Короткий разговор

ЭПИГРАФ.
  На дне моря нашли греческое судно, утонувшее ещё до нашей эры. За два тысячелетия солёная вода выела всё, что было на судне, даже скульптуру из мрамора. Только одна вещь сохранилась: серебряное колечко с бирюзой. Внутри колечка было написано: «Я отдала тебе всё…»
                (Леонид Жуховицкий).


Весна в том году о котором пойдет речь, выдалась ранняя. Уже в начале марта все подсохло, после рано сошедшего снега. Талая земля пахла прелью, в парках и скверах шумели птахи, темные пожухлые листья валялись кое-где, напоминая серую осенью. Вот в такой один из пасмурных дней я шла пешком со станции парком Мира. Погода и правда напоминала осень. Было сыро, хмуро, солнце проглядывало из облаков очень лениво, под ногами шуршали прошлогодние листья. На лавочках сидели редкие посетители этих задумчивых и ещё голых аллей. Проходя мимо такой скамейки, я вдруг почувствовала на себе чей-то упорный взгляд. Оглянулась. Напротив сидел мужчина в темном пальто с поднятым воротником без головного убора и с улыбкой на меня смотрел. Рядом с ним стояла инвалидная коляска, в ней находился укутанный пледом пожилой мужчина в темных очках и с маленькой аккуратно постриженной бородкой. Кажется, он дремал. Я остановилась, пригляделась и поняла, что знаю молодого человека, смотревшего на меня. Но где и когда я его видела, вспомнить не могла.
- Оль, ты, что ли? – первым спросил он.
  Я подошла к нему и, наконец, узнала. Это был мой бывший одноклассник – Алеша Абрамов.
- Я так на себя не похож?
- Ой, что ты, Алёшка! Просто все повзрослели, изменились.
  Я присела рядом с ним.
- Как поживаешь, видишь кого-нибудь из наших ребят? – поинтересовалась я.
- Нет, давно никого не вижу. Потом, я редко куда-либо хожу. А, как ты?
- Всё хорошо, работаю в школе.
- Молодец. Я помню, что тебе всегда нравилась шефская работа, с малышами возиться.
- Ну, да! Вот я теперь и учитель. А, ты, помниться, поступал в Лестех, приняли?
- Да, я закончил в 1994 году. Работал потом по специальности, ну а теперь… - он низко наклонил голову, будто потерял, что-то на дороге. Разгладил складку на брюках и на несколько секунд вы-разительно замолчал. В этот момент лицо его, как-то сразу осунулось.
  Я поняла неловкость его положения. Сам не может начать разговор, но очень хочет. О чем же спросить?
- Ты женат? – самый простой вопрос.
- Нет. Не был. Хотел, но не судьба.
  В этот момент старик в кресле задвигался и засопел. Алешка подсел к нему ближе и достал из внутреннего кармана пальто пластмассовую бутылочку с водой. Он поднес к его губам горлышко, дедушка попил и успокоился.
- Это твой дедушка? – спросила я и неожиданно стала свидетелем интересного рассказа.
- Нет, это мой отчим.
- Отчим? Но я помню твою маму, Тамару Сергеевну, она ещё у тебя молодая женщина!
- Да, так молодой и осталась. Она умерла в пятьдесят лет. И к тому моменту была ещё цветущей и красивой.
- Как?! Прости, я не знала.
- Что ж тут, ничего, что спросила. Вместе росли, учились… А мама… Ты знаешь, она меня одна воспитала. Мы жили вместе с бабушкой, отец появился только раз в моей жизни на моё совершеннолетие. Принес денег, отделался каким-то детским подарком и исчез уже навсегда. Мы жили втроем, все было замечательно и вот в сорок восемь лет на кафедру физики к ним прислали нового профессора. Мама с ним познакомилась, ему тогда было 53 года, - и Алеша кивнул на сидящего рядом мужчину.
- Она стала его женой?
-Да, влюбилась без памяти. Не спала ночей. Мне её тогда даже жалко было, она все боялась, что я не приму её выбора. Да, сперва был против, как и все эгоисты. Потом понял, что может быть этим она и будет, наконец, в жизни счастлива. Поженились они, к нам он переехал, бабушка отправилась в деревню, там и живет по сей день. Мама бросила работу, всё только ради него. Он научными трудами занимался, а она по библиотекам бегала, материалы ему нужные доставала, ночами их печатала, как могла помогала ему во всем. И дома тоже, все заботы на ней были. Я с работы поздно приходил, меня на все не хватало. А она крутилась, как белка в колесе. Но, ничего, справлялась. Приехал я, как-то, с отдыха, со своей невестой по путевке в санаторий ездил. Она мне и заявляет, что хотим, мол, ребенка своего родить. Я ещё совсем не старая, а мужу дитя свое хочется. Он захотел, а она и послушала. Все ему отдала и даже это, то есть, жизнь свою, потому что при родах – она умерла. Я отговаривал её тогда, да куда там! Всё ему, все для него. Чтобы счастлив был во всем, дитя свое имел, так как женат из-за науки никогда не был. Вот и все! Не спасли её когда рожала. А рожала в пятьдесят лет уже.
  Я была потрясена этой историей. Молча смотрела я на старика, но вопросов Абрамову больше не задавала. Он ответил на них сам.
- Отчим остался жить со мной после смерти матери. Сам чуть не умер с горя. Я его ненавидел  тогда, да и сейчас ненавижу. Этот человек у меня отнял все, самое драгоценное – мать!
- Что ты, он же рядом сидит!
- Пусть сидит, он все равно ничего не слышит. Он только на прикосновения реагирует.
  Абрамов откатил чуть коляску, чтобы было удобнее разговаривать и продолжил:
- Прошло три года и его отправили в командировку на Байкал. Вот там и произошло это, - Алеша кивнул на сидящего мужчину. – Ехали на машине с сотрудниками заповедника и разбились в лепешку. Машина в дребезги, всех всмятку, а он каким-то чудом выжил, но теперь инвалид. Ничего не слышит и не видит. Реагирует лишь на резкие звуки и прикосновения, но все понимает. Меня узнает.
- А в дом инвалидов его отдать, не пробовал? Там все-таки, персонал обученный. Я имею ввиду, уход.
- Так как дома, все равно не обиходят, да и не могу я этого сделать, в память о матери. Она ведь ему все отдала, понимаешь?
- Да, конечно.
- Бабушка помогает, приезжает иногда, социальный отдел прислал сиделку, но только я выгнал её. Она его обижала. Ушел с работы, расстался с невестой, она не могла жить в таких условиях. Вот уже восемь лет так. И меня лишил всего, не только мать мою. И я, получается, тоже все ему отдал.
  Алешка говорил зло, но ненависти в глазах не было. Только чуть подрагивали уголки его губ.
- Ну, все, пора нам. Пойдем, потихоньку. А ты звони, я телефон свой дам и адрес. Ребятам нашим, если встретишь, привет передавай. Скажи, пусть заходят, если кто захочет.
Алеша встал, подошел к отчиму, поправил на нем теплую шаль, укутал получше его сверху шерстяным клетчатым шарфом и, кивнув мне на прощание, медленно покатил коляску к выходу из парка по голой ещё и серой аллее. Я долго смотрела ему вслед. Я восхищалась и гордилась своим товарищем. Тепло и радостно мне было на душе от того, что в нашей России есть такие люди, которые умеют так, НЕНАВИДЕТЬ.

