильма и еще больше усиливал её.
               
           После подобных рекомендаций сценарий подработали.

И этот новый  вариант был быстро утвержден. Данелия сумел убедить всех,  « что                картина послужит развенчанию блатной романтики », а первоначальные блатные                слова  заменил невинными ругательствами: сосиска, редиска, петух гамбургский.

                И опять Данелия:

« И потом сценарий “Джентльменов удачи” расходился как бестселлер (кстати, во многом и благодаря Виктории Токаревой — так она лихо его записала). Напечатали восемьдесят экземпляров на “Мосфильме” для актеров, а через день   уже нет ни одного — все растащили. Еще напечатали — опять растащили. А потом мне позвонил знакомый из Министерства обороны и попросил дать почитать сценарий.               

  — Какой?               
  — Джентльмены. Сейчас был у начальника, он читает и ржет как лошадь.               
  — Так возьми у него!               
  — Там знаешь какая очередь! Замы!               
  — А как сценарий попал в ваше министерство?               
  — А черт его знает! Принес кто-то.
 
       Это, оказывается, Серый дал почитать сценарий соседу-военному.

                *   *   *

             Подбор актеров на главные роли проходил следующим образом.

Не смотря на то, что при написании сценария имелись ввиду конкретные исполнители: 

Доцент — Леонов,  Косой — Крамаров, Хмырь — Вицин, а Али-баба — Фрунзик Мкртчан, поступили, как было принято на киностудиях. Сниматься в фильме предложили разным известнейшим актёрам:  Юрию Никулину, Ролану Быкову, Владимиру Этушу, но все они по разным причинам в итоге  в нем  не  участвовали. В данном случае делались многочисленные пробы.   

   На роль Хмыря Георгия Вицина утвердили не сразу. Пробовались  Рудольф Рудин,                Лев Дуров и Виктор Сергачев. Однако режиссера все время что-то не устраивало.                В итоге   худсовет картины остановился на Вицине, хотя  к его кинопробам была добавлена приписка «поработать над гримом».

   На роль "Косого" пробовался Михаил Кононов. Неудачными поначалу были       кинопробы и у Савелия Крамарова. Авторитетные деятели кино считали, что он "поверхностный" актер и с   ролью уголовника не справится, но Данелия настоял                на своем, и Крамаров стал «Косым».

   Впрочем, эту кличку в реальной жизни актер носил с малолетства, его называли       косым даже после того, как он сделал операцию по исправлению косоглазия. Когда  Крамаров эмигрировал,  его  пытались вырезать из  "Джентльменов". Данелия написал руководству письмо, в котором предупреждал,  что  это идеологическая ошибка — актер играет бандита и отщепенца. Аргумент подействовал.

  Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян, а Раднэр Муратов пробовался на роль начальника тюрьмы. Однако Мкртчян  не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена,   а Муратов стал Василием  Алибабаевичем.
       
  Ну а для Леонова эта роль была  возможностью добавить в свой репертуар новое  амплуа.  К съемкам он готовился очень серьезно —  придумал себе женский образ, достоверность которого проверил на членах съемочной группы.  Появившегося в         платке  на съемочной площадке  его не узнали.  И он, к своему удовольствию                услышал: -  "Бабушка, не мешайте".            
 
                *   *   *

Снимать фильм начали в декабре 1970 года,  в январе был небольшой перерыв и после  него съемки продолжались с февраля по сентябрь 1971 года.  Потом два месяца шел  монтаж и  всё остальное. Эпизоды в тюрьме и побег снимали в Самарканде,  детский   сад и  заброшенный дом, в котором прятались  герои, снимали  в  Москве.  Сцены  в   тюрьме снимались в Катаркурганском СИЗО Самаркандской области Узбекистана.    
.
Эпизоды, где герои фильма «прячутся» на даче, снимались в Серебряном бору на даче одного из работников съемочной группы

В самом начале съемок возникла проблема с верблюдом. Почему-то считалось, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем не будет. Однако найти живого, реального верблюда удалось только в зоопарке. И, как вы догадываетесь, он не плевал в Косого. Плевок был имитирован на лице Савелия Крамарова взбитой пеной шампуня.
Этот  верблюд по кличке «Алмаз» дожил до наших дней - ему уже 40 лет. И он по-прежнему живет в зоопарке Самарканда.

     Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда. Актер категорически
отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. Пришлось применять киношную хитрость - Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, Леонова везли на спине кого-то из съемочной группы.               
 
      Дом в котором милиция поселила героев,находился в Старопименовском переулке     и действительно предназначался под снос, поэтому киногруппе отдали его для съемки и в  конце позволили устроить пожар. Съемочная группа так увлеклась, снимать реальный пожар   в реальных условиях,  что чуть не стала  пострадавшей от него..  Пожарные после первого взрыва были вынуждены силой эвакуировать их из горящего  здания. 
    
      Кстати, когда рабочие приступили к разборке сгоревшего дома, то в  фундаменте здания   они нашли клад и, подрались из-за  находки. Кто-то вызвал милицию, клад конфисковали.   И никто ничего не получил, хотя по закону могли получить 25% если бы не подрались, а  договорившись, сдали находку. Это были живые, а не киношные «Джентльмены удачи».               
               
    Очень часто, что жизнь переплетается с искусством, а правда с вымыслом.

Кроме реального пожара у героев фильма, вернее у актеров их создававших было          еще   несколько испытаний на прочность. Первым по сюжету было путешествие                внутри цементовоза. Конечно никто не собирался погружать их в настоящий цемент, понимая,  что  это  может закончиться трагически. Вместо цемента специально приготовили что - то среднее между  брагой и манной кашей. Этот «раствор» был теплым, вязким и липким, но совершенно безопасным. Но все же Савелий Крамаров категорически отказался лезть в цистерну, сославшись на клаустрофобию.

    Естественно, что никто не собирался их перевозить в  этой цистерне. Было необходимо снять, как  они  туда забираются, а  потом  уже  выбираются из  неё в этом растворе. Естественно, что сцену внутри цистерны с рассказом  снимали в павильоне.  А вот снимая сцену, как они выбираются из неё, режиссеру пришлось  схитрить. Сначала из цистерны появляется Леонов, потом Вицин, а когда должен появиться Крамаров, вместо него камера снимает верблюда. Как проходили съемки этого эпизода интересно с юмором рассказывал Раднэр Муратов:

   "Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий... Вылезли мы после съёмок из этого  раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина  нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что кто-то сказал ему, что этот состав на 23 лекарственных травах на 15 лет продлевает молодость".

    Еще одним испытанием была утренняя зарядка на 17 градусном морозе.    

