Воркута - город сильных. Токарская В. Г

Звезда заполярного театра

ХХ век оставил нашему народу удивительные истории, целое созвездие неповторимых человеческих судеб. И если роль мужчины не претерпела особых изменений, то на плечи женщины выпали ранее неслыханные испытания.
Валентина Георгиевна Токарская родилась 3 февраля 1906 года в Одессе. Ее ученические годы прошли в Киеве, среди его улиц, скверов и садов. Валентина обучалась в Фундуклеевской гимназии, в которой закончила курс 7 классов. Кроме того она посещала балетную школу, и именно этот опыт стал одним из важнейших в ее жизни.
Всматриваясь в фотографии Валентины Георгиевны во множестве ее ро-лей, ловишь себя на мысли, что она была рождена для сцены. Сложно принять мысль о том, что ее судьба могла бы сложиться иначе. Однако важнейшим для выбора жизненного пути, сама Валентина Георгиевна называла даже не свои желания или талант, а развод родителей в 1919 году. Как пишет Токарская в своей автобиографии «…мне пришлось пойти на сцену в 14 лет, чтобы зарабатывать на жизнь, т.к. я жила с матерью, которая никогда не работала».
Они с мамой переехали в Ташкент, где Валентина начала танцевать в балетной труппе оперного театра. Ее ухватила, завертела и понесла стремительная жизнь молодой привлекательной артистки: ранний брак, скорый раз-вод, смены сцен и амплуа.
В 1925 году она переходит из балета в оперетту, и начинаются ее много-летние гастроли по Советскому Союзу, происходит стремительное восхождение ее творческой звезды.
В 1933 году Токарская начинает работать в Московском мюзик-холле. Ее большой удаче стало знакомство с известным режиссером Яковом Протазановым, его приглашение сняться в музыкальном фильме «Марионетки». После выхода ленты на экран Валентину Георгиевну узнал весь Советский Союз. С афиши картины на зрителей смотрела улыбающаяся, феерическая и недоступная Ми в исполнении Валентины Токарской. Фильм «Марионетки» стал, пожалуй, первой кинокартиной, которая была продана для показа в США, после признания ими Советского Союза в 1933 году.
Валентина Токарская считалась самой красивой и самой богатой актрисой довоенной Москвы. В 1930-е годы не было человека, который бы не знал ее имени. Валентина Георгиевна разъезжала по городу в собственном авто-мобиле. Ею восхищались Зощенко и Горький, Ильф и Петров, Катаев и Твар-довский и многие представители творческой элиты столицы. В одном из любительских шахматных турниров ей без боя сдался Хосе Рауль Капабланка, третий чемпион мира по шахматам. После закрытия «буржуазного детища периода НЭПа» – Московского мюзик-холла Валентина Токарская перешла на службу в Театр Сатиры.
С началом Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, Токарская в составе одной из первых фронтовых бригад артистов отправилась в действующую армию. Там, в районе Вязьмы, вместе с частями Красной армии артисты попали в окружение. Скитания по лесам и деревням закончились тем, что пришлось регистрироваться в немецкой управе и просить раз-решения кормиться своей профессией. Собрали новую актёрскую бригаду, подготовили небольшую концертную программу.
С отступлением немцы погнали артистов с собой: Смоленск, Могилёв, Гомель, Барановичи, а потом все дальше и дальше до самой Германии. Здесь Валентина Токарская и Рафаил Холодов (Цеймах) выступали для русских военнопленных и граждан Советского Союза, угнанных в Германию.
Валентина Георгиевна вернулась домой только в конце 1945 года и 13 но-ября была арестована органами МГБ. Осудили ее в начале 1946 года Особым совещанием при МГБ СССР по статье 58 пункту 3 Уголовного кодекса РСФСР «Сношение с иностранными государствами или их отдельными представителями, … в чем бы это … ни выразилось». Это деяние наказывалось лишением свободы на срок не ниже трех лет. Бывшая звезда мюзик-холла получила практически минимальный срок – 4 года.
Сухие строки автобиографии, выведенные нервной рукой, фиксируют эти тягостные годы ее жизни. «Отбывала наказание сначала в Вологде, в колонии. Потом меня отправили по наряду в г. Воркуту, где я окончила срок наказания в 1949 г.». Заявку на знаменитую актрису прислал Воркутинский театр. В Воркуте, признавалась сама Валентина Георгиевна, она сыграла, «лучшие свои роли»: Марию Стюарт, Софью Ковалевскую. Токарская проработала в Заполярье на положении вольнонаемной актрисы еще четыре го-да, самостоятельно поставила две оперетты. Она стойко и с достоинством вынесла и это непростое испытание заключением, ссылкой и неволей. Как ни старался, я так и не смог найти сведений о реабилитации В.Г. Токарской.
В Воркуте Валентина Георгиевна знакомится с еще одной легендой московского творческого бомонда и … Воркутлага – Алексеем Каплером, который потом становится её мужем. Валентине Георгиевне, ее ролям, годам ее жизни в Воркуте посвящены многие страницы воспоминаний о жизни коллектива Воркутинского музыкально-драматического театра, которые хранятся в Воркутинском музейно-выставочном центре.
После возвращения в Москву, в 1953 году, она вновь вышла на сцену Театра Сатиры, чтобы уже не покидать её до последнего дня. Богемную и не-доступную Валентину Токарскую 1930-х годов на фотографиях послевоенной поры сменила все еще прекрасная Валентина Георгиевна, с глазами полными грусти и печали.
После возвращения в Москву Валентина Георгиевна еще несколько раз участвовала в съемках художественных фильмов. Ее лучшей кинематографической работой в послевоенные годы стала роль Карасевой - Тодгаст, бывшей надзирательницы немецкого концлагеря, американской шпионки в популярной детективной и приключенческой ленте 1956 года «Дело №306».
Каждый раз, просматривая заключительные сцены этой картины, задумываюсь: «Какой из пережитого опыта – тяжелые ли встречи на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории или допросы в тюрьмах МГБ – она использовала в этой своей работе?».
Возвращая долг любви и уважения перед ее талантом, Валентине Георгиевне Токарской, в 1993 году,  было присвоено звание «Народной артистки России». В день девяностолетнего юбилея Президент России Борис Николаевич Ельцин наградил ее орденом Дружбы.
Валентина Георгиевна Токарская – выдающаяся актриса, человек, непростой, яркой и во многом трагической судьбы скончалась 30 сентября 1996 года и была похоронена на Новом Донском кладбище в Москве.


Рецензии