3 августа 2015. Ольга Азарова.


Рецензии
Жизнь намного более замысловата, чем самая изощрённая фантазия писателей... Впечатлили, Оленька, спасибо! Р.Р.

Роман Рассветов   28.01.2018 15:54     Заявить о нарушении
Да, жизнь не сравнится ни с каким даже самым изощренным сценарием. Поэтому мне интересно читать личные, настоящие воспоминания, такие, как у Вас. Там правда, чувства, события не вымышленные, а подлинные, живые. Верно говорят, что если хочешь поближе узнать человека, прочти его стихи или рассказы, а нет дара сочинять их, расспроси о семье и друзьях. Тут и раскрывается подлинность. Вот и я в основном, базируюсь в прозе на том, что есть, ведь лучше не выдумаешь, не расскажешь, не хватит фантазии такое придумать, что порой жизнь подбрасывает. Просто нужно видеть в простых событиях интересные моменты и уметь их описать. Порой одна единственная встреча на лавочке в парке, это целая бездна отношений.
Спасибо за Ваше неравнодушие, за внимание и очень интересные дискуссии!
С уважением!

Ольга Азарова 3   03.02.2018 17:38   Заявить о нарушении
Извините, Оленька, что только сейчас увидел Ваш ответ. Я, превыше всего, ценю именно быль, потому что это было на самом деле. Придумать можно, уууу! Но, это всего лишь выдумка, не более. Сейчас, буквально несколько дней назад, прочитал у Натальи Алекссевны Исаевой рассказ о её дяде Василии. Его из госпиталя отправили домой умирать, началась гангрена, ему кто-то посоветовал, как последнее средство спастись от смерти, натирать рану солью... Его 10-ти летняя сестрёнка, будущая мама Натальи, очень его любившая, делала эту страшную работу, а он, зажав в зубах палку, держась за что-то крепкое руками, что не мог сломать, терпел эту невыносимую муку... И Василий остался жить! Рана зажила, он опять отправился на фронт... Его убили весной 45-го года... Вы представляете, что это такое, какие были люди?! "Не то, что нынешнее племя"... Мама Василия, тридцать лет! истово ждала сына, верила, что он - не погиб, вернётся! Роберт.

Роман Рассветов   09.02.2019 01:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.