Делать зарядку на таком мороз не хотелось не только - по сценарию – «матерым                рецидивистам», но и  по жизни - актерам. Они обсудили это между собой и решили                саботировать требование режиссера. Кто его знает, а вдруг получиться. А Муратов,                толи их  не понял, то ли появился на площадке поздно, но так  уже  вжился в образ своего добросовестного героя Василия Алибабаевича, что по команде «Мотор!»                все-таки разделся  и первым выскочил на мороз. Ну а дальше сработала актерская солидарность - разделись   все…  « Правда, потом они отомстили Муратову -     Крамаров  подкрался к нему и тут же, перед камерой, натер снегом… Ну а Вицин-Хмырь, чтобы веселее было, стал натирать и самого   Косого.  В итоге этот дубль и            вошел в фильм.»  Правда добавив ещё один  смешной элемент.  Во время этой процедуры наколки на теле Леонова, которые  по идее должны были быть искусственными,  начали терять свои очертания, что в нормальной ситуации грозило провалом всей его миссии. Но это заметили только зрители. Все остальные                участники этой комедии –   фарса были увлечены другим, и у них происходило то же самое..  Главное, что режиссер не   обратил на это внимание или специально оставил. 
                Комедия во всем должна быть комедией.
            
                *   *   *

    У Олега Видова в этом фильме была роль, так называемого второго плана.

Это не эпизодическая роль. Поясню. В любом кинофильме все роли делятся на 4 вида:               
 
    главные роли,   роли второго плана,  эпизодические роли и  роли в массовке.

    С главными ролями и с массовкой во общем то понятно, их не перепутаешь. 

    Эпизодические роли могут быть со словами или без них. Могут быть очень короткими как у Олега в фильме «При исполнении служебных обязанностей», или такими, как роль в  фильме « Ватерлоо » - текст небольшой, но очень значительный.    
А вот роли второго плана   совсем другое. Они часто бывают не менее значительные,                чем главные. И от них чаще всего зависит не меньше,  чем от главных. Просто по               сюжету они   как бы на втором месте, отсюда и  название второго  плана. Но вот              будучи на втором месте,  они требуют от актеров,  более точного исполнения,  чем кажется на первый взгляд. Часто именно эти роли задают  действию и особый ритм,                и  особую окраску.  Они одновременно и  «фон » и  «декорация»  и « подсветка »                для игры   главных героев и развития сюжета. 

Вот такая роль и была у Олега Видова в этом фильме. Он появляется на экране неоднократно, сопровождая весь сюжет своим присутствием. Конечно, что самым запоминающимся из этих появлений- эпизодов был эпизод в машине в роли таксиста                во время поиска магазина.

Присутствие в этом эпизоде всех главных героев, и особенно игра Савелия Крамарова, требовали от  Олега Видова очень точного исполнения своей миссии – роли милиционера переодетого в таксиста. А если учесть, что рядом Савелий Крамаров со своими шуточками, то можно представить, как Олегу Видову было не просто. Ведь юмор Косого был направлен на него.       
 
                Помните эти реплики Крамарова :               
         — О деревня, а?..               
         — Ну ты даёшь!               
         — Кто ж его посадит?! Он же памятник!                               
-               

                И Олег вспоминает об этом :
               
   «Когда я играл таксиста, Савелий сидел справа от меня и говорил свой текст.                А я не мог сдержать смеха. Режиссер командовал: «Повернись и говори с человеком!»  А я не мог!  У меня слезы текли от смеха, и все смеялись.
               
 «Не могу я на Крамарова смотреть! Давайте я буду смотреть вперед и разговаривать!» — взмолился я. Так эта сцена и была снята. И получилась  ужасно смешной. Помните: «Вот мужик в пиджаке, а вот  дерево..».               
-               
                *    *     *

Готовый фильм просмотрела приемная комиссия, или так называемый Художественный совет.  Безусловно, как простым зрителям он не мог не понравиться, но у чиновников отвечающих за   то, что  появляется на советских экранах, и  что смотрят миллионы советских граждан, он   вызвать улыбку не мог. Им было не до юмора и не до шуток. И дело не только в  тюремной лексике.

 Фильм спасло то, что в преддверии профессионального праздника  «Дня Милиции», его рискнули показать главе МВД Николаю Щелокову. 

Он во время просмотра так хохотал, что заглушал реплики, доносившиеся с экрана. После этого фильм подсунули невзначай Л.И. Брежневу. В обход партийных идеологов.  И именно реакция Генерального Секретаря КПСС на этот фильм его и спасла, открыла ему дорогу на экран.

   Фильм Л.И. Брежневу понравился и по поводу  выражений якобы он  сказал : 

                " Сегодня даже дети знают эти слова ".

   После такой оценки обсуждение картины на художественном совете прошло на удивление гладко. Была высказана  одна претензия, что  золотой шлем, из-за которого все проблемы,  выглядит на экране слишком бутафорским. На что получили ответ:               

  «Конечно, ведь его сделали наши бутафоры из обычного пожарного шлема.».

  Премьера фильма состоялась  13 декабря 1971 года в кинотеатре «Россия», а уже на следующий день, 14-го декабря перекупщики, или как их называли в советское время, спекулянты, с утра с открытием кинотеатров скупали все билеты на все сеансы фильма и продавали их перед началом каждого сеанса с рук по 3 рубля, при стоимости самих билетов 20 копеек.

             Валентина Токарева вспоминала, как проходила премьера:

     « За мной сидела женщина.Она просто сползала от смеха с кресла».

   Картина имела огромный успех во всесоюзном прокате. За один 1972 год её посмотрело 65 млн. зрителей по всей стране.

 Такой успех этого, на первый взгляд простого, бесхитростного  фильма ошеломил чиновников  и некоторых деятелей кино, кинокритиков.  Появились  первые критические статьи ругавшие фильм. В одной из газет Сергей Михалков опубликовал свою разгромную статью.  Правда сам он некоторые фильмы, указанные в статье не видел, а только поставил подпись...   Подробно об этой статье будет сказано в дальнейшем в главе о фильме  « Рудин » 
         
  Еще один из критиков писал: « Фильм дальше нагромождения смешных нелепостей не идет... Режиссер не до конца понял то, во имя чего  все же можно было поставить эту по мысли комедию... Е.Леонов обкрадывает самого себя, играет с нажимом и, что особо  досадно крайне однообразно. Особенно обидно за Г. Вицина, чья творческая судьба   начинает вызывать  уже серьезную тревогу...»
 
  В результате фильму  в прокате присудили низшую 3-ю  категорию. Но очень довольное руководство Мосфильма к уже выплаченному Токаревой гонорару 6-ти тысяч,   добавило еще две, как премию.

     При смете в 400 тысяч рублей фильм за год принёс около 30 миллионов.

