Особенности национального общения

"С добрым утром! - сказала мама, входя ко мне в комнату - Правда, оно не совсем доброе, воды нет - никакой..."
Это бывает, в худшем случае дадут к концу рабочего дня. В наличии - семилитровая канистра, отфильтрованная
в кувшине и три-четыре литровых бутылки для цветов на балконе. Продержимся.
       Как всегда попиваем утренний кофеек и вдруг слышим внизу у подъезда явно нездоровое оживление соседей.
Донеслось обрывочное "...вот она только что сказала!", я выскакиваю на балкон и свешиваюсь с пятого этажа,
а внизу уже торчат две седые макушки - одна с "дулькой", вторая - стриженая. И гневные слова пожилой женщины
от соседнего подъезда донеслись вполне отчетливо, но опять мне досталось только их окончание: "...возьмут костыли
и пойдут воевать." Да что ж такое - и здесь воюют! Но дело быстро прояснилось. Отозвался наш "вечный мальчик"
лет сорока, знавший поименно, кажется, всех старушек в доме:"Да брось, теть Ань! Кто пойдет? И куда идти-то?" -
"Как куда - к администрации! Ну, ладно бы на 5-6 часов воду отключили, а то на целых три дня!" И, опираясь на палку,
загромыхала сумкой-тележкой по ступенькам крыльца. 
        Как три дня??? Неужели правда? Стали обзванивать знакомых - одной нет, другой, третьей... Да где же все?
Наконец нашлась моя приятельница, с которой мы не перезванивались с конца мая, и что особенно удачно - живет
она в другом конце города, интересно, что там происходит? "Ой, молодец что позвонила! А я все тебя вспоминаю!"
А воды и у них нет. Приятельница сказала: только что прочитала на городском сайте - в районе новостройки что-то
серьезно повредили, "авария устраняется". Так, приехали... Скомкала завтрак, быстренько оделась и с сумками
наперевес потопала в магазин за водой.

"Пятерочка" работала в пять касс! Правда, в каждую всего по по три - четыре человека, но народ активно затаривался
бутылками и шел ходко. "Скажите, где вода?" - с лету спрашиваю у обладательницы прозрачных бутылок в корзине и,
по направлению указующего перста, галсами проскочив между стеллажами и тележками, оказываюсь у  нужных полок.
Их зияющие пустоты заранее не внушают оптимизма. Та-ак... "Архыз", газированная, газированная... "Славяновская",
"Ессентуки", опять газированная... газированная...  А вот же "Шишкин лес"! Сколько-сколько? Ё-ёшкин кот!..
И вдруг - о счастье! - грузчик подкатывает тележку с бутылками. Сразу пять рук, стремительным и точным движением
каратистов, крепко ухватывают пять горлышек - парень едва успел рвануть пластиковую упаковку и отпрянуть назад.
И сразу же: "Блин!!! А что, негазированной нет?!" Бутылки плюхнулись обратно. "Нет, и уже не будет." Народ отошел...
Грузчик начал выставлять бутылки на полку. Подошли другие алчущие граждане, смотрели задумчиво...
"А вот одна упаковка осталась..." - и четыре вожделенные бутылки были, как младенцы, приняты в трепещущие руки!
Нежно прижав свою к груди, а потом опустив в сумку этот первый улов, и видимо от чувства некоторой эйфории, я уже
не испугалась "Шишкиного леса" и взяла аж три. За углом стеллажа девушка, с позволения сказать - майчендайзерша,
резво метала на полку упаковки влажных салфеток - товар, тоже идущий нынче очень ходко. Я кинула в сумку несколько
штук. Рядом женщина раздраженно говорила по мобильнику: "Да нет же! Сказали, что целых три дня не будет!" А двое
других разговаривали в очереди к кассе: "Да прям, будут они продукты сжигать! Я сама в этой системе работала - знаю.
Просроченные бутылки с подсолнечным маслом в кипятке замачивали и новые этикетки на них клеили..."

       Когда я уже убирала в кошелек сдачу, из кассовой очереди ко мне метнулся мужчина: "А где Вы такую воду брали?"
"А ее там уже нет..." - улыбнулась я, потому что сразу вспомнила фильм "Служебный роман", сцену в лифте учреждения.
И потом, тащась с сумкой домой, вдруг ощутила, что помолодела душой лет на двадцать пять - такие давно забытые
ощущения пробудила эта сцена со штурмом тележки и единение с народом в общем деле - нашего выживания! Ведь если
задуматься, то при полном штиле периода "застоя"немного было сильных эмоций, не связанных с нашими личными
обстоятельствами. И могу без ханжества сказать, что я испытывала искреннее воодушевление, если в ГУМе "выбрасывали"
импортные туфли или сапоги, или чудом попадались французские духи "Клима" (не путать с нынешними подделками!).
Конечно, самые чистые восторги случались у театральных касс, когда посчастливится купить (с дурацкой нагрузкой,
разумеется) билеты во Дворец Съездов на что-нибудь балетное, или по студенческому пропуску в заветный день недели
прорваться на популярный спектакль. Но и ухваченный почти вслепую - не вывихнуть бы руку! - из гастрономной тележки
упакованный кусок жилистого мяса, позволял на некоторое время ощутить всю гамму чувств гепарда, настигшего свою
добычу в саванне, и почти столько же километров погонявшегося за ней. Но я отвлеклась...

