К картине Айвазовского Золотой Рог. Босфор. 2-7

18. К картине Айвазовского «Золотой Рог. Босфор»

http://www.stihi.ru/2015/08/03/1636

http://www.proza.ru/2015/08/03/300

Талант от Бога в каждом вложен,
Сумей ты сам его встревожить...

   Красивейшая картина великого Айвазовского «Золотой Рог. Босфор» 1872 г., размер 83 х 104, в настоящее время находится в Нижегородском государственном художественном музее.
   Айвазовский был частым и желанным гостем в Турции. Его дед – выходец из Турции, в то время эти земли были армянскими. Достоверны  эти сведения или нет, но всё же следует отметить, что в книге воспоминаний Николая Кузьмина о его друге Иване Айвазовском, которая была издана в 1901 г., приведены сведения о его турецких корнях, записанные со слов самого художника.
   Героико-романтическая история повествует, что дед великого мариниста был турком и погиб в жестоком бою с солдатами русской армии при взятии крепости Бендеры: «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: "Остановись! Это сын мой! Он христианин!" Благородная ложь послужила во спасение, и ребёнок был пощажён. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина, и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь». «А далее со своим армянским благодетелем мальчик переехал подо Львов, получил хорошее образование и занялся торговым делом» (И. Рудычева). А потом переезжает в Феодосию. Правда это или домыслы, – мы до сих пор не знаем, что было двести с лишним лет назад, единственное, что мы знаем: в Турции был ГЕНОЦИД и многие армяне бежали через горы в Армению, Грузию, в Россию и на Украину, по дороге теряя своих детей и родственников от кровавого избиения турками.
   Но всё же, как и всех покинувших родину, Ивана Айвазовского тянет в Грецию и Турцию, где он пишет много картин, там ему приходилось исполнять множество заказов, он написал множество видов Константинополя, Стамбула и картину башни, освещённой вечерним солнцем с лёгким штормовым морем «Башни на скале у Босфора», 1858 г., картину с закатом «Лунная ночь в Константинополе», 1862 г., и прекрасную картину «Золотой Рог. Босфор» 1872 г.
   За великолепные картины Айвазовский удостоен больших подарков шаха.
   Стамбул всегда славился богатыми подарками из России и европейских стран, но наряду с этим там находится более 20 картин Айвазовского. Осматривая интерьер дворца Бейлербей, можно обратить внимание на плафоны светильников: большая их часть расписана Айвазовским. Дворец поистине огромен: здесь 285 комнат (посмотреть можно, естественно, не все), 34 зала, 6 бань. К осмотру посетителей открыта только часть комнат, парадные залы. Но, поверьте, и этого достаточно, чтобы пару часов ходить с раскрытым ртом. Там же расположились на стене более двадцати картин художника Айвазовского.
   Его картины украшают лучшие собрания мира. Сам же он, благодаря обучению у профессора Максима Воробьёва, играл на скрипке и, подобно своему учителю, великолепно ощущал незримую связь музыки и живописи.


Рецензии
Вас следует запомнить и возвращаться.
Пока - жму зеленую

Нина Тур   25.08.2015 17:52     Заявить о нарушении
Спасибо!Ниночка!Это интересно !"Тайна- Айвазовского Ивана Константиновича (18)http://www.proza.ru/2015/07/24/157 начало здесь 1-1 С теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   25.08.2015 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.