А фильм уже жил своей жизнью, не обращая внимания ни на нападки критиков, ни                на зависть некоторых деятелей кино, ни на раалии жизни. Он жил уже по своим законам, законам   всенародной любви.
             
         Многие реплики из фильма стали крылатыми фразами:
   
         —  О деревня, а?..               
         —  Ну ты даёшь!               
         —  Кто ж его посадит?! Он же памятник!               
         —  Ты - вор! Джентльмен удачи... Украл, выпил - в тюрьму!               
         -  Украл, выпил - в тюрьму! Романтика!
         —  А почему я?! Как что, так сразу Косой, Косой..
         —  Всё. Кина не будет... Электричество кончилось.
         —  Жалко... Такой хороший женщин, а отец - барыга, спекулянт...
         —  Женский туфли хочу. 3 штуки. Размер 42, 43, 45.
         —  Значит, это вы и есть?  - Нет, это не мы!               
         —  Какая отвратительная рожа!               
         —  Помогите! Хулиганы зрения лишают!               
         —  Ну вы будете жрать или нет?
         —  Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста.
         —  О! Явился. Нехороший человек...
         —  Слушайте... Заткнитесь, пожалуйста
         —  Все побежали, и я побежал.
         —  Лошадью ходи, лошадью! Век воли не видать!
         —  Таксист украл! Мне его рожа сразу не понравилась.
         — Чем больше сдадим — тем лучше.
         — Это тебе не мелочь по карманам тырить…
         —  Старуху, старуху держите!      
         —  Археологи, ауу!
         —   Обрили уже…

   После появления этого фильма фраза «Археологи из Томска» считается среди жителей Томска самым известным, а возможно, и первым, упоминанием о их городе  в кинематографе. И она  стала употребляться в ироничном смысле по отношению к томским археологам и жителям, работающим в других регионах и странах.

  А в городе Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич, был  установлен памятник  героям фильма, самим  «Джентльменам удачи». Но теперь этот город в Казахстане    называется  Тараз.
               
                *   *   *

    Музыку к фильму написал  композитор Геннадий Гладков. И в фильме звучат несколько песен:
                Песня «Проснись и пой.»
                муз. - Г. Гладков   сл. - В. Луговой

      Этот закон давно известен :
      Неинтересен мир без песен.
      Но если даже дождь идет с утра,
      Надо, чтоб люди точно знали -
      Нет оснований для печали,
      Завтра все будет лучше, чем вчера!

 Припев:  Проснись и пой!
          Проснись и пой !
          Попробуй в жизни хоть раз
          Не выпускать улыбку из открытых глаз!
          Пускай капризен успех,
          Он выбирает из тех,
          Кто может первым посмеяться над собой!
          Пой засыпая, пой во сне,
          Проснись и пой!!!

      Все позабыть, что миновало,
      То что упало, то пропало.
      Все, что ушло, обратно не вернешь!
      Только туда и нет обратно,
      То, что сейчас невероятно,
      Завтра наверняка произойдет!

                Новогодняя песенка   .
                муз. - Г. Гладков   сл. - И. Шаферан

      
       Белые снежинки кружатся с утра,
       Выросли сугробы посреди двора.
       Стала от снежинок улица светлей,
       Только одеваться нужно потеплей.

       Просто невозможно зиму не любить,
       Скоро будем бабу снежную лепить.
       Если на прогулке в снег мы упадем,
       Встанем, отряхнемся и опять пойдем.

       Привезут из леса елку в детский сад,
       Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
       Десять раз в неделю мы считаем дни,
       Чтоб зажглись скорее яркие огни.
      
                *    *    *

                Слишком внимательный зритель

Благодаря всенародной любви, этот фильм многие пересматривали неоднократно и при повторном просмотре находили некоторые несоответствия, считая их упущениями.   Очень часто зритель не понимает,  что в действительности для произведения искусства,   чем и является, как правило, кинофильм, некоторые соответствия  не имеют значения. 

      Как  считают зрители в «Джентльменах удачи присутствуют следующие  несоответствия:

  — Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее выясняется,   что лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не похожему на тюремного авторитета.

  — Отпечаток ботинка уже присутствует на штанах «Доцента» до того, как его                пинает Никола Питерский.

  —  Когда беглецов заливают в бочке, машина одна, но когда машину показывают в   пути, цистерна уже другая.
 
  —  В сцене, где Леонов пришел одолжить денег в детский сад, на его руке видна                татуировка: горящая электролампочка. Чуть позже, когда он таскает батареи,                та же лампочка переворачивается на 180 градусов.

  —  Видов называет Леонову адрес, где они будут жить: «Конный переулок, дом №8».     Это в районе метро «Шаболовка» - метро «Октябрьская». Но когда показывают вид   из окна «этого дома» видно район Чистые пруды и театр «Современник» (совершенно разные районы Москвы).

  —  Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого Театра в  17 часов.                Но неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а в это время в  5 часов                вечера на широте Москвы уже темно.

  —  Герои фильма садятся в такси. На машине присутствуют щётки стеклоочистителей (дворники). Когда герои выходят из машины, щёток уже                нет.
 
  —  В сцене зарядки на морозе у всех «сбежавших» наколки четкие. Но едва они начинают растираться снегом - те смазываются, фактически превращаются в кляксы. 

  —   В самом конце фильма милиционеры подъезжают на двух «Волгах»: черного и                вишневого цвета, а отъезжают на двух вишневых.
 
                *    *     *

В этом, всем памятном фильме снималась и бывшая сокурсница Олега по ВГИКу Светлана Старикова, имя которой, к сожалению, нет в титрах фильма. Это еще один пример отношения чиновников кино к работе киноактеров. Помните сцену, когда троица «джентльменов», переодетых в женское,  идет по вечерней улице, а впереди красивая девушка Таня.   Маленький эпизод, но запомнился всем и в том числе ее словами : «Ну и дура», сказанные    в ответ Косому – Крамарову. 
               

                *     *     *
   
                ДОЦЕНТ  -  АКТЕР ЕВГЕНИЙ ЛЕОНОВ 
                По месяцу Зодиака - Дева,  а по году рождения  - Тигр

Наверно нет большего удовольствия, как рассказывать о таком человеке, актере, как Евгений Павлович Леонов. Только два раза герой моего повествования снимался        вместе с этим прекрасным актером - человеком. Это фильм «Зареченские женихи» и «Джентльмены удачи».  Но эти два раза многого стоят. В любом случае, это была хорошая актерская школа. Никогда   Олег Видов не стеснялся учиться у своих старших товарищей, многие из которых становились  его друзьями.
             
      
    ( Фото сделано во время работы гримера над образом «Доцента» )

               Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве.

Евгений Павлович Леонов родился в  в семье Павла Васильевича и Анны Ильиничны Леоновых.

