Осенняя пора
Маленький нежный мальчик с удивительной памятью. Сказки-стихи Корнея Чуковского прямо созданы для быстрого запоминания. Володя (так зовут мальчика) запоминает их сразу. Читаю ему рассказ Виталия Бианки: «Высоко над рекой. На крутом утесе живут ласточки-береговушки…» и т.д. Володя повторяет уже прозу наизусть. И я по-новому чувствую, оцениваю и получаю удовольствие от рассказов В. Бианки.
Да, прав был Л.Н. Толстой, который, обращаясь к своей жене, предполагал, что причина недоразумений в их отношениях в том, что они перестали смотреть на мир глазами детей. Я по неопытности не понимала, что при такой памяти надо обратить большее внимание на развитие у сына активной речи. Таблицу умножения Володя выучил в пять лет в течение одной прогулки с папой в парке, который одновременно помогал мальчику научиться кататься на трехколесном велосипеде. Пошел он в школу, умея бегло читать, зная таблицу умножения.
Но главный достоинство-недостаток мальчика - его беззащитность перед одноклассниками, несмотря на его природную физическую силу. Он не мог отвечать злом на зло, не мог поднять руку на другого человека. Для этого надо было, что-то переступить в своей Душе. Стать Homo socialis очень трудно. Для некоторых людей это легко генетически. Именно эту задачу должна, но может ли решить школа? Научить общению детей между собой, соблюдая этические нормы. Лев Николаевич Толстой в «Детство, отрочество, юность» писал, что нельзя рядом выращивать рядом редиску и нежный цветок, обращая внимание на необходимость учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мама Володи, Виктория Максимовна, не найдя нужного совета сыну, спросила мужа: «Олег, как постоять за себя, не повредив обидчика?» Олег спокойно отвечает: «Надо дать в нос, чтобы кровь пошла». И вдруг
С этой задачей лучше всего справляется позитивное искусство и, в первую очередь, литература (сначала сказки, детские рассказы и т.д.). Без литературы человека не создать. Читая сказки, рассказы о животных, «Приключения Гулливера» и другие литературные произведения, ребенок приучается смотреть на мир многосторонне: и глазами лилипутов, и гигантов, и животных, и других фантастических созданий. Бесспорно, в первую очередь это литература.
О, необыкновенная, увлекательная и творческая миссия настоящего педагога! Младший сын, единственный в группе, получал отличные оценки по композиции, учась в художественной школе, потому в его работах мальчик отражал ситуацию не от себя, а что видят Атланты Эрмитажа или летящий орел и т.д. Преподаватель обращал на это внимание. Школа всеми возможными путями должна воспитывать в школьниках интеллигентность, то есть широту, глубину восприятия себя, других окружающих, понимание причинно-следственных связей. Легче всего с этой справиться литература. Для меня это сказки, от которых не могла оторваться, и целый мир удивительной детской литературы. Важность человеческой и профессиональной культуры Учителя не переоценить. Вспоминается деликатная реакция учительницы на сочинение-плагиат на тему осени, написанном Володей в третьем классе. По памяти мальчик с большим чувством (учительница это поняла), но чужими словами (словами А.С. Пушкина), написал все стихотворение «Унылая пора – очей очарование». Только слова А.С. Пушкина соответствовали красоте осени. Учительница написала под сочинением: «Прекрасное описание осени. Но разве ты это сочинил?». Она не поставила ему «двойку», не осудила его. Она поняла, что мальчик не мог найти других слов, кроме волшебных чарующих стихов Александра Сергеевича. И тут настоящий учитель может спросить детей: «Какие стихотворения об осени Вы знаете?». Или может сама прочитать некоторые и поинтересоваться понравились они и чем. Например, я люблю стихотворение Николая Рубцова «Опадают листья с тополей. Повторилась в мире неизбежность. Не жалей ты листья, не жалей, а жалей души моей любовь и нежность». Пишу эти строки любимого поэта. И слезы близки. Как важно учителю проводить разбор и литературных произведений, и отзывов школьников без суеты. Мы в школе сравнивали стихотворения разных поэтов на одну тему, в частности «Памятник» и Г.Державина и А.С. Пушкина. Думали над причинами похожести строк, образов.
Наша (моя и моего брата) удивительная учительница (вечная ей память) долго и бережно хранила «плагиат» моего брата. Его сочинение называлось «Письма матери», нашей героической бабушки, которую мы никогда не видели, но любим, чувствуем и помним. На первом заглавном листе-обложке сочинения черной тушью нарисовано скорбное лицо пожилой женщины-матери на фоне Петропавловской крепости. И далее были переписаны содержимое открыток-писем из блокадного Ленинграда 1941- 42 года. Людмила Георгиевна (учительница) поставила брату «отлично».
И мой плагиат - также стихотворение об осени. В начале семидесятых годов прошлого века мой муж любил мне наизусть читать произведения А. Блока, Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Маяковского. И вдруг он прочел прекрасное стихотворение «Осень звенит шутовским колпаком, а в глазах у нее снега». Я поинтересовалась именем автора этих стихов. Муж сказал, что это он, и посвящены они мне. Я не записывала стихотворение и иногда просила своего друга прочитать мне его. Прошло более тридцати лет, муж долго болел и умер. Грустя о нем, я начала вспоминать это стихотворение. Некоторые строки я никак не смогла вспомнить и дополнила своими строками. Фамилия у нас с мужем одна, а я хотела, чтобы строки, которые мне запомнились, не ушли бы в небытие. Я напечатала их под своим псевдонимом. Но, к счастью, «рукописи не горят»! Получив рецензию о том, что это «стихотворений известного поэта Юрия Влодова (1932-2009), неизвестно широкому кругу читателей и написанное в 60-70-е годы», я испытывала сложные чувства: благодарность за истину и за науку, хотя и горькую; благодарность за то, что напомнили знакомые, но забытые строки. Конечно, я стерла стихотворение как свое. Я не осуждала мужа. Ему хотелось, чтобы я им восхищалась (что-то в отношениях с ним я ему не додала). Мне нельзя сделать даже малейшей ошибки. Я никогда не пользовалась шпаргалками, в основном говорю правду, исключая случаи, когда сказать правду это то же самое, что совершить подлость, измену. Если в юности, готовясь к экзаменам, какой-нибудь вопрос я не выучила, он мне обязательно попадался. И эту рецензию я получила в день, когда в мыслях я позволила себе осудить одного человека. Как - будто мне напомнили: «Не суди и не судим будешь!». Вспоминая мое отношение к «плагиату» маленького сына с нежностью, улыбкой и любовью, я подумала, что может быть и Всевышний смотрит на мои переживания и муки совести с улыбкой, любовью и прощением!
Свидетельство о публикации №215080300172