Во второй заход надо было идти в другой магазин. Только вышла из двери, смотрю - на площадку поднимается нелюдимый
сосед с внучкой, он тащит две бутыли-канистры, она несет перед собой, как поленья, три полутора-литровки. И диво-дивное -
он улыбался! В его глазах светилась горделивая радость, и лишь губы чуть дрогнули смущенно - с непривычки. Добытчик!
Как важно для мужчины исполнять свое истинное предназначение! И сколько женщин по глупому недомыслию лишают их
этой насущной потребности, а потом на них и обижаются...
"Здрасьте! - Здрасьте! Вы - счастливчики, на машине! А я на вторую ходку пошла..."
"Не-е, мы тоже пешком. Неохота было на стоянку идти." И мы опять улыбнулись друг другу. Просто удивительно - насколько
людей сплачивают общие трудности! Разумеется, если они - в меру, вроде сегодняшней маленькой суеты, чуть взбодрившей
всем кровь.
       Во втором магазине картина была похожая, но там ситуацию разруливала продавщица за прилавком:"Слушайте меня!
Вот "полуторки" - это все, что есть. И "Шишкин лес", но дорогие." - "А вон та большая бутылка?" - "Это моя бутылка, личная!"
"Жаль... Давайте те..." Выставляет их на прилавок. "И даже не предупредили! Мы бы хоть ведро воды запасли. И как  теперь?"
"Так авария..." За мной стояла простая русская тетка, крепко пахнущая здоровым потом.
"Мне давайте два "Шишкиных леса", маленьких - хоть чайку с дочкой вскипятим.  А тяжелые пусть муж на себе прет!"
Я сразу же оценила ее правильный житейский подход и не могла не отозваться: "Хорошо, когда есть - кому тяжести таскать!"
Тетка неопределенно вздохнула... 
      Мой второй улов оказался даже богаче первого, плохо только, что тащить его приходилась почти все время в левой руке -
на правой давно уже болит локоть. И чтобы скоротать время в пути, я предалась невеселым размышлениям о беспомощности
современных горожан. Оказывается, нас уморить - нет ничего проще! Перекрыть воду на недельку - и привет, все навеки
свободны от земных проблем... И почти у каждого, кто попадался навстречу, из сумок и пакетов выглядывали, просвечивали
и выпирали бутылки с живительной влагой. Остальные просто ничего еще не знали...

Третий заход надо было совершить на близлежащий пруд в парке. Сами мы худо-бедно водой обеспечились, а цветы на балконе
тихо загибались, в буквальном смысле, особенно душистый горошек, а он только начал расцветать. Для полива, даже в серый
денек, надо не меньше двух литров, придется ходить по воду... Пруд, к счастью, расположен близко - меньше десяти минут ходу.
Перешла мостик, набрала воды, заодно и сфотографировала уток с утятами - они уже совсем выросли - а то когда бы собралась
погулять! Сначала подумала, что я одна такая умная, но потом увидела мужа с женой, которые тоже черпали воду.

Когда я вернулась, мама в возбуждении рассказала, что позвонила ее подруга. Она видела по телевизору репортаж о нашей
аварии - бьет нечто фонтаном, почти катастрофа! Но обещали на короткое время дать холодную воду, и надо успеть набрать
во всю тару, что найдется. "А Таня все-таки подруга!" - удовлетворенно констатировала мама. В последнее время ей бывало
немножко грустно, что давняя подруга - моложе почти на десять лет - довольно редко общалась с ней. "А все-таки, подруга -
о нас позаботилась!" - и как это радостно!
     Мы судорожно кинулись собирать все наличные емкости в доме. Два пластиковых ведра, канистра, три старых чайника и
бидон с антресолей. Два таза, десяток литровых банок из шкафчика под раковиной, четыре кастрюли. И даже две вазы, бутылки
от ликера и штук пятнадцать бутылок разного калибра, которые я припасла на балконе на случай засухи, чтобы поливать клумбу
около подъезда.
Поминутно проверяли краны, и наконец, они зафыркали и выдали струю, и напор был вполне приличным! Набирали из двух
кранов в четыре руки, я подставила в ванну таз, чтобы драгоценные капли не пропали! Как бедуин в пустыне, которому одного
кувшина должно хватить и на приготовление пищи, и на омовение. И вот уже вся тара заполнена, а вода лилась, лилась... и все
не кончалась... А когда я по ошибке повернула горячий кран, и в нем тоже зафырчало, и побежала вода - да еще становилась
теплее с каждой секундой, мы переглянулись с мамой и захохотали... "Ну, Татьяна, и нашарахала же нас!" - вырвалось у мамы.
Я пришла в полное восхищение:"Откуда ты такое словцо взяла?" - "Не знаю... само сказалось..." И я поняла, что это - сюжет!

31 июля - 3 авг. 2015г.
   
 


Рецензии