Отец работал инженером на авиазаводе, мать была домохозяйкой. Евгений был вторым ребёнком в семье. Брат Николай старше его на два года.

Леоновы жили в коммунальной квартире на Васильевской улице, занимая две небольшие комнаты. Когда началась Великая Отечественная война,
 
Евгений окончил только седьмой класс. По совету родителей устроился учеником токаря на авиационный завод. Во время войны там работала вся семья: отец — инженером, мать — табельщицей, брат — копировальщиком.

Осенью 1941 года Евгений поступил в Авиационный техникум им. Серго Орджоникидзе.
На третьем курсе ушёл из техникума и поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии, которой руководил Ростислав Захаров, известный балетмейстер Большого театра.

В 1947 году окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района.

  В  сезон 1947-1948 года он этом театре успел сыграть одну роль -

                Колька  в «Ровесники» А. Авдеенко; реж. В. Власов ,

 Дело в том, что театр расформировали,  и   на его основе  был создан новый  Московский Театр имени Станиславского.

      Главным режиссером театра назначили  Владимира Дудина.

    И с сезона 1948 года  он начал работает в  театре им. Станиславского.
   
 Ставший главным режиссером театра М. Яншин через некоторое время дал актеру роль Ларионсика в « Днях Турбиных » Булгакова.  И после этой роли, Леонов почувствовал окончательный вкус к актерскому творчеству.

                О  М. Яншине Леонов говорил:

« Михаил Михайлович считал меня своим учеником, а я его - своим учителем ».

                В этом театре он сыграл роли в 35 спектаклях
                режиссерами – постановщиками их были :

  А. Аронов,  В. Бортко,  Е. Завадский,   Б. Львов-Анохин,  Ю. Мальковский,                Б. Равенских, С. Туманов,  Б. Флягин. М. Яншин и другие.   

                Среди этих ролей :

   1954 — Лариосик «Дни Турбиных» М. Булгакова; реж. М. Яншин               
   1956 — Василий Барыкин «Трус» А. Крона; реж. А. Аронов               
   1957 — Кристи «Ученик дьявола» Б. Шоу; реж. Р. Иоффе               
   1958 —  Винченцо «Де Преторе Винченцо» Э. Филиппо; реж. М. Яншин и Ю. Мальковский               
   1959 — Вадим «Здравствуй, Катя» М. Львовского; реж. М. Яншин и А. Аронов               
   1960 — Сергей «Верю в тебя» В. Коростылёва; реж. Е. Завадский и Б. Львов-Анохин               
   1960 — Колька «Встречи на дорогах» Э. Брагинского; реж. Е. Симонов               
   1963 — Пичем «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта; реж. С. Туманов               
   1965 — Куманьков «Энциклопедисты» Л. Зорина; реж. Б. Львов-Анохин               
   1966 — Креон «Антигона» Ж. Ануя; реж. Б. Львов-Анохин               
   1967 — Ключицкий «Однажды в двадцатом» Н. Коржавина; реж. Б. Львов-Анохин и М. Резникович 

  В спектакле «Антигона», поставленном   Б.А. Львовым-Анохиным  Леонов поразил мастерским и точно выдержанным по стилю исполнением роли царя-тирана Креонта.
 
     В 1955 году работая в Театре имени Станиславского вступил в   КПСС. 

 В 1954 году Леонов снялся в своей первой (не считая массовок) эпизодической роли в картине Владимира Немоляева «Морской охотник».

Георгий Натансон — второй режиссёр, занимавшийся подбором актёров, заметил Леонова на сцене театра им. Станиславского, где тот играл Лариосика в спектакле «Дни Турбиных», и предложил ему роль кока.  Леонов согласился и был утверждён.

 В 1957 год летом  во время гастролей театра в Свердловске Леонов познакомился с девушкой  и 16 ноября 1957 года они  поженились . Стоилова Ванда Владимировна переехала к Леонову в Москву. В 1958 году она поступила на театроведческий факультет  ГИТИСа.
          
             А еще через год – в 1959 году у них родился сын Андрей.
 
  В 1959 году Леонову ему было присвоено  Звание « Заслуженный артист РСФСР »
 
  В 1961 году он  снялся в фильме « Полосатый рейс »,  и после выхода на экраны  этого фильма, его накрыла  всеобщая известность в стране. Яркая игра,  мягкий комедийный, характерный  стиль образа его  героя сделали  свое дело.
         
        в 1964 году снимался  в фильме « Донская повесть » по Шолохову.               

В этом фильме в роли Якова Шибалка впервые с полной силой раскрылся незаурядный драматический талант актера.

     Вот с этого времени и начинается всесоюзная любовь и признание.

   В 1966 году на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели, Индия  Приз «Серебряный павлин» за  фильм «Донская повесть»

   1966 году  на Всесоюзного кинофестиваля в Киеве - Премия за роль в фильме «Донская повесть»)

   После 20 лет работы в театре имени Станиславского в 1968 году он перешёл в
Театр имени Маяковского.
   
                В нем он сыграл следующие роли:

          1969 г. — Ванюшин в «Дети Ванюшина» ;               
          1971 г.— Нароков в «Таланты и поклонники»;               
          1972 — Санчо Панса «Человек из Ламанчи»;


     В 1972 году ему присваивается  Звание « Народный артист РСФСР »

 Проработав в этом театре пять лет, актер ушел из Театра им. Маяковского после   конфликта с глав.режем  А. Гончаровым  из-за его участия в телевизионной рекламе рыбы . 

    Свои комплексы и мании А. Гончаров прикрывал требованиями быть на 100%                верными театру. И при этом очень болезненно реагировал на чей-то талант,славу, популярность и прочее. Понятие уважение другого человека, личности, тем более тех, кто от него зависел, у него не было в априори.  От него ушли не только Леонов, но и Лариса Еремина, Виктор Павлов, Доронина и не только они.
 
    В 1974 году Евгений Леонов переходит в  театр им. Ленинского комсомола (с 1990 года — театр «Ленком»), который за год до этого возглавил Марк Захаров.
      
        В  Московском театре имени Ленинского комсомола он сыграл:

  1974 —  Ламме Гудзак в  « Тиль » Г. Горина по роману Шарля де Костера;               
  1975 — Иванов в « Иванов » А. Чехова;               
  1978 —  Отец  в « Вор » В. Мысливского;               
  1979 — крестьянский ходок в  « Синие кони на красной траве » («Революционный этюд») М. Шатрова;               
  1983 —  Вожак в  « Оптимистическая трагедия » В. Вишневского;               
  1986 — Подсудимый в  « Диктатура совести » М. Шатрова;               
  1989 — Тевье в  « Поминальная молитва » Г. Горина по Шолому-Алейхему;

  Леонов очень органично перевоплощался в своих многочисленных добродушных, приятных, привлекательных героев, простоватых, с обаятельной хитрецой.

   В кинематографе Леонов почти  не гримировался, Его небольшой рост, полная, немного  мешковатая, сутулая фигур и круглое лицо с выразительными чертами  всегда сразу узнавались. И  глуховатый хриплый голос тоже.
    
                Он  снялся в 72 фильмах  и среди них:

  1955 — Дело Румянцева — Мишка Снегирёв               
  1957 — Улица полна неожиданностей — милиционер Сердюков               
  1961 — Полосатый рейс — Глеб Савельевич Шулейкин, повар,               
  1963 — Крепостная актриса — Иван Павлович Кутайсов, граф               
  1964 — Донская повесть — Яков Шибалок               
  1968 — Виринея — Михайло               
  1968 — Урок литературы — Павел Петрович Вронский, отец Нины               
  1969 — Зигзаг удачи — Владимир Антонович Орешников, фотограф               
  1969 — Гори, гори, моя звезда — Паша, иллюзионщик               
  1970 — Белорусский вокзал — Иван Приходько, слесарь, бывший командир разведки               
  1971 — Джентльмены удачи — Евгений Иванович Трошкин/«Доцент» Сан Саныч Белый               
  1972 — Большая перемена — Степан Семёнович Леднёв, отец Нелли               
  1974 — Премия — Потапов, бригадир               
  1975 — Соло для слона с оркестром — Иванов, директор цирка               
  1975 — Старший сын — Андрей Григорьевич Сарафанов               
  1977 — Смешные люди! — Алексей Алексеевич, регент               
  1978 — Обыкновенное чудо — Король               
  1979 — Осенний марафон — Василий Игнатьич Харитонов, слесарь, сосед Бузыкина               
  1980 — О бедном гусаре замолвите слово — Афанасий Петрович Бубенцов, провинциальный актёр               
  1984 — Время и семья Конвей — Ален Конвей               
  1988 — Убить дракона — Бургомистр.

        Любые его персонажи всегда вызывали искрению симпатию зрителей.

                *   *
 
                Киножурнал Фитиль
 Снимался для разных выпусков популярного  сатирического киножурнала  "Фитиль":

     1967 — Фитиль № 60 (сюжет «Тяжёлый случай») — управдом               
     1967 — Фитиль № 61 (сюжет «Операция „Нёман“») — милиционер               
     1967 — Фитиль № 63 (сюжет «Маляр» по рассказу Н. Тэффи) — маляр               
     1968 — Фитиль № 72 (сюжет «Обчистили») — посетитель               
     1969 — Фитиль № 64 (сюжет «Розыгрыш») — Сидоров               
     1969 — Фитиль № 87 (сюжет «Во имя науки») — пьяница               
     1974 — Фитиль № 139 (сюжет «Трезвый подход») — пациент вытрезвителя      
     1975 — Фитиль № 159 (сюжет «Человек и закон») — охранник природы

                Озвучивание мультфильмов
 
Особой любовью многих поколений зрителей до сих пор продолжает пользоваться и его работа по озвучиванию анимационных фильмов  (прежде всего, блистательно выполненная за кадром роль Винни-Пуха в серии лент 1969 — 1972 годов.
   
             Актёр принимал участие в озвучивании 30  мультфильмов .
 
               Больше всего известный его Винни-Пух. Выступал

в роли рассказчика в   серии мультипликационных вариантов архангельских сказов.
         
                *    * 

В 1974 году стал Лауреатом «Государственной премии СССР»   за исполнение роли Василия Трифоновича Потапова в фильме  «Премия» (1974)

В 1978 году -  Премия Ленинского комсомола — за исполнение роли Прохорова в фильме « И это всё о нём »

        В 1978 году ему присвоено Звание « Народный артист СССР »

   Получил  Приз Союза журналистов лучшему исполнителю мужской роли в фильме «Осенний марафон» (1979,)

  1979 год - на международном  кинофестивале в Сан-Себастьяне получил  Приз за лучшую мужскую роль, ( фильм «Осенний марафон» )

  1979 год - Премия итальянских журналистов за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале  фильм «Осенний марафон»)

  В 1981 году стал Лауреатом  « Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых »  за исполнение роли Василия Игнатьевича Харитонова в фильме «Осенний марафон»

  В 1982 году Леонов был избран общественным директором Центрального Дома актёра имени А. А. Яблочкиной.

  В 1983 году В  ТВ - программе « Будильник »  была передача  « Встречи с Евгением Леоновым ».

Его сотрудничество с М. Захаровым носило всесторонний характер. Оно имело место и в театре и в кино.  Результатом это  были роли  в фильмах:
 
                « Обыкновенное чудо в 1978 году,
                « Дом , который построил Свифт » в 1983 году, 
                « Убить дракона » в 1988 году.               

В 1988 году во время гастролей в Германии в результате обширного инфаркта актер пережил клиническую смерть. Перенёс экстренную операцию коронарного шунтирования.  В коме находился 16 суток. Вернулся к актерской деятельности через 4 месяца.
И не смотря ни на что продолжает выходить на сцену своего любимого театра.

В 1992 году стал Лауреатом « Государственная премия Российской Федерации » — за исполнение роли в спектакле «Поминальная молитва»)

 В  этом спектакле  он  играл  роль Тевье, которую  продолжал исполнять даже после перенесённой  операции   на  сердце.  Эта роль  стала символическим его завещанием,   призывом любить жизнь несмотря и  ни на что.

               
Ушел  из жизни 29 января 1994 года на 68-м году жизни, после отрыва тромба, собираясь на спектакль «Поминальная молитва».
            
        Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10.
 
   Вдова — Ванда Владимировна Леонова (в девичестве Стойлова) — сотрудник литературной части театра «Ленком».

               Сын — актёр театра и кино Андрей Леонов (1959).
               внук — Евгений Леонов (род. 1987);
               внучка — Анна (род. 2010),
               внук — Михаил (род. 2013).
               
                *    *    * 
               
                ХМЫРЬ  -  ГЕОРГИЙ ВИЦИН
                По месяцу Зодиака -Дева,  а по году рождения  - Змея


    Достойным партнеров  Леонова в этом фильме был  Георгий Михайлович Вицин.
            
    Родился он 5 (18) апреля 1917 года  в Териоках, в Финляндии, которая в те годы входила   в состав Российской империи.

   В его  метрике мама подправила 197 год на 1918, чтобы болезненного Гошу отправить в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе.
       
    После окончания школы поступил в училище Малого театра. Но был отчислен с                формулировкой "за легкомысленное отношение к учебному процессу".
   
            Затем прошёл  испытания сразу в трёх студиях — 
            Алексея Дикого, театра Революции и   МХАТа-2,   
                и был  принят сразу во все три. 

В 1934 году поступил в Московское театральное училище имени Евгения Вахтангова.

В 1935 году перешёл в студию МХАТ-2, где учился у С.Г. Бирман, А.И. Благонравова,                В.Н. Татаринова.

    В 1936-1969 годах — актёр Театра-студии под руководством Н.П. Хмелёва               
 
                (с 1937 года  это театр имени М.Н. Ермоловой).

                некоторые его театральные  роли  :      

     —  Вильям в  "Как вам это понравится", (Уильям Шекспир)
     —  Тони  в "Ночь ошибок", (О. Голдсмит)
     —  Морозо  в "Укрощение укротителя", (Дж. Флетчера)
     —  Молоканов в  "Не сотвори себе кумира", (А.М. Файко)
     —  Воличка  в "Люди с чистой совестью",( П. Вершигоры)
     —  Поднебеско  в "Счастье" (П. Павленко)
     —   Дед Семён в "Ксения", (А. Волкова)
     —   Абдурахман  в  "Чудак",( Н. Хикмета)
     —   Любешкин  в  "Дикари", (С.В. Михалкова)
     —   Счастливцев  в  "Лес", (А.Н. Островского).    

  В 1945 году впервые снимался  у  Юткевича  в фильме «Здравствуй, Москва »
 
  В 1947 году  сыграл  роль Н.В. Гоголя в картине Козинцева «Белинский».

       В 1959 году ему присвоено Звание «.Заслуженный артист РСФСР »

             В 1969—2001 годах актер  в Ттеатре-студии киноактёра.
 
       В 1977 году ему присвоено Звание « Народный артист РСФСР »
.
                Снялся в 107 фильмах и среди них такие:

     1951 г. —  « Белинский » - Николай Гоголь;               
     1952 г. —  « Композитор Глинка » - Николай Гоголь;               
     1955 г. —  « Максим Перепелица » - дед Мусий;               
     1956 г. —  « Она вас любит! » -  Константин Петрович Канарейкин;               
     1959 г. —  «  Василий Суриков » - Илья Ефимович Репин;               
     1960 г. —  « Конец старой Берёзовки » учитель геометрии;               
     1962 г. —  « Путь к причалу » Великанкин, интеллигент в вытрезвителе;               
     1964 г. —  « Женитьба Бальзаминова » Миша Бальзаминов;               
     1965 г. —  « Операция «Ы» и другие приключения Шурика » Трус;               
     1966 г. —  « Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » Трус;               
     1969 г. —  « Вчера, сегодня и всегда » -  тётушка Берри;               
     1971 г. —  « 12 стульев » - монтёр Мечников;               
     1973 г. —  « Земля Санникова » -  Игнатий;               
     1980 г. — « За спичками » -  портной Тахво Кенонен;               
     1986 г. —  « Путешествие пана Кляксы »  -  король Аполлинарий Бай.
 
        В более 100 мультфильмах герои говорят голосом Георгия Вицина.

      Занимался озвучиванием разных ролей в советских и дублированием иностранных фильмов.   Его голосом говорят герои популярнейших западных фильмов:

                дублировал Нормана Уиздома. в фильмах :
 
     «Мистер Питкин в тылу врага», «Приключения Питкина в больнице»)
    В фильме « Как украсть миллион » дублировал страхового агента.               
    В фильме « Фантомас »  дублировал владельца бриллиантов.               
    В фильме « Укрощение строптивого » дублировал священника Чирилло.               
    В фильме « Развод по-итальянски »   дублировал художника Кармело Патане               
в исполнении Леопольда Триесте.               
    В 1990 году 30 октября ему присвоено Звание « Народный артист СССР » 
   
          Из  интервью Георгия Михайловича Вицина накануне 80-летия:

"Я должен был бороться со своей детской закомплексованностью, и инстинктивно меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории, побороть стеснение. И я выбрал актёрское дело, стал заниматься в драмкружках.
 
  Уже будучи взрослым актёром, я стал понимать, что нашёл настоящее лечебное средство против застенчивости. Серафима Германовна Бирман была очень строгой и требовательной. Она постоянно всех одёргивала и очень бдительно следила за нашим поведением, и я помню такие её фразы в мой адрес: "Вицин, изящнее!",  "Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!", "Вицин! Вы как заядлый халтурщик на радио!             Откуда  у вас такое резонёрство?" Она предсказала мою дальнейшую жизнь я действительно часто выступал на радио.

 Очень люблю Зощенко. Он, конечно, писал для чтения, для душевного  интимного чтения. Но есть у него некоторые рассказы, которые годятся для эстрады. Зощенко очень чувствовал характеры, юмор, но читать со сцены сам не умел. Помню, я ещё молодой был, слушал его в Колонном зале. Выступил и тишина. Представляете? Я понял, что он не актёр. Он очень чётко чувствовал   характеры, но читал смешной рассказ, как поэтическое произведение, на одной интонации, нараспев... Как Вознесенский."
                Сергей Капков ,«ТВ-ПАРК» 27 апреля – 3 мая 1998 года.
 
   Вицин был прекрасным художником — рисовал карикатуры на актёров, пробовал себя вскульптуре, графике, живописи.
   
  Последние семь лет жизни актёр не снимался, появлялся перед зрителями только в  юмористических концертах Театра киноактёра.

                *   *
                Георгий Михайлович был женат два раза.
 
 -   Первая жена (гражданская) — актриса Надежда (Дина) Тополева, бывшая жена режиссёра Николая Хмелёва. После расставания продолжал заботиться о Дине Тополевой. Поскольку та была намного старше Вицина и нуждалась в уходе, он  приносил ей лекарства и продукты.
 
      Хочу в этом месте добавит от себя, вернее то, что мне рассказывали мои друзья ермоловцы, которые очень хорошо его знали, которые вместе с ним играли.
Оговорюсь, что эта запись сделана по памяти, через много лет после того, как я это слышал..  самое главное – суть рассказанного передана мною верно.  Когда я познакомился с театром им. Ермоловой (актерами труппы) прошло совсем немного времени, как Георгий Вицин там работал.
      
 - Вицин пришел в Театр им. Ермоловой в 1936 году, а через год  там начала работать  жена Хмелева - актриса Надежда Тополева. Молодой Вицин влюбился в неё, не смотря на то, что она  была  старше его по возрасту и самое главное была     женой руководителя театра. к которому  он относился с особым уважением, как к своему учителю. Представьте себе эту ситуацию. Когда все трое поняли, что это не интрижка, а очень сильные и настоящие чувства, они все поступили самым разумным образом. И надо отдать должное самому Хмелеву. Именно от него зависела судьба                и молодого актера и его собственной жены.

 С Надеждой Тополевой они начали жить, как муж и жена. Чем её взял молодой Вицин теперь можно понять.  Уже тогда в нем было необыкновенное обаяние – притяжение..  Она это почувствовала раньше других -  особым женским чутьем – сердцем.  И вероятнее всего они не расписывались, чтобы тем самым никак не усугублять официально эту ситуацию. Правда через несколько лет Хмелев женился и у него родился сын.  Но влюбленная пара оставалась в гражданском браке. Прошли годы, и не мало, примерно 20 лет.  А в театре появилась бутафор Тамара. Не так важно, как это и почему произошло, главное, что произошло. Ну а театр это такое место, где всё всегда сразу становиться известно.  Надежда узнала и сказала Георгию, чтобы он женился на Тамаре, при этом добавив – Я никогда не буду женой при молодой любовнице.  Наоборот, когда при молодой жене, старая любовница – это оригинальней.  Так или иначе. Он женился на Тамаре и у них родилась дочь.                Возможно причина была и в том, что детей у них с Надеждой не было. Но у Вицина  все  было  иначе,  чем  в остальной актерской среде.  В этом отношении перед ним, как говориться,  можно снять шляпу.  Он все последующие годы  заботился о Надежде и особенно, когда   она постарела и была больной.               

   -  Вторая жена —Тамара Фёдоровна (1925 — 2009), племянница биолога  и селекционера  Мичурина
    После войны она окончила училище и таким образом оказалась в Театре Ермоловой. Работала бутафором. Там они и познакомились. Некоторое время она была ассистенткой Вольфа Мессинга.   

                Их  дочь — Наталья Георгиевна, художник-график.

        И вот еще фрагмент  одного интервью Георгия Вицина 1998 года о работе по щзвучиванию:

- В мультипликации тоже надо играть по Станиславскому. А как же?! В кино вообще  нечего делать без театральной школы. А в мультипликацию приглашали только способных актеров, которые понимают друг друга с полувзгляда,  с полуинтонации. Здесь образы, как правило, малолетние, ты чувствуешь себя ребенком, начинаешь хохотать или капризничать, петь, рычать, пищать. Взрослые так вести себя не будут. А, между прочим, это очень полезно для нервной системы. Было бы неплохо сделать даже такую психотерапию: ты—муравей, ты—петушок, ты—ворона... Играйте, веселитесь, лечитесь! Между прочим, у животных такие же характеры, как у людей. Они только не умеют говорить, а мысли у них общеприродные. Более чистые и честные. Понаблюдайте за голубями: одни трусливые, в момент опасности подталкивают вперед других. Третьи вообще агрессивные, выбивают сами себе место под солнцем. Есть благородные: все жрут что попало, а эти поклюют и улетают—соблюдают диету. Животные не скрывают своих эмоций. А у нас только пьяные становятся самими собой, почему я и люблю их играть»

Ушел из жизни Георгий Вицин в понедельник 22 октября 2001 года в 16 часов 30 минут в московской больнице.

Похороны великого актёра состоялись 25 октября на Ваганьковском кладбище в Москве.
                Светлая ему память!      

   
                *    *    *   
                СЦЕНАРИСТ  -  ВИКТОРИЯ ТОКАРЕВА
             По месяцу Зодиака –Скорпион,   а по году рождения  - Бык
   

   Токарева Виктория Самуиловна – ( по мужу ) Писатель, сценарист и драматург

Виктория Токарева Родилась 20 ноября в Ленинграде в 1937 году в семье инженера.
 Любовь к литературе проявилась в 13 лет, благодаря её матери читавшей ей  Чехова.  Она вначале  четыре года занималась по классу фортепиано в Ленинградском музыкальном училище.

В 1958 году закончив музыкальное училище, поступила  в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова.

                После замужества она переехала в Москву.

Работала  в детской музыкальной школе учительницей пения и тогда же начала писать прозу,

     С 1962 по 1967 год училась на  сценарном факультете ВГИКа куда поступала при  содействии поэта Сергея Михалкова.
 
    На второй год обучения в институте Токарева опубликовала в издательстве                « Молодая гвардия » свой первый короткий рассказ « День без вранья ».
               
       С 1963 года работала редактором на киностудии «Мосфильм»               

  В 1968 году был поставлен фильм « Урок литературы» по ее сценарию.
               
              В 1971 году была принята в Союз писателей СССР.               

             По ее сценариям  было снято 28 фильмов  и  среди них:

           -  в 1977 году « Мимино » в соавторстве               
           -  в 1978 году « Шла собака по роялю »               
           -  в 1987 году « Стечение обстоятельств »
       
В  2000 году  на Международном  Каннском  кинофестивале  награждена Специальным призом   " За вклад в литературу и кино " .

                *    *    *
                РЕЖИССЕР – АЛЕКСАНДР СЕРЫЙ
               По месяцу Зодиака - Скорпион, а по году рождения - Кролик.

        Серый Александр  Иванович –  советский  кинорежиссёр, сценарист
.
       Родился 27 октября 1927 года в городе Рамонь Воронежской области.

      В 1944-1947 годах учился в Московском энергетическом институте,

      в 1951 году окончил Московский авиационный институт.       
 
   Работал в лаборатории МАИ, старшим инженером Московского радиоцентра.

  В 1958 году окончил Высшие режиссёрские курсы при  «Мосфильм», где учился вместе с Георгием Данелией. В том же году, за драку в ресторане был осуждён.               

После возвращения попытался вернуться к режиссуре. Но человеку имевшему        судимость  доверяли быть только сорежиссёром. Благодаря поддержке и настойчивости Данелии, спустя  несколько лет удалось получить разрешение на самостоятельную постановку « Джентльменов удачи ». С писательницей Викторией Токаревой и Георгием Данелией, принимал участие в создании сценария для  фильма «Джентльмены удачи».  Знаменитые жаргонные фразы добавил в фильм сам Александр  Серый — использовал  тюремный опыт. К сожалению, съёмки такой долгожданной картины  Серый начал в глубокой депрессии — врачи поставили ему диагноз «лейкемия крови». Некоторые эпизоды картины  Данелия был вынужден взять на себя —   сцена в тюрьме («Хулиганы                зрения лишают») и финал.

       Успех картины был оглушительный, две копии смогли выполнить годовой план.
      
        В последующие годы режиссёр снял ещё две фильма - комедии :

            - в 1976 году «Ты — мне, я — тебе»  и               
           -  в 1982  «Берегите мужчин» .

  В 1980-х годах хотел снять продолжение "Джентльменов удачи", но актёры
отказались от этого.                .
         
              К сожалению успел снять только пять фильмов.

Ушёл из жизни (застрелился, устав бороться с лейкемией) в Москве 10 октября 1987 года  за две недели до своего 60-летия.            

                *      *      *   

          Небольшую эпизодическую роль в этом фильме сыграла Наталия Фатеева.
               
               
            
                Кадр из фильма -   «Археологи –Ау!»
                (Людмила – дочь Мальцева – актриса Наталия Фатеева)

                ПРЕССА О ФИЛЬМЕ « ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ »:

  1972 г. Журнал «Советский экран» № 5 Т. Хлоплянкина « В гостях и дома»
  1972.05   Журнал «Новый фильм» №10 Алма-Ата А. Филиппова «Джентльмены удачи».
               
                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ « ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ »
 
            Владимир Н (Омск) 23.05.2008  -

« Классика советской кинокомедии. Фильм отличный. Его можно смотреть и смотреть. Уверенные пять с плюсом в своем жанре.»

           Стас (Москва) 5.10.2008 - 

« Самая лучшая комедия всех времен и народов, нисколько не устарела и не устареет. Снова и снова даешь работу мускулам, хотя наизусть знаешь каждое слово. Заряд хорошего настроения гарантирован. »

           Мария Морозова (Москва) 12.11.2008 -

«Конечно, этот фильм о многом. И жанр, насколько известно, не просто комедия, а лирическая комедия. Вообще достоинство многих старых фильмов в том, что они                имеют много линий и переплетений. И создавались явно с добрым посылом. Поэтому                до сих пор они любимы   и интересны. Мне еще жаль героя Вицина. Ведь очень глубокий  образ создан, и целая человеческая   драма показана: как герой, что называется, дошел до жизни такой. Помните, сцена,  когда он вспоминает, как с женой в театр ходил?  А потом вроде о сыне говорит, а на  самом деле о себе - "умер". И в конце - попытка самоубийства. Это уж совсем не  комедийно. »
          
           Ирина К. (Москва) 12.11.2008 - 

 « По-настоящему серьезный фильм. Грустная комедия, между прочим. Мне всегда жаль Косого, когда он встретился с другом из детдома и ему Леонов говорит "Ты вор". Какая  обида на лице. Я уважала Савелия всегда, актер из детства, юности.»
      
           Мария Морозова (Москва) 12.11.2008 -               

 « Светлый, мне кажется, потому, что создавался таким - с добрыми намерениями,                добрыми людьми. И еще очень важно, что в нем есть надежда, что герои вернутся к нормальной жизни. Ведь персонаж Леонова к ним почти как к детям из садика                относится, и все его поступки (как фраза "ты вор", жестко сказанная)направлены                на пробуждение в них лучшего, человеческого, чтобы они смогли сами себя, так                сказать, за шкирку встряхнуть и как-то переродиться. »
 
           Волкова Наталья (Красноярск) 25.03.2010 -               
 « А я никогда и не обращала внимания на его косоглазие. Мало ли актеров со смешной внешностью. А он был всегда обаятелен.. Мне он нравился как актер.                Я его полюбила  еще с фильма Друг, мой Колька. »
               
               
               
                ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ:  « ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ »
                Полнометражный художественный фильм – комедия.

    Режиссер постановщик - Александр Серый               
    Второй режиссер - К. Старостин               
    Сценаристы: Георгий Данелия, Виктория Токарева               
    Операторы: Георгий Куприянов, Виктор Пищальников,               
    Композитор: Геннадий Гладков               
    Исполнение музыки               
    Дирижер оркестра – В. Людвиковский,               
    Художник-постановщик - Борис Немечек               
    Звукорежиссер – Василий Костельцев               
    Монтаж –   М. Ренковой               
    Художник по костюмам – В. Перелетов               
    Грим – Г. Пригожина               
    Художник декоратор Э. Немечек               
    Ассистенты:               
       режиссера – М. Набокова,               
       оператора: М. Агранович, А. Коротков.               
    Комбинированные съемки:               
       оператор В. Жанов               
       художник – С. Мухин               
    Редактор И. Сергиевская               
    Консультанты:               
        комиссар милиции 3-го ранга А Волков,               
        полковник И. Голобородько
    Директор фильма - А. Демидова

                В фильме снимались актеры:               

  Евгений Леонов - Евгений Иванович Трошкин / "Доцент", Сан Саныч Белый заведующий детсадом,               
  Георгий Вицин - "Хмырь" Гаврила Петрович Шереметьев               
  Савелий Крамаров -"Косой"  Фёдор Петрович Ермаков               
  Раднэр Муратов - Вася  Василий Али-Бабаевич               
  Эраст Гарин - Мальцев Николай Георгиевич профессор,               
  Наталья Фатеева - Людмила дочь Мальцева,               
  Олег Видов -Славин лейтенант милиции,               
  Николай Олялин - Верченко полковник милиции,               
  Анатолий Папанов – шахматист,               
  Любовь Соколова - заведующая детским садом,               
  Павел Шпрингфельд - Прохоров гардеробщик в концертном зале,               
  Екатерина Мазурова - мама Трошкина,               
  Владимир Уан-Зо-Ли - начальник колонии,               
  Анатолий Яббаров - Митяй подельник гардеробщика,               
  Наталья Воробьёва - Елена Николаевна, аоспитательница в дет.саду    ,               
  Алексей Ванин  - бывший уголовник,               
  Зоя Василькова - дворник Маша,               
  Вячеслав Гостинский - благообразный зритель, пришедший в мужской туалет,               
  Александр Лебедев - милиционер               
  Галина Микеладзе – певица               
  Владимир Протасенко - Мишка друг Косого               
  Роман Филиппов - Никола Питерский               
  Л. Любомудрова - эпизод               
  Светлана Старикова – Таня,               
  Александр Лукьянов (II) – оперативник,               
  Николай Данелия - мальчик с собакой,               
  Ольга Серая - девочка на лыжах,               
  Наталья Токарева - дочь бывшего уголовника,               
  Юрий Потемкин – заключенный,               
  Николай Сморчков – оперативник,               
  Иван Турченков – заключенный,                               
  В. Уан-Зо-Ли

  Исполнение песни Лариса Мондрус  за кадром - «Проснись и пой» Г.Гладков-В.Луговой 

  Производство Киностудия  Мосфильм  Тв. объединение Время – 1971 г.               
  Фильм цветной, звук моно, на русском языке, пленка 35 мм.               
  Количество копий  в прокате  - 1471 копия.               
  Продолжительность 88 минут.               
  Премьера состоялась 13 декабря 1971 в Москве.               
  Фильм посмотрело 65,0 млн. Человек.
   
                *   *   *

    В дальнейшем  в 1971 году у Олега было еще много разных мероприятий  тоже               
заслуживающих  рассказа.  О них рассказ дальше.   

                *  *  *  *  *


Рецензии